Файл: Возникновение и первоначальное развитие физической культуры в первобытном обществе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург»
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
Контрольная работа
По дисциплине: История
На тему: «Возникновение и первоначальное развитие физической культуры в первобытном обществе»
Выполнила студентка 1 курса, заочной формы обучения
Группа: 107
………………………………
Проверила:……………………………..
Санкт-Петербург
2023
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Характеристика первобытного общества………………………………………..4
2. Развитие физической культуры в первобытном обществе……………………...6
Заключение………………………………………………………………………….11
Список литературы…………………………………………………………………12
Введение
Вопрос о происхождении физической культуры является одной из важнейших проблем истории физической культуры и имеет фундаментальное методологическое значение. Многие ученые пытались решить эту проблему. Их исследования играют роль в изучении этой проблемы.
Г.В. Плеханов научно доказал, что первобытные игры и физические упражнения произошли не от биологических факторов, а от трудовой деятельности людей. Хотя в жизни некоторых людей игра предшествует работе, в целом в обществе она отражает только работу. Он сказал, что «работа в игре прекрасна», «игра - дитя работы». Людям понадобились сотни тысяч лет, чтобы научиться колоть и раскалывать камень и изготавливать из дерева простое оружие. С точки зрения производства, это было время сбора того, что давала природа. Охота на диких животных носила характер народной случайности. В этот период не могло быть и речи о существовании каких-либо относительно самостоятельных элементов физической культуры.
Цель: рассмотреть возникновение и первоначальное развитие физической культуры в первобытном обществе.
Объект: физическая культура первобытного общества.
Предмет: возникновение и первоначальное развитие физической культуры в первобытном обществе.
Задачи:
-
Дать характеристику первобытного общества. -
Рассмотреть развитие физической культуры в первобытном обществе.
Методы: анализ, обобщение, систематизация научной литературы по проблеме исследования.
Структура работы. Реферат представлен введением, основной часть, заключением и списком литературы.
1. Характеристика первобытного общества
Первобытнообщинный строй является первой социально-экономической формацией, начало которой – появление человека разумного, конец – установление рабовладельческого строя.
Первобытно-общинный строй -первая общественно-экономическая формация в истории развития человечества -имеет свидетельства о зарождении физической культуры. Некоторые ученые (Дим, Кербс, Жилет) считали, что деятельность людей древнего общества в области физического воспитания была бессознательной, инстинктивной, физическое воспитание имело культовое происхождение, характер и содержание его не было связано с потребностями общества. Бюхер, Гросс, Спенсер, Летурно утверждали: первична игра, а труд играет подчиненную роль в жизни общества. Более того, труд противопоставлялся физической культуре, которая трактовалась лишь как «свободная игра», освобождающая человека от тягот жизни [2].
Первобытное общество - это форма социальной организации человеческого общества, которая существовала до появления государственности и классового общества. Она характеризуется отсутствием частной собственности на землю и другие ресурсы, коллективным владением и использованием имущества, равенством в правах и обязанностях всех членов общества.
Стадии развития первобытного общества:
1. Праобщина (первобытнообщинное стадо) - это первая стадия развития первобытного общества, когда люди жили в виде малых групп, охотились и собирали плоды, не имели постоянного места жительства и не знали частной собственности.
2. Первобытная родовая община (матриархат) - на этой стадии люди начали заниматься земледелием, жили в постоянных поселениях и формировали родовые сообщества, где главенствовала женщина. На этой стадии возникли первые формы семейного устройства и родства.
3. Первобытная соседская община (патриархат) - на этой стадии возникли первые формы частной собственности, люди начали заниматься ремеслом и торговлей. Общество стало патриархальным, то есть главенствующую роль начали играть мужчины. На этой стадии возникли первые формы социального неравенства и эксплуатации [6].
Особенности родового общества: ведение общего хозяйства; четкое разделение труда между полами; эпизодическое столкновение между племенами, т.е. появляется военная организация родовой общины; возникают новые виды трудовой деятельности – земледелие, скотоводство, ремесло.
Характеристика первобытного общества:
1. Коллективное владение имуществом - в первобытном обществе не было частной собственности на землю, животных и другие ресурсы. Все ресурсы принадлежали общине и использовались коллективно.
2. Равенство в правах и обязанностях - все члены общины имели равные права и обязанности. Никто не мог претендовать на особые привилегии или власть.
3. Отсутствие классового разделения - в первобытном обществе не было разделения на классы, так как все члены общины жили и работали вместе.
4. Природоориентированность - жизнь в первобытном обществе была тесно связана с природой. Люди охотились, собирали плоды и занимались земледелием в соответствии с природными циклами.
5. Отсутствие письменности и системы образования - в первобытном обществе не было письменности и системы образования. Знания передавались из поколения в поколение устно.
6. Примитивные формы религии - в первобытном обществе существовали примитивные формы религии, связанные с культом предков и природными явлениями.
7. Отсутствие государственности - в первобытном обществе не было государственности и централизованной власти. Решения принимались коллективно на основе общественного согласия [2].
Рассмотрим, возникновение физической культуры в первобытном обществе. Она возникла в процессе развития орудий охоты, которые позволили охотиться на крупных животных. Это произошло в период мезолита (ок. 10-5 тыс. до н.э.) в связи с появлением костяных наконечников, зубчатых острог. На основе многотысячелетнего опыта человек пришел к выводу, что отдельные двигательные действия приводят к успеху на охоте, а другие - нет. И посему возникла необходимость в качественных двигательных навыках, которые могли сформироваться при условии предварительных упражнений и которые могли принести успех на охоте. Такая жизненная обусловленность, наряду с магическими верованиями в необходимость предварительной победы над зверем, привела к изображению животных на стенах пещер, скалах, песке и метанию в них орудий охоты. Подтверждением этому может служить найденная в пещере Монтеспан (Франция) «израненная» глиняная фигура медведя без головы. Подобные памятники зверей встречаются в разных уголках планеты (пещера Альтамира в Испании, на горном плато Тас-сили в Сахаре, в Италии, Англии, Германии, Алжире, в Сибири, в Костенках на Дону). Таким образом, можно утверждать, что метание являлось первым осознанным физическим упражнением, действием первобытного человека [1].
2. Развитие физической культуры в первобытном обществе
Современные научные исследования показали: общественноисторической основой происхождения физической культуры, как и всей культуры, является труд, физическая культура возникла из материальной потребности первобытного общества в подготовке людей к тому или иному роду деятельности. В процессе труда изменялся физический тип человека. Человек становился все более ловким, гибким и стройным. Тот факт, что изменения в строении конечностей человека происходили раньше изменений в строении черепа, подтверждает решающую роль труда [3].
«Вопрос возникновения физического воспитания является одной из самых актуальных проблем в истории физической культуры и имеет фундаментальное методологическое значение. Многие ученые пытались объяснить этот вопрос в своих исследованиях. Их исследования в некоторой степени сыграли роль в изучении этой проблемы. Однако они высказали свое мнение по этому поводу со своей точки зрения. Хотя признано, что физическое воспитание восходит к временам примитивной общинной системы, вопросы его возникновения и развития до сих пор полностью не исследованы. Следовательно, основываясь на доступных на сегодняшний день источниках, можно составить определенное представление о первых проявлениях физического воспитания, рассуждая о них логически. «Вышеупомянутый вопрос интерпретировался многими учеными:
- Теория игр в духе Шиллера:
- Теорию магии впервые описал Рейнак:
- Теория избыточной энергии, высказанная Спенсером.
Кроме того, ряд зарубежных ученых, таких как Летурно, Эспинас, Гросс, выдвинули теорию о том, что физическая подготовка возникла на основе анализа игры животных. Фрейд и его последователи пытались доказать, что игра не была признаком ценности личности, потому что игра должна была выражать попытку человека убежать от жизненных трудностей в мир воображения» [3].
Теории о происхождении физического воспитания и религиозных церемоний основаны на одной и той же доктрине. Ряд зарубежных исследователей - Бухер, Неринг, Максимов, Штернберг и другие -утверждали, что дрессировка животных для отлова животных в целом проистекает из примитивных игр и расизма» [4, c.43].
Таблица 1 - Теории возникновения физических упражнений
№ | Теория | Характеристика |
1 | Биологическая теория | появлявшаяся у первобытного человека излишняя энергия высвобождалась через различные двигательные действия (игровые, танцевальные), что способствовало культивированию этих действий. |
2 | Трудовая теория | большинство современных видов физкультурно-спортивной деятельности уходит своими корнями в бытовую и трудовую деятельность |
3 | Культовая (магическая) теория | двигательные действия, повторяемые в процессе магических ритуалов древних людей, легли в основу нового для древнего человека вида деятельности, направленного на обучение двигательным действиям и их совершенствование |
Г.В. Плеханов научно доказал, что первобытные игры и упражнения возникают не от биологических факторов, а от человеческого труда. Развитие человека было замечено еще за 150 000 лет до нашей эры благодаря древним артефактам, найденным при археологических раскопках. В результате труда меняется внешний вид человека, улучшается его высшая нервная деятельность, строение и функции тела. Основным источником средств к существованию является охота на крупную дичь. Но опасными противниками для человека стали мамонты, пещерные медведи и гигантские ящерицы. Только организованный совместный поход всех членов племени с использованием заранее подготовленных и испытанных средств может обеспечить их успешную охоту [3].
Последующий период в развитии физической культуры в первобытном обществе выделяется в эпохи мезолита и неолита (ок. 8-3-го тыс. до н.э.), когда формируются центры родового общества. Основными источниками существования становятся земледелие и животноводство. В связи с новыми формами жизнедеятельности теряют свое значение предыдущие элементы физической культуры и появляются новые виды упражнений. Например, для народов, занимавшихся животноводством, перестали представлять важность длительный бег, преследование дичи, метание, прыжки через препятствия. Первостепенными становятся умения ездить верхом, управлять лошадью, участие в верховых охотах. Земледельческие общины стали проявлять больше интереса к различным силовым упражнениям: поднятию и переноске тяжестей, борьбе, а также ритуальным танцам, связанным с различными языческими верованиями, в частности с богами плодородия [1].
В определенном процессе древние научились эффективно использовать различные палицы, палицы, копья и т.п. в качестве метательного оружия. Он открыл метод метания, то есть метод значительного увеличения дальности полета. В процессе использования метательного оружия он получает способность управлять движениями, манипулируя мышцами и оценивая затрачиваемую энергию в зависимости от расстояния до жертвы. Бег и прыжки через препятствия стали развиваться самостоятельно как часть магических действий, применяемых при охоте на диких птиц или бегстве от противников. Появилась комплексная форма бега на длинные дистанции, прыжков, бега и метания.
Большие изменения произошли в образе жизни племен, освоивших лук. Тихие равнины и долины вокруг реки сформировали относительно постоянные места обитания диких животных. В то же время в пещере стали появляться сцены спорящих людей, а также сцены охоты, которые ранее были только описаны [5].