Файл: Практическое занятие Культура и человек нити взаимодействия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое занятие 1. Культура и человек: нити взаимодействия
Задание
1.Познакомьтесь с текстом размещённой ниже задания статьи В.П. Зинченко (из его книги Живое знание)
2. Повторите при необходимости материалы лекции 1, лекции 2 и презентации по этим лекциям, сконцентрировав своё внимание на проблеме взаимовлияний человека и культуры: кто кого и как именно меняет.
3. Напишите в качестве ответа на освоенный материал вашу ответную речь на вручении вам Нобелевский премии за достижения в развитии культуры и человека – о важности и ценности этих двух взаимосвязанных феноменов для самого существования мира. Как они взаимодействуют – человек и культура? Как изменяется при этом природа, общество, и они сами – человек и культура?
Можно обращаться к художественным текстам, афоризмам, словам из песен, фрагментам из художественной классики и т.п. (объём 1-2 страницы А4).
Пожалуйста, напишите текст своими словами!!!
Скачанные из Интернета тексты видны сразу!
Оставьте мне возможность поставить вам высокие оценки.
Это задание не мне нужно, чтобы проверить как вы что-то запомнили или усвоили. Для вас это практически единственная возможность, на которую вам выделяется специальное время, чтобы задуматься о таких жизненно важных вещах. Здесь нельзя ошибиться, так как от этого зависит ваша жизненная позиция и успешность в жизни.
Зинченко В.П. НАПОМИНАНИЕ О КУЛЬТУРЕ: ЖИВЫЕ МЕТАФОРЫ
...к главному всегда идешь пятясь
М. Фуко
Живую культуру определить невозможно. Дать метафорическое напоминание о том, что такое живая культура — вполне уместно: «Метафоризм — стенография большой личности, скоропись ее духа», — писал Б. Пастернак. С него и начнем.
— Культура — это плодотворное существование. Б. Пастернак
— Рост мира есть культура. А. Блок
— Культура — это культ разумения. Г. Шпет
— Культура — это язык, объединяющий человечество. о. Павел Флоренский
— Культура — это среда, растящая и питающая личность. о. Павел Флоренский
— Культура — это связь людей. Цивилизация — это сила вещей. М. Пришвин
— Культура — это усилие человека быть человеком. М. Мамардашвили
— Вся человеческая культура до сих пор остается протестом против смерти и разрушения... Вяч. В. Иванов
— Эстетическая культура есть культура границ и потому предполагает тонкую атмосферу глубокого доверия, обымающую жизнь. М. Бахтин
— Современные дикари — не остатки примитивного человека, а дегенераты когда-то бывших культур. А. Белый
— Культура — это заклятие хаоса. А. Белый
— Культура всегда больше себя самой на докультурное сырое бытие.
О. Мандельштам
— У нас нет Акрополя. Наша культура до сих пор блуждает и не находит своих стран. Зато каждое слово словаря Даля есть орешек акрополя, маленький кремль, крылатая крепость номинализма, оснащенная эллинским духом на неутомимую борьбу с бесформенной стихией, небытием, отовсюду угрожающим нашей истории. О. Мандельштам
— Вино старится — в этом его будущее, Культура бродит — в этом ее молодость. О. Мандельштам
— Декарт не хочет сидеть в культурной нише, которая как бы для того предназначена, чтобы он ее занял и в которой было бы уже все расписано: как выглядит гений, какая мысль интересная, а какая неинтересная, чем нужно заниматься, что производить, как нужно страдать, — короче, как пчелке сидеть в улье и, так сказать, выделять «культурные ценности».
М. Мамардашвили
Пожалуй, довольно. Я уверен, что приведенные метафоры, хотя и не приближают нас к научному определению культуры, зато дают еще раз людям почувствовать, что самая верная их защитница — это культура, а самый опасный враг — это бескультурье, особенно власти.
К сожалению, это значительно лучше известно людям, крайне далеким от культуры, которые умеют все обернуть себе на пользу, даже культуру. Поэтому свойственный людям оптимизм не должен быть бездумным и пассивным. Обращусь к авторитету В. Шекспира, но выражу это словами Б. Пастернака: «В «Короле Лире» понятиями долга и чести притворно орудуют только уголовные преступники. Только они лицемерно красноречивы и рассудительны, и логика, и разум служат фарисейским основанием их подлогов, жестокостей и убийств. Все порядочное в «Лире» до неразличимости молчаливо или выражает себя противоречивой невнятицей, ведущей к недоразумениям».
Не то же ли самое происходит с культурой? Воспользуюсь метафорической персонификацией культуры и дополню ее персонификацией бескультурья. Культура непосредственна, искренна и скромна, а бескультурье расчетливо, притворно и нагло. Культура бесстрашна и неподкупна, а бескультурье трусливо и продажно. Культура совестлива
, а бескультурье хитро, оно стремится рядиться в ее тогу.
Причина этого состоит в том, что культура первична, непреходяща, вечна, а бескультурье подражательно, преходяще, временно, но ему, при всем своем беспамятстве, больше, чем культуре, хочется в вечность. Культура непрактична, избыточно щедра и на своих плечах тащит в вечность Неронов и Пилатов, что, впрочем, не оказывает на их последователей отрезвляющего влияния. Культура ненавязчива, самолюбива и иронична, а бескультурье дидактично, себялюбиво и кровожадно: «Невежда начинает с поучения, а кончает кровью», — писал Б. Пастернак.
Бескультурье не понимает и не принимает культуры, таланта, гения. Оно считает все это делом ловкости, недоразумения, случая.
Сила культуры в ее преемственности, в непрерывности ее внутреннего существования и развития, в ее порождающих и творческих возможностях. Творчество в любой сфере человеческой деятельности должно быть замешано на дрожжах культуры, пользоваться ее памятью. Только преемственность и форма могут обеспечить новшество и откровение. Поэтому, если принять бахтинское «пограничье» культуры, то имеется еще одна граница, на которой располагается культура — это граница времени. Она находится «на границе» прошлого и настоящего, настоящего и будущего. История культуры — это «летопись не прошедшего, а бессмертного настоящего» (О. Фрейденберг). Поэтому культура обеспечивает движение исторического времени, создает.
Человек может находиться в культуре и оставаться вне ее. Может быть таким же пустым местом, как для него культура, смотреть на нее невидящими глазами, проходить сквозь нее как сквозь пустоту, не «запачкавшись» и не оставив на ней своих следов (ср.: О. Мандельштам: «А мог бы жизнь просвистать скворцом»). Последнее, может быть, — не самый худший вариант обращения с культурой. Это и означает — быть в культуре как в вакууме. Вакуум может ожить, опредметиться лишь благодаря человеческому усилию, разумеется, не всякому. Усилие вовсе не обязательно выражается в телодвижениях: «Это ведь действие — пустовать», — сказала М. Цветаева. Далеко не каждому дано светить в пустоте и в темноте, как Б. Пастернаку, писавшему в цикле стихов, который называется «Второе рождение»:
Перегородок тонкоребрость
Пройду насквозь, пройду, как свет.
Пройду, как образ входит в образ
И как предмет сечет предмет.
«Образ входит в образ» — это замечательная иллюстрация внутренней деятельности и ее плодотворности. Приписывание культуре, идеальной форме, среде функций источника или движущей силы развития вынуждает культуру, помимо ее воли, быть агрессивной, оставляет неясной роль в развитии самого развивающегося субъекта. А он не только не пассивен, но в конце концов сам становится источником и движущей силой развития культуры, цивилизации, порождения новых идеальных форм, переосмысления старых. К несчастью, он иногда слишком энергично вносит вклад в изменение окружающей среды, в том числе и культуры.
Полезно напомнить соображения об отношении организма и среды, принадлежащие О. Мандельштаму: «Никто, даже отъявленные механисты, не рассматривают рост организма как результат изменчивости внешней среды. Это было бы уж чересчур большой наглостью. Среда лишь приглашает организм к росту. Ее функции выражаются в известной благосклонности, которая постепенно и непрерывно погашается суровостью, связывающей живое тело и награждающей его смертью.
Человек может принять вызов со стороны культуры или остаться равнодушным. Культура также может пригласить, а может оттолкнуть или не заметить. Другими словами, между культурой и индивидом существует разность потенциалов, что и порождает движущие силы развития. Эти силы находятся не в культуре и не в индивиде, а между ними, в их взаимоотношениях. Что касается потенциала культуры, то хотя он огромен и едва ли измерим, но в принципе он известен, хотя далеко не всегда понятен. Что же касается собственного потенциала человека, то природа его, равно как и его количественные характеристики остаются таинственными, загадочными.
Оценивание
Максимальная оценка – 100 баллов.
Текст полного объёма, но написанный бесцветно, как параграф учебника – 70-84 балла
Слишком краткий и сухой текст без аргументов – 51-69 баллов.