ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 2795

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

15. Отмена режима капитуляций в Китае

 

      Сознавая ослабление своих позиций, японское правительство попыталось модернизировать свою 
политику в отношении Китая и привлечь на свою сторону хотя бы часть националистов, поддерживавших 
Чан Кайши. В январе 1943 г. Япония вслед за СССР стала второй из великих держав, подписавших с Китаем 
(нанкинским правительством Ван Цзинвэя) договор об отмене права экстерриториальности и о 
возвращению Китаю всех прав по концессиям, которыми Япония владела на китайской территории. 

      Хотя мысль об отказе от неравноправных договоров с Китаем была выдвинута американской 
дипломатией еще в 1941 г., она допустила промедление в этом вопросе. Психологический эффект от шага 
Японии был отчасти сглажен Соединенными Штатами и Британией, которые также в январе 1943 г. 
подписали договоры об отказе от экстерриториальности с правительством Чан Кайши. Эта задача была тем 
более актуальной, что неожиданно обнаружившаяся "конкуренция" между Японией и двумя 
демократическими державами за право первенства в отмене неравноправных договоров с Китаем была 
только частным случаем более общего процесса. 

16. Отношения Японии со странами ЮВА

 

      Свою слабость в противостоянии с США и Британией японское руководство намеревалось 
компенсировать мобилизацией против них азиатского национализма. В 1942-1943 годах на занятых 
территориях Малайи, Китая, Индокитая и Голландской Ост-Индии японские оккупационные власти провели 
экспроприацию иностранной собственности, подчеркивая, что они добиваются уничтожения в Азии 
позиций неазиатских держав. Японская оккупация воспринималась в разных странах Восточной Азии не 
одинаково. На Филиппинах, в Китае и Малайе к японцам относились враждебно. Но в Бирме, Голландской 
Ост-Индии и Французском Индокитае приход японских войск первоначально воспринимался с энтузиазмом 
- как освобождение от колониального ига. 

      Особенно заметны симпатии к японцам были в Бирме, которая в августе 1943 г. при поддержке Японии 
провозгласила себя независимым государством и подписала с Японией договор о союзе. 14 октября 1943 г. 
была провозглашена и независимость Филиппин, которые также вступили в союз с Японией. 21 октября 
было провозглашено создание правительства "Свободной Индии" во главе с Субхасом Чандра Босом (хотя 
последнее не представляло сколько-нибудь существенной политической силы: основная масса индийских 
националистов осталась лояльной Британии, несмотря на острые разногласия с Лондоном). Только со 
временем жестокость японского оккупационного режима привела к разочарованию местных национальных 
сил в Японии и их повороту к борьбе против японской оккупации. 

      Наряду с националистами, конкурируя с ними, под лозунгами национального освобождения выступали 
коммунистические и связанные с ними группировки. В 1941 г. на территории Южного Китая при 
деятельном участии известного вьетнамского коммуниста Хо Ши Мина была создана первая в Восточной 
Азии прокоммунистическая национальная организация - Демократический фронт борьбы за независимость 
Вьетнама, преследовавшая одновременно цели изгнания японцев, свержения старых колониальных властей 
и учреждения нового коммунистического режима на территории Французского Индокитая. В 1942 г. 
леворадикальное антииностранное (антияпонское и антиамериканское) движение "Хукбалахап" возникло на 
Филиппинах. Группы левых националистов действовали в Малайе и Голландской Ост-Индии. 

      Движения на оккупированных Японией территориях развивались на фоне мощного подъема 
национальной волны в Индии, где с 1942 г. гандисты развернули кампанию за предоставление стране 
полной независимости. Это не могло не вызывать тревогу как Японии, так и ее противников - США, 
Британии и Голландии. 

17. Выработка согласованной стратегии войны против Японии. Конференция 1943 г. в Касабланке

 

      Интересы разгрома Японии требовали более тесной координации действий США и Великобритании на 
Тихом океане. Этапным событием в этом смысле была американо-британская конференция в г. Касабланке 
(Марокко) в январе 1943 г. На нее был приглашен и Сталин, однако, сославшись на необходимость 
непосредственно руководить военными действиями на советско-германском фронте, он отказался приехать. 
В то же время Чан Кайши, добивавшийся приглашения на конференцию, его не получил. 

      В центре обсуждений находилось три главных вопроса. Во-первых, участие британских сил в боевых 
действиях на Тихом океане. На конференции США добились того, что Великобритания впервые четко 


background image

заявила о готовности начать полномасштабные боевые действия против Японии после победы над 
Германией. 

      Во-вторых, США и Великобритания согласились в мнении о необходимости убедить Советский Союз 
вступить в войну против Японии после победы над Германией. США твердо следовали линии не вступать в 
полномасштабные военные действия на материке без сильных союзников на континенте. В Азии такими 
союзниками США считали СССР и Китай. Вопрос о координации линии в отношении первого и был в 
целом согласован в Касабланке. Проблема Китая, однако, оставалась открытой. 

      Она и составила содержание третьего вопроса, общего видения которого Ф.Рузвельту и У.Черчиллю 
добиться не удалось. Речь шла о совместных действиях в зоне индо-бирмано-китайского фронта. Главной 
задачей США было укрепить позиции Чан Кайши, удержать его в войне с Японией и, по возможности, 
побудить к активным действиям против нее. 

      Однако решающим условием участия Чан Кайши в войне было оказание ему помощи со стороны 
союзников. После того, как китайско-бирманская железная дорога была захвачена японцами, 
оккупировавшими Бирму, доставлять помощь в Китай было чрезвычайно сложно. Контроль США и 
Британии над дорогой необходимо было восстановить. Кроме того, Чан Кайши соглашался предпринять 
крупную военную операцию против Японии только при том условии, если союзники будут иметь явное 
превосходство в военно-воздушных и военно-морских силах у побережья Бирмы, в зоне Бенгальского 
залива. Китайское правительство также настаивало на том, чтобы операция по освобождению Бирмы 
проводилась посредством тесного взаимодействия сухопутных сил Чан Кайши и объединенных американо-
британских военно-морских и военно-воздушных соединений. 

      Однако Великобритания была против такой операции. Она с большим подозрением воспринимала 
перспективу возрастания региональной роли Китая, который явно ориентировался на союз с США. В 
Лондоне было хорошо известно, что Чан Кайши критически относится к британской колониальной 
политике в Индии, считая, что она только препятствует формированию единого фронта азиатских народов 
против Японии. Визит Чан Кайши в Индию в 1942 г. обнаружил некоторое сходство взглядов гандистов и 
самого Чан Кайши на проблемы независимости и равноправия Китая и Индии как крупнейших стран Азии в 
мировой политике. 

      Кроме того, Лондон был хорошо осведомлен о территориальных претензиях китайского правительства в 
отношении северных районов Бирмы, которые в косвенной форме были высказаны Чунцином в 1943 г. 
Поэтому план посылки в Бирму китайских войск вызвал у британского правительства сомнения. Наконец, 
У.Черчилль весьма низко оценивал боеспособность армий Чан Кайши. Он был уверен, что военное 
сотрудничество с Китаем окажется тяжким и ненужным бременем для союзников. Разногласия между 
британской и американской делегациями зашли так далеко, что США пригрозили Британии отвести часть 
своих войск с европейского театра, если операция по освобождению Бирмы не будет осуществлена. 
Британская делегация уступила. Однако, согласившись с планом операции в принципе, Великобритания 
стремилась фактически под тем или иным предлогом отсрочить ее реализацию. 

      В Касабланке президент Ф.Рузвельт впервые сформулировал идею "безоговорочной капитуляции", 
которая была затем принята антигитлеровской коалицией в целом как первоочередное условие перемирия с 
державами "Тройственного пакта". Как заявил Ф.Рузвельт, безоговорочная капитуляция не предполагала 
"сокрушение (distruction) народов Германии, Италии или Японии, однако она означает уничтожение в этих 
странах философии, основанной на завоевании и подчинении других людей". Такая трактовка с самого 
начала предполагала не просто военный разгром агрессивных держав, но и проведение в них в 
послевоенный период реформ, направленных против возрождения духа реванша и агрессивности. 

18. Развитие стратегии борьбы с Японией на Квебекском и Каирском совещаниях

 

      В целом конференция в Касабланке стала важным этапом в выработке согласованной стратегии борьбы 
против Японии, хотя и не решила всех связанных с ней вопросов. В частности, неурегулированными 
оставалась проблема расширения взаимодействия с Китаем и связанный с этим вопрос об освобождении 
Бирмы. 

      Поэтому в августе 1943 г. руководители внешнеполитических ведомств США и Британии встретились 
повторно, избрав местом для проведения конференции Квебек (Канада). В качестве наблюдателя на эту 
встречу был приглашен представитель правительства Чан Кайши. Обсуждение вопроса о Бирме переросло в 
общую дискуссию о дальневосточной стратегии США и Британии. Именно по общим вопросам стратегии в 


background image

Квебеке и был достигнут наиболее существенный прогресс. США и Великобритания согласились с тем, что 
разгром Японии должен быть завершен в течение 12 месяцев после окончания войны с Германией. 

      Однако согласовать конкретные детали, касающиеся совместных действий на материке, снова не 
удалось. Стороны придерживались разных точек зрения на перспективы национально-освободительного 
процесса в Азии. Добиваясь отсрочки операций в Бирме, Британия рассчитывала осуществить ее прежде 
всего и в основном собственными силами - при относительно вспомогательной роли США и, во всяком 
случае, без участия Китая. Сконцентрировать необходимые для этого ресурсы Лондон мог лишь ценой 
переключения части своих усилий с европейского театра. До той поры британское правительство 
предпочитало терпеть в Бирме японское присутствие, но не рисковать потерей политического контроля над 
освобожденной Бирмой в случае ее оккупации соединенными контингентами Великобритании, США и 
Китая. 

      Разногласия США и Британии по вопросам азиатской политики и послевоенного развития колониальных 
стран проступили еще более явно к ноябрю 1943 г., когда по пути в Тегеран на встречу со Сталиным 
Рузвельт и Черчилль сделали остановку в Каире, где к ним присоединился прибывший туда Чан Кайши. Это 
был первый случай, когда последний участвовал в международной конференции наряду с руководителями 
двух великих держав мира. Китай, таким образом, получил весомое подтверждение своего нового статуса 
полноправного участника антияпонской коалиции. 

      В Каирской декларации трех держав был сформулирован ряд ключевых условий послевоенного 
переустройства в Восточной Азии и на Тихом океане. США, Великобритания и Китай заявили, что целью их 
борьбы с Японией было остановить и "покарать агрессию Японии". При этом имелось в виду не просто 
восстановить довоенный статус-кво, но лишить Японию "всех островов на Тихом океане, которые она 
захватила или оккупировала с начала Первой мировой войны". Иначе говоря, державы намеревались 
отобрать у Японии и те островные владения в Океании, которые после Первой мировой войны перешли к 
ней от Германии на основании мандата Лиги наций. 

      Каирская декларация гарантировала Китаю возвращение всех отнятых у него Японией территорий, 
включая Маньчжурию, Тайвань и Пескадорские о-ва, а также порты Дальний и Порт-Артур. Причем 
делалось допущение, что Порт-Артур может перейти под американский контроль. 

      Новым явлением для отношений между США, Великобританией и Китаем были активность и напор, 
проявленные Чан Кайши при обсуждении азиатских дел. Китай настойчиво требовал увеличения размеров 
оказываемой ему помощи. Чан Кайши хорошо сознавал, насколько сильно США заинтересованы в Китае 
как единственной в тот момент силе, которая реально воевала против Японии на материке. Китай 
рассматривался в Вашингтоне как более перспективный партнер, чем Великобритания, уход которой из 
Азии был фактически предрешен. Свою роль играли и элементы идейной близости Ф.Рузвельта и Чан 
Кайши в вопросах национального освобождения в Азии. Следуя разной логике, оба лидера, тем не менее, 
имели схожие взгляды по таким проблемам, как необходимость ликвидации колониального правления 
Франции в Индокитае, предоставление независимости Индии, восстановление суверенных прав Китая в 
Гонконге, Шанхае и Кантоне, контроль над которыми до войны принадлежал Великобритании. США и 
Китай были склонны распространить действие Атлантической хартии в части, провозглашающей право 
наций на самоопределение, на весь мир, не ограничивая ее действие Атлантикой, как этого добивался 
британский премьер-министр У.Черчилль. 

      Правда, американский президент не собирался обострять отношения с Лондоном. Вопрос 
самоопределения наций в Каирской декларации был просто обойден. Вместе с тем, не отталкивая 
У.Черчилля, президент США дал ясно понять, что краеугольным камнем послевоенного порядка в 
Восточной Азии и на Тихом океане в США считают китайско-американское взаимопонимание и 
сотрудничество. Фактически в Каире Китай был "с подачи США" принят в круг великих держав. 

      Это не означало, конечно, что Чан Кайши смог реализовать свою программу в полном объеме. США без 
колебаний отвергли китайские предложения по вопросу о Корее. Еще с 1941 г. группа корейских эмигрантов 
во главе с Ким Ку провозгласила в Чунцине создание "временного правительства Кореи". Чан Кайши 
пытался получить согласие США на признание его в качестве переходного корейского правительства после 
освобождения Кореи от японского господства. Однако США не хотели связывать себе руки, имея в виду, 
что и в самих Соединенных Штатах существовала многочисленная корейская эмиграция, лидеры которой 
тоже претендовали на участие в восстановлении корейской государственности. Поэтому в декларации было 
зафиксировано только в общем виде намерение держав предоставить независимость Корее "в должное 
время". 


background image

      Точно так же США отказались поддержать Китай в вопросе о Внешней Монголии, которую Советский 
Союз признавал в качестве независимого государства, а Китай считал одной из своих провинций. Чан 
Кайши предлагал добиваться возвращения Монголии Китаю. Однако Ф.Рузвельт решительно отклонил эту 
идею, не желая осложнять отношения с СССР. 

      Не был Китай допущен и к участию в работе объединенного американо-британского комитета 
начальников штабов. 

      Трехсторонние договоренности по ведению борьбы против Японии были крупным успехом дипломатии 
Ф.Рузвельта. Однако США находили сделанное недостаточным. Накопленный опыт сотрудничества с 
Китаем показывал, что Чан Кайши неизменно тяготел к пассивному сопротивлению японцам. Его армии 
сковывали японскую активность, но не добивались их изгнания с китайской территории. При таком способе 
ведения войны и в условиях географически протяженных пространств Китая боевые действия могли 
затянуться на неопределенно долгий срок. Сокращение же сроков войны вынуждало думать о привлечении 
к антияпонской коалиции Советского Союза. 

19. Вопросы ситуации на Дальнем Востоке на Тегеранской конференции

 

      Поэтому Каирская декларация еще до ее публикации была 28 ноября доставлена в Тегеран, где с ней 
ознакомился И.В.Сталин. Советская сторона не высказала никаких принципиальных замечаний по тексту 
декларации. Более того, в Тегеране СССР дал свое принципиальное согласие вступить в войну против 
Японии по завершении разгрома Германии. Дипломатическая задача Ф.Рузвельта была выполнена 
полностью. Если не формально, то фактически четырехсторонняя коалиция против Японии уже 
существовала. 

20. Китайский вопрос и ситуация на материковом театре войны

 

      Решение основных вопросов политического взаимодействия не обеспечило успехов боевых операций 
союзников на материке. Операция по освобождению Бирмы, начатая, наконец, в начале 1944 г., протекала 
вяло и неудачно во многом из-за сохранявшихся между союзниками разногласий. Напротив, осознав потерю 
преимущества на море, Япония активизировала наступление на материке, имея в виду компенсировать 
утрату морских коммуникаций установлением контроля над железнодорожными путями от Шанхая до 
Сингапура. В течение весны 1944 г. эта задача была в основном выполнена, и войска Чан Кайши были 
оттеснены от побережья еще глубже в материковые районы. Создание сквозной коммуникационной линии 
позволяло Японии рассчитывать на длительное ведение боевых действий на континенте. 

      Армии Чан Кайши по-прежнему были не в состоянии выйти за рамки традиционной тактики, а сам 
президент не особенно хотел, да и не вполне мог радикально изменить ситуацию. Его контроль над 
отдельными китайскими военачальниками был не полным. Некоторые из них действовали в войне на свой 
страх и риск, самостоятельно вступая во временные соглашения с японцами. Те же части, которые 
соблюдали верность лично Чан Кайши, были ему необходимы прежде всего для противостояния с 
коммунистами. Коммунистическая опасность казалась Чан Кайши вполне сопоставимой с японской угрозой. 

      Американская администрация стремилась добиться позитивного перелома в обстановке. Под давлением 
США Чан Кайши предпринял попытку провести реорганизацию своих вооруженных сил по американскому 
образцу и при содействии американских военных советников. Генералиссимус оставил за собой пост 
верховного главнокомандующего правительственными силами, но пост начальника его штаба был 
предоставлен американским генералам - сначала Джозефу Стилуэллу, а затем Альберту Ведемейеру, 
поскольку первый постоянно конфликтовал с Чан Кайши из-за расхождений в стратегии борьбы с японцами. 

      Администрация США стала добиваться примирения Чан Кайши с коммунистами, учитывая падение 
популярности самого генералиссимуса в массах и одновременно упрочение социальной опоры КПК в 
сельских районах. Мао Цзэдун отказался от попыток радикальной ломки традиционных аграрных 
отношений и конфискации помещичьих земель. Исходя из признания частной собственности на землю, 
коммунисты добивались в контролируемых ими районах существенного снижения арендной платы, 
уменьшения ссудного процента и проведения рациональной и справедливой налоговой политики. 
Умеренный характер преобразований позволил КПК, с одной стороны, привлечь на свою сторону 
большинство крестьянства, а с другой - обеспечил лояльность крупных собственников. Более того, 
патриотически настроенная часть помещиков сотрудничала с коммунистами на антияпонской основе. 
Коммунисты обещали мир, демократию и личные свободы гражданам. Еще к началу 1941 г. вооруженные 


background image

формирования коммунистов достигали численности 500 тыс. человек. Они контролировали сельские районы 
с населением около 53 млн. жителей. 

21. СССР и политика КПК

 

      Западу китайские коммунисты тогда не казались "обычными" догматиками классовой борьбы. Было 
очевидно, что прежде всего ими движет национализм. Но китайский национализм в условиях японской 
оккупации казался западному общественному мнению понятным и оправданным. 

      Известно было и то, что советские руководители не скрывали своего скептического отношения к 
китайским коммунистам, точнее к их руководству во главе с Мао Цзедуном. Их считали "не вполне 
своими". Сталин называл китайских коммунистов "хорошими патриотами", но "маргариновыми 
коммунистами". Москва не могла не заметить, как после роспуска Коминтерна в 1943 г. Мао Цзэдун 
допустил несколько демонстративных высказываний о намерении быть полностью независимым от каких 
бы ни было советов и рекомендаций из-за рубежа. Руководитель КПК знал ситуацию на местах и полагался 
на свою популярность в Китае. Между тем в Москве оставалась группа китайских коммунистов, тесно 
связанная по своей работе с только что распущенным Коминтерном. Наиболее заметной фигурой среди них 
был Ван Мин. И в Москве, и в Китае в нем видели одного из возможных руководителей КПК в будущем. 
Все это косвенно указывало на то, что Сталин не доверял Мао Цзэдуну. 

      Это задевало самолюбие последнего. Но в глазах американских политиков мнение Сталина было скорее 
аргументом в пользу диалога с КПК. Разумеется, США не собирались отказаться от поддержки Чан Кайши 
ради Мао Цзедуна. Они по-прежнему предпочитали иметь дело с "чистым" националистом, а не с 
"национал-коммунистом". Но, вместе с тем, американская администрация полагала целесообразным в 
интересах борьбы с Японией содействовать компромиссу между КПК и Гоминьданом. 

      Посетивший летом 1944 г. Чунцин вице-президент США Генри Уоллес настоятельно рекомендовал Чан 
Кайши урегулировать отношения с коммунистами. В ноябре 1944 г. посол США в Китае Патрик Хэрли был 
направлен в "столицу" коммунистов г. Яньань, где он встретился с председателем ЦК КПК Мао Цзедуном. 
В ходе этой встречи был выработан проект соглашения КПК с Гоминьданом об объединении вооруженных 
сил и создании коалиционного правительства. Но это соглашение не было принято Чан Кайши. 
Генералиссимус по-прежнему проявлял упорство по вопросам как отказа от тактики "пассивного 
сопротивления", так и коалиции с коммунистами. 

      Советский Союз не был безучастным наблюдателем происходящего. Москва стремилась создать в Китае 
политическую базу для расширения своего влияние на эту страну в послевоенные годы. Советский Союз 
хотел видеть Китай дружественным и умеренно сильным, чтобы он мог противостоять Японии. Однако этот 
новый Китай должен был оставаться открытым для советского влияния. Идеологические догмы времен 20-х 
годов уже во многом утратили для советского руководства характер непогрешимых. Москве было важно 
иметь в Китае покладистое, но не обязательно коммунистическое руководство. И.В.Сталина настораживали 
национализм и антииностранные тенденции Мао Цзедуна, которые так резко контрастировали с 
интернационализмом и просоветскими настроениями коминтерновца Ван Мина. Москва не могла не 
понимать, что от слабеющего, зависимого и боящегося коммунистов Чан Кайши Советскому Союзу будет 
легче добиться уступок, чем от молодого, националистического и более популярного режима коммунистов. 

      А поскольку Чан Кайши в первую очередь ориентировался на США, в Москве находили целесообразным 
в умеренных пределах поддерживать китайских коммунистов. Речь прежде всего шла о давлении на Чунцин. 
Но вместе с тем, советское руководство учитывало и перспективу возможного установления в Китае 
идеологически близкого коммунистического режима. 

      В годы японо-китайской войны СССР, как и США, оказывал военно-техническую, экономическую 
(вооружения, горюче-смазочные материалы) и иную помощь правительству Чан Кайши. Попадала советская 
помощь и в контролируемые коммунистами районы. Советские наблюдатели и советники постоянно 
находились при резиденции Мао Цзедуна в Яньани. СССР не возражал против единства действий КПК с 
Гоминьданом против Японии и в этом смысле действовал на параллельных курсах с США. Поддерживая 
коммунистов, СССР вплоть до конца войны полагал возможным объединение сил КПК и Гоминьдана при 
сохранении верховного руководства за Чан Кайши. 

      Чан Кайши не доверял КПК со времен коммунистических путчей конца 20-х годов и неудачных попыток 
коалиции. Он соглашался на коалицию с коммунистами при условии сохранения за ним политического 
преобладания. В этом смысле он пытался заручиться гарантиями Москвы и Вашингтона. Чан Кайши знал о