Файл: Происходит от латинского слова.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
теоретическая душа культуры. Многообразие культур и возможность разных смысловых позиций внутри каждой культуры приводят к многообразию спорящих между собой философских учений.

Наука имеет своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. Наука неразрывно связана с философией, которая выступает в качестве всеобщей методологии научного познания, а также позволяет осмыслить место и роль науки в культуре и человеческой жизни.

Культура развивается в противоречивом единстве с цивилизацией (см: Шпенглер О. Закат Европы. T.1. - M.,1993; Бердяев Н. А. Воля к жизни и воля к культуре // Бердяев Н. А. Смысл истории. - М., 1990; Бердяев Н. А. Духовное состояние современного мира // Новый мир. - 1990. № 1). Творческий потенциал и гуманистические ценности культуры способны реализоваться лишь с помощью цивилизации, но однобокое развитие цивилизации способно привести к забвению высших идеалов культуры. Сущность, человеческое значение культуры, закономерности ее существования и развития изучаются в культурологии.

Культурное наследие древних цивилизаций.

Одной из самых древних на земле является Египетская цивилизация. В рамках этой цивилизации в течение трех тысяч лет ее существования было создано немало выдающихся памятников культуры, многие из которых дошли до нашего времени.

Уже к началу эпохи Древнего Царства в Египте возни-кает письменность, получившая название иероглифической (от греч. Ыегоз - «священный»). При этом в Египте существовало скорописание и курсивное (демотическое) письмо. Все три вида письма использовались в различных целях. Писали на камне и папирусе. В системе письменности были как идеограммы, передающие отдельные понятия, так и фонограммы, передающие звуки. Письмо ценилось как искусство, а должность писца считалась одной из самых почетных.

Египет всегда ассоциируется в первую очередь с пирамидами, которые являются одним из наиболее грандиозных творений человечества за всю его историю. Воздвигнутые в эпоху Древнего Египта, пирамиды служили усыпальницами царей, отражая безграничную веру в могущество богов и представляющих их на земле царей (фараонов). Сперва возводились ступенчатые пирамиды (пирамида Джосера, XXVIII в до н. э.), затем появляются пирамиды с ломаными гранями. Однако в большинстве своем это сооружения с ровными гладкими гранями и квадратным основанием. В Гизе, близ Каира, находятся три величайшие пирамиды, построенные фараонами IV династии. Все три имеют единое направление осей и одинаковую ориентацию. Высота самой большой - 147 м, она известна как пирамида Хеопса. Масса каждого блока в ней равна примерно 2,5 тонны. Пирамиды являются единственным из семи чудес света, сохранившимся до наших дней. Гиза была целым архитектурным комплексом, в который входили еще пира- миды-гробницы вельмож и заупокойные храмы, пристраи-вавшиеся к пирамиде с восточной стороны. Кроме пирамид существовали скальные гробницы, характерные для Нового Царства. В эпохи Среднего и Нового Царств были созданы также величественные храмы в честь богов и фараонов, дворцы правителей. Храмовая архитектура отличается мо-нументальностью и необычайным богатством отделки.


Скульптура Древнего Египта также являлась тесно связанной с заупокойным культом. Статуэтки рассматривались как место пребывания одной из душ умершего, и их располагали в храмах и гробницах. Фараона всегда изображали в расцвете сил с бесстрастным и величавым выражением лица и позы. В жанре скульптуры существовали определенные канонические требования. Стоящие статуи всегда строго фронтальны, фигуры их напряженно выпрямлены, головы поставлены прямо, руки опущены и плотно прижаты к телу, левая нога чуть выдвинута вперед. Статуи делали из дерева, гранита, базальта и других пород, их обычно раскрашивали: мужские фигуры в кирпично-красный, а женские - в желтый цвет. На барельефах голова и ноги изображались в профиль, плечи и грудь - в фас. Высшего расцвета скульптура Египта достигла в эпоху Нового Царства.

Характерной чертой шумеро-аккадской культуры является создание своеобразной системы письменности - клинописи, которая не была звуковым письмом, а содержала идеограммы, обозначавшие целые слова, гласные либо сло-ги. Всего было около 600 знаков. Особый жанр в литературе составляют плачи - произведения о гибели шумерских городов вследствие набегов соседей. Наиболее распро-страненными были этиологические (объясняющие) мифы о сотворении мира и человека, о Великом потопе, смерти и воскресении богов плодородия.

Своеобразным было храмовое зодчество Шумера, отли-чавшееся применением высоких платформ. Храмовые башни - зиккураты - вслед за шумерами стали строить аккадцы и вавилоняне. Зиккураты состояли из трех ступеней, построенных в соответствии с божественной триадой, и возводились из сырого кирпича.

Одним из самых величественных городов древней Месопотамии был Вавилон. Защищенный двойной стеной, он имел восемь ворот, самыми известными были ворота богини Иш- тар 12-метровой высоты. Выложенные бирюзовым глазированным кирпичом и украшенные орнаментом из скульптур львов, драконов и быков, они производили ошеломляющее впечатление. Располагаясь на обоих берегах Евфрата, город соединялся каменным мостом - одним из первых в мире.



Специфика литературы древнего Вавилона заключалась в первоначальном преподнесении сюжета и последующем его развитии.

Вавилонская литература в значительной мере заимствована из шумерских источников, большинство про-изведений написано в стихотворной форме. Одними из главных тем были проблема незаслуженных страданий челове-ка и неизбежности смерти.

Гораздо динамичнее развивалась греческая культура. Выдающимся памятником крито-микенской (III-II тыс. до н. э.) архитектуры был Кносский дворец царя Миноса. Главной достопримечательностью этого дворца была фресковая живопись. Древние греки создали величайшие эпические про-изведения - «Илиаду» и «Одиссею». Значительным открытием греков было создание своей системы письменности. Заимствовав алфавит у финикийцев, они значительно усовершенствовали его путем добавления гласных. Древнегреческая архитектура характеризуется наличием двух направлений, или стилей - дорического и ионического. Дорический стиль - строгий, торжественный и массивный.

Дорическая колонна не имела базы, вырастая непосредственно из основания храма. Ионический ордер отличали более легкие пропорции, изящество и широкое применение декоративных элементов. Ионическая колонна всегда имела базу, была легче и тоньше дорической.

Греческий храм считался жилищем бога, в нем, как правило, находилась статуя того бога, в честь которого он был воздвигнут. Особое место в истории архитектуры занимает ансамбль Афинского Акрополя. Самое большое сооружение здесь - храм Афины-Девы, Парфенон.

Скульптура, поражая своим мастерством, была лишена индивидуальных и психологических черт, изображая людей согласно античным представлениям о прекрасном.

Выдающимся достижением греков было искусство изготовления керамики и вазовой росписи. В ней выделялись чернофигурный и краснофигурный стили. Огромное значение имеют греческий театр и аттическая трагедия. Не-которые произведения, созданные древнегреческими драматургами, до сих пор занимают важное место в репертуаре современных театров. Античная культура явила поражающее воображение богатство форм, образов и способов выражения, заложив основы эстетики, представления о гармонии мировой культуры и выразив, таким образом, свое отношение к миру.



Список использованной литературы
1. Основы философии: Учебное пособие для вузов / Рук. автор. колл. и отв. ред. Е.В. Попов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2ч. Ч. 2 /Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1989.

. Философия: Учебное пособие для студентов вузов / В.Ф. Берков, П.А. Водопьянов и др. - Мн.: ТетраСистемс, 1998.

. Философия: учебник для высших учебных заведений / отв. ред. В.П. Кохановский. - Ростов н/Д.: «Феникс», 1998.