Файл: Методические рекомендации по развитию одного из видов музыкального творчества детей старшего дошкольного возраста предназначенные для музыкальных руководителей или воспитателей детского сада.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 214
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание 1
Цель: Закрепление и расширение знаний о современных педагогических системах музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Задание 1.Разработайте методические рекомендации по развитию одного из видов музыкального творчества детей старшего дошкольного возраста предназначенные для музыкальных руководителей или воспитателей детского сада.
«Методические рекомендации по развитию одного из видов музыкального творчества детей старшего дошкольного возраста для музыкальных руководителей и воспитателей детского сада»
Цель: Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Основные задачи обучения детей пению:
-
Формировать у детей певческие умения, навыки, способствующие выразительному исполнению. -
Учить детей исполнять песни с помощью воспитателя и самостоятельно в сопровождении и без сопровождения инструмента, на занятиях и вне его. -
Развивать музыкальный слух, приучая различать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их длительность, направление движения мелодии, слышать себя во время пения, слуховой самоконтроль. -
Развивать голос, формируя естественное детское звучание, укрепляя и расширяя певческий диапазон. -
Помогать проявлению творческих способностей, самостоятельному использованию знакомых песен в играх, хороводах, игре на детских музыкальных инструментах.
Интеграция образовательных областей «Музыка» и «Здоровье»
-
Создавать полноценные условия для сохранения здоровья детей -
Развивать интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии -
Внедрить эти технологии в ежедневный образовательный процесс -
Закрепить навыки и умения детей с целью улучшения физического здоровья, голосовых и музыкальных данных. -
Создать комфортные условия для здоровья психики ребёнка в образовательном процессе.
Голос – это уникальный дар, полученный каждым человеком при рождении.
Голос является частью той энергии, жизненной силы, которая дарована каждому ребёнку.
Голос - это инструмент общения человека с окружающим миром.
Голос - музыкальный инструмент, единственный и неповторимый. При помощи этого инструмента человек может выразить своё настроение, передать в пении своё эмоциональное и душевное состояние.
Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем другой музыкальный жанр. Хоровое пение объединяет детей, создаёт условия для их эмоционального, музыкального общения. Совместное пение развивает чувство коллективизма.
Певческие навыки и умения.
Чтобы успешно решить задачи, необходимо обучать детей навыкам и умениям, которые включают в себя певческую установку, вокальные и хоровые навыки.
Певческая установка – это правильная поза. Во время пения дети должны сидеть прямо, не поднимая плеч, не горбясь, слегка опершись на спинку стула, который должен соответствовать росту ребёнка. Руки на колени.
Вокальные навыки – это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции. Вдох должен быть быстрым, глубоким и бесшумным, а выдох – медленным. Слова произносят чётко, ясно. При этом важно следить за правильным положением языка, губ, свободным движением нижней челюсти.
Хоровые навыки – это взаимодействие ансамбля и строя.
Ансамбль (с французского «слитность») – это правильное соотношение силы и высоты хорового звучания, выработка унисона и тембра.
Строй – это точное, чистое певческое интонирование.
В детском саду детей обучают простейшим певческим навыкам:
- правильному звукообразованию;
- правильному дыханию;
- хорошей дикции;
- чистоте интонации;
- ансамблю – стройному, согласованному пению.
Звукообразование
Это способ извлечения звука. Дети должны петь естественным высоким светлым звуком, без крика и напряжения.
Дыхание
В пении большое внимание имеет дыхание. На музыкальных занятиях дыхание укрепляется и углубляется при помощи пения; музыкальный руководитель следит за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами.
Дикция
Выразительность исполнения песни зависит не только от интонационно точного пения мелодии, но и от правильности и ясности произношения слов (дикции). От дикции поющих часто зависит и качество звучания мелодии. Педагоги должны научить детей певческой дикции, объяснить им, что надо так спеть песню, чтобы слушатели могли понять о чём поётся, показать, как произносятся отдельные слова, фразы.
Правильному произношению слов способствуют:
- выразительное чтение педагогом текста песни в процессе её разучивания; применяется во всех группах.
- коллективное пропевание текста на распев, негромко, на высоком звучании, в умеренном темпе так, чтобы все слова звучали ясно, выразительно.
- разъяснение смысла некоторых незнакомых слов, правильное и отчётливое их произношение.
В старших группах рекомендуется приём коллективного произнесения текста шёпотом на высоком звучании в ритме песни, с чёткой артикуляцией.
Важно развивать у детей подвижность артикуляционного аппарата с помощью упражнений. Ясное звучание согласных, мягкие окончания фраз, смысловые акценты, осмысленное произнесение текста делают пение более выразительным.
Чистота вокальной интонации
Это интонационно точное воспроизведение мелодии. Чистота интонации зависит от степени развитости музыкального слуха и от объёма слуховых представлений. Для достижения чистоты интонации огромное значение имеет правильное дыхание, умение сосредоточиться на мелодии, различать и воспроизводить голосом звуки разной высоты.
В каждой группе встречаются дети, поющие фальшиво.
Причины этого различны:
- не в порядке голосовой аппарат;
- другие плохо слышат после перенесённых инфекционных заболеваний;
- застенчивы;
- не обладают устойчивым вниманием;
- нарушения в артикуляционном аппарате, неумении извлечь звук.
Для достижения чистоты интонации необходимо:
- выбрать песни, удобные по диапазону для данной группы детей; с короткими фразами, между которыми можно брать дыхание;
- давать детям слушать песни в хорошем исполнении взрослых и детей;
- систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без инструментального сопровождения;
- петь детям не только всем вместе, но и небольшими подгруппами и по одному, тогда дети лучше слышат себя и друг друга;
- вырабатывать у детей умение себя слушать, осознавать качество своего исполнения;
- фальшиво поющим детям уделить особое внимание; для этого их лучше размещать на музыкальных занятиях так, чтобы они сидели ближе к музыкальному руководителю, лучше слышали его исполнение; наблюдали за его артикуляцией, слышали чисто поющих детей, сидящих сзади (в работе с такими детьми полезно отмечать, поощрять каждое достижение);
- разучивать мелодии в замедленном темпе, по частям и фразам;
- транспонировать мелодию в ту тональность, в которой детям удобно петь, и постепенно, по полутонам, довести её до нужного уровня.
- использовать на занятиях моделирование (демонстрация на фланелеграфе звуков мелодии. Показ движений рукой, дидактические игры и т. п.)
Особое внимание надо уделить индивидуальным занятиям, где учитываются особенности каждого ребёнка.
Получить чистоту интонации в пении помогают следующие приёмы:
- настройка на первом звуке песни;
- пение мелодии педагогом (восприятие детьми мелодии с голоса)
- исполнение мелодии на фортепиано, других инструментах;
- разучивание мелодии в замедленном темпе, по частям, по фразам;
- пение небольшими группами и соло.
Ансамбль
Стройное, чистое, согласованное пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. В пении хором необходимо приучать детей слушать себя и других, и сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся.
Большое влияние на стройность и согласованность пения оказывает объединяющее детей настроение.
Для того чтобы научить детей стройному согласованному пению, необходимо прежде всего перед началом пения сконцентрировать внимание детей. Если в песне есть фортепианное вступление. Музыкальный руководитель подаёт знак – взмах рукой или кивок головой.
Постановка певческого голоса ребёнка, его особенности.
Голоса детей уже в дошкольном возрасте делятся на три природных типа: высокие, средние, низкие, каждый из которых характеризуется присущим ему тембровой окраской, общим звуковысотным и примарным диапазонами.
В удобной, соответствующей голосу тесситуре ребёнок поёт значительно чище интонационно, и при этом естественно, свободно и красиво.
Работа по постановке детского голоса должна начинаться уже в младшей группе, но её следует проводить очень осторожно и постепенно, в соответствии с природными типами голосов.
Необходимо ввести детей в певческую деятельность, проводя эту работу последовательно и постепенно.
На основании данных, полученных на индивидуальных диагностических занятиях, через 1-2 месяца детей нужно разделить по голосам и всю дальнейшую работу вести в соответствии с природным голосом каждого ребёнка. В течении первого года работа по постановке детского голоса должна идти, в основном, индивидуально.
Работа над певческим голосом с самого начала должна быть подчинена музыкально-художественным задачам.
На групповых, коллективных занятиях детей нужно посадить в три ряда по голосам: низкие (ближе к фортепиано, средние и высокие.
На каждом занятии необходимо использовать распевание по голосам для «разогревания» певческого аппарата. Направление движения мелодии в распевках должно быть преимущественно нисходящим. При этом необходимо подбирать песни для соответствующих голосов или транспонировать имеющиеся.
Дети, как известно, очень склонны к подражанию вообще и к подражанию голосу, характеру его звучания в особенности, поэтому педагог должен работать над своим собственным певческим голосом, чтобы его показ песни детям был по возможности профессиональным.
В программу каждой возрастной группы отбираются песни, доступные по содержанию детям того или иного возраста. Чем младше ребёнок, тем проще песня. Песни должны отличаться небольшим диапазоном, в соответствии с голосовыми возможностями детей, примерно в следующих пределах: ми - ля (младшая группа); ре – си (средняя группа); до – ре (старшие группы).
Обычно в песнях для дошкольников преобладают короткие музыкальные фразы, чтобы дети могли своевременно взять дыхание. Ритм песен так же несложен и состоит из сочетания нот различной длительности – восьмых, четвертных, половинных. Чаще всего песни исполняются в небыстром темпе. Петь громко не рекомендуется. Сила звучания детских голосов умеренная, так как голосовые связки ещё не сформированы.
Самый удобный материал для занятий с детьми всех возрастов – народные попевки, песни, хороводы. Их мелодии просты и доступны дошкольникам. Они чаще исполняются без сопровождения, способствуют развитию слуха, формируют вкус, могут понадобиться в различных жизненных ситуациях.
Охрана детского певческого голоса
Учитывая хрупкость и слабость голосового аппарата ребёнка дошкольного возраста, педагог должен строить свою работу так, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, без крика.
- удержать детей от громкого пения, особенно, от длительного громкого пения (прежде всего во время разучивания); негромкое пение – одно из важных условий, обеспечивающих нормальное звучание детских голосов, а следовательно, их нормальное развитие; и не следует ни в коем случаи этого от них требовать;
- при выборе репертуара обращать внимание на звуковой диапазон песен, который должен соответствовать объёму голоса детей данной группы; исполнение детьми трудных песен из репертуара взрослых и школьных массовых песен – недопустимо;