Файл: Проектирование валов. Эскизная компоновка редуктора.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт нефти и газа
Кафедра «Прикладной механики»
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №5
по дисциплине «Детали машин и основы конструирования»
тема «Проектирование валов. Эскизная компоновка редуктора»
Вариант № 7
Руководитель А. В. Колотов
подпись, дата инициалы, фамилия
Студент гр. НБ20-02Б, 082049670 Н. С. Кравец
номер группы, зачетной книжки подпись, дата инициалы, фамилия
Красноярск
2022
Задание:
Для ранее рассчитанной передачи зацеплением требуется:
1. Определить нагрузки на валах редуктора:
1.1. Определить силы в зацеплении редукторной передачи;
1.2. Определить величины консольных сил.
2. Составить силовую схему нагружения валов редуктора.
3. Выполнить приближенный расчет валов и произвести предварительный выбор подшипников. Составить эскизную компоновку (формат А1).
4. Для составленной расчетной схемы вала:
4.1. Определить реакций в опорах подшипников;
4.2. Построить эпюры изгибающих и крутящих моментов.
5. Выполнить проверочный расчет предварительно выбранных подшипников.
6. Выполнить чертеж проектируемого вала (формат А3), в соответствии с рекомендациями, изложенными: Курмаз, Л.В. Детали машин. Проектирование: Справочное учебно-методическое пособие/Л.В. Курмаз, А.Т. Скойбеда. – М.: Высш. шк., 2004. – 309 с: ил.
Рисунок 1 – Кинематическая схема механизма
Таблица 1 – Исходные данные
Вариант | Исходные данные в соответствии с самостоятельной работой № | Консольная сила | Проектируемый вал | |
Быстроходный вал | Тихоходный вал | |||
16 | 2 | Консольная сила от: - ременной передачи 400 Н; | Консольная сила от: - цилиндрической передачи Ft=760 H Fr=280,88 Н Fa=134 Н. | тихоходный |
1 Выбор конструкционных материалов и допускаемых напряжений червячного колеса
Редукторные валы испытывают два вида деформации – изгиб и кручение. Деформация кручения на валах возникает под действием вращающих моментов, приложенных со стороны двигателя и рабочей машины. Деформация изгиба валов вызывается силами в зубчатом зацеплении закрытой передачи и консольными силами со стороны открытых передач и муфт.
1.1 Определение сил в зацеплении цилиндрической передачи
Согласно заданию расчет выполняется для закрытой прямозубой цилиндрической передачи. В этом случае в зацеплении будет действовать две силы: окружная и радиальная (рис.2).
Рисунок 2 – Силы в зацеплении цилиндрической прямозубой передачи
Таблица 2 – Силы в зацеплении закрытой передачи
Силы в зацеплении | Значение силы, Н | |
На шестерне | На колесе | |
Окружная | | |
Радиальная | | |
Момент на быстроходном валу
(1.1)
1.2 Определение консольных сил
На входную часть шестерни цилиндрической прямозубой передачи будет действовать консольная сила от ременной передачи, а на выходную часть тихоходного вала консольная сила от цепной передачи.
Консольная сила от ременной передачи
400 H
Консольная сила от шестерни цилиндрической передачи
Составляем силовую схему нагружения валов редуктора (рис.3).
Рисунок 3 – Силовая схема нагружения валов
2 Проектный расчет валов
2.1 Выбор материала валов
В проектируемых редукторах рекомендуется применять термически обработанные среднеуглеродистые и легированные стали 45, 40Х, одинаковые для быстроходного и тихоходного вала. Принимаем сталь 45.
Механические характеристики сталей для изготовления валов определяются по таблице 3.2 [1, стр.53].
2.2 Выбор допускаемых напряжений на кручение
Проектный расчет валов выполняется по напряжениям кручения (как при чистом кручении), т. е. при этом не учитывают напряжения изгиба, концентрации напряжений и переменность напряжений во времени (циклы напряжений). Поэтому для компенсации приближенности этого метода расчета допускаемые напряжения на кручение применяют заниженными Н/мм2. При этом меньшие значения – для быстроходных валов, большие для тихоходных.
2.3 Определение геометрических параметров ступеней валов
Редукторный вал представляет собой ступенчатое цилиндрическое тело, количество и размеры ступней которого зависят от количества и размеров установленных на вал деталей (см. рисунок 4 и 5).
Проектный расчет ставит целью определить ориентировочно геометрические размеры каждой ступени вала: ее диаметр и длину [1, стр.112÷113, табл. 7.1].
Определим геометрические параметры ступеней быстроходного вала.
Рисунок 4 – Типовая конструкция быстроходного вала–шестерни.
Первая ступень вала (под шкив ременной передачи):
мм; (2.1)
По ряду нормальных линейных размеров, принимаем
мм.
; (2.2)
По стандартному ряду мм;
Размер фаски мм.
Вторая ступень вала (под подшипник и уплотнение)
мм; (2.3)
По ГОСТ 6636-69
где – значение высоты буртика.
мм. (2.4)
По ряду нормальных линейных размеров, принимаем мм.
Третья ступень вала (под шестерню)
мм; (2.5)
где – координаты фаски подшипника.
По ряду нормальных линейных размеров, принимаем мм.
– определяется графически на эскизной компоновке.
Четвертая ступень вала (под подшипник)
мм;
23 мм (длина участка соответствует ширине радиального шарикового однорядного подшипника 308 ГОСТ 8338–75).
Определим геометрические параметры ступеней тихоходного вала.
Первая ступень вала (под цилиндрическую передачу)
мм;
По ряду нормальных линейных размеров, принимаем мм.
мм. (2.6)
По ряду нормальных линейных размеров, принимаем мм.
Размер фаски c=1,6 мм.
Рисунок 5 – Типовая конструкция тихоходного вала одноступенчатого цилиндрического редуктора
Вторая ступень вала (под подшипник и уплотнение)
мм.
По ряду нормальных линейных размеров, принимаем
мм.
мм; (2.7)
По ряду нормальных линейных размеров, принимаем мм.
Третья ступень вала (под колесо)
мм;
По ряду нормальных линейных размеров, принимаем мм.
– определяется графически на эскизной компоновке.
Четвертая ступень вала (под подшипник)
мм;
20 мм (длина участка соответствует ширине радиального шарикового однорядного подшипника 205 ГОСТ 8338–75).
Пятая ступень вала (бурт)
По ряду нормальных линейных размеров, принимаем мм.
С учётом изменившихся параметров (диаметр вала под ступицу колеса) определяем параметры зубчатого колеса [3. стр.139] по формулам аналогичным как во второй самостоятельной работе.
Толщину ступицы определяем по формуле
48 19,2=19 мм (3.2)
Диаметр ступицы рассчитываем по формуле
48+ 2 мм (3.3)
Длина ступицы определяется по формуле
(3.4)
Толщина обода венца рассчитывается по формуле
1=2,5 мм (3.5)
Толщину диска определяем по формуле
50= 15 мм (3.6)
Фаска венца на диаметре вершин считается по формуле
1=0,5 мм (3.7)
Диаметр расположения отверстий определяется по формуле
(3.8)
Диаметр отверстий рассчитываются по формуле