Файл: Практическое Задание Терехова А. Д.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое_Задание_ Терехова А.Д.

  1. Сделайте сравнительную характеристику индивидуальной психологии А. Адлера и аналитической психологии К. Юнга. Ответ предоставьте в свободной форме.

А. Адлер пересмотрел представления  Фрейда о соотношении сознания и  бессознательного, первичных влечениях  человека, причинах внутриличностных конфликтах, целях психотерапии.

В отличие от Фрейда Адлер  считал, что сознание и бессознательное  не являются антагонистическими частями  индивида, личность характеризуется  не внутренней противоречивостью, а  единством, которое отражается в  жизненном стиле, формирующемся  в процессе преодоления пережитых  в детстве трудностей и основывающемся на стремлении к цели. В понимании  Адлера, быть человеком - значит обладать чувством неполноценности, которое  компенсируется стремлением индивида к власти, превосходству, совершенству. Присущее ребенку чувство неполноценности  из-за физической незрелости, неуверенности  в себе, несамостоятельности, подчиненного положения среди других (родители, братья, сестры и окружающие его  люди) может перерасти в комплекс неполноценности, характеризующийся  гиперчувствительностью к обидам, поражениям и жаждой личного превосходства. Психической предрасположенностью ребенка к неврозу является чувство  неполноценности, компенсированное "мужским  протестом" (предковая форма психического тщеславия, предопределяющего мышление и действие человека). "Мужской  протест" оказывается чересчур обремененным честолюбием и жаждой власти.

Для того чтобы понять человека, недостаточно исходить из причинных  связей. Необходимо определить цель его  жизни, выступающую прежде всего в качестве достижения превосходства, превносящего в жизнедеятельность людей враждебность, воинственность, отрыв от реальности. Это определяет, по Адлеру, направленность исследования и лечения: сначала рассматривается цель превосходства, потом разъясняется состояние борьбы человека и только впоследствии выявляются источники заболевания.

С точки зрения Адлера, невроз - это ошибочная, с позиции культуры попытка человека избавиться от чувства  неполноценности, и обрести чувство  превосходства. Невроз не ведет к  социальной активности, не способствует решению жизненных проблем. Оторванный от реальности, невротик живет в  мире фантазий и использует различные  уловки для избежания ответственности. Лечение неврозов требует воспитательного воздействия на человека, коррекции его заблуждений и возвращения его в человеческое сообщество. Исцеление невротика основывается на сознательном развитии у человека чувства общности (социальный интерес), усиления чувства реальности, ответственности и замене скрытой враждебности взаимной доброжелательностью.


К. Г. Юнг переосмыслил принципиальные идеи классического психоанализа и  дал иную интерпретацию сексуальности, сновидений, природы и символики  бессознательного, структуры личности, этиологии и лечения неврозов, религии.

Не отрицая роли сексуальности  в жизнедеятельности индивида, Юнг тем не менее рассматривал ее как важное, но не единственное выражение психической цельности человека. В отличие от Фрейда он стремился исследовать духовную сторону сексуальности, ее нуминозный (языческий, демонический, мифологический) смысл, выходящий за пределы биологической функции либидо (сексуальная энергия).

Сознание и бессознательное, по Юнгу, имеют не противоположный  друг другу, а компенсаторный характер. Нет оснований предполагать, что  бессознательное следует иным законам, нежели сознание. Сновидения, способствующие изучению бессознательного, являются не искажением и маскировкой тайных желаний человека, а естественной реакцией саморегулирующейся психической  системы.

Юнг исходил из того, что  наряду с индивидуальным (личностным) бессознательным, являющимся главным  объектом исследования классического  психоанализа, имеется коллективное бессознательное, представляющее собой  характерный для всех рас и  народностей общечеловеческий опыт. Коллективное бессознательное содержит в себе скрытые следы памяти прошлого человечества и является духовным наследием, возрожденным в индивидуальной структуре  мозга. Если индивидуальное бессознательное  состоит по большей части из комплексов (первичных форм инстинктов, психических  фрагментов, выделившихся в самостоятельно функционирующие образы и идеи), то коллективное бессознательное в основном представлено архетипами (бессознательными праформами, принадлежащими унаследованной психической структуре, формальными образцами поведения, символическими бессодержательными схемами).

Как некие прообразы, врожденные возможности представлений всего  человеческого рода архетипы в своем  символическом виде могут выступать  в роли различных фигур, имеющих  важное психологическое значение для  человека. "Персона", "Тень", "Анима", "Анимус", "Самость" - вот только некоторые из них, с которыми приходится сталкиваться человеку, осуществляющему разбор со своим бессознательным.

"Персона" - маска коллективной  психики, компромисс между индивидом  и социальностью, дающий возможность, с одной стороны, производить определенное впечатление на людей, а с другой - скрывать свою истинную природу. "Тень" - негативная сторона человека, символизирующая примитивные агрессивные и разрушительные тенденции, таящиеся в глубинах психики. "Анима" и "Анимус" - коллективные образы в бессознательном мужчины и женщины, с помощью которых они постигают природу противоположного пола. "Самость" - психическая тотальность, Атман, Дао или сосуд для милости Божией, компенсация за

конфликт между внутренним и внешним, цель жизни человека.

Юнг полагал, что невроз проистекает  из фрагментарного состояния человеческого  сознания, когда комплексы ("маленькие  дьяволята") образуют автономные группы представлений и ассоциаций, имеющих  тенденцию самостоятельно перемещаться и жить собственной жизнью, независимо от намерений человека. Личность страдает от духовного расщепления. Человек  утрачивает ценностные ориентиры в  жизни, лишается внутренних символов, воплощенных в образе Бога, переживает своеобразный духовный вакуум.

Современный человек находится  как бы в поиске души. Поэтому  цель лечения, по убеждению Юнга, заключается  в оказании помощи человеку обрести  целостность, душевное равновесие. Аналитическая  психология способствует выявлению  подлинно духовных символов, смысла и  цели жизни индивида, самореализации его творческих задатков и дарований. Речь идет об индивидуации (процесс становления личности), обретении человеком своей Самости, которую Юнг называет "Богом внутри нас".

  1. Выделите основные моменты психоаналитического учения З. Фрейда.

Главная идея психоанализа – человеку нужна интерпретация, чтобы осознать свои мотивы поведения. Классический психоанализ по Фрейду – это когда пациент на приеме у психоаналитика озвучивает все свои страхи, мысли, сны и ассоциации. Основная задача специалиста по психоанализу – анализ услышанного. Основными положениями психоанализа по З. Фрейду являются:

  • конфликты между сознанием и бессознательным. Эти конфликты приводят к неврозу, страху, депрессии и другим расстройствам психики;

  • на основе иррациональных бессознательных влечений формируется поведение человека, его опыт и знания;

  • человек, который пытается осознать свои влечения, сам того не ведая, включает защитные механизмы, которые мешают процессу осознания;

  • можно нейтрализовать влияние бессознательного через осознание его. Психоанализ по Фрейду – это терапия, которая предполагает решение проблемы.



  1. Изобразите пирамиду потребностей А. Маслоу. Согласны ли вы с иерархичностью потребностей в данной пирамиде? Может ли человек реализовать высшие потребности, миную реализацию базовых потребностей?




Я согласна с Маслоу. Как несложно заметить, пирамида потребностей является не просто их классификацией, а отображает некую иерархию: инстинктивные потребности, базовые, возвышенные. Каждый человек испытывает все эти желания, но в силу здесь вступает следующая закономерность: базовые потребности считаются доминирующими, а потребности более высокого порядка активизируются только тогда, когда удовлетворены базовые. Но следует понимать, что выражаться потребности могут совершенно по-разному у каждого человека. И происходит это на любой ступени пирамиды. По этой причине человек должен правильно понимать свои желания, учиться их интерпретировать и адекватно удовлетворять, в ином случае он постоянно будет находиться в состоянии неудовлетворённости и разочарованности.

  1. Какая из теорий личности, представленных в модуле, больше Вам импонирует и почему?

Из представленных теорий личности в модуле, мне больше всего импонирует «Индивидуальная психология А. Адлера». Это одно из направлений классического психоанализа, созданное австрийским психологом Альфредом Адлером, в котором главную роль играют социальные факторы, т.е. поведение человека определяется в первую очередь не биологическими, а социальными факторами и вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля». Адлер минимизировал роль сексуальных сил в формировании личности и сконцентрировался в большей степени не на бессознательном, а на сознательных факторах поведения. Адлер подчерки­вал значение наших целей на будущее. Борясь за достижение целей или ожидая наступления некоторых событий в будущем, мы тем самым оказываем влияние на свое нынешнее поведение, а также всячески подчеркивал единство и со­гласованность личности. Ключевым моментом индивидуальной психологии Адлера, отличающей ее от психоанализа Фрейда и Юнга, является отказ от идеи бессознательного, как основной движущей силы. У Адлера над человеком главенствует сила общественных связей, контакты и чувство единства с другими.


Его психология индивидуальности призывает человека сохранить свое особое содержание, развить его и осознать во всех проявлениях, полностью приняв таким, какое оно есть. Это, по мнению Адлера, и по моему мнению, сформирует у человека личный подход к жизни, индивидуальное поведение и стиль.