Файл: Диссертация к ф. н, доц. Ю. Б. Пикулева.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 415

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»

Уральский гуманитарный институт Кафедра русского языка для иностранных учащихся
ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ
Зав. кафедройН. А. Боровикова
«»2020 г.

EVENT-ТЕХНОЛОГИИ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

Руководитель, к.ф.н, доц. Ю. Б. Пикулева

Рецензент, к.ф.н, доц. Е. А. Ильнер

Нормоконтролер, ведущий инженер Е. Р. Филатова

Студент гр. УГИМ-281202 Б. А. Шилин

Екатеринбург 2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Глава 1. Event-технологии как подход к преподаванию русского языка как иностранного 6

    1. Классификация подходов к преподаванию РКИ 6

    2. Event-технологии: определение и педагогический потенциал 26

Выводы по 1 главе 35

Глава 2. Event-технологии в преподавании РКИ на примере фестиваля русского языка в Монголии 37

    1. Российско-монгольские отношения и русский язык в Монголии 37

    2. Фестиваль «Кириллица-Fest» в Улан-Баторе 39

      1. «Кириллица-Fest» как Event 39

      2. План мероприятий фестиваля 48

      1. Основные принципы и приемы преподавания РКИ в рамках фестиваля 76


Выводы по 2 главе 85

Заключение 87

Список литературы 89

Приложение 95

ВВЕДЕНИЕ



В течение последних лет Правительством России ведется усиленная работа, направленная на сохранение, продвижение и развитие русского языка как на территории России, так и за ее пределами. История продвижения русского языка берет начало еще со времен Российской империи, а в XX веке кампании по повышению интереса к нему являлись одной из ключевых политических целей СССР. Спустя долгие годы с момента наступления независимости России и остальных советских республик активное продвижение русского языка за границей было возобновлено в целях укрепления позиций России на международной арене.

По состоянию на конец XX в. количество носителей русского языка во всем мире составляло около 350 млн. Но уже к 2005 г. эта цифра резко упала до 278 млн. [Арефьев, 2012, с. 434], что стало следствием распада Советского Союза и обретения независимости 14 национальными республиками. Все они построили новую языковую политику, направленную, в первую очередь, на возрождение и сохранение местных культурных традиций, языков и отдающую приоритет в процессе образовании именно местным языкам. Сократилось как государственное финансирование русскоязычного образования и, как следствие, число русскоговорящих. В этих непростых условиях методисты предлагают новые подходы к обучению русскому языку

как иностранному.

Традиционные подходы к обучению постепенно становятся все менее способными удовлетворить потребности учебного процесса, поэтому с целью повышения качества образования современная педагогика вынуждена искать новые пути. Одним из приемов, завоевывающих популярность, являются event-технологии, применяемые в том числе при изучении русского языка как иностранного.

Педагогическая технология это совокупность психолого- педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку

форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; организационно-методический инструментарий педагогического процесса [Лихачев, 1992, с. 104]. Event-технология в преподавании — это методика организации учебного процесса с элементами досуга и учетом личностных потребностей [Полякова, электронный ресурс].

Актуальность темы исследования обусловлена расширением международных связей России, продвижением русского языка как языка интернационального общения, а также развитием методики РКИ. Разнообразие подходов в преподавании лингвистических дисциплин иностранцам не останавливает методистов в поисках новых приемов взаимодействия с иноязычной учебной аудиторией.

Новизна выбранной темы состоит в том, что педагогический потенциал event-технологий в формировании компетенций студента еще недостаточно изучен и оценен в современной педагогической науке, потому нуждается в дополнительных исследованиях на конкретных примерах. В данной работе в научный оборот вводится информация
о фестивале

«Кириллица-Fest», очный этап которого прошел в период с 20 июня по 11 июля 2019 года в Улан-Баторе в рамках проекта «Продвижение русского языка в Монголии». Фестиваль организован при поддержке Фонда Президентских грантов РФ и предположительно (при нормализации эпидемиологической ситуации в мире) будет носить регулярный характер, а также расширять свою работу на другие страны, заинтересованные в укреплении отношений с Россией.

Объект исследования современные методики преподавания русского языка как иностранного.

Предмет исследования event-технологии в преподавании РКИ.

Цель исследования — описание event-технологий, использованных в преподавании русского языка на примере фестиваля «Кириллица-Fest» в Монголии.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

  • изучить традиционные и нетрадиционные подходы к преподаванию РКИ;

  • обобщить научную маркетинговую литературу об event- технологиях и поставить вопрос о возможностях использования этого термина в практике РКИ;

  • описать фестиваль русского языка «Кириллица-Fest» как event;

  • выявить основные принципы и приемы преподавания русского языка в рамках фестиваля;

  • оценить эффективность event-технологии в обучении русскому языку как иностранному.

Материал исследования - план мероприятий, планы-конспекты фестивальных дней, фото- и видеоматериалы фестиваля русского языка

«Кириллица-Fest». Сбор материала осуществлялся методом включенного наблюдения, поскольку автор магистерской диссертации являлся участником
лингвистического отряда «Кириллица», отправленного в Монголию для проведения «Кириллица-Fest».

В качестве методов исследования были использованы как общенаучные (наблюдение, описание, классификация), так и специальные лингвистические методы (лексический и лингвокультурологический анализ).

В качестве источника для теоретической части были использованы статистические и аналитические материалы по теме event-технологий и преподавания РКИ, научная и периодическая литература, раскрывающая суть исследования данного вопроса. В исследовании вопроса российско- монгольских отношений и статуса русского языка в Монголии большую роль сыграл информационный портал «AsiaRussia».

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Глава 1. Event-технологии как подход к преподаванию русского языка как иностранного
    1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13