Файл: Дифференциация и характеристика основных теорий обучения аналитическое задание.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дифференциация и характеристика основных теорий обучения
-аналитическое задание-
Вид обучения | Основная цель обучения |
1. Развивающее обучение Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова Система развивающего обучения Л.В. Занкова имеет статус государственной. Она основана на новой дидактике, принципы которой разработал Леонид Владимирович Занков. Цель системы — максимальная эффективность обучения для общего развития школьника. Богатое содержание образования и средства педагогической деятельности направлены на целостное развитие личности ребенка, его ума, воли, чувств, а не только на усвоение им знаний, умений, навыков. Развивающая система обучения Л.В. Занкова представляет собой единство дидактики, методики и практики. Компоненты системы развивающего обучения: содержательный (чему учить), процессуальный (как учить), результативный (чему научили и научились), адаптационный (как помочь научиться). | Максимальная эффективность обучения для общего развития школьников. |
2. Программированное обучение - это обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины). Идея программированного обучения была предложена в 50-х гг. ХХ в. американским психологом Б. Скиннером для повышения эффективности управления процессом учения с использованием достижений экспериментальной психологии и техники. В основу общей теории программированного обучения положено программирование процесса усвоения материала. Данный подход к обучению предполагает изучение познавательной информации определенными дозами, являющимся логически завершенными, удобными и доступными для целостного восприятия. Учение осуществляется как четко управляемый процесс, так как изучаемый материал разбивается на мелкие, легко усваиваемые фрагменты. Они последовательно предъявляются ученику для усвоения. После изучения каждой порции материала следует проверка степени усвоения. Если усвоена, – переходят к следующей. Это и есть «шаги» обучения: предъявление, усвоение, проверка. Достоинства программированного и алгоритмизированного обучения: создается возможность индивидуального подхода к ученикам в условиях массового обучения; осуществляется непрерывная обратная связь от ученика к учителю; ученик постоянно поддерживается в состоянии активной деятельности. Недостатки: не всякий материал поддается пошаговой обработке, ограничивается умственное развитие ученика репродуктивными операциями; отсутствует творчество в учебной деятельности; возникает дефицит общения и эмоций в обучении | Индивидуальный подход к ученикам в условиях массового обучения, оптимизация управления процессом усвоения знаний и умений. |
3.Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж.Дьюи. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, самостоятельности, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей и творческого потенциала. – его отличает организация обучения путём самостоятельного добывания знаний учениками в процессе решения учебных проблем. Важным элементом проблемного обучения является создание проблемной ситуации – мыслительного затруднения, которое переживают ученики, которое характеризуется интеллектуальной напряженностью и потребностью в решении возникшего противоречия. Проблемное обучение реализуется с помощью изложения сути проблемы, частично поискового (эвристического), поискового и исследовательского методов. | Формирование у учащихся особого стиля умственной деятельности, исследовательской активности, самостоятельности, интереса к процессу познания, раскрытие их творческого потенциала в условиях преодоления интеллектуальных препятствий, трудностей. |
4. Теория личностно-ориентированного обучения впервые, термин «личностно-ориентированный подход» стал использовать К. Роджерс. Наиболее полно и убедительно проблемы личностно-ориентированного образования и обучения разрабатываются И.С.Якиманской, идеи которой легли в основу большинства существующих концепций личностно-ориентированного образования. И.С.Якиманская разрабатывает субъектно-личностный подход, предполагающий отношение к каждому ребёнку, как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, необходим учебный план, организация условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ученика, её устойчивости. Без этого невозможно говорить о познавательном стиле. В-третьих, нужен учитель, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования. И.С.Якиманской сформулированы принципы, в полной мере отражающие философию личностно-ориентированного образования и обучения: 1. Каждый ребенок уникален от рождения 2. Ученик априори является личностью, а не становится ей в результате обучения 3. Образовательное учреждение должно развить обучающего, создать условия для развития способностей ребенка 4. Образовательное учреждение и педагог должны искать индивидуальный подход к каждому обучающемуся Целью личностно-ориентированного обучения в концепции И.С. Якиманской является создание условий, необходимых для раскрытия и целенаправленного развития личностных черт учащегося. | Изучение и развитие индивидуальности каждого ученика, создание условий для самореализации. |
5.Теория В.В. Давыдова о формировании теоретического мышления. Василий Васильевич Давыдов предложил концепцию построения учебной деятельности, рассчитанную на усвоение учащимися младших классов научных понятий. Эта концепция, основывается на индуктивном способе мышления, (человек сначала знакомится с конкретными фактами, а затем на основе их обобщения приходит к научным понятиям, законам, которые выражают наиболее существенное из того, что в этих фактах содержится.) Цель теории - сформулировать теоретический стиль мышления - это понятийное мышление - совокупность существенных признаков. Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова Целевые установки: формировать теоретическое сознание и мышление; передавать детям не столько знания, умения и навыки, сколько способы умственных действий; воспроизвести в учебной деятельности логику научного познания. Способы формирования теоретического мышления: формирование целостной учебной деятельности; выработка обобщенных способов действия; высокий уровень теоретических знаний, содержательного обобщения. При изучении (усвоении) понятий и законов на основе тех или иных материалов, учащиеся в первую очередь должны обнаружить в них генетически сходную связь, определяющую объект, отраженный в соответствующем понятии. Эту связь необходимо воспроизвести в графических, предметных и знаковых моделях, позволяющих изучить ее в «чистом виде». Для этого у учащихся нужно сформировать специальные предметные действия, посредством которых они смогут в учебном материале выявить и далее воспроизвести искомую существенную зависимость, изучая ее собственные свойства. Это предполагает постепенный переход учащихся от внешних предметных действий к их выполнению в умственном плане. Данная теория развивающего обучения основывается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей, которые позволяют ребенку вступать в контакт со взрослым и под его руководством на более высоком уровне решать поставленные задачи. Выход на зону ближайшего развития осуществляется через постановку трудных заданий. | Формирование у школьников теоретического мышления. |
6. Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин) Это процесс преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю, психическую деятельность, формирование внутренних интеллектуальных структур психики посредством усвоения внешней социальной действительности. Из этого следует, что обучение и воспитание можно рассматривать как процесс интериоризации. Проблема в том, как оптимально управлять этим процессом. Теория П.Я. Гальперина дает один из путей решения этой задачи: указывает условия, обеспечивающие формирование умственных действий с заранее намеченными свойствами. П.Я. Гальперин разграничил две части осваиваемого предметного действия: его понимание и умение его выполнить. Первая часть играет роль ориентировки и названа «ориентировочной», вторая – исполнительная. П.Я. Гальперин придавал особое значение ориентировочной части, считая её «управляющей инстанцией», позднее он назовёт её «штурманской картой». Условием формирования действий является ориентировочная основа действия (ООД) — это система ориентиров и указаний, сведений о всех компонентах действия (предмет, продукт, средства, состав и порядок выполнения операций). П.Я. Гальпериным и Н.Ф. Талызиной проведена типология ООД по трём критериям: степень её полноты (наличие в ней сведений о всех компонентах действия: предмете, продукте, средствах, составе, порядке выполнения операций); мера обобщённости (широта класса объектов, к которым применимо данное действие); способ получения (каким образом субъект стал обладателем данной ООД). | Целенаправленное поэтапное формирование познавательных действий школьников на основе создания эффективной системы ориентировки. |