Файл: Практическое занятие 2. Тема вопроса 4 Основные принципы психологии и их характеристика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 619
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Семинарско-практическое занятие № 1.
Практическое занятие №2.
Тема вопроса 4: Основные принципы психологии и их характеристика.
Принципы психологии – это исходные положения, определяющие понимание сути и истоков психики людей, особенности ее формирования, развития, механизмы функционирования и формы проявлений, способы подхода к ее изучению и изменению. Принципы аккумулируют в себе основные закономерности и законы, действующие в сфере психического. Выявление и формулирование принципов – результат длительных исследований специалистами психического, духовного. В этом смысле разнообразие подходов к пониманию психического объясняется многообразием психологических школ, своеобразием философских позиций, пристрастий психолога-исследователя. Большой вклад в разработку принципов психологии внесли философские науки, а также физиология, педагогика, социология, экономика, политология, этика, эстетика. Все эти науки изучают относительно самостоятельные сферы жизни и деятельности людей, оказывающие влияние на формирование и развитие их психики. Важно понимать, что законы, действующие в этих сферах, обладают относительной самостоятельностью, хотя и испытывают взаимовлияние на особенности своего проявления. Так, по поводу взаимодействия законов социальной жизни и биологии человека А. Н. Леонтьев заметил: то, какая пища попадает в желудок человека, обусловлено социальными обстоятельствами, но процесс пищеварения происходит по законам физиологии.
Опираясь на философские, естественнонаучные и другие научные основы, отечественная психология сформулировала ведущие методологические принципы, определяющие ее позиции в понимании психического.
Общие принципы психологии
Принцип отражения. Раскрывает понимание сущности психического и его основных функций, уровней в развитии психики человека. Своеобразие психики человека – особой формы отражения, обусловлено многими обстоятельствами: особенности самой объективной реальности, воспринимаемой как органами чувств, так и с помощь речи; состояние головного мозга; физического и психического здоровья человека; содержание и состояние его психики.
Принцип детерминизма. Объясняет причины развития психики, ее истока. Психика человека обусловлена и выступает результатом взаимодействия факторов биологического, природного, социального характеров. Вместе с тем психика не просто продукт, а результат взаимодействия и воздействия на человека социальных, биологических и природных факторов. Таким образом, психика способна изменяться и развиваться.
Принцип активности. Ориентирует исследователя при изучении психических явлений учитывать, что внешние и другие обстоятельства отражаются в сознании человека сознательно, целенаправленно, а не только зеркально.
Принцип развития. Раскрывает истоки человеческой психики, как динамического феномена. Психика может быть правильно понята, если рассматривается как результат социального взаимодействия, взаимодействия человека с социальной и природной средой как результат его деятельности и общения с другими людьми, результат его обучения и воспитания.
Принцип взаимосвязи, единства. Выделение двух граней проявления психического: субъективное (что и как мыслит, переживает, оценивает человек) и объективное (реальное поведение, действия и поступки человека, материализованные и объективированные результаты его деяний) дает основание утверждать, что наиболее адекватное понимание психического возможно на основе систем его субъективных и объективных проявлений.
Принцип целостного, системного подхода. Предполагает понимание и изучение взаимосвязанных и взаимообусловленных психических феноменов, ориентируя специалиста на осознание психики как целостного интегрального явления.
Принцип относительной самостоятельности. Не противоречит предыдущему принципу, а указывает на то, что всякое психическое явление имеет своеобразие, как своих физиологических основ, так и свои закономерности формирования, функционирования и развития.
Принцип личностного подхода, учета групповых, общественных интересов, ценностей. Изучение психики адекватно лишь при учете в совокупности личностных и групповых особенностей людей: их потребностей, интересов, жизненного и профессионального опыта, способностей, учета психотипических и индивидуально-психологических особенностей людей.
Принцип единства. Ориентирует специалистов на содержательный, аксиологический анализ психики людей с учетом конкретных исторических условий их жизни и деятельности
Практическое занятие №3.
Тема вопроса 2: Представьте основные положения учения Дж. Локка как теоретической основы интроспективной психологии.
Идеологом метода интроспекции был философ Дж. Локк (1632-1704), который развил тезис Декарта о непосредственном постижении мыслей. Дж. Локк утверждал, что существует два источника всех знаний: объекты внешнего мира и деятельность нашего собственного ума. На объекты внешнего мира человек направляет свои внешние чувства и в результате получает впечатления о внешних вещах, а в основе деятельности ума лежит особое внутреннее чувство —рефлексия. Локк определял ее как «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность». В то же время под деятельностью ума Локк понимал мышление, сомнение, веру, рассуждения, познание, желание. Дж. Локк заявлял, что рефлексия предполагает особое направление внимания надеятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта. У детей рефлексии почти нет, они заняты в основном познанием внешнего мира. Однако рефлексия может не развиться и у взрослого, если он не проявит склонности к размышлению над собой и не направит на свои внутренние процессы специального внимания. Исходя из данного положения, можно говорить о том, что Локк считает возможным раздвоение психики. Психические процессы, по его мнению, протекают на двух уровнях. К процессам первого уровня он относил восприятие, мысли, желания и т. д., а к процессам второго уровня — наблюдение, или «созерцание», этих мыслей и образов восприятия. Другим не менее важным выводом из утверждения Дж. Локка является то, что, поскольку процессы сознания открываются только самому субъекту, ученый может проводить психологические исследования только над самим собой. При этом способность к интроспекции не приходит сама по себе. Для того чтобы овладеть этим методом, надо долго упражняться. По сути, Дж. Локк, находясь на материалистических позициях, придерживается двух принципов английского материализма ХУ1-ХУП вв., который возник и развивался под влиянием достижений в механике и физике, и в первую очередь открытий Ньютона. Первый из провозглашенных английскими материалистами того времени принципов был принцип сенсуализма, чувственного опыта, как единственного источника познания. Второй — это принцип автоматизма, согласно которому задача научного познания психических, как и всех природных явлений, заключается в том, чтобы разложить все сложные явления на элементы и объяснить их, опираясь на связи между этими элементами. Данная точка зрения получила название сенсуалистического материализма.
Несмотря на некоторую ограниченность суждений, для своего времени эта позиция была весьма прогрессивна, а лежащие в ее основе принципы оказали огромное влияние на развитие психологической науки.
Параллельно с учением Дж. Локка в науке стало развиваться еще одно, близкое к нему течение — ассоциативное направление. Истоком этого учения являлся все тот же сенсуалистический материализм. Только если Дж. Локк больше внимания уделял первому принципу, то представители ассоциативного направления строили свои умозаключения на основе второго принципа.
Практическое занятие №4.
Задание 1.
1. Одно из первых объяснений функционирования разума сводилось к идее о некой …тени…, заключенной в теле.
2. По мнению Декарта, действия организма определяются …нервами…., находящимися в головном мозгу.
3. ……Рационализм…… – это философское течение, делающее главный упор на роль разума в приобретении знаний.
4. В XVIII в. изучение души заменяется изучением …сознания…. и …процессов мышления….
5. Первая лаборатория психологии была основана …Вильгельмом Вундтом ….. в …1879….г.
6. По мнению основателя … бихевиоризма …. Уотсона, любые действия человека можно объяснить с помощью схемы … S — R …
7. Согласно теории … теории психоанализа …. многие черты личности обусловлены половыми влечениями, подавлявшимися в детстве.
8. По мнению психологов гуманистического направления, любому индивидууму свойственно врожденное стремление к полной …свободе…..
Семинарско-практическое занятие № 2.
Практическое занятие №2.
Тема вопроса 5: Основные этапы организации и проведения экспериментального исследования.
Экспериментальные исследования включают следующие этапы:
-
— постановка эксперимента; -
— планирование; -
— выполнение; -
— анализ и интерпретация результатов; -
— их представление.
Постановка эксперимента заключается в определении его цели, выборе выходных и входных переменных, т. е. выборе отклика и факторов, установлении областей возможных значений факторов, совместимых с физическими, технологическими, стоимостными и др. ограничениями. Постановка эксперимента опирается на априорную информацию и является наименее формализуемым этапом экспериментального исследования.
Планирование эксперимента есть процесс определения необходимого числа опытов (числа экспериментальных точек) и установления порядка проведения эксперимента (последовательности получения экспериментальных точек), обеспечивавших решение поставленной задачи с требуемой точностью. Именно на этом этапе используются идеи многофакторного эксперимента, рандомизации и последовательного планирования, о которых говорилось выше. Если цель эксперимента — получение оценок некоторых статистических параметров, характеризующих объект, то число опытов должно быть достаточным для того, чтобы неопределенность оценок не превышала приемлемых значений. Но лишние опыты, удорожающие эксперимент, проводиться не должны. Если необходимо построить математическую модель объекта, то планирование эксперимента должно предусматривать получение результатов, необходимых для ее построения. При этом желательно, чтобы число опытов было минимальным. Кроме того, конкретная задача может диктовать дополнительные требования к планированию эксперимента. Так, при решении экстремальной задачи необходимо выбрать наилучшую стратегию достижения экстремума функции отклика.
Непосредственное выполнение эксперимента в соответствии с планом обеспечивает получение экспериментальных данных, которые используются для нахождения требуемых оценок и построения математической модели объекта.
Анализ и интерпретация результатов производятся на заключительном этапе экспериментального исследования. Анализ осуществляется средствами математической статистики. Он дает оценки интересующих экспериментатора величин и определяет степень достоверности этих опенок. Интерпретация имеет своей целью выражение результатов анализа в терминах и понятиях той области науки или техники, в интересах которой был проведен эксперимент. Без интерпретации полученные результаты могут быть не поняты, а значит, и не использованы в полной мере.
Представление результатов является последней заботой экспериментатора. Оптимальный способ представления зависит от многих причин (объема информации, квалификации лиц, ее использующих, времени, за которое информация должна и (или) может быть использована, и т. д.). Несмотря на очевидную важность этого вопроса, ему часто уделяется недостаточно внимания.
Практическое занятие №3.
Тема вопроса 3: перечислите и сравните опросные методы, используемые в психологии.
Методы исследования педагогических процессов, основанные на получении вербальных (словесных) откликов от его участников на применяемые воздействия, называются опросными. Они осуществляются с помощью особых приемов (исследовательского инструмента) - бесед, интервью, анкет, тестов.
Достоинствами опросных методов являются:
-
быстрота получения информации; -
возможность получения информации в широких пределах заданной тематики -
возможность математической обработки полученной информации, -
сравнительная легкость получения большого количества данных.
Различают:
-
сплошной и выборочный, -
индивидуальный и групповой, -
гласный и анонимный опросы, -
очный и заочный.
Общие требования к опросным методам:
-
соответствие вопросов целям и задачам исследования; -
адекватное отражение измеряемых характеристик в содержании вопросов; -
нейтральность и однозначность вопросов, обеспечивающие наибольшую объективность ответов; -
доступность и понятность вопросов; -
самостоятельность ответов; -
доверительная психологическая обстановка при опросе.
Беседа — это метод получения информации на основе словесного общения экспериментатора с испытуемым в форме свободного диалога на определенную тему. Беседа требует особого мастерства: гибкости и чуткости, умения слушать и одновременно вести разговор по заданному руслу, разбираться в эмоциональных состояниях собеседника, реагируя на их изменения.
Интервью отличается от беседы тем, что экспериментатор только задает вопросы, а испытуемый только отвечает на них.
Большое значение в ходе беседы или интервью принадлежит умению фиксировать информацию. Нужно стремиться к подробной (даже дословной) фиксации ответов (с помощью сокращений, стенографии); однако использование микрофона нежелательно, ибо это обстоятельство, очень сковывает опрашиваемых.
Анкетирование — это метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый дает письменные ответы.
Составление анкеты - сложная задача, требующая от экспериментатора методического мастерства, соединенного с четким представлением целей и задач исследования.
По форме вопросы анкеты делятся на открытые и закрытые, прямые и косвенные.
Тест представляет собой совокупность вопросов и заданий, предъявляемых испытуемому с целью измерения (диагностирования) его личностных характеристик. Оценка теста производится по числу, правильных ответов в порядковой (или даже интервальной) шкале.
Тестовая методика позволяет получать более объективные и точные данные по сравнению с анкетным опросом, облегчает математическую обработку результатов.