ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 5571
Скачиваний: 27
силой восстановить целостность республики. Молдавской армии при этом не
существовало, в распоряжении правительства имелись только полицейские
формирования, а в Приднестровье уже существовали отряды ополченцев («гвардейцев»)
численностью около 10 тыс. человек. В Молдавии тоже начали формироваться боевые
отряды «добровольцев».
Ситуация осложнялась присутствием в Приднестровье 14-й советской армии. Армейские
части могли быть втянутыми в конфликт, поскольку значительная часть офицерского
корпуса армии состояла из уроженцев Приднестровья и лиц, давно там осевших.
Военнослужащие были офицерами Советской армии, гражданами Молдавии и
одновременно жителями ПМР. На армейскую технику претендовали молдавские власти,
руководители административных органов Приднестровья и приднестровские
«гвардейцы».
1 марта 1992 г. молдавские боевики напали на одну из воинских частей бывшей Советской
армии на правом берегу Днестра с целью захвата оружия. С этой стычки началась военная
стадия конфликта. 17 марта парламент Молдавии принял закон о создании вооруженных
сил. 28 марта в стране было введено чрезвычайное положение. Боевые действия шли
между частями новообразованной национальной армии Молдавии и молдавско-
румынскими добровольцами, с {♦} одной стороны, и приднестровскими «гвардейцами» и
частями базировавшейся в Приднестровье 14-й российской армии, с другой. Особенно
напряженная обстановка сложилась в г. Бендеры, большинство жителей которого
выступало за присоединение к ПМР, хотя город находится на правом берегу Днестра.
Не имея ясных приказов командования, руководство 14-й армии колебалось, не желая
принимать на себя ответственность за применение силы. Российское руководство в связи
с приднестровским конфликтом оказалось в деликатном положении. В обществе было
много сторонников независимости Приднестровья. Антимолдавские настроения имелись
на Украине. В Приднестровье началась концентрация русско-украинских боевиков-
добровольцев. С молдавской стороны к административным границам Приднестровья
наряду с частями регулярной молдавской армии тоже стали стягиваться части молдавско-
румынских «волонтеров».
В апреле 1992 г. президент России Б.Н.Ельцин рискнул издать указ о переводе 14-й
советской армии под юрисдикцию России. На следующий день офицерское собрание 14-й
армии приняло решение положить конец кровопролитию в Приднестровье, заявив, что
если до 12 апреля 1992 г. не будут прекращены провокации и не начнутся переговоры по
урегулированию конфликта, то российские армейские части начнут «действовать согласно
обстановке». Это было ультиматумом армейского командования противоборствующим
сторонам.
Политические контакты между Тирасполем и Кишиневом возобновились. Однако в
Кишиневе одерживала верх «партия войны». 19 июня 1992 г. в г. Бендеры были введены
дополнительные части молдавской армии и «волонтеры». Бои приняли более
ожесточенный характер. Погибло много мирных жителей. Район Бендер покинуло 70 тыс.
беженцев. Приднестровские формирования, используя технику 14-й армии, смогли
остановить продвижение молдавских войск. Руководство вооруженными силами
Молдавии стало просить подкреплений.
В такой обстановке президент России назначил командующим 14-й армией генерала
А.И.Лебедя. Новый командующий немедленно выступил с требованием прекратить
попытки силового решения приднестровского вопроса, заявив о готовности вверенных
ему армейских частей при необходимости перенести боевые действия на территорию
Правобережной Молдавии. Считалось, что генерал А.И Лебедь действовал по своему
усмотрению, но впоследствии стало известно, что его демарш был негласно
санкционирован Москвой. А.И.Лебедь отдал приказ силам 14-й армии оттеснить
молдавские и приднестровские формирования от линии их соприкосновения и разместить
в образовавшемся коридоре российский контингент. Была проведена операция по
разъединению войск. Конфликт был заморожен.
21 июля 1992 г. в Москве прошли переговоры, в результате которых удалось подписать
российско-молдавское соглашение о принципах мирного урегулирования. Были созданы
трехсторонние миро-{♦}творческие силы представителей двух молдавских сторон и
России. На административной границе Приднестровья и Молдавии образовался пояс
безопасности длиной 220 и шириной 10-20 км по обе стороны Днестра. Руководство
миротворческими силами было возложено на трехстороннюю комиссию по
урегулированию.
Поддержка Москвой приднестровской стороны осложнила реализацию планов
объединения Молдавии с Румынией. Но прекращение огня не разрешило ни одну из
проблем, из-за которых разгорелся конфликт. Присутствие в регионе 14-й армии
стабилизировало обстановку, но и усложняло урегулирование. Приднестровское
руководство, чувствуя себя под защитой российских военных, упорствовало в неприятии
компромиссных предложений Кишинева. Влияние, которое приобрел А.И.Лебедь в
Приднестровье, вызвало его конфликт с руководством непризнанной республики. В 1995
г. генерал А.И.Лебедь был отозван из Приднестровья.
Конституция Молдавии, принятая в 1994 г., закрепила за Приднестровьем статус
автономии. Но это не удовлетворило приднестровцев, которые настаивали на более
серьезных гарантиях их права не входить в объединение с Румынией ни при каких
обстоятельствах. В начале 1997 г. при посредничестве России начались переговоры между
Кишиневом и Тирасполем об окончательном урегулировании ситуации. Они завершились
8 мая 1997 г. подписанием в Москве меморандума об основах нормализации отношений
между Республикой Молдова и Приднестровской Республикой. Стороны удалось
подвести к компромиссу – они согласились строить отношения в рамках общего
государства, в границах Молдавской ССР на январь 1990 г. Однако окончательного
урегулирования конфликта не произошло.
Вывод из Приднестровья частей бывшей 14-й армии и ее боевой техники, согласно
решениям саммита ОБСЕ в Стамбуле в 1999 г., предполагалось завершить до 2001 г. Но
окончательного соглашения по этому вопросу достигнуть не удалось из-за позиции
Приднестровья. На территории последнего остается большое количество вооружений
бывшей 14-й российской армии, на обладание которыми претендует Тирасполь. Москва и
Кишинев – против этого. Пребывание российских войск в Приднестровье было продлено
до 2003 г.
К содержанию главы
Этно-территориальные конфликты в Грузии
Напряженность в Грузии стала ощущаться до распада СССР. Это было связано с
существованием застарелых этно-политических противоречий в двух автономных
образованиях Грузии – Абхазской АССР и Юго-Осетинской автономной области.
После большевизации Грузии в 1921 г. (см. т. 1 наст, изд.) советское руководство создало
на территории будущей Грузинской ССР две юридически равноправные этно-
территориальные единицы – Абхазскую Советскую Социалистическую Республику и
Грузинскую Советскую Социалистическую Республику, которые были поставлены между
собой юридически в федеративные отношения. Такой ситуа-{♦}ция оставалась около 10
лет, и только в 1931 г. статус Абхазии по настоянию грузинского руководства и с согласия
Москвы был изменен таким образом, что в правовом отношении она стала автономной
республикой Грузии.
В советские годы население Абхазской АССР неоднократно пробовало мирным путем
добиваться выхода из состава Грузии и присоединения к России, но всякий раз –
неудачно. Настроения в пользу независимости от Грузии имели глубокие корни среди
абхазского населения. В начале XX в. абхазы составляли большинство населения этого
региона, но впоследствии демографические пропорции в крае изменились за счет
миграции в Абхазию населения из сопредельных районов Грузии – прежде всего из
Мегрелии (Зугдидского района). К концу XX в. грузины (преимущественно мегрелы)
составляли в Абхазии уже 44% населения, сами абхазы – 18%, а остальную часть (38%)
составляли русские, армяне и греки.
Демократические тенденции конца 80-х годов раскрепостили политическую жизнь и
стимулировали сторонников самостоятельности Абхазии. 18 марта 1989 г. сход абхазского
населения в селе Лыхны (древней резиденции абхазских князей) принял решение о выходе
Абхазии из состава Грузии и восстановлении статуса Абхазии как союзной республики в
составе СССР, который она юридически имела до 1932 г.
В Сухуми стали говорить об отделения от Грузии на основе реализации права на
самоопределение. Эти события напугали грузинскую часть населения Абхазии, страхи
которого перекинулись в другие части Грузии. В Тбилиси начались митинги протеста
грузинского населения. Их участники обвиняли руководство СССР в нежелании
«обуздать» абхазский сепаратизм. «Абхазский вопрос» спровоцировал в апреле 1989 г. в
Тбилиси проведение многодневного митинга, во время разгона которого силами
подразделений МВД и войск Закавказского военного округа имелись человеческие
жертвы.
Грузинское правительство делало в адрес Абхазии угрожающие заявления. Абхазские
радикалы обратились за поддержкой к северокавказским народам. В Сухуми в августе
1989 г. собралась конференция Ассоциации горских народов Кавказа, которая приняла
решение о создании Конфедерации горских народов, приступившей к созданию
собственных военизированных формирований из добровольцев. В деятельности
конфедерации приняли участия активисты прежде всего из республик, где имелись
группы населения адыгской языковой семьи, к которой принадлежат абхазы – Кабардино-
Балкарии (кабардинцы) и Карачаево-Черкесии (черкесы). По политическим соображениям
к ним примкнули представители Чечни. Руководство конфедерации действовало отчасти в
контакте со спецслужбами СССР, отчасти – самостоятельно и вопреки рекомендациям
последних.
17-18 ноября 1989 г. Верховный совет Грузии принял резолюцию с осуждением «аннексии
Грузии большевиками» в 1921 г. Это вызвало {♦} подозрения абхазов по поводу того, что
грузинские лидеры ведут дело к выходу Грузии из СССР. Абхазское руководство стало
активнее прорабатывать вопрос о выходе Абхазии из состава Грузии.
Летом 1990 г. Верховный совет Абхазии принял собственную декларацию о суверенитете.
Это не было провозглашением независимости, но означало намерение абхазских властей
расширить сферу своих полномочий и ограничить власть Тбилиси. Грузинское
правительство не признало законности декларации. Антиабхазские настроения в
грузинском обществе были обыграны националистами, объединившимися вокруг Звиада
Гамсахурдиа (мегрела), который стал руководителем блока «Круглый стол – свободная
Грузия». 28 октября 1990 г. на выборах в Верховный совет Грузии этот блок одержал
победу, и его лидер возглавил государство, неосмотрительно провозгласив лозунг «Грузия
– для грузин».
Москва негативно реагировала на избрание З.Гамсахурдиа, справедливо считая его
националистом-радикалом. Учитывая ее позицию и воинственные намерения
Конфедерации горских народов, которая заявляла о готовности оказать помощь Абхазии в
случае ее конфликта с Тбилиси, президент Грузии пошел на уступки требованиям
Сухуми. Он согласился с предложением провести выборы в Верховный совет Абхазии по
квотам. Благодаря квотному принципу число депутатов-абхазов в абхазском парламенте
оказалось несколько больше, чем грузин, а вместе с представителями других
негрузинских этнических групп они получили большинство. В декабре 1990 г.
председателем Верховного совета Абхазии был избран (с ведома З.Гамсахурдиа)
Владислав Ардзинба – профессор филологии, до того занимавшийся научной работой в
Москве.
К весне следующего года между Сухуми и Тбилиси обострился конфликт. 17 марта 1991
г. население Абхазии во время проведения референдума о сохранении СССР высказалось
«за», нарушив запрет З.Гамсахурдиа проводить его на территории Грузии. Тбилисские
власти стали угрожать Верховному совету Абхазии роспуском. «В ответ» абхазское
правительство добилось от Москвы решения о передислокации в Абхазию батальона
ВДВ, который в этот момент выводился из Прибалтики.
На территории Абхазии и в прилежащих к ней районах Западной Грузии (Мегрелии)
начались вооруженные столкновения между группами грузин (мегрелов) и абхазов.
Последних поддерживали боевики Конфедерации горских народов. Среди них выделялись
активностью чеченцы, влияние которых стало расти после того, как в октябре 1991 г.
«президентом» Чечни стал генерал советской армии Джохар Дудаев, служивший перед
этим долгое время в одной из частей ВВС СССР в Эстонии и сочувствовавший
эстонскому национализму. Чеченский руководитель фактически перестал подчиняться
Москве, и в Чечне возник очаг мятежа против федеральной власти Российской
Федерации. Создав собственные вооруженные отряды, чеченский режим мог оказывать
помощь абхазам по собст-{♦}венному усмотрению. Вот почему абхазское правительство,
продолжая обращаться за помощью к России, одновременно стремилось к сближению с
Д.Дудаевым, который был его противником. Параллельно в Сухуми старались укрепить
связи с Конфедерацией горских народов. Абхазия практически оказалась вне власти
центрального грузинского правительства.
В Тбилиси росло недовольство политикой З.Гамсахурдиа. В январе 1992 г. в Грузии
произошел государственный переворот. Формирования «Военного совета» Грузии во
главе с Тенгизом Китовани и Джабой Иоселиани свергли президента З.Гамсахурдиа,
который бежал сначала в родные места, в Мегрелию, а затем – на территорию России, в
Чечню, под защиту Д.Дудаева. В марте 1992 г. в билиси прибыл из Москвы
Э.А.Шеварднадзе, который вместе с лидерами «Военного совета» возглавил так
называемый Государственный совет Грузии. Летом 1992 г. Э.А.Шеварднадзе был избран
главой Верховного совета Грузии.
Против сторонников З.Гамсахурдиа начались репрессии, в том числе в Мегрелии.
Мегрелы, только что бывшие противниками Конфедерации и Абхазии, которую та
поддерживала, оказались в ситуации, когда они были вынуждены просить у конфедератов