Файл: Bogaturov_Tom_vtoroy_Dokumenty.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 2311

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

лиц польской национальности, на которое Советское правительство выразило свою 
готовность в декабре 1941 года. Поэтому Советское правительство 16 января 1943 
года сообщило Польскому правительству, что сделанное им ранее заявление о 
готовности допустить изъятие из Указа 29 ноября 1939 г. в отношении указанных 
выше лиц польской национальности следует считать утратившим силу и вопрос о 
возможности нераспространения на них постановлений советского 
законодательства о гражданстве - отпавшим. 

      Таковы факты, проливающие полный свет на обстоятельства формирования на 
территории СССР польских воинских частей и вывода этих частей из Советского 
Союза. 

147. О формировании польской дивизии имени Тадеуша Костюшко. 9 мая 
1943 г.

 

      Совет Народных Комиссаров СССР удовлетворил ходатайство «Союза 
польских патриотов в СССР» о формировании на территории СССР польской 
дивизии имени Тадеуша Костюшко для совместной с Красной Армией борьбы 
против немецких захватчиков. Формирование польской дивизии уже начато. 

148. Ответ И.В.Сталина на вопрос главного корреспондента агентства 
"Рейтер" относительно роспуска Коммунистического Интернационала 28 мая 
1943 г.

 

      Московский корреспондент английского агентства Рейтер г. Кинг обратился к 
Председателю Совета Народных Комиссаров СССР И.В.Сталину с письмом, в 
котором он просил ответить на вопрос, интересующий английскую 
общественность. 

      И.В.Сталин ответил г-ну Кингу следующим письмом: 

      Господин Кинг! 

      Я получил от Вас просьбу ответить на вопрос, касающийся роспуска 
Коммунистического Интернационала. Посылаю Вас свой ответ. 

      Вопрос. «Британские комментарии по поводу решения о ликвидации 
Коминтерна были весьма благоприятными. Какова советская точка зрения на этот 
вопрос и на его влияние на будущее международных отношений?» 

      Ответ. Роспуск Коммунистического Интернационала является правильным и 
своевременным, так как он облегчает организацию общего натиска всех 
свободолюбивых наций против общего врага - гитлеризма. 

      Роспуск Коммунистического Интернационала правилен, так как: 

      а) Он разоблачает ложь гитлеровцев о том, что Москва якобы намерена 
вмешиваться в жизнь других государств и «большевизировать» их. Этой лжи 
отныне кладется конец. 


background image

      б) Он разоблачает клевету противников коммунизма в рабочем движении о том, 
что коммунистические партии различных стран действуют якобы не в интересах 
своего народа, а по приказу извне. Этой клевете отныне также кладется конец. 

      в) Он облегчает работу патриотов свободолюбивых стран по объединению 
прогрессивных сил своей страны, независимо от их партийности и религиозных 
убеждений, в единый национально-освободительный лагерь, - для развертывания 
борьбы против фашизма. 

      г) Он облегчает работу патриотов всех стран по объединению всех 
свободолюбивых народов в единый международных лагерь для борьбы против 
угрозы мирового господства гитлеризма, расчищая тем самым путь для 
организации в будущем содружества народов на основе их равноправия. 

      Я думаю, что все эти обстоятельства, взятые вместе, приведут к дальнейшему 
укреплению единого фронта союзников и других объединенных наций в их борьбе 
за победу над гитлеровской тиранией. 

      Я считаю, что роспуск Коммунистического Интернационала является вполне 
своевременным, так как именно теперь, когда фашистский зверь напрягает свои 
последние силы, необходимо организовать общий натиск свободолюбивых стран 
для того, чтобы добить этого зверя и избавить народы от фашистского гнета. 

С уважением И.Сталин 

149. Позиция СССР в отношении планов европейских федераций. Из 
редакционной статьи "К вопросу о федерациях “малых” государств в 
Европе", опубликованной в "Известиях" 18 ноября 1943 г.

 

      Советская точка зрения полностью признает, что освобождение малых стран и 
восстановление их независимости и суверенитета является одной из важнейших 
задач послевоенного устройства Европы и создания прочного мира. Однако 
советская точка зрения при этом учитывает ту конкретную обстановку, в которой 
малые нации окажутся сразу после окончания войны. Какова в самом деле будет 
эта обстановка? Совершенно очевидно, что все европейские отношения в первый 
период после ликвидации военных действий будут находиться в состоянии 
большой текучести и неопределенности. Малым странам потребуется известное 
время для того, чтобы в полной мере разобраться в новой, созданной в результате 
войны ситуации. Нужно будет время, чтобы разобраться и во вновь сложившихся 
отношениях с соседними и другими государствами без какого бы то ни было 
постороннего вмешательства или внешнего давления, направленных на то, чтобы 
побудить эти малые страны войти в ту или иную новую группировку государств... 

      На Московской конференции советская делегация, исходя из изложенных выше 
принципиальных соображений, заявила с достаточной ясностью, что 
преждевременное и, возможно, искусственное прикрепление малых стран к 
теоретически запланированным группировкам было бы чревато опасностями как 
для самих этих стран, так и для будущего мирного развития Европы. И это вполне 
понятно, так как такой важный шаг, как федерирование с другими странами и 


background image

возможный отказ от части своего суверенитета, допустим лишь в порядке 
свободного и хорошо продуманного волеизъявления народов. 

      Из сказанного выше вытекает ряд важных выводов. 

      Во-первых, можно считать, что эмигрантские правительства оккупированных 
немцами малых стран, как недостаточно крепко связанные со своими народами, не 
смогут обеспечить в полной мере выражение действительной воли своих народов, 
чтобы решить такой важный вопрос, как вопрос о федерации. Всякая попытка 
эмигрантских правительств, находящихся, как известно, в особом положении, 
сделать что-либо подобное может быть воспринята их народами как навязывание 
решений, не соответствующих их желаниям и постоянным стремлениям. 

      Во-вторых, весьма вероятно, что даже новые правительства, созданные в ныне 
оккупированных странах, еще не будут достаточно авторитетны и устойчивы для 
того, чтобы без риска нарушить волю народа и тем самым вызвать какие-либо 
осложнения взяться за решение вопроса о федерации. 

      В-третьих, наконец, не может подлежать сомнению, что лишь после того, как 
ситуация после окончания войны уже несколько устоится и малые страны обретут 
необходимое спокойствие и уверенность в своей независимости, обсуждение 
вопроса о федерациях может принять более плодотворный характер. 

      Советская точка зрения сводится в соответствии с вышеизложенным к 
признанию того, что было бы преждевременным уже теперь намечать и, таким 
образом, искусственно поощрять создание каких-либо федераций или каких-либо 
иных форм объединения малых государств... 

      Далее - и это следует особенно подчеркнуть - советская точка зрения 
решительно отвергает всякие попытки воскресить политику «санитарного 
кордона» против СССР, в какие бы формы они ни маскировались... 

150. Каирская декларация, подписанная США, Великобританией и Китаем 27 
ноября 1943 г.

 

(Извлечение) 

      Три великие державы проявили решимость обрушить беспощадные удары по 
жестокому врагу на море, на суше и в воздухе, и этот натиск на Японию уже 
нарастает. 

      Три великие союзные державы ведут настоящую войну с целью пресечения 
агрессии со стороны Японии и наказания агрессора, не стремясь при этом получить 
для себя какие-либо выгоды и не имея ни малейшего намерения расширить свои 
территории. 

      Цель вышеупомянутых союзных держав заключается в том, чтобы лишить 
Японию всех островов на Тихом океане, которые она захватила или оккупировала с 
начала первой мировой войны 1914 года, и в том, чтобы все территории, которые 


background image

Япония отторгла у китайцев, как, например, Маньчжурия, Формоза и Пескадорские 
острова, были возвращены Китайской республике. 

      Япония должна быть также изгнана со всех других территорий, захваченных ею 
благодаря насилию и алчности. 

      Три вышеупомянутые великие державы, принимая во внимание рабское 
положение корейского народа, преисполнены решимости предоставить Корее в 
должное время свободу и независимость. 

      Во имя этих целей союзные державы должны в тесном сотрудничестве со всеми 
государствами Организации Объединенных Наций, находящимися в состоянии 
войны с Японией, продолжать свои серьезные и длительные действия, которые 
приведут к безоговорочной капитуляции Японии. 

151. Конференция руководителей трех союзных держав - Советского Союза, 
Соединенных Штатов Америки и Великобритании - в Тегеране 28 ноября - 1 
декабря 1943 г.

 

(Извлечение) 

      Мы, президент Соединенных Штатов, премьер-министр Великобритании и 
премьер Советского Союза, встречались в течение последних четырех дней в 
столице нашего союзника - Ирана и сформулировали и подтвердили нашу общую 
политику. 

      Мы выражаем нашу решимость в том, что наши страны будут работать 
совместно как во время войны, так и в последующее мирное время. 

      Что касается войны, представители наших военных штабов участвовали в 
наших переговорах за круглым столом, и мы согласовали наши планы 
уничтожения германских вооруженных сил. Мы пришли к полному соглашению 
относительно масштаба и сроков операций, которые будут предприняты с востока, 
запада и юга. 

      Взаимопонимание, достигнутое нами здесь, гарантирует нам победу. 

      Что касается мирного времени, то мы уверены, что существующее между нами 
согласие обеспечит прочный мир. Мы полностью признаем высокую 
ответственность, лежащую на нас и на всех Объединенных Нациях, за 
осуществление такого мира, который получит одобрение подавляющей массы 
народов земного шара и который устранит бедствия и ужасы войны на многие 
поколения. 

      Совместно с нашими дипломатическими советниками мы рассмотрели 
проблемы будущего. Мы будем стремиться к сотрудничеству и активному участию 
всех стран, больших и малых, народы которых сердцем и разумом посвятили себя, 
подобно нашим народам, задаче устранения тирании, рабства, угнетения и 


background image

нетерпимости. Мы будем приветствовать их вступление в мировую семью 
демократических стран, когда они пожелают это сделать. 

      Никакая сила в мире не сможет помешать нам уничтожать германские армии на 
суше, их подводные лодки на море и разрушать их военные заводы с воздуха. 

      Наше наступление будет беспощадным и нарастающим. 

      Закончив наши дружественные совещания, мы уверенно ждем того дня, когда 
все народы мира будут жить свободно, не подвергаясь действию тирании, и в 
соответствии со своими различными стремлениями и своей совестью. 

      Мы прибыли сюда с надеждой и решимостью. Мы уезжаем отсюда 
действительными друзьями по духу и цели. 

152. Договор о союзе и взаимопомощи между СССР и Французской 
Республикой, заключенный 10 декабря 1944 г.

 

(Извлечение) 

      С т а т ь я    1. 

      Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон будет продолжать борьбу на 
стороне другой Стороны и на стороне Объединенных Наций до окончательной 
победы над Германией. Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон обязуется 
оказывать другой Стороне помощь и поддержку в этой борьбе всеми 
находящимися в ее распоряжении средствами. 

      С т а т ь я    2. 

      Высокие Договаривающиеся Стороны не согласятся вступать в сепаратные 
переговоры с Германией или заключать без взаимного согласия какого-либо 
перемирия или мирного договора ни с гитлеровским правительством, ни с каким-
либо другим правительством или властью, созданными в Германии с целью 
продолжения или поддержания политики германской агрессии. 

      С т а т ь я    3. 

      Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются и по окончании нынешней 
войны с Германией совместно предпринимать все необходимые меры для 
устранения любой новой угрозы, исходящей от Германии, и препятствовать таким 
действиям, которые делали бы возможной любую новую попытку агрессии с ее 
стороны. 

      С т а т ь я    4. 

      В случае, если одна из Высоких Договаривающихся Сторон окажется 
вовлеченной в военные действия против Германии, будь то в результате агрессии, 
совершенной этой последней, будь то в результате действия вышеприведенной