Файл: Тип урока Урок открытия нового знания Тема урока Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях А. С. Пушкина. Истоки рождения сюжета. Народная мораль.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок литературы в контексте ФГОС.

Технологическая карта урока


Предмет

Литература. Авторы УМК: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.

Класс

5 класс

Тип урока

Урок открытия нового знания

Тема урока

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина. Истоки рождения сюжета. Народная мораль.

Цели урока

Цель: формирование основ читательской культуры как части общей культуры человека.

Задачи:

Образовательная продолжить знакомство учащихся с творчеством А. С. Пушкина; познакомить с понятием литературная сказка; совершенствовать речевые навыки; умение вести беседу.

Развивающая – создать условие для развития у учащихся рефлексивных навыков, умений анализировать художественное произведение, работать над литературоведческими понятиями.

Воспитательная – воспитывать культуру общения; любовь к жизни, веру в торжество добрых начал.

Ресурсы

- «Литература. 5 класс» Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2-х частях/ 13-е изд – М.: Просвещение, 2012.

- Презентация с заданиями

- карточки с заданиями

Методы и педагогические технологии

-технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов),

 -компьютерные (новые информационные) технологии обучения (презентация),

-технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова,

 -групповые технологии (В.К. Дьяченко),

 -педагогика сотрудничества (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой),

- объяснительно-иллюстративный метод,

- проблемный метод.

Планируемые результаты

предметные – создать условия для интерпретации литературной сказки Пушкина; научить выявлять смысл; научить приемам анализа литературного произведения;

метапредметные – создать условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции, выделение причинно-следственных связей в устных и письменных высказываниях; научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации;

личностные – формировать духовно-нравственные качества личности на примере характеристики персонажей литературных произведений; воспитывать заложенные автором в литературных произведениях вневременные, непреходящие нравственные ценности; воспитывать доброжелательность в различных коммуникационных ситуациях.



Формировать УУД:

Личностные:

1формирование волевых качеств личности на основе примеров из произведения;

2познавательный интерес;

3 способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

4 определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

5 планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

6 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

7слушать и понимать речь других;

8 оформлять свои мысли в устной форме;

9 договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения, общения и следовать им.

Познавательные:

10 ориентироваться в своей системе знаний;

11 осуществлять анализ объектов;

12 находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

13 преобразовывать информацию из одной формы в другую;

14 составлять ответы на вопросы.


Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1) Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

- Покажите мне своё настроение в начале занятия, выбрав один из смайликов.

Приветствуют учителя.

Выбирают смайлики, показывают.



Р 5


Слайд 1 (Картина)

- Как называется репродукция картины?

- Как вы думаете, о каком авторе сегодня пойдёт речь?

- Дайте определение морали, сказки?


Отвечают на поставленные учителем вопросы

Р 4

К 8

П 11

П 10

Слайд 2 (А.С. Пушкин)

- Помогите мне сформулировать тему урока, учитывая эти факты и ваше домашнее задание

Совместно с учителем формулируют тему урока

П 10

П 13

П14

2) Этап актуализации и пробного учебного действия.

-Мы уже знакомы с творчеством поэта.

Ваша одноклассница провела исследовательскую работу и сейчас поделиться с нами результатами, т.е она расскажет о том, как создалась данная сказка. А мы с вами тихо послушаем.



Рассказывает Алина заранее подготовленный материал. Класс слушает.

Р 5

П 11

К 9

К 7

- Итак, ребята, давайте вспомним, о чём же сказка, кто желает рассказать? (желательно слабый ученик, который коротко передаст содержание)

Пересказывают содержание сказки.

К 8

К 7


3) Этап локализации индивидуальных затруднений

-Вот с каким интересным произведением вы познакомились дома, а на уроке мы попробуем разобраться в прочитанном, но прежде, давайте сделаем вывод: что такое литературная сказка, в чём её сходство и отличие от народной.





Л 2

К 7

К 8

П 10

П 14

– Какие слова и выражения были не понятны? Почему именно эти?


Комментируют непонятные слова, выражения, повороты сюжета.

Л 2




ФИЗМИНУТКА







4) Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений 5) Этап включения в систему знаний и повторения. 6) Этап обобщения затруднений

-Чтобы лучше понять художественный замысел поэта, работая в группе, выполните задания(2 группы).

Слайды с задания:

  1. Разместить по порядку эпизоды

Проверка своих ответов

  1. Узнай по описанию, о ком идёт речь

Проверка своих ответов

  1. Сравните героинь

Проверка ответов

  1. В чём отличие словосочетаний? Проверка ответов

  2. Найдите в пушкинской сказке черты народной сказки




Выполняют задания по группам

Участвуют в обсуждении содержания произведения, проверяют свои ответы.

Организатор коммуникации от каждой группы выступает с ответом.

К 9

П 12

Л 3

Р 6

7) Этап обобщения изученного на уроке


- давайте сделаем вывод: в каждой сказке есть мораль, (вспомним что это), т.е. то, чему нас учит она. Скажите, пожалуйста, сколько злых героев вы встретили?(МАЧЕХА)

- Что это значит? (ЧТО ДОБРЫХ ЛЮДЕЙ БОЛЬШЕ, И ОНИ ВСЕГДА ПОБЕЖДАЮТ) - А злая мачеха была красивой? А царевна? Но почему нам милее царевна? (потому что она красива была и душой, т.е. была доброй, значит, существует красота не только внешняя, но и внутренняя)

Логично и последовательно выражают свою точку зрения.

Наизусть- понятие

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание, отбирают доказательства.


Л 1

П 14

П 10

К 7

8) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

-А теперь ваше настроение покажите смайликами.

-Заинтересовала вас тема?

-Будете ли вы в дальнейшем читать сказки?

- Выставьте отметки друг другу, раздав фишки

Приобретают рефлексивные навыки. Оценивают работу товарищей на уроке.

Л 3

Р 5

К 9

9) Этап конструирования собственной деятельности

Я предлагаю вам самим выбрать д/з:

Жёлтая карточка:  1 уровень сложности:

- Составить рассказ о царевне по плану. Оранжевая карточка: 2 уровень сложности

- Чему нас может научить эта история?

Розовая карточка: 3 уровень сложности

- Чем запомнится вам сегодняшний урок?

Конструируют алгоритм собственной деятельности

П 10

Л 3




Составь рассказ о царевне по плану.

1.Описание внешности царевны и ее внутренних качеств.

2.Отношение к ней других персонажей сказки:

а) Чернавки;

б) пса Соколки;

в) семи богатырей;

г) Королевича Елисея.

3. Поведение царевны:

а) в тереме богатырей;

б) по отношению к окружающим ее людям.

4. Отношение автора к героине.

- Чем похожи злая царица и царевна и чем они отличаются?