Файл: Тип урока Урок открытия нового знания Тема урока Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях А. С. Пушкина. Истоки рождения сюжета. Народная мораль.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок литературы в контексте ФГОС.
Технологическая карта урока
Предмет | Литература. Авторы УМК: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. |
Класс | 5 класс |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Тема урока | «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина. Истоки рождения сюжета. Народная мораль. |
Цели урока | Цель: формирование основ читательской культуры как части общей культуры человека. Задачи: Образовательная – продолжить знакомство учащихся с творчеством А. С. Пушкина; познакомить с понятием литературная сказка; совершенствовать речевые навыки; умение вести беседу. Развивающая – создать условие для развития у учащихся рефлексивных навыков, умений анализировать художественное произведение, работать над литературоведческими понятиями. Воспитательная – воспитывать культуру общения; любовь к жизни, веру в торжество добрых начал. |
Ресурсы | - «Литература. 5 класс» Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2-х частях/ 13-е изд – М.: Просвещение, 2012. - Презентация с заданиями - карточки с заданиями |
Методы и педагогические технологии | -технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов), -компьютерные (новые информационные) технологии обучения (презентация), -технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова, -групповые технологии (В.К. Дьяченко), -педагогика сотрудничества (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой), - объяснительно-иллюстративный метод, - проблемный метод. |
Планируемые результаты | – предметные – создать условия для интерпретации литературной сказки Пушкина; научить выявлять смысл; научить приемам анализа литературного произведения; – метапредметные – создать условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции, выделение причинно-следственных связей в устных и письменных высказываниях; научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации; – личностные – формировать духовно-нравственные качества личности на примере характеристики персонажей литературных произведений; воспитывать заложенные автором в литературных произведениях вневременные, непреходящие нравственные ценности; воспитывать доброжелательность в различных коммуникационных ситуациях. |
Формировать УУД:
Личностные:
1формирование волевых качеств личности на основе примеров из произведения;
2познавательный интерес;
3 способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
4 определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
5 планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
6 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные:
7слушать и понимать речь других;
8 оформлять свои мысли в устной форме;
9 договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения, общения и следовать им.
Познавательные:
10 ориентироваться в своей системе знаний;
11 осуществлять анализ объектов;
12 находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
13 преобразовывать информацию из одной формы в другую;
14 составлять ответы на вопросы.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1) Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. | - Покажите мне своё настроение в начале занятия, выбрав один из смайликов. | Приветствуют учителя. Выбирают смайлики, показывают. | Р 5 |
Слайд 1 (Картина) - Как называется репродукция картины? - Как вы думаете, о каком авторе сегодня пойдёт речь? - Дайте определение морали, сказки? | Отвечают на поставленные учителем вопросы | Р 4 К 8 П 11 П 10 | |
Слайд 2 (А.С. Пушкин) - Помогите мне сформулировать тему урока, учитывая эти факты и ваше домашнее задание | Совместно с учителем формулируют тему урока | П 10 П 13 П14 | |
2) Этап актуализации и пробного учебного действия. | -Мы уже знакомы с творчеством поэта. Ваша одноклассница провела исследовательскую работу и сейчас поделиться с нами результатами, т.е она расскажет о том, как создалась данная сказка. А мы с вами тихо послушаем. | Рассказывает Алина заранее подготовленный материал. Класс слушает. | Р 5 П 11 К 9 К 7 |
- Итак, ребята, давайте вспомним, о чём же сказка, кто желает рассказать? (желательно слабый ученик, который коротко передаст содержание) | Пересказывают содержание сказки. | К 8 К 7 | |
3) Этап локализации индивидуальных затруднений | -Вот с каким интересным произведением вы познакомились дома, а на уроке мы попробуем разобраться в прочитанном, но прежде, давайте сделаем вывод: что такое литературная сказка, в чём её сходство и отличие от народной. | | Л 2 К 7 К 8 П 10 П 14 |
– Какие слова и выражения были не понятны? Почему именно эти? | Комментируют непонятные слова, выражения, повороты сюжета. | Л 2 | |
| ФИЗМИНУТКА | | |
4) Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений 5) Этап включения в систему знаний и повторения. 6) Этап обобщения затруднений | -Чтобы лучше понять художественный замысел поэта, работая в группе, выполните задания(2 группы). Слайды с задания:
Проверка своих ответов
Проверка своих ответов
Проверка ответов
| Выполняют задания по группам Участвуют в обсуждении содержания произведения, проверяют свои ответы. Организатор коммуникации от каждой группы выступает с ответом. | К 9 П 12 Л 3 Р 6 |
7) Этап обобщения изученного на уроке | - давайте сделаем вывод: в каждой сказке есть мораль, (вспомним что это), т.е. то, чему нас учит она. Скажите, пожалуйста, сколько злых героев вы встретили?(МАЧЕХА) - Что это значит? (ЧТО ДОБРЫХ ЛЮДЕЙ БОЛЬШЕ, И ОНИ ВСЕГДА ПОБЕЖДАЮТ) - А злая мачеха была красивой? А царевна? Но почему нам милее царевна? (потому что она красива была и душой, т.е. была доброй, значит, существует красота не только внешняя, но и внутренняя) | Логично и последовательно выражают свою точку зрения. Наизусть- понятие Осознанно и произвольно строят речевое высказывание, отбирают доказательства. | Л 1 П 14 П 10 К 7 |
8) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | -А теперь ваше настроение покажите смайликами. -Заинтересовала вас тема? -Будете ли вы в дальнейшем читать сказки? - Выставьте отметки друг другу, раздав фишки | Приобретают рефлексивные навыки. Оценивают работу товарищей на уроке. | Л 3 Р 5 К 9 |
9) Этап конструирования собственной деятельности | Я предлагаю вам самим выбрать д/з: Жёлтая карточка: 1 уровень сложности: - Составить рассказ о царевне по плану. Оранжевая карточка: 2 уровень сложности - Чему нас может научить эта история? Розовая карточка: 3 уровень сложности - Чем запомнится вам сегодняшний урок? | Конструируют алгоритм собственной деятельности | П 10 Л 3 |
Составь рассказ о царевне по плану.
1.Описание внешности царевны и ее внутренних качеств.
2.Отношение к ней других персонажей сказки:
а) Чернавки;
б) пса Соколки;
в) семи богатырей;
г) Королевича Елисея.
3. Поведение царевны:
а) в тереме богатырей;
б) по отношению к окружающим ее людям.
4. Отношение автора к героине.
- Чем похожи злая царица и царевна и чем они отличаются?