ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 5569
Скачиваний: 27
помощи против правительственных войск, направленных в Западную Грузию из Тбилиси.
Было ясно, что войска имеют приказ уничтожить и сопротивление звиадистов, и
самостоятельность Абхазии. На время возникла непрочная коалиция сторонников
З.Гамсахурдиа в Мегрелии, чеченских отрядов и абхазов против сил центрального
грузинского правительства. Но руководство Абхазии понимало недолговечность блока с
боевиками З.Гамсахурдиа и Д.Дудаева. Не полагаясь на союз с ними, В.Ардзинба стал
искать соглашения с Россией.
Между тем, в феврале 1992 г. новые власти в Тбилиси отменили грузинскую конституцию
1978 г. и восстановили действие старой, принятой в 1921 г. Руководство Абхазии
воспользовалось этим. Оно тоже провозгласило отмену конституции Абхазской АССР
1978 г. (в которой было зафиксировано пребывание Абхазии в составе Грузинской ССР) и
восстановление конституции Абхазской Советской Социалистической Республики 1925 г.,
согласно которой Абхазия была союзной республикой в составе СССР. Госсовет Грузии
объявил решение абхазского парламента недействительным. В Абхазии началась
вооруженные столкновения между боевиками абхазского правительства и силами
Госсовета Грузии.
24 июня 1992 г. в Дагомысе состоялась встреча президента России Б.Н.Ельцина и
Э.А.Шеварднадзе, на которой обсуждались ситуации в Абхазии и Южной Осетии (где в
это время тоже развивался вооруженный конфликт между осетинским и грузинским
населением). Российское руководство было радо свержению режима З.Гамсахурдиа и не
хотело наносить удар по престижу нового грузинского руководства. Задачей переговоров
была выработка компромисса, который позволил бы сохранить территориальную цело-
{♦}стность Грузии и одновременно расширить права входящих в нее национально-
территориальных образований.
По Южной Осетии компромисса удалось достигнуть (см. ниже). Обсуждение абхазского
вопроса было решено перенести в Москву на встречу представителей России, Грузии и
Абхазии. В августе она состоялась. Было подписано соглашение, по которому Грузия
получила право сохранять в Абхазии войска «в пределах согласованного лимита». Россия
подтвердила признание Абхазии частью Грузии. Абхазская сторона была недовольна
московским соглашением.
Ввиду российско-грузинского сближения В.Ардзинба безрезультатно пытался установить
контакт с Турцией. Абхазское руководство заявило о намерении принять новую
конституцию Абхазии осенью 1992 г. Было ясно, что республика будет провозглашена
независимым государством. 14 августа 1992 г. началось наступление грузинских войск на
Сухуми, поводом для чего послужила необходимость восстановить контроль над
железнодорожным сообщением через Абхазию, которое нарушалось из-за нападений на
поезда со стороны как абхазских, так и мегрельских формирований. Началась война.
Абхазское правительство переехало из Сухуми в г. Гудаута, где располагалась российская
военная база, допускать на территорию которой грузинские войска российское военное
командование не намеревалось.
Абхазское руководство стало активнее переориентироваться на соглашение с Россией
ценой разрыва с Чечней и Конфедерацией горских народов, в которой возрастало
чеченское влияние. Российские военные в Абхазии, защищая себя и свои семьи в зоне
войны между абхазскими силами и грузинскими войсками, были заинтересованы в
недопущении грузинских войск вглубь абхазской территории. Но они не имели намерения
вступать в конфликт с грузинской армией, не получая соответствующих приказов от
командования. В ряде случаев российским армейским командирам на местах приходилось
принимать решения сообразно текущей обстановке. Президент Б.Н.Ельцин был склонен
придерживаться московских договоренностей (1992 г.) с Э.А.Шеварднадзе, но Верховный
совет России под влиянием проабхазски настроенных депутатов занял антигрузинскую
позицию. Руководители северокавказских республик России и представлявшие эти
республики депутаты Верховного совета России были на стороне Абхазии и оказывали
давление на президента Б.Н.Ельцина в антигрузинском духе. Правительство колебалось
между президентом и парламентом. Влияние Верховного совета России на внешнюю
политику осенью 1992 г. (до конфликта парламента с президентом в октябре 1993 г.) было
довольно значительным.
Грузинские регулярные войска к началу сентября 1992 г. заняли около половины
территории Абхазии, включая Сухуми. Однако боевые действия показали невысокую
боеготовность грузинской армии. Спустя несколько месяцев абхазская сторона смогла
перейти в контрнаступление и заметно потеснить грузинские войска. Из районов, занятых
абхазами, начался исход грузинского (мегрельского) населения. {♦}
27 июля 1993 г. в Сочи при посредничестве России грузинские и абхазские представители
подписали соглашение о прекращении огня. Оно было сразу же нарушено. Война
продолжилась. К сентябрю 1993 г. абхазские формирования взяли Сухуми и нанесли
решающее поражение грузинской армии. Линия фронта стабилизировалась по реке
Ингури. 20 сентября 1993 г. Абхазия провозгласила себя независимой. С ее территории
было изгнано по разным подсчетам от 150 до 200 тыс. грузинских беженцев
(преимущественно мегрелов).
Грузинское правительство пыталось убедить Б.Н.Ельцина прекратить помощь Абхазии.
Еще в феврале 1993 г. был подписан грузино-российский договор о дружбе и
сотрудничестве (Государственная Дума России его не ратифицировала). В октябре 1993 г.
– договор о статусе российских военных баз в Грузии. Грузинское правительство вопреки
мнению парламента Грузии согласилось продлить пребывание российских баз на
грузинской территории (в Гудауте, Батуми, Вазиани и Ахалкалаки). В октябре 1993 г.
Э.А.Шеварднадзе принял решение о вступлении Грузии в СНГ, и 9 декабря 1993 г. она
присоединилась к Содружеству. Но взаимопонимания по абхазскому вопросу между
Россией и Грузией не получалось. 1 декабря 1993 г. в Москве при посредничестве России
был подписан документ о путях нормализации обстановку в Абхазии. В нем не были
упомянуты ни территориальная целостность Грузии, ни суверенитет Абхазии. В целях
более полного урегулирования спора в декабре 1993 г. в Женеве под эгидой ООН были
организованы грузино-абхазские переговоры.
Тем временем, 31 декабря 1993 г. в Мегрелии был убит свергнутый президент Грузии
З.Гамсахурдиа, тайно прибывший туда из Чечни по приглашению своих сторонников
(похоронен в Грозном). Позиции Э.А.Шеварднадзе в Грузии укрепились, но это не
упростило ситуацию. Стычки вдоль линии соприкосновения грузинских и абхазских сил
продолжались.
2 апреле 1994 г. в Москве представителями Грузии, Абхазии, России и ООН были
подписаны заявление о мерах политического урегулирования и соглашение о
добровольном возвращении беженцев. Грузия добилась признания ее требования о
возвращении в Абхазию изгнанного из нее грузинского населения. Но абхазская сторона,
согласившись на него, фактически стала уклоняться от выполнения договоренностей.
Напряженность сохранялась. В такой ситуации в Москве 14 мая 1994 г. было подписано
новое соглашение о прекращении огня и разъединении грузинских и абхазских сил. В
зону конфликта было решено направить международных наблюдателей.
В июне 1994 г. в Абхазию были введены коллективные силы СНГ по поддержанию мира,
костяк которых составили российские войска. Их присутствие в зоне конфликта и
прибытие наблюдателей ООН позволило начаться процессу стихийного возвращения
грузинских беженцев в Гальский район Абхазии. Но Абхазия осталась вне контроля
Грузии. Грузинское правительство было не удовлетворено таким вариантом
урегулирования. {♦}
Конфликт в Юго-Осетинской автономной области был менее масштабным. Численность
ее населения на 1989 г. составляла 99 тыс. человек (осетины – 60 тыс., грузины – 30 тыс.,
другие национальности – 9 тыс.). Напряженность в Южной Осетии возрастала со второй
половины 1989 г., когда в области участились случаи столкновений между грузинами и
осетинами и осетинское население стало активнее выражать недовольство. Ввиду
численного преимущества последних число пострадавших среди грузин было больше.
10 ноября 1989 г. областной Совет народных депутатов Юго- Осетинской автономной
области принял решение о ее преобразовании в автономную республику. Это решение
было отменено Верховным советом Грузии. На фоне антиосетинских настроений из
разных частей Грузии сначала стихийно, а потом при поддержке грузинских властей
начался «марш на Цхинвали» (столицу Южной Осетии): на 400 ав тобусах несколько
тысяч грузинских «добровольцев» отправились «на помощь грузинскому населению
Южной Осетии». С большим трудом «марш» удалось остановить. Массовых стычек не
произошло, но на пряженность осталась. Не все добровольцы разошлись по домам, часть
их осталась в Южной Осетии, образовав группы, занимавшиеся грабежом.
Обострение обстановки произошло после выборов в Верховный совет Грузии 28 октября
1990 г., по итогам которых победил блок З.Гамсахурдиа. Лозунг «Грузия – для грузин»
напугал осетинское меньшинство еще сильнее, чем абхазское. В Южной Осетии стали
усиливаться сепаратистские настроения. 20 сентября 1990 г. сессия Юго-Осетинского
областного Совета приняла решение о преобразовании области в «Юго-Осетинскую
Советскую Демократическую Республику» и обратилась в союзные органы власти с
просьбой принять ее в состав СССР в качестве союзной республики. В октябре 1990 г. по
решению советского руководства в Южную Осетию был срочно переброшен из
Российской Федерации батальон внутренних войск, в задачи которого входило не
допустить кровопролития ввиду нарастания межэтнической напряженности в области.
11 декабря 1990 г. Верховный совет Грузии отменил автоном ный статус Южной Осетии и
отказался признать законность прове денных в декабре 1990 г. на ее территории выборов в
«верховный совет». В Тбилиси было издано постановление о «реорганизации» органов
региональной власти и введении в области прямого прези дентского правления. В январе
1991 г. грузинские войска вошли в Цхинвали и Джавский район Южной Осетии, где
сепаратисты имели наиболее прочные позиции. На территории области были введены
чрезвычайное положение и комендантский час. Вооруженные столк новения между
осетинской и грузинской общинами стали приобре тать широкие масштабы. Были
сформированы части «осетинской национальной гвардии». Относительно спокойной
обстановка остава лась только в Цхинвали, поскольку там оставались части советской
армии, подконтрольные правительству России. Их присутствие сдер живало действия
грузинских сил. {♦}
После распада СССР, в январе 1992 г. в Цхинвали и районах Южной Осетии, не занятых
грузинскими войсками, прошел референдум, участники которого высказались за
присоединение Южной Осетии к России. Правительство Грузии решило подавить
сепаратизм силой. Началась война. Потоки осетинских беженцев устремились в Россию,
на территорию Северной Осетии. Бывшая югоосетинская автономия распалась на
несколько частей. Районы с преимущественно грузинским населением были
подконтрольны грузинским властям, а с преимущественно осетинским – югоосетинским.
Повсюду происходили изгнания и перемещения людей, сопровождавшиеся убийствами и
насилием.
Руководство Северной Осетии стало требовать от Москвы принятия жестких мер в
отношении Грузии, грозя в противном случае расторжением Федеративного договора. В
это время в Тбилиси пришел к власти Э.А.Шеварднадзе. Поскольку российское
руководство не желало осложнять отношения с ним, с начала 1992 г. из Цхинвали начался
постепенный вывод подразделений остававшихся там российских внутренних войск. Это
решение вызвало негодование в Верховном совете России, под влиянием которого
президент Б.Н.Ельцин предпринял попытку оказать давление на Тбилиси в
югоосетинском вопросе. Грузинское руководство, склоняясь к уступке по менее важной
для нее проблеме Южной Осетии, добивалось от Москвы встречных шагов в абхазском
вопросе.
22 июня 1992 г. в Дагомысе, как уже говорилось, состоялась встреча Б.Н.Ельцина и
Э.А.Шеварднадзе, вскоре после которой там же начались четырехсторонние переговоры
по югоосетинской проблеме с участием России, Грузии, Южной Осетии и Северной
Осетии. 24 июня 1992 г. в Сочи было заключены соглашения о прекращении огня и
создании коридора для разъединения противоборствующих сторон («Дагомысское
соглашение»). Решение этой задачи возлагалось на смешанные российско-грузино-
североосетинские (добровольческие) силы.
Дагомысские соглашения остановили войну, но не привели к урегулированию. Функции
управления в зоне конфликта были переданы контрольной комиссии и объединенному
военному командованию. В состав миротворческих сил формально вошли контингенты
грузинских и североосетинских добровольческих сил. Но вскоре оказалось, что
грузинские формирования состоят из местного грузинского населения, а добровольцы из
Северной Осетии заменены югоосетинскими контрактниками. Фактически функции
миротворчества легли на части российских войск. Вооруженные столкновения были
прекращены, но Грузия утратила контроль над большей частью Южной Осетии.
19 октября 1995 г. была достигнута договоренность представителей Грузии, России, ОБСЕ
и Южной Осетии об аннулировании решения Верховного совета Грузии от декабря 1990 г.
о лишении Южной Осетии автономного статуса. 16 июля 1996 г. был подписан {♦}
меморандум о мерах по обеспечению безопасности и укреплению доверия между
сторонами грузино-осетинского конфликта. Южная Осетия продолжала настаивать на
предоставлении ей статуса республики с максимально широкими правами в составе
Грузии и добивалась восстановления старых административных границ автономии в том
виде, в котором они существовали на момент начала конфликта. Фактически контроль
югоосетинских властей распространялся только на районы с преимущественно
осетинским населением.
К содержанию главы
Проблема прав некоренного населения
стран Прибалтики
После восстановления независимости прибалтийских стран численность населения
коренной национальности, то есть лиц, имевших гражданство государств Прибалтики до
1940 г., и их прямых потомков, в Латвии и Эстонии была сопоставима с численностью
населения некоренных этнических групп. Такие этно-демографические соотношения
сложились за годы советской власти. В этот период в ходе строительства в регионе
крупных предприятий происходил приток в него русского, украинского и белорусского
населения из разных частей Советского Союза. Если в 1937 г. эстонцы в Эстонии
составляли 88,2% населения, а русские – 8,2%, то в 1989 г., соответственно, 61,5% и
30,3%. Такая же тенденция наблюдалась в Латвии. В 1937 г. доли латышей и русских