Файл: Могилев А.В. Информатика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2021

Просмотров: 6797

Скачиваний: 51

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

201 

фессиональные программисты, художники, мультипликаторы; это достаточно процветающая под-
отрасль  индустрии  программирования.  Как  и  многие  человеческие  достижения,  компьютерные 
игры можно использовать во благо и во зло. 

Компьютерные игры ориентируются на развитие у игроков определенных знаний, навыков, 

способностей. Как правило, в компьютерных играх от игрока требуется 

• владение средствами управления, быстрота и точность манипуляций; 
• быстрая и правильная реакция на происходящие события; 
• чувство времени, умение выдерживать заданные временные интервалы; 
• способность следить за несколькими объектами одновременно; 
• знание географии игрового поля, законов игрового мира; 
• знание конкретной предметной области, которая моделируется в игре; 
• умение искать закономерности; 
• умение предугадывать действия противника; 
• знание алгоритма и стратегии выигрыша; 
• способность к быстрому и максимально полному перебору основных вариантов; 
• память на текущие события; 
• использование прошлого опыта, что происходило в предыдущих сеансах игры; 
• способность интенсивно работать в течение всего сеанса игры. 
В разных играх необходимы разные качества. Привлекательность компьютерных игр опре-

деляется следующими факторами: 

• интересным сценарием; 
• богатым внешним оформлением; 
• кажущейся простотой; 
• бесконечностью игры (недостижимостью поставленной цели); 
• наличием большого числа стратегий; 
• разнообразием игровых ситуаций. 
В компьютерных играх можно выделить следующие категории: 
• игры на мастерство; 
• азартные игры; 
• логические игры; 
• обучающие (дидактические) игры. 
Игры на мастерство основаны на управлении игровыми объектами. В азартных играх исход 

в большей степени зависит от случайности, везения. Логические игры содержат стратегию пове-
дения игрока, зависящую от игровых ходов соперника или от игровой ситуации. В обучающих иг-
рах объектом управления становится ученик, а целью - отработка некоторых навыков и усвоение 
знаний. 

По способам реализации игры можно классифицировать по признакам: 

 

дискретные и игры с режимом реального времени; 

 

антагонистические и неантагонистические; 

 

конечные и бесконечные; 

 

со случайными событиями или детерминированные; 

 

для одного или двух и более участников; 

 

игры с разным уровнем сложности. 

Самые распространенные компьютерные игры - пошаговые, конечные, детерминированные 

для двух участников, один из которых компьютер. 

По структуре в компьютерных играх можно выделить три блока и три уровня: 

 

блок игровой среды (правила игры); 

 

блок взаимодействия с играющим (интерфейс); 

 

блок оценки игровой ситуации (анализ); 

 

уровень оперативный (текущее управление клавишами); 

 

уровень тактический (локальные цели, усложнение игры); 

 

уровень стратегический (конец игры, фиксация результатов).  

Общая структура компютерных игр представлена на рис. 2.31. 
 


background image

 

202 

 

 

Рис. 2.31.

 Общая структура компьютерных игр 

 

Блок  игровой  среды

  -  это  та  сцена,  тот  трехмерный  компьютерный  мир,  в  котором  есть 

все, что стоит, лежит, движется, появляется и исчезает в соответствии со смыслом и законами иг-
ры. 

Блок взаимодействия

 - это все то в программе, что позволяет играющему изменять то, что 

предусмотрено блоком игровой среды. 

Блок оценки

 - это условия для играющего и для объектов игры на игровой сцене. Это под-

счет числа очков, описание или показ начальной и конечной игровой ситуации в игре. 

Удается  выделить  три  иерархических  уровня,  которые  позволяют  правильно  построить 

схему игры: оперативный, тактический и стратегический. 

Оперативный

 

уровень

  -  это  изменение  объектов  на  игровой  сцене  посредством  нажатия 

клавиш  или  управляющего  устройства  (мышь,  джойстик).  Результатом  действия  оперативного 
уровня должно быть отображение всех перемещений и изменений на экране дисплея. 

Тактический

 

уровень

  включает  и  оперативный.  Действия  на  этом  уровне  ведут  к  дости-

жению некоторой вполне определенной локальной цели. Изменения сложности игры, темпа, уров-
ня происходят на этом этапе. 

Стратегический  уровень

  включает  тактический  и  содержит  несколько  самостоятельных 

блоков:  ввод  на  игровую  схему  всех  объектов  для  определения,  задания  и  визуализации  их  на-
чальных параметров, проверка критериев окончания игры, фиксации и визуализации результатов 
всей игры в целом и результатов прошлых игр. 

 

13.2. ОБЗОР КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР 

 

Компьютерные игры бывают разные и каждая

 

из них требует разных ресурсов компьютера. 

Ниже приведен краткий обзор компьютерных игр. 
 

Игры на мастерство 

 
1. Имитационные игровые виды спорта: футбол, волейбол, теннис и т.д. 
2.  Военные  игры:  морские  бои,  воздушные  бои,  звездные  воины,  игры  с  вооружениями  и 

др. 

3. Рукопашные схватки: каратэ, кунг-фу, тэквондо. 
4. Профессиональные игры: авторалли, пилотирование самолета и др. 
5. Приключенческие игры: путешествия, подвиги, приключения. 
6. Графические игрушки: тетрис, выбивалки, «живые картинки» и т.д. 
7. Учебные тренажеры: азбука, клавиатурный тренажер и др. 
 

Азартные игры 

 
1. Карточные игры: пасьянсы, покер, преферанс, марьяж, бридж и т.п. 
2. Имитационные азартные игры: кости, рулетка, «поле чудес» и др. 
 

Логические игры 

 
1. Шахматные игры: шашки, шахматы, реверси и т.п. 
2.  Логические  учебные  развивающие  игры:  крестики  -  нолики,  минер,  лабиринты,  угадан 

число, слово, быки и коровы, поле чудес, ним и др. 

 


background image

 

203 

Обучающие игры 

 
Особая  роль  в  мире  компьютерных  игр  принадлежит  обучающим  и  развивающим  играм. 

Педагогам хорошо известна важность и высокая эффективность игровых форм обучения, особен-
но успешно применяемых при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Су-
ществуют, например, специальные среды для начального обучения информатике с забавными ис-
полнителями, которые в игровой форме отрабатывают простые пользовательские навыки, навыки 
алгоритмизации  и  т.д.  Так,  созданная  под  руководством  Ю.А.Первина  среда  «Роботландия»  с  ее 
забавными исполнителями «Машинист», «Буквоед», «Кукарачча» и др. с успехом используется во 
многих школах. 

До  недавнего  времени  основная  масса  игр  требовала  минимальных  компьютерных  ресур-

сов.  Современная  индустрия  компьютерных  игр  нацелена  на  использование  технологии  мульти-
медиа и виртуальной реальности. Для них требуются высокие характеристики компьютера и его 
периферии. 

 

Контрольные вопросы 

 

1. В чем полезность компьютерных игр? Может ли компьютерная игра приносить вред? 
2. На какие основные группы можно разделить компьютерные игры и в чем их 
различия? 
 


background image

 

204 

 


background image

 

205 

 

Дополнительная литература к главе 2 

 

1. 

Андриес ВанДааг.

 Машинная графика // Современный компьютер. - М.: Мир, 1986.