ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.03.2021
Просмотров: 6797
Скачиваний: 51
201
фессиональные программисты, художники, мультипликаторы; это достаточно процветающая под-
отрасль индустрии программирования. Как и многие человеческие достижения, компьютерные
игры можно использовать во благо и во зло.
Компьютерные игры ориентируются на развитие у игроков определенных знаний, навыков,
способностей. Как правило, в компьютерных играх от игрока требуется
• владение средствами управления, быстрота и точность манипуляций;
• быстрая и правильная реакция на происходящие события;
• чувство времени, умение выдерживать заданные временные интервалы;
• способность следить за несколькими объектами одновременно;
• знание географии игрового поля, законов игрового мира;
• знание конкретной предметной области, которая моделируется в игре;
• умение искать закономерности;
• умение предугадывать действия противника;
• знание алгоритма и стратегии выигрыша;
• способность к быстрому и максимально полному перебору основных вариантов;
• память на текущие события;
• использование прошлого опыта, что происходило в предыдущих сеансах игры;
• способность интенсивно работать в течение всего сеанса игры.
В разных играх необходимы разные качества. Привлекательность компьютерных игр опре-
деляется следующими факторами:
• интересным сценарием;
• богатым внешним оформлением;
• кажущейся простотой;
• бесконечностью игры (недостижимостью поставленной цели);
• наличием большого числа стратегий;
• разнообразием игровых ситуаций.
В компьютерных играх можно выделить следующие категории:
• игры на мастерство;
• азартные игры;
• логические игры;
• обучающие (дидактические) игры.
Игры на мастерство основаны на управлении игровыми объектами. В азартных играх исход
в большей степени зависит от случайности, везения. Логические игры содержат стратегию пове-
дения игрока, зависящую от игровых ходов соперника или от игровой ситуации. В обучающих иг-
рах объектом управления становится ученик, а целью - отработка некоторых навыков и усвоение
знаний.
По способам реализации игры можно классифицировать по признакам:
дискретные и игры с режимом реального времени;
антагонистические и неантагонистические;
конечные и бесконечные;
со случайными событиями или детерминированные;
для одного или двух и более участников;
игры с разным уровнем сложности.
Самые распространенные компьютерные игры - пошаговые, конечные, детерминированные
для двух участников, один из которых компьютер.
По структуре в компьютерных играх можно выделить три блока и три уровня:
блок игровой среды (правила игры);
блок взаимодействия с играющим (интерфейс);
блок оценки игровой ситуации (анализ);
уровень оперативный (текущее управление клавишами);
уровень тактический (локальные цели, усложнение игры);
уровень стратегический (конец игры, фиксация результатов).
Общая структура компютерных игр представлена на рис. 2.31.
202
Рис. 2.31.
Общая структура компьютерных игр
Блок игровой среды
- это та сцена, тот трехмерный компьютерный мир, в котором есть
все, что стоит, лежит, движется, появляется и исчезает в соответствии со смыслом и законами иг-
ры.
Блок взаимодействия
- это все то в программе, что позволяет играющему изменять то, что
предусмотрено блоком игровой среды.
Блок оценки
- это условия для играющего и для объектов игры на игровой сцене. Это под-
счет числа очков, описание или показ начальной и конечной игровой ситуации в игре.
Удается выделить три иерархических уровня, которые позволяют правильно построить
схему игры: оперативный, тактический и стратегический.
Оперативный
уровень
- это изменение объектов на игровой сцене посредством нажатия
клавиш или управляющего устройства (мышь, джойстик). Результатом действия оперативного
уровня должно быть отображение всех перемещений и изменений на экране дисплея.
Тактический
уровень
включает и оперативный. Действия на этом уровне ведут к дости-
жению некоторой вполне определенной локальной цели. Изменения сложности игры, темпа, уров-
ня происходят на этом этапе.
Стратегический уровень
включает тактический и содержит несколько самостоятельных
блоков: ввод на игровую схему всех объектов для определения, задания и визуализации их на-
чальных параметров, проверка критериев окончания игры, фиксации и визуализации результатов
всей игры в целом и результатов прошлых игр.
13.2. ОБЗОР КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР
Компьютерные игры бывают разные и каждая
из них требует разных ресурсов компьютера.
Ниже приведен краткий обзор компьютерных игр.
Игры на мастерство
1. Имитационные игровые виды спорта: футбол, волейбол, теннис и т.д.
2. Военные игры: морские бои, воздушные бои, звездные воины, игры с вооружениями и
др.
3. Рукопашные схватки: каратэ, кунг-фу, тэквондо.
4. Профессиональные игры: авторалли, пилотирование самолета и др.
5. Приключенческие игры: путешествия, подвиги, приключения.
6. Графические игрушки: тетрис, выбивалки, «живые картинки» и т.д.
7. Учебные тренажеры: азбука, клавиатурный тренажер и др.
Азартные игры
1. Карточные игры: пасьянсы, покер, преферанс, марьяж, бридж и т.п.
2. Имитационные азартные игры: кости, рулетка, «поле чудес» и др.
Логические игры
1. Шахматные игры: шашки, шахматы, реверси и т.п.
2. Логические учебные развивающие игры: крестики - нолики, минер, лабиринты, угадан
число, слово, быки и коровы, поле чудес, ним и др.
203
Обучающие игры
Особая роль в мире компьютерных игр принадлежит обучающим и развивающим играм.
Педагогам хорошо известна важность и высокая эффективность игровых форм обучения, особен-
но успешно применяемых при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Су-
ществуют, например, специальные среды для начального обучения информатике с забавными ис-
полнителями, которые в игровой форме отрабатывают простые пользовательские навыки, навыки
алгоритмизации и т.д. Так, созданная под руководством Ю.А.Первина среда «Роботландия» с ее
забавными исполнителями «Машинист», «Буквоед», «Кукарачча» и др. с успехом используется во
многих школах.
До недавнего времени основная масса игр требовала минимальных компьютерных ресур-
сов. Современная индустрия компьютерных игр нацелена на использование технологии мульти-
медиа и виртуальной реальности. Для них требуются высокие характеристики компьютера и его
периферии.
Контрольные вопросы
1. В чем полезность компьютерных игр? Может ли компьютерная игра приносить вред?
2. На какие основные группы можно разделить компьютерные игры и в чем их
различия?
204
205
Дополнительная литература к главе 2
1.
Андриес ВанДааг.
Машинная графика // Современный компьютер. - М.: Мир, 1986.