ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 2781
Скачиваний: 10
РАЗДЕЛ IV. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА (1939 - 1945)
К концу 30-х годов правовые и политические основы того порядка, который был построен в
международных отношениях в 20-х годах, были полностью разрушены. Фактически все ведущие страны
мира готовились к войне, сознание неизбежности которой создавало в международной политике гнетущую
тревожную атмосферу. Не было ясности лишь в том, когда именно, в какой конкретной точке и силами
непосредственно каких стран начнется мировой конфликт. Трудно было предположить и то, насколько
далеко он распространится на периферию. США не исключали возможности избежать войны против
Японии. Советский Союз, крайне озабоченный опасностью войны одновременно на двух фронтах (западном
и "японском"), также полагался на возможность исключить, по крайней мере, столкновение с Японией и
прилагал для этого соответствующие усилия. Наиболее вероятным эпицентром предполагаемого взрыва
была Восточная Европа.
Глава 14. НАЧАЛО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (СЕНТЯБРЬ 1939 - ИЮНЬ 1941 г.)
Нападение Германии на Польшу 1 сентября 1939 г. принято считать началом Второй мировой войны
(1939-1945), хотя фактически общемировой характер боевые действия приобрели не сразу. Лишь к весне-
лету 1940 г., когда начались активные боевые действия Германии против Франции и Великобритании,
выявилось действительно общеевропейское значение конфликта; и только в конце 1941 г., когда в войне уже
участвовали СССР, США и Япония, конфликт определился как мировой.
То же, что происходило в Центральной Европе в сентябре 1939 г., первоначально виделось только
"германо-польской войной", которая очень вероятно, но не обязательно могла перерасти в многосторонний
конфликт.
1. Общая расстановка сил
Позиции стран мира в связи с нападением Германии на Польшу были таковы. Помимо Польши Германия
находилась в состоянии войны только с двумя державами - Британской империей и Францией, которые
после двухдневных попыток убедить Гитлера (при посредничестве Муссолини) вывести войска из Польши в
один день, 3 сентября 1939 г., объявили войну Германскому рейху. Правовой основой решения Парижа и
Лондона были формальные обязательства, которыми они были связаны с Польшей совместными гарантиями
ее независимости от 31 марта 1939 г., франко-польской военной конвенцией от 19 мая 1939 г. и польско-
британским договором о взаимопомощи от 25 августа 1939 г. При этом фактически боевые действия шли
только на польской территории. На западных границах Германии, несмотря на официально объявленное
состояние ее войны с Францией и Великобританией, активных действий ни одна из сторон не
предпринимала до весны 1940 г.
Соединенные Штаты Америки в этот период в целом стремились дистанцироваться от европейского
конфликта. 5 сентября 1939 г. американская администрация заявила о распространении на германо-польский
конфликт закона о нейтралитете 1937 г., запрещавшего поставки военного снаряжения воюющим странам.
Хотя к этому времени президент Рузвельт весьма критически относился к политике Германии, в
американском истеблишменте существовали мощные изоляционистские настроения. Кроме того, главным
потенциальным противником США в тот период виделась не Германия, а Япония. В связи с этим логичным
казалось попытаться изолировать Японию, оторвав ее от "антикоминтерновской оси". Уступки Германии в
Европе многим влиятельным лицам в Вашингтоне рисовались приемлемым способом разрешения этой
задачи.
Нейтральную позицию в отношении событий стремились занять и малые страны Европы -
скандинавские, прибалтийские, балканские, а так же Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Швейцария и
Португалия.
Германо-японский "антикоминтерновский пакт" 1936 г., к которому примкнули в 1937 г. - Италия, а в
феврале-марте 1939 г. - Венгрия, Маньчжоу-го и Испания, в целом обеспечивал нацистскому режиму
политическую поддержку со стороны этих государств. Но эта поддержка не была автоматической и
безоговорочной. Помимо прочего еще и потому, что Польша не была коммунистической страной и
формально оснований поддерживать против нее Германию у "антикоминтерновских" держав не было.
Как бы то ни было, фашистское правительство генерала Франко в Испании официально заявило о своем
нейтралитете в европейском конфликте. Состояние войны между Германией, с одной стороны, и
Великобританией с Францией, с другой, также не предполагало немедленного выступления и других
германских союзников против этих двух держав. И действительно, Италия вступила в войну только в апреле
1940 г., Венгрия подключилась к боевым действиям на стороне Германии в июне 1941 г.; до декабря 1941 г.
вне боевых действий оставалась и Япония.
Правда, вырисовывалась группа государств, которым предстояло стать союзниками Германии в скором
будущем - Болгария, Румыния, Финляндия, Словакия. Они действительно присоединились к
"антикоминтерновскому пакту", но только в ноябре 1941 г. Тогда же в него вступила выкроенная из
оккупированной Югославии Хорватия. К пакту - достаточно символически - примкнуло и контролируемое
японцами "нанкинское правительство" Ван Цзинвэя в Китае. Однако и эти страны испытывали в своей
внешнеполитической ориентации постоянные колебания между страхом перед Германией, опасениями
спровоцировать напряженность с Советским Союзом и стремлением избежать "превентивных" военных
ударов со стороны Великобритании и Франции, активно противодействовавших попыткам германской
дипломатии сформировать в Центральной и Восточной Европе зону своего преобладающего влияния.
Таким образом, в дипломатическом смысле в первый период мировой войны Германия смогла
гарантировать себе скорее лояльность союзников, чем их реальную помощь.
Тем важнее Берлину было укрепить взаимопонимание с СССР, державой, возможности которой
практически влиять на ситуацию намного превышали возможности колеблющихся и не достаточно мощных
германских союзников по "антикоминтерновскому пакту". Договор о ненападении с СССР от 23 августа
1939 г., ратифицированный Верховным Советом СССР 31 августа, накануне начала боевых действий
вермахта против Польши, фактически означал для Берлина установление полусоюзнических отношений и с
Советским Союзом.
2. Окончательное оформление германо-советского союза
На момент начала войны население Польской Республики составляло 36 млн. человек (более трети из
них не были этническими поляками), а ее армия состояла из 50 дивизий. Тем не менее, стремительное
продвижение германских войск вглубь Польши опрокинуло сохранявшиеся как на западе, так и на востоке
Европы представления о ее военной силе, которые сохранялись со времен победы в советско-польской
войне 1920-1921 гг. Уже 8 сентября германские танки стояли у пригородов Варшавы, а к 16 сентября
польское правительство покинуло страну, укрывшись в Румынии. Нежелание польских союзников
своевременно оказать эффективную военную помощь и их неспособность развернуть полноценные боевые
действия против Германии на Западном фронте, несомненно, ускорили крах польской армии. Военное
поражение, ставшее прологом национальной трагедии Польши, показало иллюзорность надежд на создание
при поддержке Франции и Великобритании "третьей Европы" как жизнеспособной "неприсоединившейся"
группировки малых и средних государств на пространстве между Германией и Советским Союзом. Развитие
и исход боевых действий произвели очень сильное впечатление на все европейские государства - как
враждебные или нейтральные, так и союзные по отношению к Германии. Встревожили они и Сталина.
В соответствии с секретным дополнительным протоколом к Договору о ненападении от 23 августа 1939
г. Финляндия, Эстония, Латвия, восточные районы Польского государства, а также находившаяся в составе
Румынии с 1918 г. Бессарабия признавались Германией входящими в сферу интересов Советского Союза.
Взамен СССР обязывался уважать интересы Германии в западных землях Польши и Литвы, в состав
которой предполагалось включить Виленскую область.
Продвижение германских войск до условной демаркационной линии, разделявшей оговоренные в
протоколе сферы германских и советских интересов в Польше, подталкивало Сталина к немедленному
осуществлению своих планов в отношении населенных белорусами и украинцами западных земель
Польской Республики. Тем более, что германская сторона прямо и настойчиво приглашала СССР ввести
войска в "советскую" зону влияния, чтобы блокировать сопротивление отступавших на ее территорию
частей польской армии.
Стремясь ускорить события, германская сторона использовала слухи о возможности заключения
польско-германского перемирия, после которого, разумеется, Советскому Союзу было бы крайне сложно
мотивировать присоединение западнобелорусских и западноукраинских земель под предлогом защиты
братских украинского и белорусского народов "от германской опасности" в условиях распада Польского
государства. Хотя советская сторона заранее предупредила германскую о своем намерении мотивировать
присоединение западных земель не столько распадом Польши, сколько германской угрозой, это было с
раздражением встречено в Берлине. Советские войска вступили на польскую территорию только 17
сентября, уже после падения Варшавы и бегства польского правительства.
Следующим шагом должно было стать оформление новой советско-германской границы по бывшим
польским территориям.
27 сентября в Москву прибыл министр иностранных дел Германии И. фон Риббентроп, а на следующий
день был подписан Договор о дружбе и границах между СССР и Германией. Согласно секретному
дополнительному протоколу к этому договору Литва была отнесена к сфере интересов Советского Союза,
взамен чего СССР согласился на переход в зону германских интересов Люблинского и части Варшавского
воеводств, ранее туда не входивших. Советский Союз также изъявил готовность согласиться с исправлением
в пользу Германии юго-западного участка линии тогдашней германо-литовской границы, после того "как
только СССР примет специальные меры на литовской территории для защиты своих интересов".
Одновременно Риббентроп и Молотов подписали от имени своих правительств совместное заявление, в
котором ответственность за продолжение войны в Европе возлагалась на Великобританию и Францию, а
СССР и Германия подтверждали интерес к взаимным консультациям в этой связи. Таким образом, союз
между Москвой и Берлином был оформлен полномасштабным межгосударственным договором.
Советский Союз включился в интенсивный экономический обмен с Германией, поставляя ей
продовольствие и стратегические материалы - нефть, хлопок, хром, другие цветные металлы, платину и
иное сырье, получая взамен антрацит, стальной прокат, машины, оборудование и готовые изделия. При
такой структуре торговли поставки из СССР во многом сводили на нет эффективность экономической
блокады, введенной против Германии атлантическими странами с началом войны.
В результате раздела Польской Республики советские войска заняли территорию около 190 тыс. кв. км с
населением около 12 млн. человек, преимущественно украинцев и белорусов. Линия соприкосновения
советских и германских войск грубо совпала с "линией Керзона" - приблизительной границей расселения
поляков, с одной стороны, и украинцев и белорусов, с другой. Присоединение Западной Украины и
Западной Белоруссии к СССР было оформлено решением пятой сессии Верховного Совета СССР в ноябре
1939 г., "удовлетворившего просьбы" народных собраний соответствующих территорий, молниеносные
"выборы" в которые были проведены в условиях советской оккупации. Государственная граница СССР была
отодвинута на 200-300 км к западу.
3. Установление протектората над прибалтийскими странами
Ввод советских войск за западные районы Польской Республики сопровождался интенсивными
попытками СССР добиться от трех прибалтийских государств - Эстонии, Латвии и Литвы - согласия на
размещение на их территории советских военных гарнизонов.
Это предполагало крутое изменение ориентации прибалтийских стран с прогерманской на
просоветскую. Ориентация трех этих государств, не рассчитывавших на поддержку Великобритании и
Франции, в самом деле была прогерманской, поскольку еще в августе 1939 г. Эстония и Латвия заручились
секретными гарантиями своей безопасности со стороны Берлина, подписав с Германией пакты о
ненападении. 20 сентября 1939 г. такое обязательство Германия на себя приняла и в отношении Литвы по
новому германо-литовскому договору. Формально германские гарантии прибалтийским странам не
противоречили советско-германским договоренностям, так как и гарантии Эстонии и Латвии, и гарантии
Литве были обещаны Берлином до того, как были подписаны советско-германские протоколы о
разграничении сфер влияния в Прибалтике.
Оставаясь союзником Гитлера, Сталин испытывал обоснованные опасения в отношении защищенности
своих западных границ от возможной германской экспансии. Включение прибалтийских стран в сферу
советского военного преобладания давало в этом смысле явные стратегические преимущества. Кроме того,
оно приближало реализацию идеи воссоздания - на коммунистической основе - великой империи.
В сентябре - начале октября 1939 г. правительство СССР предъявило прибалтийским странам серию
требований, смысл которых состоял в создании юридической базы для размещения на их территории
советских войск. Прежде всего Москве важно было установить свое влияние в Эстонии. От эстонского
правительства СССР добивался предоставления военно-морской базы на Балтике и базы ВВС на эстонских
островах. Все это должно было сопровождаться формальным заключением советско-эстонского военного
союза. Попытки эстонской стороны, сопротивлявшейся советскому давлению, добиться дипломатической
поддержки со стороны Германии и Финляндии не могли дать результатов. Пакт о взаимопомощи между
СССР и Эстонией был подписан в один день с советско-германским договором о дружбе и границах - 28
сентября 1939 г. 5 октября такой же договор был подписан Советским Союзом с Латвией, а 10 - с Литвой.
Советский Союз получил право размещать на территории этих стран свои военные гарнизоны. СССР
обязывался обеспечивать защиту западной границы Литвы наряду с литовскими национальными
вооруженными силами. Фактически это означало установление в Прибалтике советского протектората.
4. Советско-финская война
Выдвижение советских войск в Прибалтику встревожило Финляндию. В условиях практически полного
отсутствия на восточной Балтике британского и французского влияний естественным было стремление
финского правительства заручиться поддержкой Германии на случай выдвижения Москвой требований,
аналогичных тем, что были представлены трем прибалтийским странам и были им навязаны. Однако Берлин
сразу же отвел идею возможного дипломатического вмешательства в назревавший дипломатический
конфликт Хельсинки с Москвой. Германская дипломатия исходила в тот момент из того обстоятельства, что
согласно секретному протоколу к Пакту о ненападении Финляндия не входила в сферу ее интересов. Кроме
того, формально она не только не имела с Германией какого-либо договора о сотрудничестве, но даже
отвергла германское предложение о заключении пакта о ненападении. Одновременно Германия не была
заинтересована в возникновение крупного советско-финского конфликта, так как, по оценкам германского
посольства в Хельсинки, он мог иметь негативные последствия для германской военной экономики, вызвав
прекращение поставок в Германию продовольствия, леса, и, что особенно важно, стратегических
материалов - молибдена и меди. Поэтому линия Берлина состояла в том, чтобы, не противопоставляя себя
Советскому Союзу, умерить, насколько возможно, его притязания к Финляндии.
СССР был связан с Финляндией Договором 1932 г. о ненападении и мирном улаживании конфликтов. В
1934 г. этот договор специальным протоколом был продлен до 1945 г. Однако к осени 1939 г. договор
вызывал сомнения у обеих сторон. Не полагаясь на юридические обязательства, финская сторона проводила
серьезные мероприятия по укреплению своих вооруженных сил на случай конфликта с СССР. Важнейшим
мероприятием было и завершение к осени 1939 г. "линии Маннергейма" - мощной полосы укреплений вдоль
линии советско-финской границы, названной по имени главнокомандующего вооруженными силами
Финляндии Карла Маннергейма, добившегося осуществления этого проекта. "Линия Маннергейма"
проходила по Карельскому перешейку всего в 32 км от Ленинграда, так как граница между независимой
Финляндией и Советской Россией была проведена по договорам советского руководства с "революционным
правительством" Финляндской Социалистической Рабочей Республики (1 марта 1918 г., г. Петроград) и
Финляндской Республикой (14 октября 1920 г., г. Юрьев).
СССР был неудовлетворен линией границы с Финляндией по двум причинам. Первая была связана с
уязвимостью Ленинграда и Ленинградской области в случае вооруженного конфликта на западных границах
СССР. Вторая определялась стремлением вернуть контроль над Печенгской областью (Петсамо) на северо-
востоке Финляндии, которая клином отделяла СССР от границы с Норвегией и где имелись ценные
месторождения стратегически важного металла - никеля. По Петроградскому договору советское
правительство в марте 1918 г. согласилось на переход этой области к Финляндии в случае
соответствующего добровольного волеизъявления местного населения, а Юрьевский договор подтвердил
вхождение Печенгской области в Финляндию.
Кроме того, в окружении Сталина была жива идея "воссоединения" карельского и финского народов на
базе создание единого, разумеется, "советского социалистического" государства с вероятным вхождением
его в Советский Союз. Идея этого "исторического воссоединения" была недвусмысленно сформулирована в
радиообращении В.М.Молотова, занимавшего пост Председателя Совета Народных Комиссаров, 29 ноября
1939 г. по поводу состояния советско-финляндских отношений.
Позиция СССР в отношении условий "нормализации" советско-финских отношений состояла в
предложении заключить пакт о ненападении по образцу тех, что были подписаны Советским Союзом с
государствами Прибалтики. В случае отказа Хельсинки заключить такой договор, предполагалось
предложить Финляндии передать Советскому Союзу полосу стратегически важной территории на
Карельском перешейке в обмен на территорию вдвое большей площади, но в отдаленном районе советской
Карелии. Одновременно Москва была намерена добиваться передачи ей в аренду порта на полуострове
Ханко, "замыкавшем" вход в Финский залив.
Военно-морская база в этом пункте обеспечила бы СССР существенное позиционное преимущество в
случае военных действий. Ставился также вопрос об уступке Советскому Союзу ряда принадлежавших
Финляндии островов на Балтике. Проходившие в середине октября 1939 г. в Москве советско-финские
переговоры не привели к улучшение ситуации, и Финляндия отклонила советские требования.
Атлантические державы - Великобритания, Франция и США внимательно следили за нарастанием
напряженности в советско-финляндских отношениях и оказывали Хельсинки моральную, политическую и
дипломатическую поддержку. Однако дальше этого дело не шло, и с учетом отказа Германии поддержать
Финляндию последняя фактически оказалась в изоляции перед лицом советского давления.
В конце ноября 1939 г. на советско-финской границе произошла серия военных инцидентов,
спровоцированных, как показывают новые исследования, советской стороной. Под предлогом разрядки
напряженности Советский Союз предложил Финляндии в одностороннем порядке отвести ее войска на 25-
30 км от линии советско-финляндской границы в глубь финской территории. Отчаянное предложение
Хельсинки осуществить одновременный взаимный отвод финских и советских войск от линии границы
было отвергнуто. 28 ноября Москва денонсировала советско-финляндский Пакт о ненападении 1932 г., 29
ноября СССР разорвал дипломатические отношения с Финляндией, а 30 - начал против нее боевые
действия.
Одновременно в спешном порядке в Москве готовились политические условия для реализации идеи
установления в Финляндии коммунистического режима. Уже 1 декабря советская печать сообщила о
создании в г. Териоки, на финской территории, уже оккупированной советскими войсками, так называемого
народного правительства Финляндии во главе с известным финским коммунистом Отто Куусиненом.
Фактически все правительство было сформировано в Москве и уже в готовом составе прибыло в
Финляндию, чтобы провозгласить создание "Финляндской Демократической Республики". Советский Союз
не только немедленно признал новый марионеточный режим, но и заключил с ним 2 декабря 1939 г.
Договор о взаимопомощи и дружбе.
5. Вопрос об агрессии СССР против Финляндии и западное общественное мнение
Обстоятельства подготовки советско-финского конфликта фактически не оставляли сомнений в том, что
вина за его развязывание лежала на СССР. 14 декабря 1939 г. решением Совета Лиги наций СССР был
исключен из этой организации. Это решение, принятое по инициативе Великобритании и Франции, было
поддержано администрацией США, хотя Соединенные Штаты не являлись членами Лиги. Война против
Финляндии серьезно подорвала репутацию СССР в мире и вызвала новую волну недоверия и враждебности
к СССР со стороны европейских государств и США, которые могли быть союзниками Москвы против
растущей германской опасности. Отношения СССР с атлантическими державами были настолько
натянутыми, что возникал даже вопрос об отзыве их послов из Москвы. И в самом деле, в феврале 1940 г. из
СССР демонстративно выехал британский посол - демарш, однако, не поддержанный остальными
государствами.
Западные державы обсуждали вопрос о вооруженной поддержке Финляндии против СССР. В декабре
1939 - феврале 1940 г. британские и французские политики и эксперты обсуждали варианты посылки
франко-британских соединений в Финляндию посредством высадки в партах Баренцева моря или прохода
через территорию Швеции и Норвегии. Однако евро-атлантические державы были в первую очередь
озабочены непосредственной угрозой их безопасности, исходившей от Германии. Вмешательство в
советско-финляндский конфликт ослабило бы их способность противостоять германской мощи на
собственных границах. Поэтому помощь западных держав Финляндии была ограниченной - поставки
вооружений и снаряжения, кредиты и предоставление иных денежных средств.
Для понимания ситуации важно иметь в виду, что реалистично оценивая на основании опыта Польши
шансы получения реальной помощи от Франции и Великобритании, правительство Финляндии официально
так и не обратилось за помощью непосредственно к западным державам, справедливо полагая, что это
только усугубит ее и без того тяжелое положение. Не было у Запада оснований и полагаться на активное
взаимодействие с Норвегией и Швецией, так как обе эти страны стремились сохранить нейтралитет и
боялись оказаться втянутыми в прямой конфликт с СССР и Германией в случае согласия на проход
французских и британских войск через их территорию.
6. Окончание советско-финской войны