ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ответьте на вопросы
ТЕМА ЯЗЫК КУЛЬТУРЫ
1. Культура как мир артефактов и культура как мир смыслов
2 Знаки и знаковые системы, их виды
3 Казахский язык как язык культуры
ОТВЕТЫ:
-
Культура как мир артефактов и культура как мир смыслов
Культура, с одной стороны, есть мир артефактов – мир человеческой деятельности и ее продуктов. Артефакты – продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления (сделанные людьми вещи, рожденные ими идеи, найденные и используемые ими средства и способы действий).
Артефакты существуют объективно, отдельно от человека, но они имеют еще и субъективную сторону, человек воплощает свои представления, цели, желания и т.д., т.е. наделяет их определенным смыслом, т.е. внутренним содержанием, значение, позволяет постичь и понять окружающий мир и свое предназначение в нем выражается хотя бы в его предназначении, роли, функциях. Смысл любого предмета, с которым имеют дело люди, но и свое поведение - как отдельные поступки, так и всю жизнь в целом. Смысл имеют не только слова и высказывания - им так или иначе проникнуто все, что человек делает и что составляет культурную среду его обитания: произведения искусства и правила этикета, религиозные обряды и научные исследования, учеба и спорт и т.д.
Смыслы образуются в голове человека, когда он в соответствии со своими потребностями познает, оценивает и регулирует происходящие вокруг него и в нем самом явления и процессы.
Виды смыслов:
1) знание (когнитивный смысл) — это информация о свойствах объекта. какими-либо сведениями, осведомленность С развитием культуры объем знаний, которыми располагает общество, постоянно растет. Далеко не все накопленные в культуре знания являются истинными. В каждую эпоху имеются знания, которые когда-то в прошлом считались несомненными истинами, но затем обнаружилось
, что они были. Есть и такие знания, которые в одних культурах признаются истинными, тогда, как в другой культуре они оцениваются как ложные.
2) Ценность (ценностный смысл) — это фиксированная в человеческом сознании характеристика отношения объекта к человеку (и соответственно человека к объекту). Объект имеет ценность, если человек видит в нем средство удовлетворения какой-либо своей потребности (а если же объект представляется человеку не удовлетворяющим никаких потребностей или мешающим их удовлетворять, то он не имеет ценности либо имеет отрицательную ценность — «антиценностъ»). Ценность – значимость, важность, полезность, польза чего-либо, зафиксированные в сознании человека. Виды ценностей: витальные (жизненные), материальные (осязаемые), духовные (социальные, политические, моральные, эстетические, религиозные).
3) Регулятивы (регулятивный смысл) — это правило или требование, в соответствии с которым люди строят свое поведение и деятельность. Содержащиеся в культуре регулятивы определяют принятые в данной культуре нормы поведения и деятельности, т. е. указывают, какие пути и средства достижения целей допустимы, «нормальны», а какие — нет.
-
Знаки и знаковые системы, их виды
Знак – материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), выступающий как представитель или заменитель другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний).
Семиотика (семиология) – наука о свойствах знаков и функционировании различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию, лингвистической и нелингвистической коммуникации, способах общения (передачи информации) с помощью символов.
Основные типы знаков и знаковых систем:
- естественные - («знаки-признаки», например, дым как знак огня признаки, свойства чего-то. Они могут многое рассказывать тем, кто может их расшифровывать, умение понимать и декодировать естественные знаки для ориентировки в природной среде являлось существенным компонентом культуры первобытной культуры. знание симптомов болезни и их признаки проявления в организме человека сформировало знаковую систему медицинской диагностики.
- функциональные; (предметы, созданные для каких-либо практических целей, рассматриваемые как носители социальной информации) Функциональные знаки могут представлять собой предметы, действия людей, которые возникли в процессе человеческой деятельности. Например, к функциональным знакам относятся предметы городского или сельского быта, т.к. несут информацию об интересах и вкусах хозяев (книги, картины, предметы убранства), о степени состоятельности хозяев, об их взаимоотношениях. Имеются вторичные функциональные знаки, исчерпавшие свои прагматические функции, к их числу относятся многие суеверные приметы (пустые ведра у идущей навстречу женщины;
подковы над дверью, ритуал противодействия знаку «возвратился – дороги не будет».
К функциональным знаковым системам относятся одежда, мимика, жесты, позы. индексные (означающие, например, жесты и мимику человека).
- конвенциональные; (искусственно созданные знаки, которым по определенному соглашению приписывается то или иное значение, например, красный крест на машине скорой помощи), условные знаки специально создаются для того, чтобы выполнять выделенное назначение, например, красный крест на автомашине; эмблемы, звезды, полосы, на мундирах и различные приборы для еды в европейских и восточных странах и т.п. В целом конвенциональные знаки можно разделить на 4 типа:
- сигналы как знаки взаимного соглашения или договора в виде извещения или предупреждения;
- индексы как условные обозначения каких-то предметов или ситуаций, имеющие компактный вид (условные обозначения на картах, чертежах; показания приборов);
- символы- знаки, указывающие на смысл, в наглядной форме передают абстрактные идеи и понятия (эмблемы, гербы, ордена, знамена, «птица-тройка» у Гоголя, «голубь мира» Пикассо и т.д.); или типы картин «memento more» малых голландцев, условные натюрморты Клааса, Сандерса, некоторые прецедентные имена, тексты, в том числе и музыкальные произведения, архитектурные сооружения.
- иконические (подражательные «знаки-образы», например, знак пешеходного перехода, живописный портрет человека), - образы, имеющие сходство с тем, что они обозначают, от подобия до изоморфизма, может иметь внешний характер (схожесть во внешнем облике) или касаться внутреннего содержания изображаемого;
- вербальные (естественные) языки как основное и историческое первичное средство познания и коммуникации. Естественные языки не имеют автора. Для них характерен непрерывный процесс изменения, ассимиляции и отмирания. Изменение смысла слов и понятий может быть связано с разнообразными факторами, в том числе и социально-политическими.
3 Казахский язык как язык культуры
Культурный код нации выступает ключом к пониманию типа культуры, частью которой является язык, так как вбирает в себя уникальные культурные особенности, передающиеся от предков.
Государственный язык и национальная культура - это два ключевых значения для сохранения культурного кода нации. Язык — зеркало культуры, в нем отражается общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль,
система ценностей, мироощущение, видение мира. Язык — сокровищница, кладовая, копилка культуры. Он хранит культурные ценности — в лексике, в грамматике, в идиоматике, в пословицах, поговорках, в фольклоре, в художественной и научной литературе, в формах письменной и устной речи.
Также, язык является передатчиком, носителем культуры, так как передает сокровища национальной казахской культуры, хранящейся в нем, из поколения в поколение. Овладевая родным языком, дети усваивают вместе с ним и обобщенный культурный опыт предшествующих поколений. Он формирует личность человека, носителя языка, через навязанные ему языком и заложенные в языке видение мира, менталитет, отношение к людям и т. п., то есть через культуру народа, пользующегося данным языком как средством общения. Язык — это знак принадлежности его носителей к определенному социуму и является основным этнодифференцирующий признаком этноса. Диалектически объединяя в себе эти две противоположные функции, язык оказывается инструментом и самосохранения этноса. Если взять язык казахов, то одним только словом можно объяснить историю целых поколений и даже Всемирную историю.