Файл: Занятие 1 Определять сущность экономической безопасности как научной категории.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 257

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое занятие № 3


  1. Разобраться в сущности принципов классификации угроз экономическим интересам.


Принципами классификации угроз интересам в экономической сфере являются:

− практическая значимость, то есть составление классификатора угроз по таким их признакам, которые имеют значение, прежде всего, для принятия мер по ликвидации, нейтрализации или ослаблению этих угроз.

− всеобщность, то есть как можно более полный охват всего множества угроз ЖВЭИ при формировании той их совокупности, которая подвергается классификации.

− полнота информации, то есть наилучшее представление о содержании каждой из выявленных угроз.

− важность и приоритетность, то есть установление в рамках каждой классификационной группы степени важности каждой вошедшей в эту группу угрозы и на этой основе установления для каждой угрозы приоритета в ее ликвидации, нейтрализации или ослаблении.
По первому из упомянутых признаков угрозы делятся на: угрозы ЖВЭИ личности, общества и государства. По местонахождению угроз делятся на внутренние и внешние.

В нашей стране принято делить угрозы ЖВЭИ на потенциальные и реальные. По своему характеру, то есть по отношению к тому, насколько наличие той или иной угрозы зависит от воли людей, можно выделить две группы угроз – угрозы объективного и субъективного характера. По своему происхождению угрозы ЖВЭИ подразделяются на угрозы природного и антропогенного происхождения.

В случае установления антропогенного происхождения угроз ЖВЭИ большое значение имеет деление угроз по степени их осознанности субъектами этих угроз. По степени субъективности: завышенные, адекватные, заниженные, мнимые. Для нашей огромной страны, представляющей собой самую большую в мире государственную федерацию, весьма важно классифицировать угрозы экономическим интересам по масштабности их возможного воздействия (федеральные, региональные, местные).
Вопросы для проверки.

  1. Что следует понимать под объектами и субъектами угроз в экономической сфере?


Объектами угроз в экономической сфере являются интересы личности, общества (в том числе отдельных его групп и слоев), и государства.


В качестве субъектов, то есть источников угроз интересам в экономической сфере могут выступать отдельные личности, единовременно образовавшиеся группы людей, общественные организации, политические партии, властные структуры, как данного государства, так и других государств, а также природа, различные технические системы и иные результаты научно-технической деятельности человека.


  1. Что следует считать угрозой интересам в экономической сфере?


В экономической сфере угроза есть совокупность условий и факторов, создающих опасность реализации экономических интересов. Рассмотрим для примера рыночную систему хозяйствования. В ней важнейшей движущей силой воспроизводственного процесса является конкуренция, которая по существу представляет собой непрерывное столкновение интересов различных хозяйствующих субъектов (банков, производственных, торговых, транспортных, страховых и прочих компаний, кооперативов, граждан-предпринимателей и др.) направленных на захват, удержание и расширение своей доли рынка какого-либо товара или услуги.

Пример конкуренции убеждает в том, что основными, наиболее часто проявляющимися в экономической сфере, в особенности в сфере рыночной экономики, являются именно те угрозы, которые порождаются противоположно направленными интересами.

Таким образом, в качестве источников угроз экономическим интересам следует рассматривать:

− противоположно направленные интересы в экономической и иных сферах;

− неблагоприятное для данного объекта безопасности стечение обстоятельств природного и/или техногенного характера;

− неблагоприятный для данного объекта безопасности ход социальнополитических катаклизмов (войн, революций, мятежей, эпидемий и т.п.).

Практическое занятие № 4


  1. Объясните сущность обеспечения экономической безопасности


Безопасное функционирование экономики необходимо надежно обеспечивать.

В соответствии с теорией экономической безопасности под обеспечением экономической безопасности соответствующего объекта безопасности (хозяйствующего субъекта) понимается целенаправленная деятельность по выявлению, предупреждению и нейтрализации (ликвидации) угроз жизненно важным экономическим интересам этого объекта, осуществляемая им непосредственно или с помощью имеющихся в его распоряжении (привлеченных им) специалистов,

созданных им специализированных органов, привлеченных специализированных организаций.
В обеспечении экономической безопасности соответствующего объекта безопасности (хозяйствующего субъекта) могут принимать посильное участие отдельные граждане, различные общественные организации, органы государственной власти и управления. Особую роль в этом играет государство. Это связано с тем, что объекты экономической безопасности могут быть государственными и негосударственными.

Поэтому в общем случае обеспечение безопасного функционирования негосударственных хозяйствующих субъектов должно осуществляться под контролем и при участии государства.
Вопросы для проверки.

2. Что следует понимать под критерием безопасности в любой сфере жизнедеятельности (в том числе и в экономической сфере)?
Критерием безопасности в любой сфере жизнедеятельности (в том числе, конечно, и в экономической сфере) является уровень (степень) защищенности ЖВИ личности, общества и государства от угроз. При таком взгляде на экономическую безопасность ее критерий дает возможность оценить, насколько прочным является зафиксированное на данный момент состояние защищенности или, иначе говоря, каков уровень защищенности ЖВИ личности, общества и государства в экономической сфере от угроз.
3. Какие принципы функционирования СОЭБ Вы знаете?
Функционирование любой СОЭБ подчинено соблюдению одних и тех же принципов, которые представляют собой основные правила функционирования, как каждой составной части этой системы, так и всей системы в целом.
Эти принципы таковы:

− соблюдение документально зафиксированных (в том числе и законодательно установленных), а также, если это необходимо, то и неписаных норм и правил организации и функционирования системы;

− соблюдение баланса интересов данного объекта экономической безопасности и других взаимодействующих с ним объектов экономической безопасности, например, баланса жизненно важных экономических интересов (ЖВЭИ) личности, общества и государства;

− соблюдение приоритетности в противодействии угрозам ЖВЭИ данного объекта экономической безопасности;


− объединение для защиты ЖВЭИ данного объекта экономической безопасности всех необходимых для этого сил и средств;

− сочетание централизованного и децентрализованного управления силами и средствами обеспечения экономической безопасности и контроля над их применением;

− взаимодействие СОЭБ данного и других объектов экономической безопасности, что особенно важно в том случае, когда этим системам приходится противостоять одним и тем же или аналогичным угрозам;

− комплексность применения разнородных мер и механизмов противодействия угрозам ЖВЭИ данного объекта, например, экономических, политических, юридических, информационных, пропагандистских и иных.

Практическое занятие № 5
1. Охарактеризовать сущность финансовой безопасности.

Финансовую безопасность следует рассматривать в качестве ключевого вида внутриэкономической безопасности.

Как научная категория финансовая безопасность может трактоваться по-разному.

В частности, ее можно понимать как безопасное, то есть нормальное функционирование сферы финансов, соответствующее полномасштабному выполнению ее органами и предприятиями их функций, а под обеспечением финансовой безопасности - создание благоприятных условий для нормального функционирования и устойчивого позитивного развития сферы финансов.
Переходя к более детальному рассмотрению этого определения, начнем с трактовки его базового понятия «сфера финансов». Эта сфера включает в себя понятие «финансовые потоки»:

− во-первых, финансовые потоки, как и включающая их сфера финансовой деятельности, не существуют сами по себе. Они – неотъемлемая часть социума и созданного им хозяйственного комплекса и призваны обслуживать их нужды. Иначе говоря, финансовая сфера – явление социальное, подчиненное потребностям людей и ими же созданное и развиваемое;

− во-вторых, что финансовые потоки чрезвычайно важны для экономики, потому что альтернативы им нет. Поэтому любой хозяйствующий субъект может нормально функционировать только тогда, когда его финансовая система работает без сбоев, то есть когда обеспечено ее безопасное функционирование и возможность ее дальнейшего устойчивого позитивного развития.

Таким образом, безопасность финансовой системы или финансовая безопасность (ФБ) также есть социальное явление, выступающее в качестве объективно существующего и минимально необходимого условия существования любого хозяйствующего субъекта. Финансовая система страны сложна и многофункциональна.


Она содержит в себе самые различные виды финансовой деятельности: налогообложение, формирование бюджетов и внебюджетных фондов разных уровней, расходование бюджетных средств, самые разнообразные наличные и безналичные платежи, формирование золотовалютных резервов, эмиссию денег и ценных бумаг, деятельность фондовых бирж, операции с валютой и драгоценными металлами, управление государственным и корпоративным долгом, разнообразные банковско-кредитные операции, страхование жизни и имущества, финансовый контроль и т.д. И каждый из этих видов деятельности нуждается в обеспечении его безопасности.
Вопросы для проверки.

2В чем состоят национальные интересы России в налогово-бюджетной сфере?
В налогово-бюджетной сфере национальные интересы заключаются в обеспечении достаточности бюджетных ресурсов для полноценного выполнения государством своих функций, в наращивании бюджетного потенциала в условиях его сбалансированности и нормализации корпоративных финансов на основе:

– обеспечения устойчивости бюджетной системы, приведения финансовых ресурсов государства в соответствие с его финансовыми обязательствами с целью достижения на этой основе сбалансированности доходов и расходов бюджета, снижения внешнего и внутреннего долга государства;

– защищенности налогово-бюджетной сферы от высокой инфляции, осуществления эффективного государственного контроля за формированием внутренних цен на продукцию и услуги естественных монополий, учитывающего потребности воспроизводства во всех отраслях экономики, а также уровень доходов хозяйствующих субъектов и населения;

– создания оптимальной налоговой системы, стимулирующей предпринимательскую, инновационную и инвестиционную активность, инвестиционную и инновационную деятельность и занятость населения;

– повышения эффективности использования госсобственности, увеличения соответствующих доходов бюджетной системы и госсектора экономики;

– усиления роли бюджетной политики в качестве инструмента, направленного на стимулирование инвестиционной и инновационной активности и обеспечение динамичного роста экономики;

– повышения эффективности управления государственными активами и пассивами и всей системы регулирования государственных финансов;

– создания единой системы государственного финансового контроля на федеральном и региональном уровнях, формирование эффективных механизмов контроля над финансовыми потоками в финансово-промышленных группах, естественных монополиях и крупнейших корпорациях, вносящих наибольший вклад в бюджетную систему.