ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 343
Скачиваний: 31
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста (ДО)
Самостоятельная работа по теме 1.2
Цель: закрепить знания об особенностях общения детей дошкольного возраста со взрослыми, сформировать умение общаться с детьми дошкольного возраста с учетом знания возрастных особенностей развития общения, умение разрабатывать предложения по коррекции организации различных видов общения детей.
Задания для самостоятельной работы:
Задание 1. Заполните таблицу «Модели взаимодействия взрослого с ребенком».
Параметр | Учебно-дисциплинарная модель | Модель невмешательства в жизнь ребенка | Личностно-ориентированная модель |
Основное содержание | являются фронтальные формы работы с детьми, и прежде всего занятия, строящиеся по типу школьного урока | Педагог проявляет по отношению к детям безразличие, равнодушие, раздраженное неприятие. Ребенку не оказывается эмоциональная поддержка, не предлагаются альтернативные варианты поведения, он остается наедине со своими трудностями. | Педагогическое воздействие направлено на интересы ребенка и перспективы его дальнейшего развития. |
Способы общения | Результатов добивается при помощи наставлений, разъяснений, запретов, требований, угроз, наказаний, нотаций, окриков. Тактика - диктат и опека. | «мирное сосуществование», «рядом, но не вместе». | понимание, признание и приятие личности ребенка, основанное на способности взрослых к децентрации (умение становиться на позицию другого, учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции). |
Тактика общения | диктат и опека | «мирное сосуществование», «рядом, но не вместе». | сотрудничество, использование проблемных ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности, гибкость позиций общения при взаимодействии с ребенком. |
Результат общения | вооружить детей знаниями, умениями и навыками, привить послушание, руководствуясь лозунгом - "Делай, как я!" | приспосабливаться к желаниям ребенка, т. е. создаются условия и предпосылки для его спонтанного развития. | Личностно-ориентированная модель взаимодействия является наиболее эффективной для полноценного общения детей и педагога. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, так как педагог относится к нему как к равному. В рамках этой модели формируются личностные особенности, как детей, так и воспитателя, что диктуется и направляется отличительной характеристикой взаимодействия: субъект - субъектными отношениями двух сторон, педагога и детей. |
Задание 2. Решите задачу.
Сережа (5 лет) показал свой рисунок воспитательнице, которая его оценила отрицательно, сделав ряд замечаний. В результате у Сережи пропал всякий интерес к рисованию.
Если дети до 3-4 лет, как правило, не реагируют на замечания взрослого, то Сереже, которому уже 5 лет, небезразлично, как оценивается его работа. У него развивается потребность в уважении, в признании, что и побуждает его к общению. Дети этого возраста будут отказываться от тех занятий, на которых получают негативную оценку своей деятельности. Поэтому для Сережи важна была поддержка даже его небольших успехов.
Вопрос: Почему отрицательная оценка воспитателем рисунка ребенка привела к такому результату?
Если дети до 3-4 лет, как правило, не реагируют на замечания взрослого, то Сереже, которому уже 5 лет, небезразлично, как оценивается его работа. У него развивается потребность в уважении, в признании, что и побуждает его к общению. Дети этого возраста будут отказываться от тех занятий, на которых получают негативную оценку своей деятельности. Поэтому для Сережи важна была поддержка даже его небольших успехов.
Задание 3. Разработайте наглядные материалы для родителей (законных представителей) по теме: «Коррекция затруднений в общении детей раннего и дошкольного возраста со взрослыми».
Трудности в общении у детей дошкольного возраста.
Малыш нуждается в общении в любом возрасте. Однако, по мере взросления, характер этого общения существенно меняется. Если вы говорим о возрасте 2-3 лет, то приоритетным для ребенка является общение со взрослыми (мамой, папой, дедушками и бабушками) и своими игрушками. До 3 лет ребенок не испытывает потребности в общении с другими малышами. В возрасте 4 лет ребенок по иному расставляет приоритеты. Он предпочитает общение со сверстниками общению с родителями. Именно с этого возраста родители могут наблюдать проблемы у малыша. Ребенок может иметь проблемы при контакте со сверстниками, проявление которых родители смогут быстро распознать.
Основные признаки наличия у ребенка проблем при общении со сверстниками.
-
Малыш долго привыкает к незнакомому коллективу или обществу. -
Родителям сложно оставить ребенка одного в незнакомом месте (в садике, гостях). Малыш может расплакаться и не отпускать маму и папу от себя. -
Ребенок не стремится заводить новые знакомства. Если он окажется в новой компании малышей, то предпочтет игру со своими игрушками в стороне от других детей. -
У ребенка мало «знакомых» малышей. Чаще всего, он равнодушен к общению с детьми родительских друзей. -
Малыш, зачастую, не принимает активного участия в различных детских мероприятиях (в саду, в развивающем центре). -
Ребенок обидчив. Он сразу обижается на любой поступок сверстника и долго таит обиду на него. -
Малыш не умеет постоять за себя на площадке или в детском саду. При малейшей обиде ребенок ищет помощи у мамы или папы. -
Сверстники ребенка не проявляют к нему интереса. Малыша не зовут в гости другие дети, и он сам не стремится навестить кого-то из сверстников.
Причины коммуникативных трудностей у ребенка.
Причины трудностей ребенка в общении могут быть самыми разнообразными. Вполне возможно, что они связаны с вливанием в новый коллектив (например, в детском саду). И, по пришествие времени, уйдут сами собой. Однако не всегда коммуникативные проблемы у ребенка проходят бесследно.
Основными причинами отклонений в поведении ребенка являются:
-
Избалованность малыша; -
Частые запреты родителей на развлечения со сверстниками вследствие слабого здоровья малыша; -
Отсутствие внимания родителей к малышу (при длительном рабочем дне и чрезмерной занятости мамы или папы); -
Чрезмерная привязанность ребенка к одному из родителей; -
Закрытость членов семьи, неделание нарушать сложившиеся правила в доме; -
Ограничение в общении ребенка со сверстниками со стороны мамы и папы из-за боязни дурного влияния.
Последствия трудностей при общении у ребенка.
К основным последствиям нарушения коммуникативных функций можно отнести:
-
Ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт; -
Общение со сверстниками подменяется многочасовыми играми в компьютерные игры, просмотром телевизора; -
Ребенок перестает слушаться родителей. Возникают проблемы не только при общении со сверстниками, но и с членами семьи; -
Малыши напоминают «раков – отшельников», замыкающихся в своем мире.
Если вовремя не принять мер для устранения проблем в общении у ребенка, то данные последствия могут быть самые удручающие.