ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 2440
Скачиваний: 12
II
Так как общее намерение обоих правительств состоит в том, чтобы ни в чем не
нарушать настоящим Договором обязательств, принятых ранее СССР и Францией
по отношению к третьим государствам, в силу опубликованных договоров, то
условлено, что постановления упомянутого Договора не могут иметь такого
применения, которое, будучи несовместимым с договорными обязательствами,
принятыми одною из Договаривающихся Сторон, подвергло бы эту последнюю
санкциям международного характера.
III
Оба правительства, считая желательным заключение регионального
соглашения, целью которого являлась бы организация безопасности
договаривающихся государств и которое, вместе с тем, могло бы включать
обязательства взаимной помощи или сопровождаться таковыми, признают друг за
другом возможность в соответствующем случае участвовать, с обоюдного
согласия, в той форме, прямой или косвенной, которая представлялась бы
подходящей, в подобных соглашениях, причем обязательства этих соглашений
должны заменить собою те, которые вытекают из настоящего Договора.
IV
Оба правительства констатируют, что переговоры, результатом которых
явилось подписание настоящего Договора, были начаты первоначально в целях
дополнения соглашения о безопасности, охватывающего страны северо-востока
Европы, а именно: СССР, Германию, Чехословакию, Польшу и соседние с СССР
Балтийские государства; наряду с этим соглашением должен был быть заключен
договор о помощи между СССР, Францией и Германией, в котором каждое из этих
трех государств должно было обязаться к оказанию поддержки тому из них,
которое явилось бы предметом нападения со стороны одного из этих трех
государств. Хотя обстоятельства до сих пор не позволили заключить эти
соглашения, которые обе стороны продолжают считать желательными, но тем не
менее обязательства, изложенные в советско-французском Договоре о помощи
должны пониматься как имеющие действовать лишь в тех пределах, которые
имелись в виду в первоначально намечавшемся трехстороннем соглашении.
Независимо от обязательств, вытекающих из настоящего Договора, напоминается
вместе с тем, что согласно советско-французскому пакту о ненападении от 29-го
ноября 1932 г., и притом без ущерба для универсальности обязательств этого пакта,
в случае, если бы одна из Сторон подверглась нападению со стороны одной или
нескольких третьих европейских держав, не предусмотренных в вышеназванном
тройственном соглашении, другая Договаривающаяся Сторона должна будет
воздерживаться в течение конфликта от прямой или косвенной помощи или
поддержки нападающему или нападающим, причем каждая из Сторон заявляет, что
она не связана никаким соглашением о помощи, которое находилось бы в
противоречии с этим обязательством.
80. Англо-германское морское соглашение, заключенное в Лондоне 18 июня
1935 г.
I) Нота сэра Самуэля Хора на имя фон Риббентропа
1. В течение последних дней представители Германского правительства и
Правительства е.в. в Соединенном Королевстве вели переговоры, главной целью
которых была подготовка почвы для всеобщей конференции по ограничению
морских вооружений. Я могу теперь с радостью сообщить в.п. о формальном
согласии правительства е.в. в Соединенном Королевстве с обсуждавшимися во
время этих переговоров предложениями Германского правительства о том, чтобы
будущая мощь германского флота по отношению к совокупной морской мощи
членов Британского коммонвельса наций выражалось бы пропорцией 35:100.
Правительство е.в. в Соединенном Королевстве рассматривает эти предложения
как вклад огромнейшего значения в дело будущего морского ограничения. Оно
также верит, что достигнутое им соглашение с Германским правительством,
рассматриваемое им как постоянное и определенное соглашение между обоими
правительствами, начиная с сегодняшнего дня, облегчит заключение всеобщего
соглашения по вопросу о морском ограничении между всеми морскими державами
мира.
2. Правительство е.в. в Соединенном Королевстве также согласно с
пояснениями, представленными Германскими представителями во время недавнего
обсуждения в Лондоне, относительно метода применения этого принципа. Эти
пояснения могут быть суммированы следующим образом:
а) Пропорция 35:100 является постоянным соотношением, т.е. общий тоннаж
германского флота не должен превышать 35% общего тоннажа определенных в
договоре морских сил Британского коммонвельса наций, или, если в будущем не
будет существовать договорных ограничений этого тоннажа, то 35% совокупности
наличного тоннажа членов Британского коммонвельса наций.
b) Если в будущем всеобщем договоре о морском ограничении не будет принят
метод ограничения путем условленных пропорций между флотами различных
держав, то Германское правительство не будет настаивать на включении в такой
будущий всеобщий договор о пропорции, упомянутом в предшествующем пункте,
подразумевая, что принятый в нем метод будущего ограничения морских
вооружений будет таков, что даст Германии все гарантии возможности сохранения
этой пропорции.
c) Германия будет придерживаться пропорции 35:100 при всех обстоятельствах,
т.е. эта пропорция не будет зависеть от строительства других держав. Если
всеобщее равновесие морских вооружений, нормально поддерживавшееся в
прошлом, будет резко нарушено каким-либо анормальным и исключительным
строительством других держав, то Германское правительство сохранит право
пригласить Правительство е.в. в Соединенном Королевстве рассмотреть созданное
этим новое положение.
d) В вопросе об ограничении морских вооружений Германское правительство
является сторонником системы разделения кораблей на категории,
устанавливающие максимальный тоннаж и (или) вооружение кораблей каждой
категории и распределение тоннажа, предоставляемого каждой державе, по
категориям кораблей. В соответствии с этим и под условием соблюдения
нижеуказанного п. f) Германское правительство готово применять 35%
соотношение к тоннажу каждой категории сохраняемых кораблей и ко всякому
изменению этого соотношения в отдельной категории или отдельных категориях в
зависимости от соглашения об этом, которого можно будет добиться в будущем
всеобщем договоре о морском ограничении с тем, что такого рода соглашения
будут основаны на том принципе, что всякое увеличение в одной категории будет
компенсироваться соответственным сокращением других. Если не будет заключено
никакого всеобщего договора о морском ограничении или если будущий всеобщий
договор не будет содержать положений, устанавливающих ограничение по
категориям, то способ и степень, в которых Германское правительство будет иметь
право изменять 35% соотношение в одной или более категориях, явится вопросом,
разрешаемым по соглашению между Германским правительством и
Правительством е.в. в Соединенном Королевстве в свете того.
e) Если и на все время, пока другие значительные морские державы будут
сохранять только одну категорию для крейсеров и миноносцев, Германское
правительство будет пользоваться правом иметь только одну категорию для этих
двух классов кораблей, хотя бы оно и предпочитало две категории для этих
классов.
f) Однако в вопросе о подводных лодках Германия, хотя и не превышая
пропорции 35:100 в отношении всего тоннажа, будет иметь право обладать
подводным тоннажем, равным совокупности подводного тоннажа членов
Британского коммонвельса наций. Германское правительство все же обязуется, что
кроме исключительных обстоятельств, указанных в непосредственно следующей
ниже фразе, германский подводных тоннаж не будет превышать 45% совокупного
подводного тоннажа членов Британского коммонвельса наций. Германское
правительство, в случае наступления обстоятельств, делающих, по его мнению,
необходимым для Германии воспользоваться своим правом иметь процент
подводного тоннажа, превышающий вышеуказанные 45%, сохраняет право
уведомить об этом Правительство е.в. в Соединенном Королевстве и соглашается
на дружественное обсуждение этого вопроса до того, как Германское
правительство осуществит данное право.
g) Ввиду малого вероятия того, что при исчислении 35% соотношения для
каждой категории кораблей получатся цифры тоннажа, точно делимые на
максимальный тоннаж, дозволенный для отдельных кораблей этой категории,
могут потребоваться некоторые видоизменения, чтобы не лишать Германию
возможности использовать свой тоннаж полностью. В соответствии с этим было
условлено, что Германское правительство и Правительство е.в. в Соединенном
Королевстве установят по взаимному соглашению, какие видоизменения
необходимы в этих целях, и подразумевается, что этот порядок не повлечет какого-
либо существенного или постоянного отступления от пропорции 35:100 в
отношении общей мощи.
3. Ссылаясь на п. c) вышеизложенных пояснений, имею честь уведомить вас,
что Правительство е.в. в Соединенном Королевстве приняло к сведению эту
оговорку и признает указанное в ней право под условием понимания, что при
отсутствии иного соглашения между обоими правительствами пропорция в 35:100
будет сохранена.
4. Имею честь просит в.п. уведомить меня о согласии Германского
правительства с тем, что предложения Германского правительства правильно
изложены в предшествующих пунктах настоящей ноты.
II) Нота фон Риббентропа сэру Самуэлю Хору
Имею честь подтвердить получение ноты в.п. от сего числа, в которой вы
соблаговолили сообщить мне от имени Правительства е.в. в Соединенном
Королевстве следующее:
[Следуют п.п. 1-3 британской ноты.]
Имею честь подтвердить в.п., что предложения Германского правительства
изложены правильно в вышеуказанной ноте и я с удовлетворением отмечаю, что
Правительство е.в. в Соединенном Королевстве принимает эти предложения.
Германское правительство со своей стороны, также полагает, что соглашение,
достигнутое им ныне с Правительством е.в. в Соединенном Королевстве, которое
оно считает постоянным и определенным соглашением, имеющим действие с сего
числа между обоими правительствами, облегчит заключение всеобщего
соглашения по этому вопросу между всеми морскими державами мира.
81. Из договора о взаимной помощи между Союзом Советских
Социалистических Республик и Республикой Чехословацкой, заключенного 16
мая 1935 г.
С т а т ь я 1.
В случае, если Союз Советских Социалистических Республик или Республика
Чехословацкая явились бы предметом угрозы или опасности нападения со стороны
какого-либо европейского государства, Чехословацкая Республика и
соответственно Союз Советских Социалистических Республик обязуются
приступить обоюдно к немедленной консультации в целях принятия мер для
соблюдения постановлений статьи 10 Устава Лиги наций.
С т а т ь я 2.
В случае, если... Союз Советских Социалистических Республик или Республика
Чехословацкая явились бы предметом невызванного нападения со стороны какого-
либо европейского государства, Республика Чехословацкая и взаимно Союз
Советских Социалистических Республик окажут друг другу немедленно помощь и
поддержку. <...>
С т а т ь я 4.
Если одна из Высоких Договаривающихся Сторон явится предметом нападения
со стороны одной или нескольких третьих Держав в условиях, не дающих
основания для оказания помощи и поддержки в пределах настоящего Договора, то
другая Высокая Договаривающаяся Сторона обязуется не оказывать в течение
конфликта ни прямо, ни косвенно помощи и поддержки нападающему или
нападающим, причем каждая из сторон заявляет, что она не связана никаким
соглашением о помощи, которое находилось бы в противоречии с настоящим
обязательством. <...>
П р о т о к о л п о д п и с а н и я
II
...Оба Правительства признают, что обязательства взаимной помощи будут
действовать между ними лишь поскольку при наличии условий, предусмотренных
в настоящем договоре, помощь стороне - жертве нападения будет оказана со
стороны Франции.
82. Из доклада Г.Димитрова на VII конгрессе Коминтерна 2 августа 1935 г.
Характерно для победы фашизма именно то обстоятельство, что эта победа, с
одной стороны, свидетельствует о слабости пролетариата, дезорганизованного и
парализованного раскольнической социал-демократической политикой классового
сотрудничества с буржуазией, а с другой стороны, выражает слабость самой
буржуазии, которая испытывает страх перед осуществлением единства борьбы
рабочего класса, страх перед революцией и уже не в состоянии удержать свою
диктатуру над массами старыми методами буржуазной демократии и
парламентаризма.
Фашизм у власти есть открытая террористическая диктатура наиболее
реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических
элементов финансового капитала.
Самая реакционная разновидность фашизма - это фашизм германского типа. Он
нагло именует себя национал-социализмом, не имея ничего общего с социализмом.
Германский фашизм выступает как ударный кулак международной
контрреволюции, как главный поджигатель империалистической войны, как