ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 2793
Скачиваний: 10
Первая определялась как стратегические районы; здесь опеку обеспечивал Совет Безопасности. В остальных
районах, зачисленных во вторую категорию, опеку обеспечивала Ассамблея через Совет по опеке.
13. Потсдамская конференция
Пока конференция в Сан-Франциско учреждала ООН, призванную предотвратить новые конфликты,
война в Европе кончилась. Германия капитулировала. 2 мая 1945 г. прекратились боевые действия на
южном направлении в Италии, 4 мая в штабе генерала Бернарда Монтгомери, командовавшего британскими
силами, был подписан документ о капитуляции германских войск в Северо-Западной Европе, 7 мая в штабе
Эйзенхауэра в Реймсе была подписана капитуляция всех германских вооруженных сил. Аналогичный
документ подписали маршал Г.К.Жуков и германский фельдмаршал Вильгельм Кейтель в ночь с 8 на 9 мая.
Однако перед политиками открывались далеко не радужные перспективы. Германия и Италия были
разбиты и на неопределенно долгое время выбыли из игры как значимые державы. Большинство стран
Европы были ослаблены войной: материальные разрушения и временная ликвидация государственности во
многих из них делали послевоенное восстановление многотрудной задачей. Наконец, после Второй мировой
войны обозначились два глобальных центра силы - США и СССР, последний из которых был вовлечен в
мировые дела на основе партнерства только последние четыре года. Кремля боялись.
Но и Кремль был далек от эйфории. Война была выиграна, огромная сфера влияния завоевана, статус
глобальной державы получен, но цена за это была заплачена невероятная. В Кремле разрывались между
желанием закрепить за собой новые сферы влияния и осознанием собственной слабости. Новой войны никто
не хотел. Однако сотрудничество в "Большой тройке" кардинальным образом поменялось со смертью
Рузвельта. Партнерство по регулированию международных отношений сменилось спорадическими
попытками найти взаимопонимание.
17 июля 1945 г. Потсдамская конференция открылась. Трумэн предложил создать Совет министров
иностранных дел пяти великих держав (хотя ни Франция, ни Китай в конференции не участвовали), который
бы занимался мирными переговорами и территориальным урегулированием. Предложение было принято, и
заседание Совета было назначено на 1 сентября в Лондоне. Однако остальные вопросы решались отнюдь не
так легко.
Британская и американская стороны отказались рассматривать вопрос о репарациях в отрыве от вопроса
выживания немцев без посторонней помощи. Продовольствие же в Германию поступало в большой степени
из тех восточных районов, которые Москва уже передала под польскую администрацию. Советская сторона
во время обсуждения вопроса о принятии Италии в ООН потребовала распространение того же принципа на
бывших сателлитов Германии в Юго-Восточной Европе. Это вызывало вопросы к советским
представителям относительно выполнения СССР "Декларации об освобожденной Европе". Заключение
мирных договоров предусматривало признание новых правительств; западные представители готовы были
признать их, только убедившись в их независимости и выборности. Советская сторона сослалась на
состояние дел в Греции, подразумевая, что Великобритания сама не выполняет взятых обязательств.
Во время встречи с Черчиллем Сталин заявил, что СССР не собирается советизировать Восточную
Европу и разрешит свободные выборы для всех партий кроме фашистских. Черчилль вернулся к
"процентной" дипломатии и пожаловался, что вместо 50% СССР получил в Югославии 99. На Сталина это
впечатления не произвело.
На первом же пленарном заседании всплыл вопрос о Польше. Советская делегация отстаивала западную
польскую границу по Одеру-Нейсе. Трумэн упрекнул Сталина за то, что он уже передал под польскую
администрацию эти районы, не дождавшись мирной конференции, как это было договорено в Ялте. По
настоянию советской стороны в Потсдам прибыли польские представители во главе с Болеславом Берутом.
Польская делегация требовала немецкие земли и обещала демократические выборы. Черчилль и Трумэн
предлагали не спешить, а Черчилль выразил сомнение, что Польша сможет успешно переварить такую
большую территорию.
Польский вопрос, стоивший Черчиллю столько крови, был последним вопросом, который он обсуждал
как премьер-министр Великобритании. 25 июля он вместе с Иденом отбыл в Лондон, где на следующий
день подал в отставку после объявленных результатов выборов: консервативная партия проиграла. Новый
премьер-министр Клемент Эттли с новым министром иностранных дел Эрнестом Бевином прибыли в
Потсдам. Теперь Сталин со всех сторон был окружен незнакомцами.
Уже в новом составе конференция пришла к соглашению по вопросу о Польше. Польша должна была
провести свободные выборы с участием всех демократических и антинацистских партий. Окончательное
решение вопроса о западной границе Польши были отложено, однако уже сейчас Польше передавались
восточногерманские земли. В польском вопросе победителем вышел Сталин. Конференция согласилась на
передачу СССР Кенигсберга и прилегающей территории.
Была достигнута договоренность о порядке осуществления контроля над Германией. Провозглашались
цели разоружения и демилитаризации Германии. Все военные и полувоенные формирования, включая даже
клубы и ассоциации, которые поддерживали милитаристские традиции, должны были быть ликвидированы.
Ликвидировались также национал-социалистическая партия Германии и все нацистские институты.
Отменялись нацистские законы, служившие основой режима Гитлера. Военные преступники предавались
суду. Активные члены нацистской партии должны были быть удалены со всех значимых постов. Германская
система образования ставилась под контроль, с тем чтобы уничтожить нацистские и милитаристские
доктрины и обеспечить развитие демократии. На демократических принципах учреждались органы
самоуправления по всей Германии. Поощрялась деятельность демократических партий. Было решено не
создавать пока центрального германского правительства. Германская экономика должна была быть
децентрализована, производство поставлено под контроль, чтобы исключить возрождение военной
промышленности. На период союзной оккупации Германия должна была рассматриваться как единый
экономический организм, в том числе в отношении валюты и налогообложения.
По вопросу о репарациях был все же достигнут компромисс. Советский Союз (обязуясь при этом
передать часть репараций Польше) должен был получить их из своей зоны оккупации, а также частично из
западных зон в той мере, в которой это не подрывало мирную германскую экономику.
Военно-морской флот Германии делился в равных пропорциях между СССР, США и Великобританией.
Большую часть германских подлодок предстояло затопить. Германский торговый флот, за минусом судов,
необходимых для речной и прибрежной торговли, также делился между тремя державами. Великобритания
и США выделяли из своей доли суда странам, пострадавшим от германской агрессии.
Был также достигнут ряд более мелких соглашений. Италию, как страну, порвавшую с Германией, было
решено рекомендовать для членства в ООН. Совету министров иностранных дел поручалось подготовить
мирные договоры с Италией, Болгарией, Финляндией, Венгрией и Румынией. Подписание мирных
договоров делало возможным включение этих государств в ООН. Испании в членстве в ООН было отказано.
Было решено "улучшить" работу контрольных комиссий в Румынии, Болгарии и Венгрии. Переселение
германского населения из Польши, Чехословакии и Венгрии должно было осуществляться "упорядоченным
и гуманным" образом. Войска союзников должны были быть немедленно удалены из Тегерана, а Совет
министров иностранных дел должен быть решить вопрос о дальнейшем выводе войск.
Конференция не согласилась с советским предложением относительно Босфора и Дарданелл. Сталин
требовал отменить конвенцию Монтре, предоставить выработку режима проливов Турции и СССР, дать
СССР возможность организовать военные базы в проливах наравне с турецкими. Трумэн предложил
свободный режим проливов при гарантии всех великих держав. Наконец, было принято решение о том, что
конвенция Монтре должна быть пересмотрена в ходе контактов каждого из трех правительств с турецким.
Потсдамская конференция решила наиболее актуальные вопросы послевоенной ситуации. Однако
одновременно с этим стало ясно, что европейский порядок будет строиться на конфронтационных началах:
все, что касалось Восточной Европы, вызывало конфликты. Формально рамки для послевоенного
сотрудничества были созданы до Потсдама: ООН с ее клубом великих держав. Однако уже в Потсдаме стало
ясно, что регулирование международных отношений в послевоенном мире будет осуществляться не в ООН
и не в согласованном порядке.
На Потсдамской конференции же впервые в истории дипломатии обозначился ядерный фактор. Трумэн
специально подгадывал первое испытание атомной бомбы под Потсдам. 16 июля испытание успешно
состоялось. По мнению Черчилля, получив в ходе конференции долгожданную новость, Трумэн стал другим
человеком. 24 июля в разговоре со Сталиным он походя упомянул, что у США появилось новое оружие
необычайной разрушительной силы. Сталин сказал, что рад это слышать и надеется, что ему найдется
применение в войне против Японии. К тому времени Сталин давно знал об американском атомном проекте
и торопил советских ученых в их разработках.
К 1945 году в мире лихорадочно развивалось три атомных проекта: американский (при некотором
британском участии), советский и немецкий. США первыми вышли на атомный рубеж. Тот факт, что даже
Рузвельт, при всем своем желании продолжить послевоенный диалог с Москвой, не проинформировал
Сталина о чудо-оружии, равно как и Сталин не проинформировал его, позволяет делать достаточно
пессимистический вывод о потенциале послевоенного сотрудничества между СССР и США, кто бы ни стоял
у руля американской политики.
Из Потсдама Трумэн, Черчилль и Эттли уезжали с осознанием предстоящих серьезных проблем,
связанных с советской гегемонией в Восточной Европе и вообще с советским военным колоссом. Сталин
уезжал, встретившись с достаточно серьезным противодействием западных союзников, которые уже сильно
жалели о своей уступчивости в отношении сфер влияния в годы войны с Германией. Сталину предстояло
теперь перебросить свои войска на тихоокеанский фронт и вступить в войну с Японией. Но он уже был
готов к тому, что вместе с американской ядерной монополией начинается новый дипломатический этап.
Источники и литература
Churchill W.S. The Second World War. Vol. 5-6. Cambridge (Mass.): Riverside Press, 1953.
Feis H. Between war and Peace. The Potsdam Conference. Princeton: Princeton University Press, 1960.
Feis H. Churchill. Roosevelt. Stalin. The War They waged and the Peace They Sought. Princeton:
Princeton University Press, 1957.
Sherwin M.J. A World Destroyed. The Atomic Bomb and the Grand Alliance. N.Y.: Alfred A.Knopf, 1975.
Woodward L. British Foreign Policy in the Second World War. London: H.M.Stationary Office, 1962.
Глава 17. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЗОНЕ ТИХОГО ОКЕАНА И ЗАВЕРШЕНИЕ
ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
1. Ситуация в Китае и особенности войны на китайской территории
Как уже отмечалось, на китайской территории, оккупированной японскими силами, зимой 1938 г. была
установлена власть коллаборационистского режима Ван Цзинвэя со столицей в Нанкине. Ни одна из
великих держав, кроме Японии, не признала его. В ноябре 1940 г. коллаборационисты заключили с Японией
договор об "основах отношений между Японией и Китаем", провозгласивший сотрудничество режима Ван
Цзинвэя с японскими военными властями против коммунистических сил. В ноябре 1941 г. этот режим
заявил о присоединении Китая к "антикоминтерновскому пакту".
Для понимания ситуации в Китае важно, что ни Чан Кайши, ни его противники были не в состоянии
эффективно контролировать положение даже в пределах собственных зон. Генералиссимус реально мог
положиться только на часть верных лично ему войск. Большую часть вооруженных сил на стороне Чан
Кайши составляли формирования местных милитаристов, "кормившихся" на территориях своих провинций
или уездов. В Китае не было унифицированной организации армии, отсутствовала всеобщая воинская
повинность и система пополнения вооруженных сил. Отдельные военачальники могли по своему
усмотрению поддержать или не поддержать действия главнокомандующего и самостоятельно определять
политику в отношении противостоящих японских вооруженных сил на месте.
Сходным образом японские оккупационные власти и режим Ван Цзинвэя не могли контролировать
ситуацию на местах полностью. Их власть распространялась на крупные города, транспортные узлы и
полосы контроля вдоль главных железных дорог. Сельские районы выходили из-под контроля как только их
покидали японские войска, которых просто не хватало для сплошной оккупации Китая.
Именно поэтому в стране могли существовать целые районы, где власть принадлежала коммунистам,
которые не подчинялись ни одному из китайских режимов. Самой крупной базой коммунистов оставался
район г. Яньань в северной части провинции Шэнси - внутри зоны японского контроля. "Освобожденные
районы" образовывались не в результате военных операций КПК против японцев. Как правило, это были
территории, через которые только что прошел фронт боевых действий, уничтоживший или существенно
ослабивший власть местной гоминьдановской администрации. Не участвовавшие в войне и поэтому
сохранявшие боеспособность отряды КПК без труда отбирали власть у уцелевших правительственных
чиновников и создавали собственные политические структуры.
Районы, контролируемые коммунистами, были разбросаны на огромной территории от Маньчжоу-го до
о. Хайнань. Существовали они и в зоне номинального контроля Чан Кайши. Размеры и конфигурация
контролируемых коммунистами территорий в течение войны многократно менялись в зависимости от того,
насколько сильным было давление на них со стороны японских войск и формирований Чан Кайши. Со своей
стороны и коммунистические формирования при необходимости вели партизанские боевые действия как
против войск Чан Кайши, так и против японцев. Основную задачу КПК видела в накоплении сил для
установления своей власти на всей территории Китая после изгнания из страны японских войск.
Враждебные отношения между КПК и Чан Кайши, их взаимная подозрительность и острое соперничество
не позволяли всем антияпонским силам в Китае выступить совместно, что снижало результативность
борьбы с Японией.
Престиж Чан Кайши подрывали деспотизм и коррумпированность его режима, которые были очевидны
даже для наиболее сочувственно и заинтересованно относившихся к нему кругов американского
истэблишмента и британской элиты. Китайские коммунисты, напротив, достаточно умело боролись за
лидерство в деле национального освобождения, канализируя поднимающийся национализм в русло борьбы
за торжество коммунистических идеалов - как их понимало руководство китайской компартии во главе с
Мао Цзэдуном.
Но соперничество коммунистов с Гоминьданом не было единственной причиной малой эффективности
попыток Китая противостоять военному давлению Японии. Сам Чан Кайши следовал стратегии пассивного
сопротивления захватчикам. Он не предпринимал против японских войск наступательных операций.
Пользуясь своим численным превосходством, китайские войска концентрировались на основных путях
продвижения японских сил, создавая своего рода "пробки" из живой силы. Японский натиск наталкивался
на сопротивление огромной человеческой массы. Поскольку военно-техническое превосходство было на
стороне Японии, китайские войска в конце концов отступали. Однако за это время они успевали создать
новую "пробку" на соседнем участке японского продвижения. Силы противника изматывались, а темпы
наступления замедлялись. Огромные пространства Китая позволяли Чан Кайши отступать в глубь
труднодоступных районов страны неограниченно долго. Стратегия Чан Кайши состояла в изматывании
экономических и людских ресурсов Японии, с тем чтобы затем нанести ей решающее поражение при
помощи Запада, а при возможности, и Советского Союза.
Вопрос о роли вооруженных сил коммунистов и армий Чан Кайши в борьбе против японской агрессии в
литературе на русском языке остается дискуссионным. Традиционная советская школа историков
преувеличивала военный вклад КПК в эту борьбу, представляя коммунистов если не единственной, то
главной силой сопротивления. Западные исследователи признают, что вооруженные формирования КПК
сковывали силы японцев и наносили по ним ограниченные, подчас болезненные удары. Однако в силу
разрозненности и ограниченности ресурсов КПК эти действия не определяли стратегической ситуации в
Китае. Вооруженные силы Чан Кайши, несмотря на присущие им слабости, "держали" фронт против
японцев и на протяжении всего периода войны на Тихом океане не прекращали борьбу против японских
армий. После Второй мировой войны в Японии появилась посвященная ей огромная мемуарная литература.
Примечательно, что практически все участники боевых действий в Китае описывали в качестве своего
военного противника войска Чан Кайши и практически никто - отряды коммунистов.
2. Подход Японии к войне на материке
Хотя боевые действия между Японией и войсками Чан Кайши развивались неудачно для Китая, в
японских правительственных кругах довольно скоро возникла тревога по поводу возможности быстро
выиграть войну. Важно было принудить Чан Кайши к миру. Однако, отступая под напором японских сил,
генералиссимус не соглашался заключить мир на японских условиях. Япония требовала, во-первых,
признания независимости Маньчжоу-го, во-вторых, согласия на размещение в Китае японских гарнизонов
как гарантии против экспансии коммунистов. Генералиссимус не был против координации усилий по
борьбе с коммунистами. В принципе он не исключал и признания фактического отторжения Маньчжурии.
Но Чан Кайши не был согласен на подчинение своих войск японцам и на продолжение оккупации китайской
территории японскими войсками. Несмотря на массированное дипломатическое давление со стороны
Германии, Италии и режима Виши, в октябре 1940 г. правительство Чан Кайши отказалось от переговоров с
Японией и продолжило пассивное сопротивление. При этом официально правительство Чан Кайши все еще
не считало себя в состоянии войны с Японией.
Гражданская часть японского руководства - высшее чиновничество и аристократия - имела более трезвое
понимание невозможности сплошной оккупации Китая. Она выступала за заключение мира с Китаем на
условиях ограничения зоны оккупации главным образом территорией Маньчжоу-го. Эта группировка
считала главным геополитическим противником Японии Советский Союз. Задача неизбежной борьбы с ним
определяла, по мысли этих политиков, необходимость концентрации усилий на укреплении японских
позиций в Маньчжоу-го и требовала ограничения масштабов экспансии на материке. Эта группировка не
отказывалась от доминирования Японии в Восточной Азии, в том числе и через создание некого широкого
регионального объединения под японским лидерством. Но эта сфера мыслилась с непременным вхождением
в нее мирного и лояльного по отношению к Японии Китая. Это предполагало необходимость
урегулирования японо-китайских отношений. Представителем "ограничительной" линии в 40-х годах стал
принц Фумимаро Коноэ.
Однако военные круги - руководители военного и военно-морского министерств, начальники штабов
видов вооруженных сил и среднее звено офицерского корпуса полевых армий требовали расширения
агрессии против Китая. Для этого Японии было необходимо изолировать зону контроля Чан Кайши от
внешнего мира. Поскольку основные порты и прибрежные районы Китая находились под японским
контролем, главным источником снабжения китайского правительства были две железные дороги,
соединявшие Южный Китай с британскими колониями - Бирмой и Французским Индокитаем. Их блокада
была одной из главных целей Японии в регионе.
3. Агрессия в Индокитае
В июне 1940 г. после ультиматума Японии французским властям в Индокитае поставки Китаю
материалов по Индокитайской дороге были прекращены. В июле 1940 г. и Британия, находившаяся в крайне
тяжелом положении из-за ситуации в Европе, согласилась на временное прекращение транспорта в Китай по
Бирманской железной дороге.
Действия Японии в Восточной Азии с тревогой воспринимались великими державами. В апреле 1940 г.,
когда возникла реальная угроза захвата Германией Нидерландов, Япония заявила о необходимости
сохранения статуса Голландской Ост-Индии. Этот шаг в целом имел антигерманское звучание, поскольку
указывал на стремление Токио предупредить "автоматический" переход голландских колоний к Германии.
Япония позволила себе это заявление не без учета подписания советско-германского пакта 1939 г.,
вызвавшего рост недоверия Токио к Берлину и временное охлаждение германо-японских отношений.
Вместе с тем, одновременно с Японией о необходимости сохранить статус-кво в Голландской Ост-Индии
заявили и Соединенные Штаты Америки, послав тем самым Японии своего рода предостережение против
попыток использовать ослабление позиций Нидерландов для расширения сферы японского контроля в
ЮВА.
Перспектива противодействия со стороны США в Азии воспринималась в Японии серьезно. Японское
правительство предпочитало урегулировать наметившиеся расхождения в своих отношениях с Германией в
интересах совместного противостояния США. В августе 1940 г. японское правительство во главе с принцем
Коноэ огласило официальное заявление об "установлении нового порядка в Великой Восточной Азии",
содержавшее заявку на создание сферы японского влияния, включающей в себя Индокитай, Голландскую
Ост-Индию, Малайю, Бирму и Филиппины. Устремления Японии определили ее позицию на переговорах с
Германией и Италией о подготовке к заключению "Тройственного пакта".
Пользуясь заинтересованностью Германии в его подписании, японская дипломатия добилась поддержки
Берлина в вопросе о расширении контроля Японии во Французском Индокитае. Под давлением Германии и
Японии правительство Петена в конце августа 1940 г. было вынуждено пойти на подписание с Японией
общего соглашения, позволявшего создавать японские базы на территории Индокитая. Главное, чего
добивались в Токио, - это право транзита через территорию Французского Индокитая и военно-воздушные
базы в Северном Индокитае, откуда японская авиация могла бы совершать регулярные налеты на полосу
Бирманской железной дороги на китайской территории. В развитие общего соглашения в сентябре 1940 г.
японская сторона выговорила себе право разместить в Северном Индокитае для защиты своих баз
сухопутные войска. Фактически этот район был поставлен под японский контроль.
Успех Японии был закреплен 27 сентября 1940 г., когда в Берлине был подписан "Тройственный пакт".
Германия и Италия признали сферу влияния Японии в Восточной Азии так, как ее очертания были
определены в августовском заявлении правительства Коноэ. Более того, к сфере интересов Японии была
отнесена так же Новая Каледония. Было оговорено и то, что со временем доминирование Японии
распространится на Австралию и Новую Зеландию. Вопрос о бывших германских владениях в Микронезии,
находившихся под японским мандатом, специально не оговаривался. По сути дела, Германия отказалась от
постановки вопроса об их возвращении. Задачей Берлина было побудить Японию скорее напасть на
восточноазиатские колонии Британии, а собственные колониальные устремления Германии были
ориентированы скорее на бывшие германские владения в Африке.