ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 2443
Скачиваний: 12
путем различных контрпредложений. После того как сейчас за Германией
признается полное равенство, в пакте ей, конечно, трудно просто отказать, и она
будет искать различные предлоги. Положение Польши будет труднее, если
Германия согласится участвовать в пакте. В этом случае Польше будет труднее
отказаться. Лярош согласился со мной еще раз, что поведение Польши является
решающим. Польша не может ограничиться только «сочувствием» к пакту (как,
например, Англия), а должна сказать, участвует она в нем или нет. Неучастие
Польши сводит весь пакт к бессмыслице, в то время как неучастие Германии
практически ничего бы не изменило.
Давтян
P.S. В разговоре с Беком Лярош снова говорил ему о возможности близкого
соглашения между Францией и СССР в случае провала пакта. Бек опять отвечал,
что он не возражает против этого. Лярош мне это передавал в таком тоне, как если
бы он хотел немного припугнуть Бека.
Давтян
76. Французская нота протеста против нарушения Германией военных
условий Версальского договора, сообщенная германскому правительству 21
марта 1935 г.
Принимая 16 марта французского посла г. рейхсканцлер ознакомил его с
текстом обнародованного в тот же день закона, которым Германское правительство
восстановило в Германии обязательную военную службу и довело состав
германской армии до 36 дивизий. За неделю перед этим германские власти
официально объявили об образовании германской военной авиации.
Эти решения прямо противоречат договорным обязательствам, содержащимся в
договорах, подписанных Германией.
Они также противоречат декларации 11 декабря 1932 г., коей Имперское
правительство само признало, что режим вооружений Германии, создающий
равноправие Германии со всеми нациями, не мог бы быть создан без установления
режима безопасности для них.
После ряда предложений, имевших целью осуществить этот принцип,
Британское правительство сочло возможным доказать свое доверие Имперскому
правительству, предложив ему вполне совместимую с уважением договорных прав
процедуру свободных переговоров, чтобы установить договорным путем новый
режим вооружений Германии вместе с общим урегулированием проблемы
безопасности и вооружений. Имперское правительство, казалось, оправдало это
доверие, приняв принцип подобной процедуры. Опубликование германского
закона 16 марта, внезапно появившегося незадолго до числа, установленного для
первого обмена взглядами между Имперским правительством и одним из двух
правительств, подписавших лондонское коммюнике от 3 февраля, является новым
выражением положений и методов, которые Имперское правительство имеет в
виду противопоставить предложениям соглашения, которые ему делаются.
С этих пор Правительство Республики вынуждено констатировать две вещи: с
одной стороны, и общим образом, Имперское правительство сознательно
игнорирует основной принцип международного права, что каждая держава может
освободить себя от обязательств какого-либо договора или изменить его условия
только с согласия договаривающихся сторон и путем полюбовного соглашения; с
другой стороны, и в частности, после того как Имперское правительство высказало
желание выяснить между заинтересованными державами данные, необходимые для
переговоров, приступить к которым оно было приглашено, - это правительство
сознательно приняло меры, наиболее подходящие, чтобы провалить эти
переговоры, исключив из них, заранее и односторонне, путем совершившегося
факта, один из основных предметов переговоров.
Правительство Республики обязано заявить самый формальный протест против
этих мер, по поводу каковых оно уже теперь делает все оговорки.
Помня о тех усилиях для достижения соглашения, которые Правительство
Республики, со всей лояльностью и с непрестанной заботой об ограждении
германского достоинства, не переставало делать, чтобы вполне включить Империю
в организацию европейской безопасности, это правительство не может не
возложить на Германское правительство ответственности за состояние созданного
таким образом в мире кризиса и за могущие проистечь отсюда последствия, т.е.
обязанностей, которые могут возникнуть из данного факта для правительств
различных заинтересованных стран.
Решив, что поскольку это его касается, оно будет изыскивать все средства
международного сотрудничества, способные рассеять этот кризис и охранить мир в
Европе, Правительство Республики считает необходимым снова подтвердить со
свойственным ему уважением веры в договоры свое твердое решение ни при каких
переговорах не соглашаться с возможностью принять в качестве данных решения,
односторонне принятые в нарушение международных обязательств.
77. Резолюция о нарушении Германией военных условий Версальского
договора, принятая Советом Лиги наций 17 апреля 1935 г.
Совет,
Считая,
1. Что неукоснительное уважение всех договорных обязательств является
основным правилом международной жизни и первоочередным условием
поддержания мира;
2. Что существенным принципом международного права является то, что
каждая держава может освободить себя от договорных обязательств или изменить
их условия только по соглашению с другими договаривающимися сторонами;
3. Что обнародование германским правительством военного закона 16 марта
1935 г. противоречит этим принципам;
4. Что это одностороннее действие не могло создать каких-либо прав;
5. Что это одностороннее действие, внося в международное положение новый
элемент беспокойства, не могло не представить угрозы европейской безопасности;
Считая, с другой стороны,
6. Что Британское правительство и Французское правительство в согласии с
Итальянским правительством еще 3 февраля 1935 г. представили Германскому
правительству программу всеобщего разоружения путем свободных переговоров в
целях организации безопасности в Европе и проведения всеобщего ограничения
вооружений при режиме равноправия, обеспечивая в то же время активное
сотрудничество Германии в Лиги наций;
7. Что вышеуказанное одностороннее действие Германии не только
несовместимо с этим планом, но и произведено в то время, когда велись
переговоры;
I. Объявляет, что Германия не соблюла лежащей на всех членах
международного сообщества обязанности уважения принятых на себя
обязательств, и осуждает всякое одностороннее отклонение международных
обязательств;
II. Приглашает правительства, являющиеся инициаторами программы 3
февраля 1935 г., или те, которые к ней присоединились, продолжать начатые ими
переговоры и, в частности, добиваться заключения в рамках Лиги наций
соглашений, которые, учитывая обязательства Пакта, представлялись бы
необходимыми для достижения цели, указанной в этой программе в видах
обеспечения поддержания Лиги;
III. Считая, что одностороннее отклонение международных обязательств может
создать опасность для самого существования Лиги наций в качестве учреждения,
на которое возложено обеспечить поддержание мира и организовать безопасность,
Решает:
Что без ущерба для применения положений, уже предусмотренных в
международных соглашениях, такое отклонение должно, когда дело будет идти об
обязательствах, интересующих безопасность народов и поддержание мира в
Европе, повлечь со стороны Лиги и в рамках Пакта все необходимые меры;
Поручает Комитету, составленному из..., предложить в этих целях положения,
которые делали бы Пакт Лиги наций более эффективным в отношении организации
коллективной безопасности и, в частности, уточнить те экономические и
финансовые меры, которые могли бы быть применены в случае, если в дальнейшем
какое-либо государство, член или не член Лиги наций, поставило бы мир в
опасность путем одностороннего отклонения международных обязательств.
78. Германская нота протеста против резолюции Совета Лиги наций по
поводу довооружений Германии, направленная правительствам членов
Совета Лиги наций 12 апреля 1935 г.
От имени и по поручению моего правительства имею честь сообщить в.п.
следующее.
Германское правительство оспаривает право выступать судьями над Германией
за правительствами, которые в Совете Лиги наций приняли резолюцию минувшего
17 числа. Оно считает, что резолюция, принятая Советом Лиги наций, составляет
новую попытку дискриминировать Германию. Поэтому оно самым категорическим
образом отвергает эту резолюцию. Оно сохраняет за собой право в ближайшее
время сообщить свою точку зрения по поводу различных вопросов, составляющих
предмет этой резолюции.
79. Договор о взаимной помощи между Союзом Советских Социалистических
Республик и Французской Республикой, заключенный 2 мая 1935 г.
(Извлечение)
С т а т ь я 1.
В случае, если СССР или Франция явились бы предметом угрозы или
опасности нападения со стороны какого-либо европейского государства, Франция
и соответственно СССР обязуются приступить обоюдно к немедленной
консультации в целях принятия мер для соблюдения постановлений статьи 10
статута Лиги наций.
С т а т ь я 2.
В случае, если в условиях, предусмотренных в статье 15, параграф 7, статута
Лиги наций, СССР или Франция явились бы, несмотря на искренне мирные
намерения обеих стран, предметом невызванного нападения со стороны какого-
либо европейского государства, Франция и взаимно СССР окажут друг другу
немедленно помощь и поддержку.
С т а т ь я 3.
Принимая во внимание, что согласно статье 16 статута Лиги наций, каждый
член Лиги, прибегающий к войне вопреки обязательствам, принятым в статьях 12,
13 или 15 статута, тем самым рассматривается как совершивший акт войны против
всех других Членов Лиги, СССР и взаимно Франция обязуются, в случае, если
один из них явится, в этих условиях и несмотря на искренне мирные намерения
обеих стран, предметом невызванного нападения со стороны какого-либо
европейского государства, оказать друг другу немедленно помощь и поддержку,
действуя применительно к статье 16 статута.
То же обязательство принято на случай, если СССР или Франция явится
предметом нападения со стороны европейского государства в условиях,
предусмотренных в параграфах 1 и 3 статьи 17 статута Лиги наций.
С т а т ь я 4.
Так как обязательства, установленные выше, соответствуют обязанностям
Высоких Договаривающихся Сторон, как Членов Лиги наций, то ничто в
настоящем Договоре не будет толковаться как ограничение задачи этой последней
принимать меры, способные эффективно ограждать всеобщий мир, или как
ограничение обязанностей, вытекающих для Высоких Договаривающихся Сторон
из статута Лиги наций.
С т а т ь я 5.
Настоящий Договор... вступит в действие с момента обмена ратификациями и
будет оставаться в силе в течение пяти лет. Если он не будет денонсирован одною
из Высоких Договаривающихся Сторон с предупреждением по крайней мере за
один год до истечения этого периода, то он останется в силе без ограничения срока,
причем каждая из Высоких Договаривающихся Сторон будет иметь возможность
прекратить его действие путем заявления об этом с предупреждением за один год.
П р о т о к о л п о д п и с а н и я
В момент подписания советско-французского Договора о взаимной помощи от
сего числа Уполномоченные подписали нижеследующий протокол, каковой будет
включен в обмениваемые ратификационные грамоты Договора.
I
Условлено, что следствием статьи 3 является обязательство каждой
Договаривающейся Стороны оказать немедленно помощь другой, сообразуясь
безотлагательно с рекомендациями Совета Лиги Наций, как только они будут
вынесены в силу статьи 16 статута. Условлено также, что обе Договаривающиеся
Стороны будут действовать согласно, дабы достичь того, чтобы Совет вынес свои
рекомендации со всей скоростью, которой потребуют обстоятельства, и что если,
несмотря на это, Совет не вынесет, по той или иной причине, никакой
рекомендации, или если он не достигнет единогласия, то обязательство помощи
тем не менее будет выполнено. Условлено также, что обязательства помощи,
предусмотренные в настоящем Договоре, относятся лишь к случаю нападения,
совершенного на собственную территорию той или другой Договаривающейся
Стороны.