Файл: 3 глава первая. Теоретикометодологические аспекты адаптивной реабилитации введение.pdf
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 247
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВА ПЕРВАЯ. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТИВНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ Введение 1.1. Проблемы реабилитации лиц с ограниченными функциональными возможностями средствами адаптивных технологий 1.2. Основные средства и методы в области адаптивных технологий в России и за рубежом …………………………………………………... 16 1.3. Методика адаптивной двигательной реабилитации при детском церебральном параличе (ДЦП)…………………………………………32 1.4. Методика адаптивной двигательной реабилитации с людьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии 1.5. Методика адаптивной двигательной реабилитации людей с нарушением слуха и зрения 1.6. Двигательная реабилитация детей с поражением спинного мозга. . 101 1.7. Основы гидрореабилитации. Акватическая тренировка как средство социальной реабилитации инвалидов с нарушением функции опорно-двигательного аппарата. ………………………….111 1.8. Двигательная реабилитация детей и подростков с девиантным поведением 139 ГЛАВА ВТОРАЯ. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ВВОДНОЙ СРЕДЕ 2.1. Социально-психологическая адаптация людей с патологией слуха вводной среде 161
2 2.2. Социально-психологическая адаптация людей с патологией зрения вводной среде …………………………………………………163 2.3.Социально-психологическая адаптация людей после ампутации конечностей вводной среде 2.4. Основы технологии психосоциальной адаптации людей с ограниченными возможностями посредством индивидуальных занятий оздоровительным плаванием 2.5.Психосоциальная адаптация людей с ограниченными возможностями здоровья посредством оздоровительного плавания Приложения
3 ГЛАВА ПЕРВАЯ. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТИВНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
Введение. В настоящее время в большинстве зарубежных стран и у нас в России в большей степени осознаются и признаются не только равенство людей вне зависимости от состояния здоровья и наличия особенностей развития, но и их право на самоопределение, интеграцию в общество, в том числе, посредством занятий адаптивной физической культурой и спортом. Проблема инвалидности – это проблема мирового масштаба, существующая во всех странах независимо от уровня их экономического развития. Наблюдающийся рост инвалидности населения в большинстве стран мира связан с усложнением производственных процессов, увеличением количества и интенсивности транспортных потоков, возникновением военных конфликтов и террористических актов, ухудшением экологических факторов, сокращением двигательной активности и увеличением фармакологических средств коррекции состояния здоровья человека. Недостаточный уровень двигательной активности людей с ограниченными возможностями не позволяет им реализовывать себя в обществе. Снижение интеллекта, слуха, как последствие детского церебрального паралича, различные нарушения функций опорно- двигательного аппарата, сопровождаются расстройством не только моторики и координации движений, но и речевой функции, что ограничивает познавательную и коммуникативную деятельность людей с различными отклонениями и нарушениями в состоянии здоровья.
4 Чтобы повысить уровень здоровья, частично восстановить двигательные функции, комфортно чувствовать себя в обществе здоровых людей, инвалидам необходимо не только восстановительное лечение, но и значительное повышение уровня физической активности за счет занятий различными видами адаптивной физической культуры. Проблема адаптации и компенсации нарушенных функций через индивидуальный подбор адекватных средств двигательной активности для лиц с отклонениями в состоянии здоровья различных категорий с учетом потенциальных возможностей, возраста, пола, состояния здоровья, раскрывает один из теоретических и практических подходов к методологии адаптивной физической культуры. Важно признать, что проблемы физической реабилитации и социальной интеграции инвалидов средствами адаптивной физической культуры и спорта решаются медленно. Имеющийся в стране научный и кадровый потенциал и ее физкультурно-спортивные традиции используются в этих целях явно недостаточно. Основными причинами слабого развития физической культуры и спорта среди инвалидов являются практическое отсутствие специализированных физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, недостаток специального спортивного инвентаря, неразвитость сети физкультурно-оздоровительных клубов, отделений для инвалидов во всех типах учреждений дополнительного образования физкультурно- спортивной направленности. Отмечается нехватка профессиональных кадров. [А.В. Царик, 2000] Важно отметить, что адаптивная физическая культура и адаптивный спорт становятся сегодня одним из важнейших условий всесторонней физической, социальной и профессиональной
5 реабилитации инвалидов, адаптации их к жизни, фактором оздоровления и профилактики инвалидизации населения. По мнению многих специалистов, адаптивная физическая культура и спорт гораздо важнее для человека с ограниченными возможностями, чем для здоровых людей. Серьезный физический или ментальный недуг в большей или меньшей степени приводит к нарушению функций организма в целом, значительно ухудшает координацию движений и ориентацию, что сопровождается психическим напряжением. При этом развивается комплекс неполноценности, сопровождающийся тревогой, утратой чувства достоинства и уверенности в себе. У данной категории людей возникает замкнутость, ощущение потерянности, ненужности. Активные физические упражнения, участие в спортивных мероприятиях восстанавливают психическое равновесие, возвращают веру в собственные силы, дают возможность вернуться к активной жизни. ПА. Рожков, 2000] Учебное пособие состоит из двух глав. Впервой главе представлены теоретико-методолгические аспекты адаптивной двигательной реабилитации. Во второй главе рассматривается практическая реализация восстановления двигательных функций у людей с ограниченными возможностями посредством водной среды. Представлена комплексная программа комплексная методика обучения плаванию людей данной категории. В пособии рассматривается основы социально- психологической адаптации людей с различными патологиями вводной среде.
6
1.1. ПРОБЛЕМЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Человек в современной России рассматривается не только как средство и инструмент деятельности по преобразованию природы и общества, но и как основная цель, результат и смысл этих преобразований и существования самого общества. Данное мнение обусловлено сменой общественного устройства, демократизацией, гуманизацией, либерализацией общества и усилением гласности. Эти процессы вскрыли одну из серьезных проблем современности – инвалидность. Никто не застрахован от этой беды. Рост инвалидности населения связан с усложнением процессов производства, техногенными катастрофами, увеличением транспортных потоков, расширением военных конфликтов, ухудшением экологической обстановки и с другими причинами. В последние годы в России этому процессу стали уделяться больше внимания. Не осталась в стороне и отрасль физической культуры. Появился новый раздел – адаптивная физическая культура. Признание инвалидов равноправными членами общества и обязанностей государства по созданию особых условий для их воспитания и развития – основа для формирования правовых отношений в процессе занятий адаптивной физической культурой. В адаптивной физической культуре человек с отклонениями в состоянии здоровья рассматривается как индивид, разделенный на биологическое и социальное, телесное и психическое. Акцент
7 делается не только на физическое совершенствование занимающихся, но и а их всестороннее развитие (интеллектуальное, эмоционально- волевое, эстетическое, физическое. В отличие от адаптивной физической культуры медицинская реабилитация в большей степени направлена на восстановление нарушенных функций организма, а не на максимальную самореализацию человека в новых условиях, что требует от больного или инвалида большей активности и самостоятельности. А также, используемые в реабилитации средства так или иначе ориентированы на составляющие традиционной медицины медицинскую технику, массаж, физиотерапию, психотерапию, фармакологию, и т.п., а не на естественные факторы – движение, здоровый образ жизни, рациональное питание, закаливание и много другое. Объектами профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре являются государственные и негосударственные учреждения и организации, где проживают, учатся, трудятся, лечатся, отдыхают, тренируются и соревнуются лица с отклонениями в состоянии здоровья. Объектом познания и преобразования, субъектом самосовершенствования в адаптивной физической культуре являются нездоровые, а больные люди и инвалиды. Это требует приспособления к необычной категории занимающихся. Отсюда и название – адаптивная физическая культура. По определениюЕвсеева С.П., Шапковой Л.В. (адаптивная физическая культура – это вид физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья (инвалида) и общества. Это деятельность и ее результаты по созданию готовности
8 человека к жизни оптимизации его состояния и развития процесс и результат человеческой деятельности. Главными становятся проблемы привлечения средств и методов адаптивной физической культуры для коррекции имеющихся у человека дефектов, профилактики сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, комплексной реабилитации и интеграции занимающегося в общество.
Абилитация – комплекс мероприятий, направленных на адаптацию к дефекту, имеющемуся с рождения, на укрепление здоровья, развитие способностей инвалида с целью его социальной интеграции. Изменения в жизни общества нашей страны характеризуются осознанием реабилитации инвалидов как важной государственной задачи и усилением внимания к этой проблеме. В качестве цели реабилитации инвалида в обществе рассматривается социальная интеграция. Социальная интеграция – это двусторонний процесс взаимного сближения социальных субъектов инвалидов, стремящихся к включению в общество, и людей, которые должны создавать благоприятные условия для такого включения. Как отмечает В.З. Кантор (2000), категория социальная интеграция является одной из фундаментальных категорий социологии и обозначает процесс установления оптимальных связей между социальными институтами, группами, эшелонами власти и управления. Поэтому в качестве цели социальной реабилитации В.З. Кантор (2000) предлагает использовать понятие образ жизни.
9 Таким образом, цель реабилитации лиц с ограниченными возможностями состоит в обеспечении их способности к реализации образа жизни нормально развивающихся людей Адаптивная физическая культура – важнейший компонент системы реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Любая приобретенная инвалидность ставит перед человеком проблему адаптации к жизни в новом качестве, проблему освоения новых знаний, двигательных умений и навыков, развития и совершенствования специальных физических и психических качеств и способностей. А это немыслимо без средств и методов адаптивной физической культуры. (Евсеев С.П., 2000) Огромна роль адаптивной физической культуры в решении задач социализации инвалидов, повышения качества их жизни. Для многих инвалидов адаптивная физическая культура является единственным способом приобрести новых друзей и получить возможность общения. Цель адаптивной физической культуры – максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего отклонения в состоянии здоровья.(Евсеев С.П,2000) В обобщенном виде задачи в адаптивной физической культуре можно разделить на две группы. Первая группа – задачи коррекционные, компенсаторные и профилактические. Они вытекают из особенностей занимающихся. Вторая группа – задачи образовательные, воспитательные и оздоровительно-развивающие
– наиболее традиционны для физической культуры. В связи стем, что объектом внимания в адаптивной физической культуре является человек с отклонениями в состоянии
10 здоровья, то логично, используя потенциал этого вида деятельности, скорректировать основной дефект. Причем, чем раньше, тем больше вероятность его коррекции. Коррекционная работа проводится по основному дефекту, сопутствующему заболеванию и по вторичным нарушениям. Когда коррекция невозможна, на первый план выступают компенсаторные задачи (формирование пространственно- временной ориентировки у незрячих, тренировка сохранных сенсорных систем, обучение ходьбе на протезах. Все перечисленные задачи решаются комплексно обучение знаниям, умениям, навыкам (образовательные задачи развитие физических качеств и способностей, совершенствование осанки и т.п.
(оздоровительно-развивающие задачи. Опорные концепции адаптивной физической культуры В связи с многообразием наук, изучающих человека в разных аспектах, необходимо выделить те опорные концепции, которые являются существенными для формирования личности человека с ограниченными возможностями, его духовного и физического развития, социализации и интеграции в общество. Важнейшими, имеющими определяющие значение для людей с какими-либо нарушениями и формирования теории адаптивной физической культуры, являются следующие опорные концепции
- во-первых, утверждение человека как высшей ценности на земле независимо от здоровья нет ничего дороже, чем жизнь человека, приоритета человека как высшей ценности образования и культуры
- во-вторых, понимание человека как целостной неделимой сущности, в которой интегрируется биологическое и духовное, психосоматическое и социокультурное единство
11
- в-третьих, признание человека как личности, уникальность которой определяется сплавом врожденных способностей, влиянием среды обитания, в которой она формируется, своеобразием телесной и психической организации, темперамента, интеллектуального потенциала, потребностей, задатков, способностей
- в-четвертых, признание личности как существа свободного, одухотворенного, нравственного, природной основой которого является добро, чувство справедливости, сострадания, милосердия
- в-пятых, способность личности к самопознанию, саморазвитию, самореализации и творчеству во всех сферах жизнедеятельности, в том числе ив адаптивной физической культуре. Основы этого процесса лежат в сфере самовоспитания, суть которого, прежде всего в преодолении самого себя и многообразных трудностей, обусловленных нарушениями тех или иных функций организма. Трудность, по мнению Н. Ф. Талызиной (1987), это субъективное ощущение реально существующих противоречий, которые, постепенно преодолеваясь, стимулируют интенсивное развитие личности. Для преодоления трудностей условно выделены две группы методов самовоспитания Первая группа самосознание, самоощущение, самонаблюдение, самоанализ, самооценка
– категории самовоспитания личности, отражающие объективное понимание причини следствия сложившейся жизненной ситуации, целостную оценку самого себя, своих возможностей, анализ установок, ценностных ориентаций, интересов, потребностей, мотивов, характера поведения, отношения к себе, другим людям и обществу в целом. Вторая группа самопобуждение, самопроектирование, самоконтроль, самообразование, самосовершенствование,
12 самоорганизация, самоубеждение, самовнушение, самопринуждение – это непосредственные методы и приемы самовоспитания социальной активности личности, которые не регламентируются временем, потому что продолжаются всю жизнь. Единство физического и духовного ориентирует на гармонизацию развития человека. Соотношение и взаимодействие природного и социального улиц с ограниченными возможностями – одна из проблем, отражающих представление о сущности и реализации ценностей адаптивной физической культуры данной категории людей. Целостность организма означает, что всякое заболевание это страдание всего организма, но целостность реакций проявляется в томи это самое главное, что весь организм, все органы и системы мобилизуются на борьбу за выздоровление, включая защитные реакции и жизненные силы человека. Адаптивная физическая культура за счет рациональной двигательной деятельности активизирует природные ресурсы, сохранные функции и духовные силы в борьбе с негативными проявлениями болезни. Болезнь, локализованная в каком-либо органе, рассматривается как целостная реакция организма, а главное в том, что отрицательные влияния со стороны больного органа являются одновременно мощным стимулом для повышения функциональной активности здоровых органов с целью нормализации нарушенных функций и ликвидации патологического процесса. Проблема адаптации и компенсации нарушенных функций – это, прежде всего проблема работы организма как целостной системы. Любая патология, которая привела человека к инвалидности, независимо от вызвавшей ее причины и нозологической формы,
13 непременно отражается на двигательной функции. Малоподвижность как вынужденная форма поведения инвалида приводит к гиподинамии и гипокинезии, которые влекут за собой целый ряд негативных последствий снижение функциональных возможностей и работоспособности, нарушение социальных связей и условий самореализации, потеря экономической и бытовой независимости, что, в свою очередь, вызывает стойкий эмоциональный стресс. Кроме того, отмечается дискоординация регуляторных механизмов, ухудшение показателей кардио-респираторной системы, нарушение ритма деятельности внутренних органов, нервные расстройства, снижение адаптационно-компенсаторных возможностей. Такие аномалии, как нарушение слуха, интеллекта, последствия детского церебрального паралича, сопровождаются расстройством не только моторики и координации движений, но и речевой функции, что ограничивает познавательную и коммуникативную деятельность инвалидов (Григоренко В.Г., Сермеев Б.В., 1991; Евсеев С.П.,
Шапкова Л.В., 2000). Существует закономерная цепь реакций организма на влияние некоторых устойчивых отклонений в состоянии здоровья инвалидов, которое изменяет структурно-функциональное состояние отдельных систем и органов, а, следовательно, и всего организма как целостной социально-биологической системы. Наиболее общей формой реактивности организма является биологическая, которая определяется наследственными факторами и выражает способность организма реагировать на различные воздействия окружающей среды изменением жизнедеятельности защитно-приспособительного характера. Самая высокая реактивность отмечается в зрелом возрасте, постепенно снижаясь к старости, когда происходят инволюционные
14 изменения, ослабляющие иммунные реакции, снижающие барьерные функции и компенсаторные возможности. На основании изложенного, физические упражнения для инвалидов рассматриваются как стимулятор ответных реакций организма. Но величина этих реакций многообразна и, соответственно, у разных людей имеет большое количество вариаций. Это обусловлено рядом причин
- специфичностью нозологических форм патологии, состоянием остаточного здоровья и сохранных функций организма индивида
- сложностью его взаимоотношений с природной средой, но при этом среда сама может быть источником многих патогенных воздействий
- особенностями социальной жизни, состоянием психики и личностных качеств, нарушенных болезнью. Все эти причины носят объективный, закономерный характер и отражают особенности индивидуальной реактивности организма инвалида. Педагогический смысл знаний о реактивности организма состоит в том, чтобы понять и осознать необходимость индивидуального подбора адекватных средств двигательной активности для инвалидов разных категорий с учетом их потенциальных возможностей, возраста, пола, состояния здоровья, внешних условий. Результатом взаимодействия среды с организмом является следствие, которое всегда находится внутри организма, способного реагировать на внешние воздействия, воспринимать, хранить и преобразовывать информацию.
Процесс приспособления к окружающей среде начинается с момента рождения и осуществляется
15 ежеминутно, ежесекундно. Организм приспосабливается к колебаниям температуры, атмосферного давления, влиянию микроорганизмов, факторов питания, бесконечному разнообразию психологических, социальных и других воздействий. Суть этого приспособления заключается в том, что организм так меняет интенсивность, ритм и характер протекающих в нем процессов, что основные показатели внутренней среды, несмотря на действие внешних факторов, стойко поддерживаются в рамках физиологических параметров Приспособление организма к внешней среде или изменениям, происходящим в самом организме, и есть адаптация. Адаптация организма – это также результат достижения соответствия морфофункционального состояния организма к тем условиям деятельности, которые создает для него среда. Существенное значение для понимания процесса формирования функциональной системы, компенсирующей повреждения, имеют исследования П.К. Анохина (1975). Он сформулировал общие принципы, которые могут быть применены к самым различным компенсаторным процессам. Например, повреждение нижней конечности вызывает нарушение равновесия и акта ходьбы. Это влечет за собой изменение информации от рецепторов вестибулярного аппарата, проприорецепторов мышц, рецепторов кожи, а также зрительных рецепторов. В результате переработки этой информации анализаторами центральной нервной системы функция моторных центров и мышечных групп перестраивается таким образом, чтобы восстановить равновесие ив измененном виде осуществить акт ходьбы (принцип сигнализации о дефекте. По мере увеличения повреждения сигнализация о дефекте возрастает, вовлекая в компенсацию новые нервные центры и
16 мышечные группы (принцип прогрессивной мобилизации запасных компенсаторных механизмов. В дальнейшем, по мере эффективного осуществления компенсации, состав афферентного импульсного потока сокращается, включая определенные отделы функциональной системы, ранее участвовавшие в осуществлении компенсаторной деятельности (принцип обратного афферентирования этапов восстановления нарушенных функций. В итоге формируется стабильный анатомический дефект, который обеспечивает компенсацию – минимальную степень хромоты приданном повреждении. Такой механизм компенсации является общим для любых групп инвалидов и может быть использован в адаптивной физической культуре для реабилитации инвалидов на разных стадиях восстановления при составлении тренировочных программ, обучении двигательным действиям в процессе физического воспитания. По словам Ф.З. Меерсона (1986, 1993), поддержание структурно- функционального состояния путем сравнительно невысоких, но систематических физических нагрузок на органы и системы, обеспечивающих компенсацию, — это самый экономный вариант этого процесса. Таким образом, концепция привлечения знаний общебиологических закономерностей функционирования организма раскрывает один из теоретических подходов к методологии адаптивной физической культуры. Все это является методологической основой при разработке частных методик физического воспитания, оздоровительного спорта, двигательной рекреации и физической
17 реабилитации для инвалидов, те. целостной системы их физической активности. Контрольные вопросы и задания
1
. Раскрыть задачи, цель адаптивных технологий в социальной реабилитации
2. Раскрыть функции и принципы в адаптивных технологиях В чем отличие адаптивной физической культуры от медицинской реабилитации
4. В чем заключается целостность организма
5. Какие компоненты входят в структуру адаптивной физической культуры
6. В чем сущность и содержание адаптивной физической культуры
7. Что лежит в основе функций адаптивной физической культуры
8. В чем заключаются педагогические функции
9. В чем заключаются социальные функции Литература
1. Бегидова Т.П. Основы адаптивной физической культуры Учебное пособие. – М Физкультура и спорт, 2007. – 192 с.
2. Веневцев СИ, Дмитриев А.А. Оздоровление и коррекция психофизического развития детей с нарушением интеллекта средствами адаптивной физической культуры. – М Советский спорт,
2004 3. Веневцев СИ. О некоторых подходах к социальной реабилитации детей-инвалидов средствами физической культуры и
18 спорта СИ. Веневцев// детская и подростковая реабилитация. – 2003.
- № 1.- С 4. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании Учебное пособие для студ. высш. пед учеб. заведений. – М Академия, 2002.
5. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М Академия, 2001.
6. Теория и организация адаптивной физической культуры Учебник. Вт. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры. / Под общей ред. проф. С. П. Евсеева. – М Советский спорт, 2002. – 448 с.
7. Технология физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре Учебное пособие / Авторы- составители О.Э. Аксенова, С. П. Евсеев / под ред. С.П. Евсеева.- М Советский спорт, 2004. – 296 с.
8. Частные методики адаптивной физической культуры Учеб. пособие под ред. Л.В. Шапковой. – М Советский спорт, 2003.
9. Шапкова Л.В. Функции адаптивной физической культуры Учебное пособие Л.В. Шапкова. – СПб: СПбГАФК им. ПФ.
Лесгафта, 1998.
10.
Шапкова Л.В. Опорные концепции методологии адаптивной физической культуры Учебное пособие Л.В. Шапкова. –
СПб: СПбГАФК им. ПФ. Лесгафта, 1997.
11. Шапкова Л.В. характеристика субъекта педагогической деятельности в адаптивной физической культуре Л.В. Шапкова// Адаптивная физическая культура. – 2002.- № 1. – С
19
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 13
1.2. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ В ОБЛАСТИ АДАПТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ Развитие адаптивной физической культуры в России Двигательная реабилитация как способ восстановления нарушенных функций организма известна еще с давних времен. Древнеегипетские врачи использовали некоторые приемы трудовой терапии для более быстрого восстановления своих пациентов. Врачи Древней Греции и Рима применяли в лечебных комплексах физическую активность и трудовую терапию. (ЭВ. Карюхин, 1999) В становлении адаптивной физической культуры лиц с ограниченными функциональными возможностями в России можно выделить несколько этапов (АС. Самыличев, О.В. Яшин, 2001). Этап признания и познания лиц с ограниченными функциональными возможностями (X-XVIII вв.). На этом этапе происходит формирование рефлексии государства и общества на лиц с выраженными отклонениями в развитии. На Руси возникают первые монастырские приюты. В 1704 году Петр I издает указ, в котором, запрещает умерщвлять детей с врожденными дефектами, а в 1915 году повелевает повсеместно открывать церковные приюты и госпитали для оказания помощи сиротам, нищими убогим. В России этот период завершается осознанием государством необходимости признания лиц с выраженными отклонениями в развитии, но происходит это под влиянием западного опыта ив существенно иных социокультурных условиях. На втором этапе, названным этапом инвалидизма» (конец
XVIII вв. – ХХ в.)социальная политика общества по отношению к тем лицам, которые имеют нарушения в двигательной, сенсорной и психической сфере на первый план выдвигает задачу их исправления,
20 чтобы данные люди могли соответствовать статичными консервативным представлениям о социальной норме. В сфере образования этот этап инвалидизма предусматривает специальное обучение лиц с ограниченными возможностями в изоляции о тех, кто не имеет таких ограничений. На этом этапе практически существовало социальное притеснение и дискриминация людей с ограниченными возможностями. У многих детей, прошедших через закрытую систему специального образования развивается синдром зоны. Покидая стены интерната, ребенок, выросший в особых условиях, неспособен включиться в нормальную систему человеческой деятельности, потому что по-прежнему не может ходить (видеть, слышать. Поэтому он не может общаться, учиться в обычном вузе, работать, жить полноценной жизнью в неприспособленной к нему среде обитания с множеством барьеров (физических, институциональных, правовых, межличностных, личностных. Все это наблюдалось в области образования. Физическая культура была ориентирована на здоровых людей, или как исключение, на лиц, временно утративших те или иные функции после заболеваний, травм. А спорт вообще предусматривал активную деятельность с лицами непросто здоровыми, но и моторно- одаренными. При этом в каждом его виде действовала довольно жесткая система отбора перспективных спортсменов, попасть в число которых крайне трудно. Такое невнимание к проблемам инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями объяснялось господствующей методологией понятия здоровье человека и инвалидность человека рассматривались как взаимоисключающие.
21 В силу целого ряда объективных условий и субъективных факторов инвалиды и дети с проблемами в состоянии здоровья оказались в сфере медицины. Поэтому главное внимание при работе с детьми, имеющих ограниченные функциональные возможности уделялось лечебно-восстановительным мероприятиям, таким как, гимнастика, массаж, игры, ЛФК.
Третий этап – этап развития физической культуры как средства в профессионально трудовой подготовки школьников с ограниченными функциональными возможностями (начало ХХ в. –
1970). Этот этап характеризуется как этап социальной полезности лиц с ограниченными функциональными возможностями и практически по своей сути является вариантом этапа «инвалидизма». Физическая культура стала рассматриваться как прикладная наука, позволяющая повысить уровень профессионально-трудовой подготовки вспомогательных школ. В этот период двигательные качества детей, имеющих ограниченные функциональные возможности, были изучены недостаточно. Изучение двигательных качеств школьников, имеющих ограниченные функциональные возможности положило начало следующему этапу. Четвертый этап – этап акцентированного внимания развитию двигательных качеств лиц с ограниченными функциональными возможностями (начало х – конец х. Советская система образования людей, имеющих ограниченные функциональные возможности, была полностью закрытой от средств массовой информации, ее развитие происходило вне диалога с обществом и заинтересованными родителями. На протяжении десятков лет подавляющая часть общества практически ничего не знала ни о выдающихся достижениях в обучении аномальных детей, ни об их
22 реальных и потенциальных возможностях, ни о проблемах семей, их воспитывающих. В основном, изучались двигательные качества детей с ограниченными функциональными возможностями в возрастном аспекте ив сравнении с двигательными качествами нормально развивающихся сверстников. Четвертый этап характеризуется изучением двигательных возможностей лиц с отклонением функций и проблемами в здоровье, на этом этапе физическая культура стала рассматриваться как важный фактор физической реабилитации лиц с ограниченными функциональными возможностями. Пятый этап – это этап «личностно-ориентированного гуманистического отношения к лицам с ограниченными возможностями (е гг. до наших дней. На этом этапе происходит признание самоценности личности человека с ограниченными возможностями и приоритет интересов личности над интересами общества. Ставятся задачи помочь лицам с отклонениями в состоянии здоровья, и предоставить им равные возможности полноценного участия во всех сферах жизни и видах социальной активности. Особенностью этого этапа является тот факт, что защита прав и законных интересов граждан с отклонениями в состоянии здоровья, поддержание их социального статуса, обеспечение активного долголетия становится одной из важных составляющих государственной социальной политики Российской Федерации. Таким образом, видно, что закончился, период хронического недопонимания общественностью того факта, что физическая культура и спорт гораздо более важны для человека с ограниченными возможностями, чем для лиц с проблемами здоровья становятся главным образом ее активные
23 формы. Наиболее эффективными из которых является физическая реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта, применительно задачам реабилитации инвалидов средствами физической культуры этот раздели получил название адаптивная физическая культура (Евсеев С.П., 1999). Характерной чертой этого этапа является то, что именно в этот период началась плановая организация и проведение физкультурно- спортивных мероприятий среди лиц с ограниченными функциональными возможностями, включая Международные соревнования подобно Олимпийским играм. Отмечается, что пятый этап характеризуется тем, что у нас в стране происходят стремительные изменения, связанные с достижениями в экономической, политической, культурной и технологической сферах, которые приводят к модернизации и гуманизации современного общества. В это время происходит улучшение процесса интеграции или присоединения в сфере образования. Зарубежный опыт организации адаптивной физической культуры среди лиц с ограниченными возможностями Отношение общества к людям, с проблемами в состоянии здоровья и психофизические недостатки было не всегда одинаковым. Анализ зарубежных работ, позволил проследить эволюционные отношения между обществом и людьми с различными отклонениями и выделить несколько этапов становления адаптивной физической культуры лиц с ограниченными функциональными возможностями. Основой деления на этапы является эволюция ценностных ориентаций государства и общества по отношению к людям с
24 ограниченными функциональными возможностями и организации реабилитационной работы сними. Первый этап можно назвать этапом непринятия и отторжения обществом людей, имеющих проблемы в здоровье (VII в. до н.э. – ХVIIIв. н.э.). Еще на пути становления человеческого общества отношение к людям с психофизическими недостатками было нетерпимым. В Древней Спарте, где много столетий создавался культ здорового тела, люди, имеющие ярко выраженные отклонения от нормы, просто уничтожались. Не более гуманным было и отношение к людям, страдающим психическими расстройствами, в Средневековой Европе. Инквизиция расправлялась с душевнобольными, считая их детьми дьявола.
Но уже наследующем этапе, который можно назвать признания и познания людей с ограниченными функциональными возможностями (ХVIIIв. н.э. – нач. ХХ в, были сделаны первые попытки гуманного отношения к душевнобольным людям. Этот путь оказался длиной в два тысячелетия. Познание людей с ограниченными возможностями было предпринято французским врачом-психиатром Филиппом Пинелем (1745-1826). Изучение сущности лиц, имеющих ограниченные функциональные возможности предложил Жан-Этьен-
Доминик Эскироль, ученики последователь Пинеля. Французский психиатр Жан Итар (1775-1838) предпринял попытку обучения и воспитания глубоко умственно отсталого ребенка. Опыт Жана Итара по воспитанию и обучению 11-12 летнего одичавшего мальчика, найденного в лесу, был положен в дальнейшем в основу создавшихся систем воспитания и обучения слабоумных впервой половине ХIХ века. Метод, который, по мнению Итара, необходимо использовать при воспитании умственно отсталых, это
25 развитие с помощью тренировочных упражнений органов чувств и моторики (физиологическое обучение. Бельгийской психиатр Жан Демор впервые отграничивает причины умственного отставания по патологическим признакам нарушения развития организма ребенка от причин социально- педагогических, зависящих от условий воспитания. Впервые мысль о том, что дети с ограниченными функциональными возможностями нуждаются в особых формах обучения и воспитания, высказал швейцарский педагог Песталоцци. Им были обоснованы принципы работы с такими детьми посильность в обучении, использование дидактических материалов, сочетание обучения с производственным трудом. Отношения к лицам с ограниченными функциональными возможностями, в том числе и к детям-инвалидам, по сравнению с предшествующим периодом, безусловно, менялось к лучшему, но происходило это медленно и с трудом. В этот период появляются первые государственные специальные образовательные учреждения трех типов для лиц с нарушением зрения, слуха, интеллекта. Самые первые специальные школы были открыты в Париже (1770). Особой популярностью пользовался французский педагог Валентин Гаюн, который позднее был приглашен для работы в качестве педагога в Россию. Проведенный анализ фактов показал, что на втором этапе в странах Западной Европы отношения общества и государства к лицам с отклонениями в состоянии здоровья перешли от ненависти и агрессии к терпимости и партнерству. Этот этап имел длительные временные границы и закончился непросто признанием самооценки
26 человека, независимо от его состояния здоровья, но и его правом на самоопределение. Физической культуре, как важному средству реабилитации и социальной адаптации, в то время не придавали должного значения. В тот период мало были изучены двигательные возможности детей, имеющих отклонения от нормы, их физические качества. Позже появились исследования, в которых большое внимание стали уделять вопросу изучения двигательных возможностей данной категории детей. Этот факт послужил началом нового этапа в эволюции ценностных ориентаций государства и общества за рубежом по отношению к лицам с ограниченными функциональными возможностями. Третий этап – этап активного изучения двигательных возможностей и физических качеств детей, имеющих ограниченные функциональные возможности (1950-1970). Изучением двигательных действий и физических качеств школьников с ограниченными функциональными возможностями занимались многие зарубежные исследователи. Так, например, Рарик и соавторы (1970) изучали тщательно отобранных умственно отсталых мальчиков и девочек в степени дебильности и отметили их отставание от нормально развивающихся сверстников по показателям общей физической подготовленности детей с ограниченными возможностями на 2-4 года. Хайденом, были проведены подобные сравнения в Торонто (1965), обнаружено среднее различие по этим показателем влет, причем с возрастом различия увеличивались. Вместе стем, зарубежные авторы утверждали, что, несмотря на низкий уровень физической подготовленности умственно-отсталых, он может повышаться. Ряд исследований дает единую информацию о
27 значительном улучшении качества выполнения физических упражнений детьми с ограниченными функциональными возможностями в процессе специальных занятий.
Много исследований за рубежом было посвящено вопросам изучения как отдельных моторных функций лиц с ограниченными функциональными возможностями, таки их двигательных умений бег, различные прыжки на одной и двух ногах, метание, ловля мяча, лазание). Данные зарубежных ученых показывают значительное отставание этих показателей у детей с проблемами в состоянии здоровья, по сравнению с нормально развивающимися детьми. Отставание в показателях физических качеств и двигательных возможностей у детей с ограниченными функциональными возможностями особенно проявляются с усложнением двигательных задачи с повышением требований к точности движений. Известно, что существует сомнение в успехе любой будущей деятельности улиц с ограниченными возможностями. Но результаты, достигнутые на занятиях по физическому воспитанию, внушают уверенность в том, что может быть улучшена и академическая успеваемость данной категории школьников. Хайден (1974) впервые высказал мысль о том, что школьники с ограниченными функциональными возможностями могут продемонстрировать свои успехи ив спортивных соревнованиях, как и нормальные дети. Это послужило началу четвертого этапа – развитию адаптивного спорта среди лиц с ограниченными функциональными возможностями (1970-1990). На этом рубеже многие страны кардинально пересмотрели свою политику к лицам с проблемами в состоянии здоровья в области образования, начав путь от изоляции к интеграции. Примером тому могут служить спортивные соревнования для лиц с умственной
28 отсталостью, которые проходят преимущественно в рамках движения
«Спешл Олимпикс». Его история такова. В июне 1963 года Юнис
Кеннеди-Шрайвер, родная сестра президента США Джона Кеннеди, открыла в своем доме в Мериленде (США)летний лагерь для детей и взрослых с проблемами психики с целью изучить их физические способности к различным видам спорта. В июле 1968 года были проведены первые международные Специальные Олимпийские игры на Воинском поле в Чикаго 1000 спортсменов с умственной отсталостью из 26 штатов США, а также из Канады участвовали в соревнованиях по легкой атлетике, плаванию и хоккею на полу. В декабре 1968 года эта организация в соответствии с законами округа Колумбия была зарегистрирована в качестве частной благотворительной организации Спешл Олимпикс Интернешнл. Первые опыты внедрения в практику адаптивного спорта показали, что этот вид деятельности не только способствует физическому развитию занимающихся, но и позволяет им приобретать ценный социальный опыт – опыт общения, выполнения различных ролей и функций, дает положительные эмоции. Пятый этап можно назвать этапом интеграции адаптивной физической культуры и спорта для лиц с ограниченными возможностями и здоровых людей (1999 по настоящее время. В настоящее время в мире наиболее известны две международные организации, которые проводят тренировочные занятия и соревнования для лиц с нарушением интеллекта, слепых, глухих и колясочников.
Спешл Олимпикс Интернешнл (СОИ) – самая большая международная программа в мире, организующая круглогодичные
29 тренировки и соревнования для детей и взрослых с нарушением интеллекта. Она объединяет 162 страны. Необходимо отметить, что все соревнования проводятся в соответствии с Официальными специальными олимпийскими спортивными правилами. Основная цель Специальной Олимпиады – помочь людям с отклонениями в умственном развитии стать полноправными членами общества путем представления им равных возможностей для демонстрации своих навыков и талантов в условиях спортивных соревнований и путем информирования общественности об их возможностях и потребностях (Веневцев СИ. Структура, социально-правовые аспекты развития спорта для лиц с ограниченными функциональными возможностями и физкультурно-оздоровительные программы для них в разных странах отличаются друг от друга. многое зависит от традиций социально- экономического уровня развития каждой конкретной страны. В качестве примера, подтверждающего зависимость развития спорта от экономического фактора, рассмотрим организацию физкультурно- оздоровительной и спортивной работы в США, Канаде, странах Западной Европы, Скандинавских государств и Китае. Так, в США правительство утвердило ряд законов о признании гражданских и человеческих прав инвалидов. Закон о любительском спорте 1978 года послужил включению в Устав НОК США следующего положения способность созданию, развития и проведению спортивных программ и соревнований инвалидов, включая по мере возможности все более широкое участие инвалидов в спортивных программах и соревнованиях здоровых.
Надо отметить, что работа с лицами, имеющими проблемы в состоянии здоровья, в США проводится на добровольных началах, и,
30 как правило, эта работа не оплачивается. Стимулом здесь, помимо уровня сознания и милосердия, является тот факт, что люди, вносящие свой вклад в благотворительные организации, частично освобождаются от подоходного налога. Следует считать и тот факт, что работа с лицами, имеющие ограниченные функциональные возможности начинаются с детского возраста. Как только ребенок попадает в школу, учебное заведение обязано удовлетворить его потребности в двигательной активности и обеспечить соответствующее физическое воспитание. Чисто спортивная работа начинается с восьми лет, так как американские специалисты считают, что до этого возраста ребенок, в силу своих физиологических особенностей, может заниматься только игровой деятельностью. Помимо школ, работа с детьми осуществляется также в летних спортивных лагерях. Физическая активность среди лиц с ограниченными возможностями в США имеет различную направленность и характер. Начав с оздоровительной активности, люди далее смотрят, имеют ли они склонность и возможность для серьезных занятий спортом, если да – то приходят в большой спорта это регулярные тренировки, интенсивные нагрузки. Здесь уже важно неучастие, а результат. В США квалифицированных тренеров, подготовленных для работы с лицами, имеющими проблемы в состоянии здоровья, недостаточно. Часто их заменяют друзья спортсмена.
Физкультурно-оздоровительные программы для лиц с ограниченными функциональными возможностями различны. Они субсидируются за счет частных взносов и пожертвований. Федеральное правительство оказывает определенную финансовую
31 поддержку, но лишь для того, чтобы начать программу. Для ее развития этих средств недостаточно. Широко известны программы по приобщению людей, имеющих проблемы здоровья к отдыху семей, асами семьи – к оздоровительной активности по объединению семей инвалидов со здоровыми семьями для проведения активного совместного отдыха такие, где студенты занимаются адаптивной физической активностью с детьми и взрослыми, имеющими проблемы в состоянии здоровья. Сначала студенты изучают физическую подготовленность и возможности своих подопечных ив соответствии с этими данными, разрабатывают программу. Особое внимание заслуживает программа «Кэмп хэлп» по привлечению молодежи с ограниченными функциональными возможности в игровую активность. Программу осуществляют студенты университета Дженсонвиль в дневном лагере (пять дней в неделю в течение месяца. В программу входят гимнастика, плавание и другие виды двигательной активности, модифицированные игры. При этом используются спортивные сооружения университета. Поскольку практически все спортивные сооружения в США доступны для инвалидов, транспортные средства также находятся в их распоряжении и общество настроено на помощь инвалидам, то они могут участвовать в обычных физкультурно-оздоровительных программах района или города, в различных спортивных праздниках. В стране налажена четкая система деятельности оздоровительных и спортивных организаций для лиц с ограниченными функциональными возможностями, многие из которых работают успешно уже не один десяток лет.
32 В США выпускаются специальные журналы и издания, интересующихся оздоровительной активностью и спортом. Хорошо налажена служба информации.
Физкультурно-оздоровительные и спортивные организации для лиц с ограниченными функциональными возможностями в США финансируются как за счет федерального государства, таки за счет местных органов власти, частных инициатив и спонсоров. Если рассматривать Канаду, тов ней, как ив США ведется эффективная работа по привлечению лиц с ограниченными функциональными возможностями к занятиям двигательной активностью. В Канаде принята программа, основной целью которой является физическая активность лиц с ограниченными функциональными возможностями. Согласно этой программе на занятиях физической активностью необходимо исходить из интересов, желаний и потребностей занимающихся, их способностей, навыков и уровня физической подготовленности. В программе намечено 5 основных задач
1. Повысить самостоятельность детей, имеющих ограниченные функциональные возможности.
2. Создать, внедрить и развить эффективные спортивные и оздоровительные программы и услуги.
3. Внедрить и развить систему подготовки высококвалифицированных специалистов в области адаптивного спорта для лиц с ограниченными функциональными возможностями.
4. Сформировать общественное мнение о пользе занятий оздоровительной и адаптивной физической культурой и спортом для детей с ограниченными функциональными возможностями
33 посредством воспитательной работы среди населения и различных общественных акций.
5. Определить научные приоритеты, обеспечить научные исследования в области адаптивной физической культуры для лиц с ограниченными функциональными возможностями и распространение информации в масштабе всей страны. Уроки по физической культуре и спорту в учебных заведениях Канады и спортивные праздники предназначены и проводятся для всех – здоровых людей и людей с ограниченными возможностями. В сфере спорта высших достижений организуются специальные соревнования для лиц с ограниченными функциональными возможностями. Большую роль в подготовке спортсменов высшего класса в развитии спорта среди лиц с ограниченными возможностями оказывает центр Рика Хансена при университете провинции Альберта. Центр проводит большую научно- исследовательскую работу, выпускает много информационных и методических материалов, способствует подготовке кадров. В Канаде имеется богатый опыт физкультурно- оздоровительной и спортивной работы среди лиц с ограниченными функциональными возможностями. Существует обширная сеть различных организаций, занимающихся этой работой. В отличие от США, где развитие массового спорта и спорта высших достижений происходит в большей степени за счет вкладов благотворительных организаций и только частично за счет федерального государства, в Канаде правительство чуть лине полностью несет ответственность за обеспечение спортивно- оздоровительных программ и услуг.
34 Во Франции финансирование спортивных мероприятий и оздоровительных программ осуществляется главным образом за счет Министерства молодежи и спорта Национального фонда спорта. Таким образом, во Франции большую помощь в физкультурно- оздоровительной и спортивной работе с лицами, имеющими ограниченные функциональные возможности оказывают правительственные организации, ив этом плане Франция напоминает Канаду. В отличие от США и Канады, во Франции большое внимание уделяется кадрам для работы с инвалидами. В Германии адаптивному спорту уделяется большое значение как важному фактору адаптации и социализации лиц с проблемами здоровья. Поэтому неслучайно практически все спортивные соревнования освещаются в средствах массовой информации. Заслуживает внимание и тот факт, что семейное воспитание в Германии играет основополагающую роль в формировании и развитии личности ребенка. В Германии у родителей нет установки на изоляцию ребенка с отклонениями в развитии от коллектива сверстников. Они понимают, что отсутствие общения со сверстниками является тормозом в развитии ребенка. В странах Скандинавии материальную поддержку физкультурно- оздоровительной работе с инвалидами и лицами, имеющими ограниченные возможности, оказывает государство. Много средств в этих странах выделяется на проведение научных исследований, строительство спортсооружений. Как ив странах Западной Европы, в Скандинавии большое внимание уделяется работе волонтеров. Здесь их называют спортивными инструкторами. В настоящее время все муниципалитеты имеют спортивных инструкторов, работающих с
35 инвалидами и детьми с ограниченными функциональными возможностями по месту жительства. Что касается азиатского региона, то за сравнительно небольшой период достигнуты значительные успехи, особенно в Китае. В стране развиваются следующие виды спорта для лиц с ограниченными функциональными возможностями плавание, настольный теннис, легкая атлетика, баскетбол. В отличие от стран Западной Европы, в Китае большое значение в развитии адаптивного спорта играют не общественные организации, а реабилитационные центры. В этих центрах лицам с умственной отсталостью предоставляется возможность заниматься не только различными видами спорта, но получать медицинскую и профессиональную реабилитацию. В Китае на сегодняшний день существует 30 тысяч предприятий социального обеспечения. 30-50 % штата составляет инвалиды и лица с умственной отсталостью. Спорту уделяется большое внимание еще и потому, что он развивает двигательную активность, улучшает общие физические показатели, которые необходимы при выполнении неквалифицированных работ. Следовательно, китайцы рассматривают инвалидов не как обузу обществу, а как потенциальный источник рабочей силы.
36 Контрольные вопросы и задания
1. Раскрыть средства и методы в области адаптивных технологий в России.
2. Раскрыть средства и методы в области адаптивных технологий за рубежом. Проанализировать основные виды и формы занятий адаптивными технологиями при работе с инвалидами в России и за рубежом.
4. Какие общественные явления отражаются в социальных принципах адаптивной физической культуры
5. В чем специфичность социальных принципов адаптивной физической культуры
6. Раскройте роль здоровья и физической подготовленности для инвалида в процессе освоения общечеловеческих культурных ценностей.
7. Что означает принцип социализации Какова роль адаптивной физической культуры в социализации личности
8. Какие факторы влияют на процесс социальной адаптации инвалида
9. Раскрыть понятия социальная интеграция и интегрированного обучения
10. Раскрыть роль семьи в социализации личности ребенка
11. Что такое двигательная реабилитация
37 Литература
1. Евсеев С.П. Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура Учебное пособие. – М Советский спорт, 2000. – 240 с.
2. Об итогах выступления сборной команды России на Х летних Паралимпийских играх 2004 г. в Афинах (Греция Авт-сост. НА. Сладкова. – М Советский спорт, 2004.
3. Петрунина СВ. Адаптивные технологии в реабилитации Методические рекомендации. – Пенза ПГПУ, 2005. – 70 с.
4. Приходько О.Г. Педагогические системы обучения и воспитания людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Специальная педагогика в х т учеб. пособие для студентов высш учеб. заведений. Т под ред. НМ. Назаровой. – М Академия, 2008.
5. Теория и организация адаптивной физической культуры Учебник. Вт. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры. / Под общей ред. проф. С. П. Евсеева. – М Советский спорт, 2002. – 448 с.
6. Технология физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре Учебное пособие / Авторы- составители О.Э. Аксенова, С. П. Евсеев / под ред. С.П. Евсеева.- М Советский спорт, 2004. – 296 с.
7. Физическая реабилитация и спорт инвалидов нормативные правовые документы, механизмы реализации, практический опыт, рекомендации Учебно-метод. Пособие / Автор-составитель А.В.
Царик. – М Советский спорт, 2000.
8. Частные методики адаптивной физической культуры Учеб. пособие под ред. Л.В. Шапковой. – М Советский спорт, 2003.
9. Шапкова Л. В. Средства адаптивной физической культуры Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и
38 развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Под ред. проф. С.П. Евсеева. – М Советский спорт, 2001. -
152 с.
10. Шипицина Л.М., Соловьев Н.Н. От богаделен до коррекционных учреждений 300- летняя история становления социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в Санкт-Петербурге// Социокультурные и социально- педагогические аспекты интеграции в общество лиц с тяжелыми и множественными нарушениями мат-лы межд. науч. практ. конференции 28-31 мая г. / под ред. Н.Н. Соловьева. – Псков
ПОИПКРО, 2004.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 13
1.3. МЕТОДИКА АДАПТИВНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ (ДЦП) Детский церебральный паралич (ДЦП) – это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. Это одно из самых сложных в этиологическом и патогенетическом плане заболевание КА. Семенова, 1986]. За последние годы оно стало одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. В среднем 6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом (от 5 до 9 в разных регионах страны. Только по Москве насчитывается около 4 тысяч таких детей. Болезни, связанные с нарушениями нервной системы, существуют столько, сколько существует само человечество. В эпоху, когда греческая цивилизация была на вершине славы, когда
39 физическое благополучие являлось одним из главных сокровищ жизни, Плутарх видел в ребенке-калеке лишь существо, предназначенное жить, лишенное силы и здоровья, Платон писал, что следовало бы запретить законом проявлять заботу о тех, кто рождается уродом В. С. Соколовский, 2004]. Легенды рассказывают, что в большинстве дохристианских общин, за исключением Древней Индии и Древнего Египта, где проявляли милость и участие к людям с отклонениями в развитии, детей с выраженными (физическими) недостатками убивали или притесняли. У кочевых народов правом на жизнь обладал лишь тот, кто мог быть полезен общине. В Древней Греции с физическими недостатками ассоциировали такие негативные качества человека, как трусость, мстительность, вероломство. Это представление Гомер запечатлел в образе Терсита. У спартанцев существовал даже печально знаменитый тест на выживание, который заключался в том, что новорожденных с физическими отклонениями оставляли на волю природы и диких зверей в горах. Первое упоминание о спастических церебральных параличах отмечено в работах J. Cazauvieilh (1827) ив лекциях о детских болезнях E. Henoh (1842). В России в е гг. XIX в. Адольф Зелихмюллер описывал параличи, ив том числе их церебральную форму. Это была первая попытка систематизировать разнообразные виды двигательных расстройств и проанализировать патофизиологию заболевания. Основоположником изучения ДЦП считают английского хирурга-ортопеда Литтла. По его мнению, причиной врожденных параличей являются аномально протекающие или преждевременные
40 роды и асфиксия (кислородное голодание и избыточное накопление углекислоты в организме вследствие прекращения или затруднения дыхания. Литтл подробно описал одну из форм ДЦП, при которой руки поражаются меньше, чем ноги. Позднее эта форма получила название болезнь Литтла. Английский хирург описали некоторые другие формы врожденных параличей, например, гиперкинетическую, разработали широко применил некоторые виды хирургического лечения при ДЦП. Значительный вклад в изучение и систематизацию полученных знаний внес основоположник психоанализа австрийский невропатолог, психиатр и психолог Зигмунд Фрейд. Он проанализировал описанные Литтлом случаи, охарактеризовал ряд их особенностей и предложил названия для некоторых из них – диплегия, двусторонняя гемиплегия. Первая классификация церебрального паралича была сделана именно им в 1897 гона легла в основу почти всех последующих классификаций. Детские церебральные параличи – относительно частое заболевание, которое встречается в среднему двух из 1000 детей. Его основная черта – нарушение развития психомоторных функций. Двигательные расстройства проявляются в виде парезов, параличей, насильственных движений, нарушений координации движений. Эти симптомы нередко сопровождаются задержкой психоречевого развития вплоть до глубокой дебильности и полного отсутствия речи, судорожными припадками, нарушениями зрения, слуха, чувствительности и другими патологиями. До середины XX в. считалось, что основными причинами заболевания являются асфиксия плода вовремя родов, вызванная обвитием пуповины вокруг шеи ребенка или попаданием
41 околоплодных вод в его дыхательные пути, атак же механическая родовая травма и кровоизлияние в мозг. Однако более поздние наблюдения заставили изменить эту точку зрения. Выяснилось, что, помимо вышеуказанных причин, не меньшее значение имеют интоксикация плода вовремя беременности в результате болезни матери неправильное питание женщины вовремя беременности, стрессовые состояния, наличие у нее хронических заболеваний сердечно-сосудистой и эндокринной система также вредных привычек (алкоголизм, курение, наркомания. Сейчас становится все более ясной роль внутриутробной нейроинфекции, то есть поражения нервной ткани вовремя беременности инфекционным агентом. Это могут быть вирусы гриппа, краснухи, простого герпеса, возбудители токсоплазмоза, кишечная палочка, стрептококки. Инфицирование плода происходит через плаценту или из инфицированных родовых путей матери. Инфицированный возбудитель, попав в кровь ребенка, при определенных условиях может вызвать поражение нервной системы в виде энцефалита или менингоэнцефалита. Выделяют следующие формы ДЦП: спастическая гемиплегия; спастическая диплегия (синдром Литтла); двусторонняя (двойная) гемиплегия;
•
атактическая (мозжечковая) форма
•
атонически-астатическая форма
•
гиперкинетическая форма смешанные формы.
42 Спастическая гемиплегия Характеризуется одновременным поражением руки и ноги с одной стороны. Рука обычно поражается больше, чем нога. При тяжелой форме диагноз может быть поставлен впервые недели после рождения, при легкой – только к концу первого года жизни, когда ребенок начинает активно брать предметы в руки. Тонус мышц пораженных конечностей повышен, иногда впервые месяцы может наблюдаться их гипотония. У ребенка с этой формой ДЦП в положении на спине паретичная рука приведена к туловищу, кисть сжата в кулак, движения рук ассиметричны. Голова повернута в сторону здоровой руки, наклонена к плечу пораженной стороны. В результате того, что плечевой пояс наклоняется вниз, а таз подтягивается вверх, возникает боковое искривление туловища, при этом паретичная сторона заметно укорачивается. Если имеет место, достаточно выраженное поражение ноги, то наблюдается тенденция к ее большему разгибанию, иона повернута кнаружи. Сухожильные рефлексы на больной стороне повышены. В положении лежа на животе, ребенок не может высвободить паретичную руку из-под груди опереться на нее. В положении сидя центр тяжести смещен в здоровую сторону, плечо на больной стороне опущено. Ребенку трудно удерживать равновесие, так как он не может опереться на пораженную руку. В положении стоя стопа больной ноги повернута внутрь, пальцы согнуты и напряжены, на пятку ребенок обычно не может встать. Ребенок может сидеть на корточках, пятку больной ноги он приподнимает, массу тела переносит на здоровую ногу. При подъеме рук вверх четко выражена асимметрия движения. Больной ребенок начинает ходить в полтора-три года. Равновесие при
43 ходьбе нарушается, ион может упасть в сторону пораженных конечностей. При ходьбе ребенок не может опустить ногу на пятку и опирается на пальцы стопы, в тоже время вследствие включения реакций усиливаются сгибание и пронация больной руки. У 40% больных наблюдается умственная отсталость. Степень ее не всегда коррелирует с тяжестью двигательных нарушений. Прогноз обычно благоприятный. Практически все больные в состоянии самостоятельно ходить, и могут себя обслуживать. Социальная адаптация зависит в большей степени не от двигательных возможностей, а от уровня интеллекта. Спастическая диплегия Спастическая диплегия - наиболее часто встречающаяся форма
ДЦП. Она известна также под названием болезнь Литтла. По характеру двигательных нарушений это тетрапарез, те. у ребенка поражены все четыре конечности, причем ноги – больше, чем руки. Если поражение рук небольшое и выражено только легкой неловкостью и нарушением мелких движений, ребенку ставят диагноз спастическая параплегия, те. практически страдают только ноги. Иногда при спастической диплегии отмечаются достаточно отчетливые парезы рук. Но все же двигательные нарушения нижних конечностей выражены существенно больше. При легкой степени заболевания первые клинические симптомы отчетливо проявляются к 4-6 месяцам жизни новорожденного, когда в двигательные реакции должны активно включаться мышцы тазового пояса и ног. В это время здоровый ребенок начинает учиться активно поворачиваться, сидеть, ползать. Тяжелые формы заболевания диагностируются уже впервые дни после рождения ребенка. У такого ребенка быстро нарастает
44 мышечный тонус, врожденные рефлексы не угасают, появляются патологические позы. Движения руку ребенка обычно бывают активнее, чем движения ног. Тяжелая форма спастической диплегии осложняется появлением так называемых дистонических атак, которые характеризуются внезапным резким повышением тонуса мышц, двигательной возбудимостью, общим беспокойством ребенка и длятся обычно несколько секунд. У всех больных со спастической диплегией резко ограничено выпрямление тазового пояса, поэтому если ребенка переложить со спины на живот, то он сразу поднимает таз вверх. Больные со спастической диплегией длительное время стоят и ходят только с поддержкой взрослого за одну или обе руки. При ходьбе такие детине могут свободно перемещать ноги вперед, в стороны, назад они не в состоянии опереться и удержать массу тела на одной ноге, чтобы другой сделать шаг им трудно сохранить равновесие, и они совершают много дополнительных движений туловищем и руками, стремясь удержать тело в вертикальном положении у них происходит перекрест ног. Многие дети со спастической диплегией ходят только на носках, для сохранения равновесия наклоняют туловище впереди в стороны. Для этой формы заболевания характерны раннее формирование контрактур, деформация позвоночника и суставов нижних конечностей. Как правило, возникает различная деформация стоп. Часто наблюдается феномен тройного укорочения, при котором туловище остается прямым, а для удержания равновесия больной сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах, при этом центр тяжести переносится ниже.