Файл: 5. Игровые активные методы обучения Тема Ролевые, деловые и организационнодеятельностные игры.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Тольяттинский государственный университет
(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр1 Активные методы социально-психологического обучения
(наименование кафедры/департамента/центра полностью)
37.03.01 Психология
(код и наименование направления подготовки, специальности)
(направленность (профиль) / специализация)
Практическое задание №_3_
по учебному курсу «Активные методы социально-психологического обучения»
(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)
Тольят
Практическое задание 3
Тема 5. Игровые активные методы обучения
Тема 6. Ролевые, деловые и организационно-деятельностные игры
Задание
Ответьте письменно на вопросы. Ответы аргументируйте.
1. Обоснуйте сущность и содержание игровых методов активного социально-психологического обучения.
Игровые методы - вид групповых методов обучения, основанных на игровом моделировании учебно-профессиональной деятельности. В качестве исторической справки необходимо отметить, что деловые игры как форма учебного моделирования производственных ситуаций являются открытием американского менеджмента.
2. Назовите игровые методы активного социально-психологического обучения, их отличия друг от друга.
К игровым методам активного социально-психологического обучения относятся ролевые и операциональные игры. Операциональные игры, в свою очередь, подразделяются на деловые и организационно-деятельностные.
3. Охарактеризуйте метод ролевой игры как игровой метод активного социально-психологического обучения.
Ролевая игра - один из методов активного обучения, предполагающий исполнение ее участниками различных ролей, значимых для них в реальной жизни. Ролевые игры сталкивают участников в заданной проблемной ситуации, с которой они должны справится в игровой форме. Обязательный набор элементов ролевой игры выглядит следующим образом: роли, ролевые цели, игровые действия, игровой процесс, игровой итог.
Игра-одна из форм проявления активности личности. Суть игры состоит в непродуктивной условной деятельности, мотив которой лежит не в ее результатах, а в самом процессе, направленном на воссоздание и усвоение общественного опыта, и в которой складывается и совершенствуется управление поведением.
Часто при дискуссии или при решении конкретных ситуаций обнаруживается, что их участникам отлично известны различные решения, эффективные способы действия и причины происходящих явлений. Однако в своей реальной жизни они склонны действовать неэффективно, забывать о наличии других возможных решений и пренебрегать взгля
дом на себя о стороны своего партнера. Это связано с тем, что когнитивный (что я знаю), аффективный (что я чувствую) и поведенческий (что я делаю) компоненты деятельности далеко не во всех случаях согласованы. С этим связана низкая эффективность традиционных форм обучения, которые ориентированы только на знаниевый компонент: приобретаемые знания не часто включаются в реальную жизнь человека, воплощаясь в его действиях. Все активные методы обучения предполагают эмоциональное вовлечение обучающихся, которое обеспечивает личностную включенность и повышение значимости приобретаемых знаний, что влияет на формирование установок, но также не является гарантией изменения поведения. Часто человек даже не осознает, что его поведение существенно расходится с его представлениями о себе, о том, как следует поступать в той или иной ситуации, с его мнениями и убеждениями.
Игровые методы обучения единственные из всех включают в себя поведенческий компонент (помимо когнитивного и аффективного), что позволяет учащимся обнаруживать имеющиеся у них проблемные области и изменять их.
Р.М. Грановская выделяет следующие особенности игры как метода активного обучения:
-
• игра, как бы сжимая время, сближает события, далеко разнесенные в практике, и тем самым отчетливо демонстрирует участникам возможности долгосрочных стратегий и их влияние на эффективность деятельности; -
• игра обеспечивает максимальное эмоциональное вовлечение участников в события, допуская возможность вернуться к началу и испробовать другую стратегию, создает оптимальные условия для развития предусмотрительности, гибкости мышления и целеустремленности;
-
• игра приучает к коллективным действиям, принятию как самостоятельных, так и скоординированных решений, повышает способность и руководить, и подчиняться, стимулирует практические навыки, развивает воображение и интуицию; -
• при игре меняется мотивация обучения, знания усваиваются не про запас, не для будущего времени (неизвестно, понадобятся ли?), а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе, главным достоинством этого метода является радикальное сокращение времени накопления опыта;
4. Изложите методику подготовки и проведения ролевой игры по диагностике личностных качеств.
Ролевые игры сталкивают участников в заданной проблемной ситуации, с которой они должны справится в игровой форме. Обязательный набор элементов ролевой игры выглядит следующим образом: роли, ролевые цели, игровые действия, игровой процесс, игровой итог.
В разных играх значение того или иного элемента может быть различным. Может быть сделан акцент на роль и ее принятие (соблюдение), на правило (его удержание) или на игровые действия (их порядок, характер).
Ролевые игры различаются в зависимости от заданности их структурных элементов.
-
1. Закрытые ролевые игры - игры, в которых полностью заданы роли, ролевые цели, игровой сюжет (игровые действия и процесс) и итог игры. -
2. Полузакрытые ролевые игры - заданы роли, другие компоненты игры могут быть заданы частично. -
3. Открытые ролевые игры - заданы только роли, а ролевые цели, игровой сюжет и итог игры определяется ее участниками в процессе реализации ролей.
Ролевая деятельность предполагает четыре ключевых компетенции'.
-
• коммуникативную компетенцию', способность выражать свои намерения и потребности так, чтобы их понимал взаимодействующий партнер; -
• дистанцию к роли', способность отрываться от норм выполняемой роли и ставить их под сомнение и определять заново в новых ситуациях; -
• эмпатию: способность войти в положение взаимодействующего партнера и раскрыть его ожидания; -
• толерантность по отношению к неясным ситуациям', способность выносить расходящиеся ожидания и неясные ситуации и вступать во
взаимодействие тогда, когда собственные потребности удовлетворяются только в незначительном объеме.
5. Охарактеризуйте метод деловой игры как игровой метод активного социально-психологического обучения.
Деловая игра – это игровой метод активного социально-психологического обучения, род операциональных игр, заключающий в своей структуре форму воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики.
6. Каковы организация и методика проведения учебной деловой игры?
«Деловая игра» - эффективна в том случае, если педагоги имеют достаточные знания по проблеме, которая отражается в игре. Она предполагает большую предварительную работу, в которой педагоги получают необходимые знания через различные формы, методы и средства:
-
наглядную агитацию, -
тематические выставки, -
консультации, -
беседы, -
обсуждения.
Деловая (ролевая) игра – эффективный метод взаимодействия педагогов. Она является формой моделирования тех систем отношений, которые существуют в реальной действительности или в том или ином виде деятельности, в них приобретаются новые методические навыки и приемы.
Деловая игра – это форма совершенствования развития, восприятие лучшего опыта, утверждения себя как педагога во многих педагогических ситуациях. Необходимое условие эффективности деловой игры – добровольное и заинтересованное участие всех педагогов, открытость, искренность ответов, их полнота.
Заранее готовятся карточки с вопросами или 2-3 педагогическими ситуациями по проблеме.
Столы необходимо расставить так, чтобы выделилось 2 или 3 команды (на усмотрение руководителя МО) по 4-5 человек участников деловой игры. Педагоги по желанию рассаживаются за столы, и тем самым сразу определяются команды участников. Одна из команд – эксперты судьи – это наиболее компетентные педагоги по предлагаемой проблеме.
Каждой команде вручается карточка, выбирается капитан, который будет оглашать общий вывод команды, работая над заданием. Командам дается время для подготовки решения, затем заслушиваются ответы. Порядок ответов определяется жребием капитанов. Каждой группой вносится не менее 3-х дополнений отвечающей группе, ставится поощрительный балл, который входит в общий счет очков. В конце игры определяется команда – победитель за лучший (обстоятельный, полный, доказательный) ответ.
Деловые игры бывают следующих видов:
-
имитационные, где осуществляется копирование с последующим анализом.
-
управленческие, в которых осуществляется воспроизведение конкретных управленческих функций);
-
исследовательские, связанные с научно-исследовательской работой, где через игровую форму изучаются методики по конкретным направлениям;
-
организационно-деятельные. Участники этих игр моделируют раннее неизвестное содержание деятельности по определенной теме.
-
игры-тренинги. Это упражнения, закрепляющие те или иные навыки;
-
игры проективные, в которых составляется собственный проект, алгоритм каких-либо действий, план деятельности и осуществляется защита предложенного проекта.
Примером проективных игр может быть тема: «Как провести итоговый педсовет?» (или родительское собрание, или практический семинар и другое).
При организации и проведении деловой игры роль руководителя игры различна – до игры он инструктор, в процессе ее проведения – консультант, на последнем этапе – руководитель дискуссии.
7. Раскройте этапы конструирования деловой игры и их содержание.
Начальный этап в конструировании деловой (производственной) игры - выбор объекта имитации, в качестве которого могут выступать процессы производства или его фрагменты и социально-производственные отношения занятых в нем людей.
8. Охарактеризуйте методические особенности проведения организационно-деятельностной игры.
Технология подготовительной части организационно - деятельностной игры сводится к следующему. Прежде всего выбирается тема, которая аккумулирует в себе актуальную теоретическую и/или практическую проблему, имеющую место на данный момент в профессиональной деятельности специалистов.
В подготовительный период осуществляется подбор участников игры. В состав групп играющих желательно ввести практиков из близких областей деят-ти. Составы команд подбираются в связи с выделенными проблемами.
Заблаговременная подготовка обучаемых к организационно – деят-ной игре включает в себя:
- предметно-содержательную подготовку (изучение литературы, прочитанных лекций, решение контрольных задач);