ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 2684

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

РАЗДЕЛ IV. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА (1939 - 1945)

  

 

      К концу 30-х годов правовые и политические основы того порядка, который был построен в 
международных отношениях в 20-х годах, были полностью разрушены. Фактически все ведущие страны 
мира готовились к войне, сознание неизбежности которой создавало в международной политике гнетущую 
тревожную атмосферу. Не было ясности лишь в том, когда именно, в какой конкретной точке и силами 
непосредственно каких стран начнется мировой конфликт. Трудно было предположить и то, насколько 
далеко он распространится на периферию. США не исключали возможности избежать войны против 
Японии. Советский Союз, крайне озабоченный опасностью войны одновременно на двух фронтах (западном 
и "японском"), также полагался на возможность исключить, по крайней мере, столкновение с Японией и 
прилагал для этого соответствующие усилия. Наиболее вероятным эпицентром предполагаемого взрыва 
была Восточная Европа. 

Глава 14. НАЧАЛО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (СЕНТЯБРЬ 1939 - ИЮНЬ 1941 г.)

  

 

      Нападение Германии на Польшу 1 сентября 1939 г. принято считать началом Второй мировой войны 
(1939-1945), хотя фактически общемировой характер боевые действия приобрели не сразу. Лишь к весне-
лету 1940 г., когда начались активные боевые действия Германии против Франции и Великобритании, 
выявилось действительно общеевропейское значение конфликта; и только в конце 1941 г., когда в войне уже 
участвовали СССР, США и Япония, конфликт определился как мировой. 

      То же, что происходило в Центральной Европе в сентябре 1939 г., первоначально виделось только 
"германо-польской войной", которая очень вероятно, но не обязательно могла перерасти в многосторонний 
конфликт. 

1. Общая расстановка сил

 

      Позиции стран мира в связи с нападением Германии на Польшу были таковы. Помимо Польши Германия 
находилась в состоянии войны только с двумя державами - Британской империей и Францией, которые 
после двухдневных попыток убедить Гитлера (при посредничестве Муссолини) вывести войска из Польши в 
один день, 3 сентября 1939 г., объявили войну Германскому рейху. Правовой основой решения Парижа и 
Лондона были формальные обязательства, которыми они были связаны с Польшей совместными гарантиями 
ее независимости от 31 марта 1939 г., франко-польской военной конвенцией от 19 мая 1939 г. и польско-
британским договором о взаимопомощи от 25 августа 1939 г. При этом фактически боевые действия шли 
только на польской территории. На западных границах Германии, несмотря на официально объявленное 
состояние ее войны с Францией и Великобританией, активных действий ни одна из сторон не 
предпринимала до весны 1940 г. 

      Соединенные Штаты Америки в этот период в целом стремились дистанцироваться от европейского 
конфликта. 5 сентября 1939 г. американская администрация заявила о распространении на германо-польский 
конфликт закона о нейтралитете 1937 г., запрещавшего поставки военного снаряжения воюющим странам. 
Хотя к этому времени президент Рузвельт весьма критически относился к политике Германии, в 
американском истеблишменте существовали мощные изоляционистские настроения. Кроме того, главным 
потенциальным противником США в тот период виделась не Германия, а Япония. В связи с этим логичным 
казалось попытаться изолировать Японию, оторвав ее от "антикоминтерновской оси". Уступки Германии в 
Европе многим влиятельным лицам в Вашингтоне рисовались приемлемым способом разрешения этой 
задачи. 

      Нейтральную позицию в отношении событий стремились занять и малые страны Европы - 
скандинавские, прибалтийские, балканские, а так же Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Швейцария и 
Португалия. 

      Германо-японский "антикоминтерновский пакт" 1936 г., к которому примкнули в 1937 г. - Италия, а в 
феврале-марте 1939 г. - Венгрия, Маньчжоу-го и Испания, в целом обеспечивал нацистскому режиму 
политическую поддержку со стороны этих государств. Но эта поддержка не была автоматической и 


background image

безоговорочной. Помимо прочего еще и потому, что Польша не была коммунистической страной и 
формально оснований поддерживать против нее Германию у "антикоминтерновских" держав не было. 

      Как бы то ни было, фашистское правительство генерала Франко в Испании официально заявило о своем 
нейтралитете в европейском конфликте. Состояние войны между Германией, с одной стороны, и 
Великобританией с Францией, с другой, также не предполагало немедленного выступления и других 
германских союзников против этих двух держав. И действительно, Италия вступила в войну только в апреле 
1940 г., Венгрия подключилась к боевым действиям на стороне Германии в июне 1941 г.; до декабря 1941 г. 
вне боевых действий оставалась и Япония. 

      Правда, вырисовывалась группа государств, которым предстояло стать союзниками Германии в скором 
будущем - Болгария, Румыния, Финляндия, Словакия. Они действительно присоединились к 
"антикоминтерновскому пакту", но только в ноябре 1941 г. Тогда же в него вступила выкроенная из 
оккупированной Югославии Хорватия. К пакту - достаточно символически - примкнуло и контролируемое 
японцами "нанкинское правительство" Ван Цзинвэя в Китае. Однако и эти страны испытывали в своей 
внешнеполитической ориентации постоянные колебания между страхом перед Германией, опасениями 
спровоцировать напряженность с Советским Союзом и стремлением избежать "превентивных" военных 
ударов со стороны Великобритании и Франции, активно противодействовавших попыткам германской 
дипломатии сформировать в Центральной и Восточной Европе зону своего преобладающего влияния. 

      Таким образом, в дипломатическом смысле в первый период мировой войны Германия смогла 
гарантировать себе скорее лояльность союзников, чем их реальную помощь. 

      Тем важнее Берлину было укрепить взаимопонимание с СССР, державой, возможности которой 
практически влиять на ситуацию намного превышали возможности колеблющихся и не достаточно мощных 
германских союзников по "антикоминтерновскому пакту". Договор о ненападении с СССР от 23 августа 
1939 г., ратифицированный Верховным Советом СССР 31 августа, накануне начала боевых действий 
вермахта против Польши, фактически означал для Берлина установление полусоюзнических отношений и с 
Советским Союзом. 

2. Окончательное оформление германо-советского союза

 

      На момент начала войны население Польской Республики составляло 36 млн. человек (более трети из 
них не были этническими поляками), а ее армия состояла из 50 дивизий. Тем не менее, стремительное 
продвижение германских войск вглубь Польши опрокинуло сохранявшиеся как на западе, так и на востоке 
Европы представления о ее военной силе, которые сохранялись со времен победы в советско-польской 
войне 1920-1921 гг. Уже 8 сентября германские танки стояли у пригородов Варшавы, а к 16 сентября 
польское правительство покинуло страну, укрывшись в Румынии. Нежелание польских союзников 
своевременно оказать эффективную военную помощь и их неспособность развернуть полноценные боевые 
действия против Германии на Западном фронте, несомненно, ускорили крах польской армии. Военное 
поражение, ставшее прологом национальной трагедии Польши, показало иллюзорность надежд на создание 
при поддержке Франции и Великобритании "третьей Европы" как жизнеспособной "неприсоединившейся" 
группировки малых и средних государств на пространстве между Германией и Советским Союзом. Развитие 
и исход боевых действий произвели очень сильное впечатление на все европейские государства - как 
враждебные или нейтральные, так и союзные по отношению к Германии. Встревожили они и Сталина. 

      В соответствии с секретным дополнительным протоколом к Договору о ненападении от 23 августа 1939 
г. Финляндия, Эстония, Латвия, восточные районы Польского государства, а также находившаяся в составе 
Румынии с 1918 г. Бессарабия признавались Германией входящими в сферу интересов Советского Союза. 
Взамен СССР обязывался уважать интересы Германии в западных землях Польши и Литвы, в состав 
которой предполагалось включить Виленскую область. 

      Продвижение германских войск до условной демаркационной линии, разделявшей оговоренные в 
протоколе сферы германских и советских интересов в Польше, подталкивало Сталина к немедленному 
осуществлению своих планов в отношении населенных белорусами и украинцами западных земель 
Польской Республики. Тем более, что германская сторона прямо и настойчиво приглашала СССР ввести 
войска в "советскую" зону влияния, чтобы блокировать сопротивление отступавших на ее территорию 
частей польской армии. 

      Стремясь ускорить события, германская сторона использовала слухи о возможности заключения 
польско-германского перемирия, после которого, разумеется, Советскому Союзу было бы крайне сложно 


background image

мотивировать присоединение западнобелорусских и западноукраинских земель под предлогом защиты 
братских украинского и белорусского народов "от германской опасности" в условиях распада Польского 
государства. Хотя советская сторона заранее предупредила германскую о своем намерении мотивировать 
присоединение западных земель не столько распадом Польши, сколько германской угрозой, это было с 
раздражением встречено в Берлине. Советские войска вступили на польскую территорию только 17 
сентября, уже после падения Варшавы и бегства польского правительства. 

      Следующим шагом должно было стать оформление новой советско-германской границы по бывшим 
польским территориям. 

      27 сентября в Москву прибыл министр иностранных дел Германии И. фон Риббентроп, а на следующий 
день был подписан Договор о дружбе и границах между СССР и Германией. Согласно секретному 
дополнительному протоколу к этому договору Литва была отнесена к сфере интересов Советского Союза, 
взамен чего СССР согласился на переход в зону германских интересов Люблинского и части Варшавского 
воеводств, ранее туда не входивших. Советский Союз также изъявил готовность согласиться с исправлением 
в пользу Германии юго-западного участка линии тогдашней германо-литовской границы, после того "как 
только СССР примет специальные меры на литовской территории для защиты своих интересов". 
Одновременно Риббентроп и Молотов подписали от имени своих правительств совместное заявление, в 
котором ответственность за продолжение войны в Европе возлагалась на Великобританию и Францию, а 
СССР и Германия подтверждали интерес к взаимным консультациям в этой связи. Таким образом, союз 
между Москвой и Берлином был оформлен полномасштабным межгосударственным договором. 

      Советский Союз включился в интенсивный экономический обмен с Германией, поставляя ей 
продовольствие и стратегические материалы - нефть, хлопок, хром, другие цветные металлы, платину и 
иное сырье, получая взамен антрацит, стальной прокат, машины, оборудование и готовые изделия. При 
такой структуре торговли поставки из СССР во многом сводили на нет эффективность экономической 
блокады, введенной против Германии атлантическими странами с началом войны. 

      В результате раздела Польской Республики советские войска заняли территорию около 190 тыс. кв. км с 
населением около 12 млн. человек, преимущественно украинцев и белорусов. Линия соприкосновения 
советских и германских войск грубо совпала с "линией Керзона" - приблизительной границей расселения 
поляков, с одной стороны, и украинцев и белорусов, с другой. Присоединение Западной Украины и 
Западной Белоруссии к СССР было оформлено решением пятой сессии Верховного Совета СССР в ноябре 
1939 г., "удовлетворившего просьбы" народных собраний соответствующих территорий, молниеносные 
"выборы" в которые были проведены в условиях советской оккупации. Государственная граница СССР была 
отодвинута на 200-300 км к западу. 

3. Установление протектората над прибалтийскими странами

 

      Ввод советских войск за западные районы Польской Республики сопровождался интенсивными 
попытками СССР добиться от трех прибалтийских государств - Эстонии, Латвии и Литвы - согласия на 
размещение на их территории советских военных гарнизонов. 

      Это предполагало крутое изменение ориентации прибалтийских стран с прогерманской на 
просоветскую. Ориентация трех этих государств, не рассчитывавших на поддержку Великобритании и 
Франции, в самом деле была прогерманской, поскольку еще в августе 1939 г. Эстония и Латвия заручились 
секретными гарантиями своей безопасности со стороны Берлина, подписав с Германией пакты о 
ненападении. 20 сентября 1939 г. такое обязательство Германия на себя приняла и в отношении Литвы по 
новому германо-литовскому договору. Формально германские гарантии прибалтийским странам не 
противоречили советско-германским договоренностям, так как и гарантии Эстонии и Латвии, и гарантии 
Литве были обещаны Берлином до того, как были подписаны советско-германские протоколы о 
разграничении сфер влияния в Прибалтике. 

      Оставаясь союзником Гитлера, Сталин испытывал обоснованные опасения в отношении защищенности 
своих западных границ от возможной германской экспансии. Включение прибалтийских стран в сферу 
советского военного преобладания давало в этом смысле явные стратегические преимущества. Кроме того, 
оно приближало реализацию идеи воссоздания - на коммунистической основе - великой империи. 

      В сентябре - начале октября 1939 г. правительство СССР предъявило прибалтийским странам серию 
требований, смысл которых состоял в создании юридической базы для размещения на их территории 
советских войск. Прежде всего Москве важно было установить свое влияние в Эстонии. От эстонского 


background image

правительства СССР добивался предоставления военно-морской базы на Балтике и базы ВВС на эстонских 
островах. Все это должно было сопровождаться формальным заключением советско-эстонского военного 
союза. Попытки эстонской стороны, сопротивлявшейся советскому давлению, добиться дипломатической 
поддержки со стороны Германии и Финляндии не могли дать результатов. Пакт о взаимопомощи между 
СССР и Эстонией был подписан в один день с советско-германским договором о дружбе и границах - 28 
сентября 1939 г. 5 октября такой же договор был подписан Советским Союзом с Латвией, а 10 - с Литвой. 
Советский Союз получил право размещать на территории этих стран свои военные гарнизоны. СССР 
обязывался обеспечивать защиту западной границы Литвы наряду с литовскими национальными 
вооруженными силами. Фактически это означало установление в Прибалтике советского протектората. 

4. Советско-финская война

 

      Выдвижение советских войск в Прибалтику встревожило Финляндию. В условиях практически полного 
отсутствия на восточной Балтике британского и французского влияний естественным было стремление 
финского правительства заручиться поддержкой Германии на случай выдвижения Москвой требований, 
аналогичных тем, что были представлены трем прибалтийским странам и были им навязаны. Однако Берлин 
сразу же отвел идею возможного дипломатического вмешательства в назревавший дипломатический 
конфликт Хельсинки с Москвой. Германская дипломатия исходила в тот момент из того обстоятельства, что 
согласно секретному протоколу к Пакту о ненападении Финляндия не входила в сферу ее интересов. Кроме 
того, формально она не только не имела с Германией какого-либо договора о сотрудничестве, но даже 
отвергла германское предложение о заключении пакта о ненападении. Одновременно Германия не была 
заинтересована в возникновение крупного советско-финского конфликта, так как, по оценкам германского 
посольства в Хельсинки, он мог иметь негативные последствия для германской военной экономики, вызвав 
прекращение поставок в Германию продовольствия, леса, и, что особенно важно, стратегических 
материалов - молибдена и меди. Поэтому линия Берлина состояла в том, чтобы, не противопоставляя себя 
Советскому Союзу, умерить, насколько возможно, его притязания к Финляндии. 

      СССР был связан с Финляндией Договором 1932 г. о ненападении и мирном улаживании конфликтов. В 
1934 г. этот договор специальным протоколом был продлен до 1945 г. Однако к осени 1939 г. договор 
вызывал сомнения у обеих сторон. Не полагаясь на юридические обязательства, финская сторона проводила 
серьезные мероприятия по укреплению своих вооруженных сил на случай конфликта с СССР. Важнейшим 
мероприятием было и завершение к осени 1939 г. "линии Маннергейма" - мощной полосы укреплений вдоль 
линии советско-финской границы, названной по имени главнокомандующего вооруженными силами 
Финляндии Карла Маннергейма, добившегося осуществления этого проекта. "Линия Маннергейма" 
проходила по Карельскому перешейку всего в 32 км от Ленинграда, так как граница между независимой 
Финляндией и Советской Россией была проведена по договорам советского руководства с "революционным 
правительством" Финляндской Социалистической Рабочей Республики (1 марта 1918 г., г. Петроград) и 
Финляндской Республикой (14 октября 1920 г., г. Юрьев). 

      СССР был неудовлетворен линией границы с Финляндией по двум причинам. Первая была связана с 
уязвимостью Ленинграда и Ленинградской области в случае вооруженного конфликта на западных границах 
СССР. Вторая определялась стремлением вернуть контроль над Печенгской областью (Петсамо) на северо-
востоке Финляндии, которая клином отделяла СССР от границы с Норвегией и где имелись ценные 
месторождения стратегически важного металла - никеля. По Петроградскому договору советское 
правительство в марте 1918 г. согласилось на переход этой области к Финляндии в случае 
соответствующего добровольного волеизъявления местного населения, а Юрьевский договор подтвердил 
вхождение Печенгской области в Финляндию. 

      Кроме того, в окружении Сталина была жива идея "воссоединения" карельского и финского народов на 
базе создание единого, разумеется, "советского социалистического" государства с вероятным вхождением 
его в Советский Союз. Идея этого "исторического воссоединения" была недвусмысленно сформулирована в 
радиообращении В.М.Молотова, занимавшего пост Председателя Совета Народных Комиссаров, 29 ноября 
1939 г. по поводу состояния советско-финляндских отношений. 

      Позиция СССР в отношении условий "нормализации" советско-финских отношений состояла в 
предложении заключить пакт о ненападении по образцу тех, что были подписаны Советским Союзом с 
государствами Прибалтики. В случае отказа Хельсинки заключить такой договор, предполагалось 
предложить Финляндии передать Советскому Союзу полосу стратегически важной территории на 
Карельском перешейке в обмен на территорию вдвое большей площади, но в отдаленном районе советской 
Карелии. Одновременно Москва была намерена добиваться передачи ей в аренду порта на полуострове 
Ханко, "замыкавшем" вход в Финский залив. 


background image

      Военно-морская база в этом пункте обеспечила бы СССР существенное позиционное преимущество в 
случае военных действий. Ставился также вопрос об уступке Советскому Союзу ряда принадлежавших 
Финляндии островов на Балтике. Проходившие в середине октября 1939 г. в Москве советско-финские 
переговоры не привели к улучшение ситуации, и Финляндия отклонила советские требования. 

      Атлантические державы - Великобритания, Франция и США внимательно следили за нарастанием 
напряженности в советско-финляндских отношениях и оказывали Хельсинки моральную, политическую и 
дипломатическую поддержку. Однако дальше этого дело не шло, и с учетом отказа Германии поддержать 
Финляндию последняя фактически оказалась в изоляции перед лицом советского давления. 

      В конце ноября 1939 г. на советско-финской границе произошла серия военных инцидентов, 
спровоцированных, как показывают новые исследования, советской стороной. Под предлогом разрядки 
напряженности Советский Союз предложил Финляндии в одностороннем порядке отвести ее войска на 25-
30 км от линии советско-финляндской границы в глубь финской территории. Отчаянное предложение 
Хельсинки осуществить одновременный взаимный отвод финских и советских войск от линии границы 
было отвергнуто. 28 ноября Москва денонсировала советско-финляндский Пакт о ненападении 1932 г., 29 
ноября СССР разорвал дипломатические отношения с Финляндией, а 30 - начал против нее боевые 
действия. 

      Одновременно в спешном порядке в Москве готовились политические условия для реализации идеи 
установления в Финляндии коммунистического режима. Уже 1 декабря советская печать сообщила о 
создании в г. Териоки, на финской территории, уже оккупированной советскими войсками, так называемого 
народного правительства Финляндии во главе с известным финским коммунистом Отто Куусиненом. 
Фактически все правительство было сформировано в Москве и уже в готовом составе прибыло в 
Финляндию, чтобы провозгласить создание "Финляндской Демократической Республики". Советский Союз 
не только немедленно признал новый марионеточный режим, но и заключил с ним 2 декабря 1939 г. 
Договор о взаимопомощи и дружбе. 

5. Вопрос об агрессии СССР против Финляндии и западное общественное мнение

 

      Обстоятельства подготовки советско-финского конфликта фактически не оставляли сомнений в том, что 
вина за его развязывание лежала на СССР. 14 декабря 1939 г. решением Совета Лиги наций СССР был 
исключен из этой организации. Это решение, принятое по инициативе Великобритании и Франции, было 
поддержано администрацией США, хотя Соединенные Штаты не являлись членами Лиги. Война против 
Финляндии серьезно подорвала репутацию СССР в мире и вызвала новую волну недоверия и враждебности 
к СССР со стороны европейских государств и США, которые могли быть союзниками Москвы против 
растущей германской опасности. Отношения СССР с атлантическими державами были настолько 
натянутыми, что возникал даже вопрос об отзыве их послов из Москвы. И в самом деле, в феврале 1940 г. из 
СССР демонстративно выехал британский посол - демарш, однако, не поддержанный остальными 
государствами. 

      Западные державы обсуждали вопрос о вооруженной поддержке Финляндии против СССР. В декабре 
1939 - феврале 1940 г. британские и французские политики и эксперты обсуждали варианты посылки 
франко-британских соединений в Финляндию посредством высадки в партах Баренцева моря или прохода 
через территорию Швеции и Норвегии. Однако евро-атлантические державы были в первую очередь 
озабочены непосредственной угрозой их безопасности, исходившей от Германии. Вмешательство в 
советско-финляндский конфликт ослабило бы их способность противостоять германской мощи на 
собственных границах. Поэтому помощь западных держав Финляндии была ограниченной - поставки 
вооружений и снаряжения, кредиты и предоставление иных денежных средств. 

      Для понимания ситуации важно иметь в виду, что реалистично оценивая на основании опыта Польши 
шансы получения реальной помощи от Франции и Великобритании, правительство Финляндии официально 
так и не обратилось за помощью непосредственно к западным державам, справедливо полагая, что это 
только усугубит ее и без того тяжелое положение. Не было у Запада оснований и полагаться на активное 
взаимодействие с Норвегией и Швецией, так как обе эти страны стремились сохранить нейтралитет и 
боялись оказаться втянутыми в прямой конфликт с СССР и Германией в случае согласия на проход 
французских и британских войск через их территорию. 

6. Окончание советско-финской войны