Файл: Соотношение культуры и цивилизации в разные эпохи Слова культура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Соотношение культуры и цивилизации в разные эпохи

«Слова «культура» и «цивилизация» употребляют нередко как синонимы. Например, выражения «культурный человек и цивилизованный человек имеют один и тот же смысл, хотя в разные эпохи соотношение культуры и цивилизации понималось по-разному.

Цивилизация выражает нечто общее, рациональное, стабильное; представляет собой систему отношений, закрепленных в праве, традициях, способах делового и бытового поведения. Цивилизация рассматривается как внешний по отношению к человеку мир, а культура трактуется как символ его внутреннего достояния, как духовный код жизнедеятельности.

Смысл понятий «культура» и «цивилизация» выявляется в этимологии этих слов. В современной трактовке культура — это «природа, которую пересоздает человек, утверждая себя средством этого в качестве человека. Понятие «цивилизация» более позднее, хотя слова cîvis (лат.) — гражданин и cîvîlis (лат.) — гражданский тоже были известны в Риме. Но в современном понимании слово «цивилизация» появилось в XVIII в. во Франции: лавры его создания отдают Буланже и Гольбаху, когда понятие начало ассоциироваться с гражданским обществом, прогрессом. Первоначально это понятие возникло в русле теории прогресса и употреблялось только в единственном числе как противоположная «варварству» стадия всемирно-исторического процесса и как его идеал. В начале 19 века начался переход от монистической интерпретации истории человечества к плюралистической(множественной), поскольку было осознано большое разнообразие нравов и культур вне Европы. В связи с этим стала складываться «этнографическая» концепция цивилизации, основу которой составляло представление о том, что у каждого народа – своя цивилизация. Как попытка разрешить противоречие между идеей прогресса и многообразием обнаруженного этнокультурного материала возникает «этно-историческая концепция цивилизации», предполагающая, что, с одной стороны, существуют локальные цивилизации, а с другой - цивилизация как прогресс человеческого общества в целом. Локально-исторический подход рассматривает цивилизацию как качественно различные уникальные этнические или исторические общественные образовании.


Слово «культура» принадлежит к числу самых многозначных, фундаментальнейших. По числу сочетаемых понятий оно занимает одно из главных мест в европейских языках. «Философия культуры», «культура эпохи», «дворянская культура», «пролетарская культура», «современная культура», «русская культура», «культура Германии», «европейская культура», «агрокультура», «культура производства», «культура поведения», «культура торговли», «музыкальная культура», «культура чувств», «физическая культура» — ряд этот поистине неисчерпаем.

В словаре В.И. Даля культура — это обработка и уход, возделывание, так же это образование — умственное и нравственное.

Современный ученый Ю.М. Лотман отмечает разницу в смысловом, семантическом наполнении понятия «культура» в разные исторические эпохи у разных ученых. Однако, как полагает Ю.М. Лотман, разница эта не должна нас обескураживать, если мы вспомним, что значение этого термина произошло от типа культуры, что каждая историческая эпоха порождает ей присущую, собственную модель культуры, что культура при этом, однако, «имеет признак — отгороженную сферу — и осознается на фоне оппозиции “некультуры”, являя таким образом “знаковую систему”»

В определении Ю.М. Лотмана главное — оппозиция: культура — некультура. При фактически бесконечных определениях культура становится культурой только в том случае, если она имеет смысл. Собственная концепция культуры разработана известным голландским антропологом Гертом Хофстеде.

Проводя смелую аналогию между человеком и компьютером, Г. Хофстеде определяет культуру как «ментальную программу» (Culture as mental software).Каждый человек мыслит, чувствует и действует по определенным схемам, которым он обучается в течение всей жизни. Часть из них он получает еще в детстве. Ментальный «софт» выявляет типичные поведенческие мотивы индивидуумов. Г. Хофстеде не отрицает, что поведение человека лишь частично предопределено «ментальными программами. У личности остается возможность отклоняться от этих программ. Человек может отреагировать на происходящее совершенно неожиданным образом. Нельзя исключить неожиданные

, нетипичные, творческие или деструктивные действия. Г. Хофстеде принадлежит к представителям социологического подхода к культуре. Связывая ментальные программы людей с их социальным окружением, он рассматривает культуру как цивилизацию, т.е. как выражение материальных аспектов жизни коллектива.

Каждая культура находится в глубоко символической связи с материей и пространством, в котором и через которое она стремится реализоваться. Когда цель достигнута и идея, т.е. все изобилие внутренних возможностей, завершена и осуществлена во внешнем мире, тогда культура вдруг становится цивилизацией.

Мы наблюдаем это на примерах Египта, Китая, Индии и мусульманского мира. Так, античная цивилизация времен империи необъятно разрасталась с кажущейся силой. Но в итоге всё равно распалась. Таков смысл всех падений в истории, к числу которых принадлежит и «падение античного мира»...

Всякая культура переживает возрасты отдельного человека. У каждой имеется свое детство, юность, возмужалость и старость.

В Центральной Америке, на Цейлоне, на севере Аравийской пустыни, на острове Пасхи, в Новой Англии и Римской Кампании можно заметить следы жизни, когда-то обустроенной, но в конечном счёте разрушенной цивилизации. Это говорит о том, что цивилизация существует благодаря постоянным усилиям человека. Достаточно лишить город энергоснабжения, как цивилизованная жизнь в нем сразу же окажется поставленной под сомнение. Достаточно было полинезийским купцам прекратить свои опасные вояжи на остров Пасхи, как великие достижения его древней культуры превратились в загадку уже через несколько поколений.