Файл: Начиная с первых Олимпийских игр современности, прошедших в 1896 г в Афинах, проведение Олимпиады неиз.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Начиная с первых Олимпийских игр современности, прошедших в 1896 г. в
Афинах, проведение Олимпиады неиз
менно является почетной и ответствен
ной задачей, шансом, который дается стране, чтобы продемонстрировать миру свои достижения, успехи в развитии и го
товность к должной организации игр.
Кроме того, проведение Олимпийских игр открывает перед государством воз
можность представить свое видение гло
бальных проблем, принять активное учас
тие в их обсуждении и решении, повысить роль страны в международных процессах.
На протяжении всего ХХ века Олим
пийские игры были не только спортив
ным мероприятием, но и серьезным фак
тором мировой политики. Высокой сте
пенью политизации отличались, в частно
сти, игры в Берлине (1936), Мюнхене
(1972), Москве (1980) и ЛосАнджелесе
(1984). Международная обстановка, со
провождавшая Олимпийские игры в Пе
кине в 2008 году, свидетельствует о сохра
нении, если не об усилении, политичес
кого значения Олимпиад в XXI веке. Про
ведение такого крупного международного события в Китае вызвало интерес мирово
го сообщества не только к спорту и куль
туре страны, но и ко всему комплексу проблем и вопросов, возникающих у пра
вительств, СМИ и простых граждан дру
гих стран в связи с развитием КНР.
В китайской внешней политике олим
пийская тематика так или иначе прояви
лась на тибетском, тайваньском, дарфур
ском и других направлениях. Стоит отме
тить, что в год Олимпиады правительство
Китая испытывало давление не только в области международных отношений, но и в сфере, находящейся за пределами поли
тического и какоголибо другого плани
рования. Снегопады, землетрясения, эпи
демии – все эти явления с устрашающей частотой обрушивались на КНР в 2008 го
ду. Иностранные СМИ с особым интере
сом анализировали эти и другие внутри
политические проблемы Китая.
В целом китайское правительство про
демонстрировало свою устойчивость перед новыми вызовами, с которыми сталкива
ется это стремительно развивающееся го
сударство. Несмотря на сложности, Пекин успешно использовал возможности олим
пийской дипломатии на благо повышения своего международного авторитета и попу
ляризации своего видения глобальных проблем. Однако концентрация внешне
политических усилий на олимпийском на
правлении и вопросах поддержания меж
дународного авторитета страны отвлекало китайское руководство от решения про
блем внутренней и внешней политики.
Опыт КНР показывает, что Олимпийские игры можно считать катализатором изме
нения международной роли государства,
инструментом повышения, а в ряде случа
ев, возможно, и фактором снижения его влияния на мировые процессы.
В свете предстоящих зимних Олимпий
ских игр 2014 г. в г. Сочи перед Россией открываются возможности олимпийской дипломатии. Задача – максимально ис
пользовать данный фактор для укрепле
ФИКСИРУЕМ ТЕНДЕНЦИЮ
«ОЛИМПИЙСКАЯ
ДИПЛОМАТИЯ» КИТАЯ
ÅÂÃÅÍÈÉ ÅÂÄÎÊÈÌÎÂ
070-096 Trend.qxd 12.01.2009 0:06 Page 70
ния международного авторитета страны.
В этой связи олимпийский опыт Китая заслуживает изучения.
В статье рассмотрена роль олимпий
ской дипломатии в политике КНР как важного инструмента пропаганды взгля
дов китайского руководства на междуна
родные отношения. Интерес представляет отражение олимпийской дипломатии в основных внешнеполитических концеп
циях КНР, пропаганде позиций китайско
го руководства по основным международ
ным проблемам, а также о некоторых из
менениях в политике «открытости» Китая.
1
Использование возможностей олим
пийской дипломатии для усиления внеш
неполитического влияния можно рассма
тривать через призму популярной среди китайских политологов
концепции ком
плексной мощи, своеобразного ответа на предложенную в конце прошлого века американским политологом Дж. Наем концепцию «мягкой мощи»
1
В КНР многие политологи скептичес
ки относятся к термину «мягкая мощь»,
употребляя его в основном при характе
ристике США. В представлениях китай
ских специалистов, разделение потенциа
ла государства на «твердые» и «мягкие»
параметры свидетельствует о желании американских стратегов акцентировать внимание на значительном превосходстве
Соединенных Штатов в сфере культурно
го и гуманитарного воздействия на мысли и поведение людей в мире. Считается, что отставание Китая от США в этой сфере существенно превышает поддающийся количественному измерению отрыв в об
ласти военного строительства, экономи
ческого развития и так далее
2
. Поэтому китайские политологи настаивают на не
обходимости изучения потенциала любой страны, в первую очередь Китая, в ком
плексе. Концепция комплексной мощи государства включает в себя гуманитар
ное и культурное влияние, привлекатель
ность экономической модели, степень развития науки и техники, состояние ок
ружающей среды и демографическую си
туацию, а также вопросы экономики,
обороноспособности и энергетической безопасности. Способность КНР провес
ти такое крупное международное меро
приятие, как Олимпийские игры, обеспе
чить его безопасность и позитивное вос
приятие в мире, безусловно, рассматрива
ется китайским руководством как воз
можность продемонстрировать успехи сбалансированного развития Китая на всех обозначенных направлениях.
Рассматривая потенциал гуманитарного влияния Китая, стоит обратить внимание на интерес китайского руководства к куль
турной дипломатии. Пекин способствует популяризации китайской культуры за ру
бежом, примером чему может служить от
крытие институтов Конфуция в различных странах мира. В настоящее время подоб
ные культурные центры действуют в Рос
сии, Франции, Германии, Италии, Испа
нии, Великобритании, Индии, Египте,
Мексике, США, Республике Корея, Япо
нии и других государствах. Китайское пра
вительство способствует росту интереса к изучению китайского языка, развитию ки
тайскоязычного Интернета и СМИ.
Политика по распространению куль
турного влияния Китая связана с програм
мами повышения гуманитарного и образо
вательного уровня внутри КНР, развитием кинематографа, спорта, возрождением традиционной культуры и системы ценно
стей
3
. Безусловно, проведение Олимпий
ских игр также использовалось Пекином для продвижения китайских ценностей и мировидения. Целям развития интереса иностранных государств к Китаю служила масштабная эстафета олимпийского огня по пяти континентам; церемония откры
тия Олимпийских игр с участием высоких зарубежных гостей; многочисленные вы
ставки и культурные мероприятия для иностранных туристов в Китае в период
Олимпиады и многое другое.
Показательными можно считать усилия китайского правительства по созданию об
раза «зеленой Олимпиады»
4
, которые отра
жают стремление Китая обратить одну из
71
«ÎËÈÌÏÈÉÑÊÀß ÄÈÏËÎÌÀÒÈß» ÊÈÒÀß
070-096 Trend.qxd 12.01.2009 0:06 Page 71
В этой связи олимпийский опыт Китая заслуживает изучения.
В статье рассмотрена роль олимпий
ской дипломатии в политике КНР как важного инструмента пропаганды взгля
дов китайского руководства на междуна
родные отношения. Интерес представляет отражение олимпийской дипломатии в основных внешнеполитических концеп
циях КНР, пропаганде позиций китайско
го руководства по основным международ
ным проблемам, а также о некоторых из
менениях в политике «открытости» Китая.
1
Использование возможностей олим
пийской дипломатии для усиления внеш
неполитического влияния можно рассма
тривать через призму популярной среди китайских политологов
концепции ком
плексной мощи, своеобразного ответа на предложенную в конце прошлого века американским политологом Дж. Наем концепцию «мягкой мощи»
1
В КНР многие политологи скептичес
ки относятся к термину «мягкая мощь»,
употребляя его в основном при характе
ристике США. В представлениях китай
ских специалистов, разделение потенциа
ла государства на «твердые» и «мягкие»
параметры свидетельствует о желании американских стратегов акцентировать внимание на значительном превосходстве
Соединенных Штатов в сфере культурно
го и гуманитарного воздействия на мысли и поведение людей в мире. Считается, что отставание Китая от США в этой сфере существенно превышает поддающийся количественному измерению отрыв в об
ласти военного строительства, экономи
ческого развития и так далее
2
. Поэтому китайские политологи настаивают на не
обходимости изучения потенциала любой страны, в первую очередь Китая, в ком
плексе. Концепция комплексной мощи государства включает в себя гуманитар
ное и культурное влияние, привлекатель
ность экономической модели, степень развития науки и техники, состояние ок
ружающей среды и демографическую си
туацию, а также вопросы экономики,
обороноспособности и энергетической безопасности. Способность КНР провес
ти такое крупное международное меро
приятие, как Олимпийские игры, обеспе
чить его безопасность и позитивное вос
приятие в мире, безусловно, рассматрива
ется китайским руководством как воз
можность продемонстрировать успехи сбалансированного развития Китая на всех обозначенных направлениях.
Рассматривая потенциал гуманитарного влияния Китая, стоит обратить внимание на интерес китайского руководства к куль
турной дипломатии. Пекин способствует популяризации китайской культуры за ру
бежом, примером чему может служить от
крытие институтов Конфуция в различных странах мира. В настоящее время подоб
ные культурные центры действуют в Рос
сии, Франции, Германии, Италии, Испа
нии, Великобритании, Индии, Египте,
Мексике, США, Республике Корея, Япо
нии и других государствах. Китайское пра
вительство способствует росту интереса к изучению китайского языка, развитию ки
тайскоязычного Интернета и СМИ.
Политика по распространению куль
турного влияния Китая связана с програм
мами повышения гуманитарного и образо
вательного уровня внутри КНР, развитием кинематографа, спорта, возрождением традиционной культуры и системы ценно
стей
3
. Безусловно, проведение Олимпий
ских игр также использовалось Пекином для продвижения китайских ценностей и мировидения. Целям развития интереса иностранных государств к Китаю служила масштабная эстафета олимпийского огня по пяти континентам; церемония откры
тия Олимпийских игр с участием высоких зарубежных гостей; многочисленные вы
ставки и культурные мероприятия для иностранных туристов в Китае в период
Олимпиады и многое другое.
Показательными можно считать усилия китайского правительства по созданию об
раза «зеленой Олимпиады»
4
, которые отра
жают стремление Китая обратить одну из
71
«ÎËÈÌÏÈÉÑÊÀß ÄÈÏËÎÌÀÒÈß» ÊÈÒÀß
070-096 Trend.qxd 12.01.2009 0:06 Page 71
традиционных проблем защиты окружаю
щей среды в важный аспект повышения престижа и комплексной мощи КНР. Эко
логические меры китайского правительст
ва, широко освещавшиеся в СМИ накану
не Олимпиады, включали в себя масштаб
ные кампании по озеленению городов,
борьбу с загрязнением воздуха, закрытие вредных производств, увеличение штра
фов за вредные выбросы. Улучшение эко
логической обстановки в Пекине было призвано продемонстрировать миру успе
хи в развитии передовых направлений на
уки и техники, повышении эффективнос
ти производств и создании интенсивной модели роста в рамках провозглашенных председателем КНР Ху Цзиньтао и закреп
ленных в Уставе КПК лозунга «
научно
обоснованного развития» и цели построе
ния «
гармоничного общества»
5
В последние годы китайское руководст
во делает особый акцент на сбалансиро
ванном развитии страны и ее регионов.
Общие темпы роста экономики намеренно сдерживаются, основное внимание уделя
ется качественным изменениям и сохране
нию стабильности. Отход от экстенсивных методов, приоритетного развития примор
ских районов и экспортноориентирован
ных отраслей свидетельствует о продолже
нии поиска более эффективной модели экономического роста. Успешная реализа
ция цели построения «гармоничного об
щества» внутри страны, а также соответст
вующее внешнеполитическое освещение успехов на данном направлении, безуслов
но, способствует повышению привлека
тельности китайской модели развития и расширению влияния Китая в мире.
2
Появление
концепции о гармоничном
мире явилось логичным продолжением дискуссий о построении «гармоничного общества» внутри Китая. Ряд китайских авторов всерьез рассматривает ее как мо
дель всемирного развития в XXI веке,
пришедшую на смену западным теориям о «столкновении цивилизаций» или «кон
це истории»
6
. Как представляется, подоб
ные дискуссии уже вышли за рамки поле
мики, направленной против представле
ний о «китайской угрозе» на Западе, и данная концепция находит большее отра
жение в практической внешней политике
КНР. В данном случае показательным яв
ляется официальный лозунг эстафеты ог
ня Пекинской олимпиады – «Journey of
Harmony» (эстафета гармонии)
7
Неотъемлемой частью пропаганды концепции гармоничного мира является обсуждение в китайской прессе
понятия
«ответственной державы», что может служить отражением той роли, которую
КНР планирует играть в предлагаемом
«гармоничном мире». Практически все китайские исследователи сходятся во мнении о неприменимости стандартов поведения великих государств настояще
го и прошлого к современному и будуще
му Китаю. Ктото говорит об изменении эпохи, о том, что внешняя политика веду
щего государства больше не может стро
иться на подавлении, угнетении, угрозах,
игнорировании мнения международного сообщества. Обращают внимание на «бе
зответственное» стремление Соединен
ных Штатов к гегемонии и на ее принци
пиальную невозможность в условиях со
временного мира. Ряд экспертов говорит об ответственности Китая за создание гармоничной системы международных отношений, в которой каждое государст
во получило бы возможность стабильно развиваться
8
Развитие вообще можно считать официальной и первостепенной целью Китая как внутри страны, так и в глобальном масштабе. Формулировка о том, что «мир и развитие являются лейт
мотивом современной эпохи» встречает
ся в каждом документе КНР, так или ина
че относящемся к внешней политике и политике в целом
9
Проведение Олимпийских игр логично использовалось китайским руководством для демонстрации миру своей «ответствен
ности». В свете международного давления в связи с политикой Китая на тибетском,
тайваньском, дарфурском и других на
правлениях Пекин развернул обширную
ÅÂÃÅÍÈÉ ÅÂÄÎÊÈÌÎÂ
72 070-096 Trend.qxd 12.01.2009 0:06 Page 72
щей среды в важный аспект повышения престижа и комплексной мощи КНР. Эко
логические меры китайского правительст
ва, широко освещавшиеся в СМИ накану
не Олимпиады, включали в себя масштаб
ные кампании по озеленению городов,
борьбу с загрязнением воздуха, закрытие вредных производств, увеличение штра
фов за вредные выбросы. Улучшение эко
логической обстановки в Пекине было призвано продемонстрировать миру успе
хи в развитии передовых направлений на
уки и техники, повышении эффективнос
ти производств и создании интенсивной модели роста в рамках провозглашенных председателем КНР Ху Цзиньтао и закреп
ленных в Уставе КПК лозунга «
научно
обоснованного развития» и цели построе
ния «
гармоничного общества»
5
В последние годы китайское руководст
во делает особый акцент на сбалансиро
ванном развитии страны и ее регионов.
Общие темпы роста экономики намеренно сдерживаются, основное внимание уделя
ется качественным изменениям и сохране
нию стабильности. Отход от экстенсивных методов, приоритетного развития примор
ских районов и экспортноориентирован
ных отраслей свидетельствует о продолже
нии поиска более эффективной модели экономического роста. Успешная реализа
ция цели построения «гармоничного об
щества» внутри страны, а также соответст
вующее внешнеполитическое освещение успехов на данном направлении, безуслов
но, способствует повышению привлека
тельности китайской модели развития и расширению влияния Китая в мире.
2
Появление
концепции о гармоничном
мире явилось логичным продолжением дискуссий о построении «гармоничного общества» внутри Китая. Ряд китайских авторов всерьез рассматривает ее как мо
дель всемирного развития в XXI веке,
пришедшую на смену западным теориям о «столкновении цивилизаций» или «кон
це истории»
6
. Как представляется, подоб
ные дискуссии уже вышли за рамки поле
мики, направленной против представле
ний о «китайской угрозе» на Западе, и данная концепция находит большее отра
жение в практической внешней политике
КНР. В данном случае показательным яв
ляется официальный лозунг эстафеты ог
ня Пекинской олимпиады – «Journey of
Harmony» (эстафета гармонии)
7
Неотъемлемой частью пропаганды концепции гармоничного мира является обсуждение в китайской прессе
понятия
«ответственной державы», что может служить отражением той роли, которую
КНР планирует играть в предлагаемом
«гармоничном мире». Практически все китайские исследователи сходятся во мнении о неприменимости стандартов поведения великих государств настояще
го и прошлого к современному и будуще
му Китаю. Ктото говорит об изменении эпохи, о том, что внешняя политика веду
щего государства больше не может стро
иться на подавлении, угнетении, угрозах,
игнорировании мнения международного сообщества. Обращают внимание на «бе
зответственное» стремление Соединен
ных Штатов к гегемонии и на ее принци
пиальную невозможность в условиях со
временного мира. Ряд экспертов говорит об ответственности Китая за создание гармоничной системы международных отношений, в которой каждое государст
во получило бы возможность стабильно развиваться
8
Развитие вообще можно считать официальной и первостепенной целью Китая как внутри страны, так и в глобальном масштабе. Формулировка о том, что «мир и развитие являются лейт
мотивом современной эпохи» встречает
ся в каждом документе КНР, так или ина
че относящемся к внешней политике и политике в целом
9
Проведение Олимпийских игр логично использовалось китайским руководством для демонстрации миру своей «ответствен
ности». В свете международного давления в связи с политикой Китая на тибетском,
тайваньском, дарфурском и других на
правлениях Пекин развернул обширную
ÅÂÃÅÍÈÉ ÅÂÄÎÊÈÌÎÂ
72 070-096 Trend.qxd 12.01.2009 0:06 Page 72
кампанию по защите Олимпийских игр от политизации. Высшее руководство КНР,
министерство иностранных дел и китай
ские СМИ, заручившись поддержкой
Международного олимпийского комитета,
призывали мировое сообщество оградить
Олимпийские игры от политики
10
В этом контексте показательно, на
сколько сдержанно Китай отреагировал на
агрессию Грузии в Южной Осетии в день
открытия Олимпиады. В вопросе, не за
трагивающем непосредственно китайские национальные интересы, Пекин, оценив опасность конфронтации с Западом, по сути уклонился от активного выражения своего отношения к ситуации в Закавка
зье. Пекин прагматично предпочел ис
пользовать блага от использования «олим
пийского брэнда» на благо расширения своего внешнеполитического влияния,
попытавшись занять позицию бесприст
растного наблюдателя и гаранта равных возможностей для всех участников меж
дународных отношений
11
В концептуальном виде вопрос о праве каждого государства на развитие при со
хранении независимости имеет отраже
ние в идее «
пекинского консенсуса». При
мечательно, что данная формулировка впервые появилась в одноименной работе британского политолога Дж. Рамо
12
. Пуб
ликация быстро обратила на себя внима
ние китайского правительства и прессы.
Поначалу идеи Рамо были восприняты настороженно, однако впоследствии ста
ли широко использоваться китайскими политологами как признание Западом перспектив китайской модели междуна
родных отношений. В изначальной фор
мулировке автора основное содержание
«пекинского консенсуса» состоит в
«стремлении к инновациям и экспери
ментам, защите государственных границ и интересов и все более осмысленном на
коплении инструментов асимметричной силы». Очевидно противопоставление ки
тайской модели постулатам «вашингтон
ского консенсуса», акцент на справедли
вости и равенстве, социальном развитии и защите суверенитета.
Опираясь на публикации китайских политологов, можно сделать вывод о рас
тущем интересе Китая к изменению со
временного содержания глобализации.
Китайские исследователи считают недо
пустимым придание ей формы вестерни
зации или американизации и выступают за понастоящему равноправный диалог между государствами и культурами. В вы
полнении этой задачи основная роль от
водится Китаю, способному на правах развивающегося государства осознать не
справедливость существующего миропо
рядка и, основываясь на идеях гармонич
ного лидерства, изменить систему между
народных отношений, позволив всем странам мира развиваться в условиях ста
бильности и равноправия
13
В пропаганде данных ценностей в меж
дународных отношениях Китай имеет до
статочно широкую поддержку развиваю
щихся стран. Олимпийские игры в Пеки
не обеспечили площадку для ознакомле
ния широких международных кругов с идеей «гармоничного мира»
14
. В этой связи особенно важным для китайского руко
водства оказался вопрос об участии мак
симального числа мировых лидеров и «вы
соких гостей» в церемонии открытия игр.
Накануне Олимпиады согласие или отказ каждого почетного гостя, разговоры о бойкоте всех или части олимпийских ме
роприятий – все это имело характер особо чувствительных тем внешней политики
КНР. Участие более 80 глав государств и правительств в церемонии открытия
Олимпийских игр в Пекине было расцене
но как однозначный успех внешней поли
тики Китая, сравнимый с триумфальными выступлениями китайских спортсменов.
Модель гармоничного мира и разви
тия, контуры которой можно проследить на материале официальных доктрин ки
тайского руководства, публикаций и спо
ров политологов и обычных граждан, от
личается некоторой утопичностью. На данном этапе очевидна обеспокоенность
Пекина проблемами поддержания мира и существующего баланса сил в междуна
родных отношениях для решения при
73
«ÎËÈÌÏÈÉÑÊÀß ÄÈÏËÎÌÀÒÈß» ÊÈÒÀß
070-096 Trend.qxd 12.01.2009 0:06 Page 73
министерство иностранных дел и китай
ские СМИ, заручившись поддержкой
Международного олимпийского комитета,
призывали мировое сообщество оградить
Олимпийские игры от политики
10
В этом контексте показательно, на
сколько сдержанно Китай отреагировал на
агрессию Грузии в Южной Осетии в день
открытия Олимпиады. В вопросе, не за
трагивающем непосредственно китайские национальные интересы, Пекин, оценив опасность конфронтации с Западом, по сути уклонился от активного выражения своего отношения к ситуации в Закавка
зье. Пекин прагматично предпочел ис
пользовать блага от использования «олим
пийского брэнда» на благо расширения своего внешнеполитического влияния,
попытавшись занять позицию бесприст
растного наблюдателя и гаранта равных возможностей для всех участников меж
дународных отношений
11
В концептуальном виде вопрос о праве каждого государства на развитие при со
хранении независимости имеет отраже
ние в идее «
пекинского консенсуса». При
мечательно, что данная формулировка впервые появилась в одноименной работе британского политолога Дж. Рамо
12
. Пуб
ликация быстро обратила на себя внима
ние китайского правительства и прессы.
Поначалу идеи Рамо были восприняты настороженно, однако впоследствии ста
ли широко использоваться китайскими политологами как признание Западом перспектив китайской модели междуна
родных отношений. В изначальной фор
мулировке автора основное содержание
«пекинского консенсуса» состоит в
«стремлении к инновациям и экспери
ментам, защите государственных границ и интересов и все более осмысленном на
коплении инструментов асимметричной силы». Очевидно противопоставление ки
тайской модели постулатам «вашингтон
ского консенсуса», акцент на справедли
вости и равенстве, социальном развитии и защите суверенитета.
Опираясь на публикации китайских политологов, можно сделать вывод о рас
тущем интересе Китая к изменению со
временного содержания глобализации.
Китайские исследователи считают недо
пустимым придание ей формы вестерни
зации или американизации и выступают за понастоящему равноправный диалог между государствами и культурами. В вы
полнении этой задачи основная роль от
водится Китаю, способному на правах развивающегося государства осознать не
справедливость существующего миропо
рядка и, основываясь на идеях гармонич
ного лидерства, изменить систему между
народных отношений, позволив всем странам мира развиваться в условиях ста
бильности и равноправия
13
В пропаганде данных ценностей в меж
дународных отношениях Китай имеет до
статочно широкую поддержку развиваю
щихся стран. Олимпийские игры в Пеки
не обеспечили площадку для ознакомле
ния широких международных кругов с идеей «гармоничного мира»
14
. В этой связи особенно важным для китайского руко
водства оказался вопрос об участии мак
симального числа мировых лидеров и «вы
соких гостей» в церемонии открытия игр.
Накануне Олимпиады согласие или отказ каждого почетного гостя, разговоры о бойкоте всех или части олимпийских ме
роприятий – все это имело характер особо чувствительных тем внешней политики
КНР. Участие более 80 глав государств и правительств в церемонии открытия
Олимпийских игр в Пекине было расцене
но как однозначный успех внешней поли
тики Китая, сравнимый с триумфальными выступлениями китайских спортсменов.
Модель гармоничного мира и разви
тия, контуры которой можно проследить на материале официальных доктрин ки
тайского руководства, публикаций и спо
ров политологов и обычных граждан, от
личается некоторой утопичностью. На данном этапе очевидна обеспокоенность
Пекина проблемами поддержания мира и существующего баланса сил в междуна
родных отношениях для решения при
73
«ÎËÈÌÏÈÉÑÊÀß ÄÈÏËÎÌÀÒÈß» ÊÈÒÀß
070-096 Trend.qxd 12.01.2009 0:06 Page 73
оритетных задач устойчивого роста и ста
бильности внутри страны. Однако реаль
ные перспективы китайской модели гар
моничного мира зависят не только от са
мого Китая, но и от мировой конъюнкту
ры и позиций других центров силы. Мно
гое зависит от уровня доверия развитых и развивающихся стран к китайским за
мыслам, способностью Пекина убедить их в правильности и необходимости дви
жения в обозначенном направлении.
Подобная постановка вопроса требует от Китая выполнения в предлагаемой им системе функций идеологического лиде
ра, делает необходимым повышение при
влекательности китайской модели. Имен
но поэтому в рамках Пекинской олимпи
ады китайское руководство стремилось обеспечить максимально позитивное ос
вещение своих внешнеполитических це
лей, привлечь внимание лидеров и про
стых граждан других государств к пози
ции и взглядам КНР на проблемы гло
бального развития.
Китайская олимпийская дипломатия была призвана продемонстрировать миру
«открытость» и готовность Китая к диало
гу. При этом внешнеполитический смысл спортивных, культурных и других меро
приятий в Пекине в период Олимпиады выходит за рамки межгосударственных отношений.
3
В преддверии Олимпиады, руководст
вуясь необходимостью широкой пропа
ганды своей позиции по ключевым меж
дународным проблемам, правительство
КНР предпринимало меры по созданию имиджа «открытого Китая». В отличие от конца ХХ века, когда «политика открытос
ти внешнему миру» служила целям эконо
мического развития, привлечения в Китай иностранных инвестиций, заимствования технологий и знаний, в начале нынешнего столетия наблюдается существенное изме
нение значения и целей
политики «откры
того Китая». Прослеживается тенденция к изменению характера отношений Пекина с внешним миром. В экономической обла
сти «открытость страны» иностранным инвестициям приобрела значение аксио
мы. Однако по мере роста китайской эко
номики, правительство КНР ожидает со
ответствующей «открытости» и от своих партнеров. Данным целям служат вступле
ние страны в ВТО, многочисленные согла
шения о свободной торговле и доступе на иностранные рынки и т.д.
В то же время образ «открытого Китая»
чаще используется и для описания отно
шений КНР с иностранными государст
вами в области гуманитарного взаимодей
ствия и взаимовлияния
15
. Для развития внешнеполитического потенциала стра
ны расширение культурного и идеологи
ческого влияния в мире имеет не меньшее значение, чем усиление воздействия КНР
на мировую экономику. Ввиду явного отставания Китая от западных стран в данном вопросе, вполне обосновано ис
пользование успешно опробованной во внешнеэкономической области модели
«открытого» взаимодействия с внешним миром. При этом практические задачи за
ключаются в обеспечении своеобразного
«режима наибольшего благоприятство
вания» китайскому гуманитарному влия
нию за рубежом и определенном огра
ничении негативного воздействия ценно
стей внешнего мира на сам Китай. На данном этапе «открытость» Китая подра
зумевает все более взвешенный подход к заимствованию зарубежного опыта и цен
ностей исходя главным образом из сооб
ражений национальных интересов и на
циональной безопасности.
Представляется, что главные черты со
временной политики «открытости» мож
но рассмотреть на частном примере изме
нений режима въездавыезда и пребыва
ния иностранных граждан в КНР в пери
од Олимпийских игр. В данном вопросе правительству КНР приходилось решать задачи создания благоприятных условий для иностранных туристов, обеспечения безопасности Олимпиады и поддержания имиджа «открытого Китая». Сочетание этих задач накладывало отпечаток на спо
собы усиления контроля над миграцион
ÅÂÃÅÍÈÉ ÅÂÄÎÊÈÌÎÂ
74 070-096 Trend.qxd 12.01.2009 0:06 Page 74
бильности внутри страны. Однако реаль
ные перспективы китайской модели гар
моничного мира зависят не только от са
мого Китая, но и от мировой конъюнкту
ры и позиций других центров силы. Мно
гое зависит от уровня доверия развитых и развивающихся стран к китайским за
мыслам, способностью Пекина убедить их в правильности и необходимости дви
жения в обозначенном направлении.
Подобная постановка вопроса требует от Китая выполнения в предлагаемой им системе функций идеологического лиде
ра, делает необходимым повышение при
влекательности китайской модели. Имен
но поэтому в рамках Пекинской олимпи
ады китайское руководство стремилось обеспечить максимально позитивное ос
вещение своих внешнеполитических це
лей, привлечь внимание лидеров и про
стых граждан других государств к пози
ции и взглядам КНР на проблемы гло
бального развития.
Китайская олимпийская дипломатия была призвана продемонстрировать миру
«открытость» и готовность Китая к диало
гу. При этом внешнеполитический смысл спортивных, культурных и других меро
приятий в Пекине в период Олимпиады выходит за рамки межгосударственных отношений.
3
В преддверии Олимпиады, руководст
вуясь необходимостью широкой пропа
ганды своей позиции по ключевым меж
дународным проблемам, правительство
КНР предпринимало меры по созданию имиджа «открытого Китая». В отличие от конца ХХ века, когда «политика открытос
ти внешнему миру» служила целям эконо
мического развития, привлечения в Китай иностранных инвестиций, заимствования технологий и знаний, в начале нынешнего столетия наблюдается существенное изме
нение значения и целей
политики «откры
того Китая». Прослеживается тенденция к изменению характера отношений Пекина с внешним миром. В экономической обла
сти «открытость страны» иностранным инвестициям приобрела значение аксио
мы. Однако по мере роста китайской эко
номики, правительство КНР ожидает со
ответствующей «открытости» и от своих партнеров. Данным целям служат вступле
ние страны в ВТО, многочисленные согла
шения о свободной торговле и доступе на иностранные рынки и т.д.
В то же время образ «открытого Китая»
чаще используется и для описания отно
шений КНР с иностранными государст
вами в области гуманитарного взаимодей
ствия и взаимовлияния
15
. Для развития внешнеполитического потенциала стра
ны расширение культурного и идеологи
ческого влияния в мире имеет не меньшее значение, чем усиление воздействия КНР
на мировую экономику. Ввиду явного отставания Китая от западных стран в данном вопросе, вполне обосновано ис
пользование успешно опробованной во внешнеэкономической области модели
«открытого» взаимодействия с внешним миром. При этом практические задачи за
ключаются в обеспечении своеобразного
«режима наибольшего благоприятство
вания» китайскому гуманитарному влия
нию за рубежом и определенном огра
ничении негативного воздействия ценно
стей внешнего мира на сам Китай. На данном этапе «открытость» Китая подра
зумевает все более взвешенный подход к заимствованию зарубежного опыта и цен
ностей исходя главным образом из сооб
ражений национальных интересов и на
циональной безопасности.
Представляется, что главные черты со
временной политики «открытости» мож
но рассмотреть на частном примере изме
нений режима въездавыезда и пребыва
ния иностранных граждан в КНР в пери
од Олимпийских игр. В данном вопросе правительству КНР приходилось решать задачи создания благоприятных условий для иностранных туристов, обеспечения безопасности Олимпиады и поддержания имиджа «открытого Китая». Сочетание этих задач накладывало отпечаток на спо
собы усиления контроля над миграцион
ÅÂÃÅÍÈÉ ÅÂÄÎÊÈÌÎÂ
74 070-096 Trend.qxd 12.01.2009 0:06 Page 74