ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание выполнила студентка ЗФ-209-106-3-1 Шубёнкина Владислава Кирилловна
Вопросы по Фильму «Опасные Умы».
1)Конфликты в фильме - Первая встреча учителя с классом трудных подростков, класс не принял учителя (Внутриличностный конфликт)
Конфликт между учениками (Эмиль - Рауль и его друг) Конфликт Учительницы с родителем братьев (не разрешает учиться детям).
2) Конфликт между личностью и группой (учитель и класс второй конфликт вертикальный, где учитель находится в подчинение у директора!
Горизонтальный конфликт между учениками, они находятся в подчинение друг у друга, к тому же смешанный конфликт, когда учитель вмешалась.
Деструктивный конфликт - родитель препятствует учебе своих детей, не разрешает им учиться и получать знания!
3)Причины возникновения конфликтов: Бедность, пьянство родителей, нежелание родителей, что бы их дети хотя бы окончили школу, наркотики и влияние разных преступных группировок в этих бедных кварталов, где люди обитают в своих маленьких комнатках и работают на работе целыми днями. Этими детьми никто не гордится и никто в них не верит (ни мать беременной Колли, которая не пошла, защищать права дочери, ни бабушка двух чернокожих парней, которая определила уже сама их будущее, ни родители Рауля, которые только и привыкли, что наказывать мальчика не выясняя причин).
4)Стратегии;
Борьба соперничество (соревновательный метод использовался уход от проблемы был у директора уклонения) отступничества не было, никто из учеников не хотел уступать компромисс и сотрудничество было у учительницы с учениками .
5)Что можно было бы предпринять, что бы избежать конфликтов?
Примеры:
1-Трудного подростка Эмиля могли бы не убить в конце фильма, если бы директор школы выслушала его, а не сказала ему (ты не постучался и не приняла его вообще )
2- Деструктивного конфликта: где родитель препятствует учебе своих сыновей, не разрешая им учиться , и когда учительница пришла на беседу, то случился конфликт с родителями. Родитель не стала слушать учительницу и ответила ей (а не пора ли вам уйти со двора ,мои дети больше не будут учиться у вас). Тут можно было найти альтернативу решения данного конфликта, перевести детей на домашнее обучение, а родитель сказала, что дети не нуждаются в образование.
Тема 1. « Особенности управления педагогическими конфликтами».
Педагогический коллектив - это сложное целое, которое включает в индивидов с различными статусами, социальными установками и интересами, а также различные социальные образования, стремящиеся занять более высокое место в структуре коллектива, изменить существующие нормы деятельности или систему отношений внутри организационной структуры.
Как отмечает А.Н. Кошелев, поскольку всякий коллектив есть своего рода объединение людей для совместной деятельности, в развитии их внутренних отношений наблюдаются определенные общие черты или признаки, понимание которых чрезвычайно важно.
Одна из таких общих черт состоит в том, что всякий коллектив проходит в своем развитии через серию внутренних конфликтов, он не может существовать без внутренней напряженности и без столкновений между определенными позициями, представленными в ней, между группировками людей.
Профилактика конфликтов - работа с еще не начавшимися, а лишь возможными конфликтами. Профилактику конфликта обеспечивает любая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной и коммуникативной культуры коллектива, на распространение их норм в корпоративной культуре.
Особенности конфликтов | Причины конфликтов | Способы решения конфликтов |
А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов - предлагают следующее определение конфликта: «Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями». Б.И. Хасан - предлагает определение конфликта как «характеристику взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют и взаимозаменяют друг друга, требуя для этого специальной организации». По отношению к отдельному субъекту конфликты бывают: 1. внутренними 2. внешними. К первым относятся внутриличностные; ко вторым – межличностные, между личностью и группой, межгрупповые. Внутриличностный конфликт проявляется как ответ на рабочую перегрузку или недогрузку. Межличностные конфликты - столкновение материальных интересов отдельных субъектов, хотя внешне это проявляется как несовпадение характеров, личных взглядов или моральных ценностей. Для руководителей такие конфликты представляют наибольшую трудность, потому что все их действия независимо от того, имеют они отношение к конфликту или нет, в первую очередь будут рассматриваться через призму данного конфликта. Чаще всего такой конфликт представляет собой борьбу руководителя за ограниченные ресурсы, рабочую силу, финансы. Конфликты между личностью и группой в основном обусловлены несовпадением индивидуальных и групповых норм поведения. Кроме того, конфликты классифицируют по степени проявления:
Скрытые конфликты затрагивают обычно двух человек, которые стараются не показывать вида, что конфликтуют. Но как только у одного из них «сдают» нервы, скрытый конфликт превращается в открытый. Различают также
Конфликты делятся на:
В групповых отношениях конструктивная функция конфликта проявляется в способствовании предотвращению застоя, служит источником нововведений, развития (появление новых целей, норм, ценностей). Конфликт, обнаруживая и устраняя объективные противоречия, существующие между членами коллектива, способствует стабилизации группы. Деструктивная функция конфликта на уровне группы проявляется в нарушении системы коммуникаций, взаимосвязей, ослаблении ценностно-ориентационного единства, снижении групповой сплоченности и понижении в итоге эффективности функционирования группы в целом. Обычно конфликт несет в себе как конструктивные, так и деструктивные стороны, по мере развития конфликта функциональность его может меняться. Оценивают конфликт по преобладанию той или иной функции | И.Е. Ворожейкин выделяет следующие причины (источники) конфликтов в организации: 1. Объективные источники конфликта. Объективные источники конфликта – это проблемы, которые должны быть решены, или вопросы, по которым следует принять решение. Каждая сторона имеет свою позицию, и необходимы аргументы для того, чтобы убедить противоположную сторону изменить свою позицию или принять другую.
Источники становятся псевдообъективными, когда отражают потребности человека. Это объясняется тем, что, на первый взгляд, объективные источники лишь маскируют истинные интересы людей, участвующих в конфликте. В ходе конфликта часто появляются новые темы споров, разногласий, которые не имеют ничего общего с исходными объективными источниками. Эмоциональные источники конфликта. Конфликт – это не простое различие в позициях, различия, лишенные эмоциональной окраски, редко воспринимаются как конфликт, а скорее как просто предмет для обсуждения, разговора. Эмоциональные источники конфликта можно представить в следующем виде:
Эмоциональные источники конфликта существуют вместе с объективными. Объективные источники конфликта переживаются как важные только в том случае, если воспринимаются как средства ослабить эмоциональное напряжение, вызванное неудовлетворенностью тех или иных потребностей. Выделяют следующие причины:
| Конструктивное разрешение конфликта зависит от следующих факторов:
Первым важным условием преодоления конфликта в педагогическом коллективе является своевременный и точный диагноз его причин. Это предполагает выявление объективно существующих противоречий, интересов, целей. Вторым условием является обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе взаимного признания интересов каждой из сторон. Достичь этого возможно на основе цели, значимой для каждой группы, и в то же время объединяющей противоборствующие в прошлом группы на более широкой основе. Третьим условием является совместный поиск путей преодоления конфликта. Управление конфликтом в педагогическом коллективе есть целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социально значимых задач, перевод его в рациональное русло деятельности людей, осмысленное воздействие на конфликтное поведение социальных субъектов с целью достижения желаемых результатов; это ограничение противоборства рамками конструктивного влияния на общественный процесс. Управление конфликтами в педагогическом коллективе включает в себя:
Управление становится возможным при наличии некоторых необходимых условий. К таковым относятся:
Основным позитивным методом разрешения конфликтов являются переговоры. Переговоры — это совместное обсуждение конфликтующими сторонами с возможным привлечением посредника спорных вопросов с целью достижения согласия. Предварительный анализ ситуации является необходимым компонентом эффективного проведения беседы. Проводя беседу, важно должен сохранить контроль над ситуацией, т. е. направить ход разговора в нужное русло, в соответствии со сформулированной целью беседы. Переговоры должны протекать динамично. Анализ ситуации, обдуманный выбор линии поведения, эффективно проведенное обсуждение ситуации с ее участниками - это способы превратить зарождающийся конфликт в инструмент эффективного решения проблемы, поиска наилучшего решения и даже в средство улучшения отношений людей. |
Тема 2: «особенности педагогических конфликтов между педагогами и учащимися».
Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, - явление обычное. Конфликты между учителем и учеником можно классифицировать так:
- действия, связанные с успеваемостью ученика, выполнение им внеучебных
заданий;
- поведение и поступки учителя как реакция на нарушение учеником правил
поведения в школе и вне её;
- отношения, возникающие в сфере эмоционально-личностного взаимодействия между учителем и учащимся;
Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи ученику. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в усвоении материала, а также тогда, когда учитель преподаёт в классе непродолжительное время, и отношения между ним и учениками ограничиваются учебной работой. В последнее время наблюдается увеличение школьных конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к учащимся, а отметки используются как средство наказания для тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации нередко становятся причиной плохой успеваемости способных, самостоятельных учеников, у них снижается интерес к познанию вообще.
Конфликты поступков. Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если учитель ошибся при анализе поступка ученика, не выяснив его мотивы, или сделал необоснованные выводы. Ведь один и тот же поступок может быть продиктован различными мотивами. Учитель пытается корректировать поведение учеников, порой оценивая их поступки при недостаточной информации о причинах их вызвавших. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, не вникая в отношения между детьми - в таких случаях возможны ошибки при оценке поведения. Как следствие – вполне оправданное несогласие учеников с таким положением.
Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, затяжной характер. Эти конфликты приобретают личную окраску, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.
Причины конфликтов между учителями и учениками.
-
Недостаточная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций : ведь школа – модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми. -
Участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель и ученик), чем и определяется их поведение в конфликте. -
Различие в жизненном опыте участников конфликта обусловливает и разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов. -
Различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и
« глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда удается понять переживания ребенка, а ученику – справится с эмоциями.
-
Присутствие других учеников делает их из наблюдателей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл для них, об этом всегда приходится помнить учителю. -
Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении, поскольку приоритетными всегда остаются интересы ученика как формирующейся личности -
Всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики.
Современная ситуация в стране, бедственное положение многих семей, недостаточная подготовка молодых учителей к конструктивному разрешению конфликтов с учениками приводят к деструктивным последствиям. По данным психологических исследований 40% детских неврозов носят дидактогенный характер. Исследования также показывают, что в межличностном конфликте учителя и ученика велика доля отрицательных последствий в учебном процессе.
Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию в конфликте; и если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителями дисциплины или занимает двойственную позицию, это чревато негативными последствиями, например: конфликты могут стать хроническим явлением в этом классе.
Опрос школьников в одной из российских школ показал, что около 80% учащихся испытывают ненависть к тем или иным педагогам. В качестве основных причин такого отношения ученики называют следующие:
- учителя не любят детей;
- отрицательные личностные качества учителя;
- несправедливая оценка их знаний учителем;
- учитель плохо владеет своей профессией.
В основе конфликтных отношений между учеником и учителем нередко лежит негативная оценка учащимися профессиональных и личностных качеств педагога. Чем выше школьник оценивает профессионализм и личность учителя, тем более он для него авторитетен, тем реже между ними возникают конфликты.
Задолго до возникновения конфликтологии как науки умными людьми на основе житейского опыта было сформулировано правило: «Когда два человека конфликтуют, неправ тот из них, кто умнее». Умный должен уметь защитить себя без конфликтов. Исходя из этого, в конфликтах учеников с учителями чаще всего неправы последние. Житейский опыт ученика, объём его знаний, мировоззрение, навыки общения с окружающим миром гораздо меньше, чем у учителя. Педагог должен оставаться выше конфликта и разрешать естественные и неизбежные проблемы во взаимоотношениях с учениками без негативных эмоций.
С другой стороны было бы совершенно неправильно всю ответственность за конфликты между учеником и учителем возлагать на последнего.
Во- первых, нынешние школьники заметно отличаются от тех, кто учился в школе в 1992 году. Причем, нередко не в лучшую сторону. Пятнадцать лет назад в кошмарном сне невозможно было представить, что в школе так обострится ситуация с употреблением алкоголя, наркотиков, токсичных веществ. А нынче это реальность.
Во-вторых, заметно увеличилась разница между социально-экономическим статусом в семьях, что способствует возникновению конфликтов между учениками и учителями.
В-третьих, очевидно снизилось качество профессиональной подготовки учителей.
А также низкий уровень жизни провоцирует напряженность во взаимоотношениях учащихся и учителей. Стресс у педагогов и учеников вызывает повышенную агрессию.
Рекомендации учителю по профилактике конфликтов.
-
Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его закончить. Учитесь защищать свои законные интересы без конфликтов. -
Никогда не превращайте учеников в инструмент борьбы с администрацией школы, другими учителями, родителями школьников. Таким способом вы и своих целей не добьётесь, и мнение о себе коллег и учеников испортите. -
Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции. В процессе общения такие эмоции выполняют отрицательные функции: