ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 332
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок 1. РУССКИЙ ЯЗЫК – ОДИН ИЗ РАЗВИТЫХ ЯЗЫКОВ МИРА (с. 4–5)
Тип урока: постановка и решение учебных задач | ||
Педагогические задачи: создать условия для обобщения и систематизации знаний обучающихся по фонетике, морфемике и словообразованию, лексике, морфологии и синтаксису, полученных в 5 классе; способствовать развитию познавательных психических процессов, навыков работы с учебником и справочной литературой; содействовать воспитанию уважительного отношения к родному языку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: в 2 ч. Ч. 1 / М. Т. Баранов [и др.]; науч. ред. Н. М. Шанский. М.: Просвещение, 2016; Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5–9 классы: проект. М.: Просвещение, 2011; Русский язык. 6 класс: поурочные планы по учебнику М. Т. Баранова [и др.] / авт.-сост. С. С. Колчанова. Волгоград: Учитель, 2013*; карточки для фронтальной работы по морфемике и словообразованию |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока** | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Проводит работу по эмоциональному и психологическому настрою учащихся на урок | Приветствуют учителя. Готовят рабочее место, проверяют наличие необходимого оборудования. Психологически и эмоционально настраиваются на урок | Владеют навыками организации рабочего места |
II. Постановка учебной задачи | – Тема урока – «Русский язык – один из развитых языков мира». Я не ошиблась, поставив ударение в слове развитой на последний слог. Сегодня нам предстоит выяснить значение этого слова и узнать, почему его можно применять при характеристике нашего языка. Итак, урок только начался, а мы уже столкнулись с одной из многочисленных загадок русского языка. Так как урок будет носить форму обсуждения, мы проведем его в форме заседания круглых столов | Внимательно слушают. Делятся на три группы. Каждая группа сидит в кругу | Принимают и сохраняют учебные задачи |
III. Работа по теме урока. 1. Работа с эпиграфом | – Прочитайте эпиграф на с. 4. Чтобы лучше понять смысл этого высказывания, давайте обсудим его. Для этого каждое предложение будем считать тезисом. – Что такое тезис? Предложения распределяются между тремя «круглыми столами» – по одному предложению каждой группе обучающихся. – Определите тип предложения по цели высказывания. – Что нужно сделать, чтобы перестроить повествовательное предложение в вопросительное? – Перестройте повествовательное предложение На улице идет дождь в вопросительное. – Выберите вопрос, который нужно задать к исследуемым предложениям так, чтобы ответ на него можно было бы начать словами потому что или так как: когда? что? почему? где? куда? зачем? – Перестройте предложение в вопросительное, задав к нему вопрос почему? Запишите его. Оказывает помощь третьему «круглому столу», если у учащихся возникнут затруднения в замене местоимения существительным. – Обсудите в группе ответ на поставленный вопрос. Кратко запишите его в тетрадь | Выполняют задание. При затруднении обращаются к толковому словарю. Отвечают на вопросы. – Задать вопрос. Выполняют задания. Представители каждого «круглого стола» зачитывают свои ответы в той же последовательности, как расположены предложения в эпиграфе | Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками, а также навыками работы со справочной литературой. Владеют навыками групповой работы. Формулируют ответы на вопросы |
2. Игра «Кто быстрее?» | – Итак, мы, носители русского языка, должны гордиться тем, что наш язык – один из развитых языков мира. Что означает слово развитой? Давайте обратимся за объяснениями к толковому словарю, нашему верному помощнику. Та группа, которая быстрее найдет слово развитой в словаре, зачитывает его значение. – Прочитайте упражнение 1 на с. 4 и ответьте на вопрос: в чем наш язык достиг высокой степени развития? | Внимательно слушают. Работают со словарной статьей. Выполняют задание, отвечают на вопрос | Владеют навыками работы со справочной литературой. Формулируют ответы на вопросы |
3. Систематизация и обобщение знаний о разделах языкознания. | – Назовите известные вам разделы языкознания. Внимание! Подсказку можно найти в учебнике: в содержании или на обложке. – В упражнении 1 доказательства того, что русский язык – развитой, мы только что прочитали. Но слово нужно подтверждать делом. Поэтому далее нам предстоит разгадать загадки каждого раздела языкознания: фонетики, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса. | Отвечают на вопросы, выполняют задания. | Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Используют навыки групповой работы. |
1) Фонетика. | – Что изучает фонетика? Задания, представленные для обсуждения каждому «круглому столу»: – Почему в тексте упражнения 1 говорится о таком количестве звуков, ведь в алфавите только 33 буквы? – Ученику дали задачу написать слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. Он выполнил это задание так: тот, дед, шалаш. Правильно ли выполнено задание? Докажите свой ответ, сделав фонетический разбор этих слов. | Отвечают на вопросы. | Формулируют ответы на вопросы. Владеют логическими действиями: анализом, синтезом, обобщением, классификацией |
2) Морфемика и словообразование. | – Что изучают морфемика и словообразование? – Наверное, вам не раз встречались слова, в которых было трудно вычленить морфемный состав. Попробуйте, например, найти корень в слове обуть. Эта проблема возникла из-за того, что со временем стыки между отдельными частями слов стали невидимыми, потерялась какая-либо буква или откуда-то появилась другая. Восстановите исторический процесс возникновения слов, собрав их в группы по три карточки. (См. Ресурсный материал.) | Выполняют задание. Ответы: 1) не есть, слияние в «несть», нет; 2) доблии, «храбрые», доблесть; 3) ряхая, опрятная, неряха; 4) сей день, слияние в одно слово, сегодня; 5) бул, шишка, «ком», булыжник; 6) горн, исчезновение буквы р, гончар. | |
3) Лексика. | – Что изучает лексика? – Из текста упражнения 1 мы узнали, что в русском языке очень много синонимов. В рамочке приведены два словосочетания: развитый ребенок и развитой язык. Составьте синонимический ряд с каждым прилагательным. | Отвечают на вопросы, выполняют задание | |
4) Морфология и синтаксис | – Что изучает морфология? Синтаксис? – Найдите третье « лишнее»: а) существительное, подлежащее, прилагательное; б) глагол, обстоятельство, сказуемое; в) дополнение, определение, существительное. – Какими частями речи являются эти слова: светило, пекло? | | |
IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Как вы понимаете значение слова развитой? – Почему русский язык – один из развитых языков мира? – Почему каждый человек должен любить, беречь свой родной язык? – Считаете ли вы, что сведения, полученные на уроке, являются важными для вас? Где вам могут пригодиться эти сведения? – Оцените свою работу на уроке. Домашнее задание: выполнить упражнения 2, 3 | Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения. Проводят самоанализ своей деятельности на уроке | Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. Владеют навыками самоанализа учебной деятельности |
Ресурсный материал
Карточки
Урок 2. ЯЗЫК, РЕЧЬ, ОБЩЕНИЕ (с. 5–7)
Тип урока: постановка и решение учебных задач | ||
Педагогические задачи: актуализировать знания о языке и речи; создать условия для обобщения и систематизации знаний обучающихся по культуре речи, полученных в 5 классе; способствовать развитию коммуникативных навыков, навыков работы с учебником и справочной литературой; содействовать совершенствованию умения определять ошибки в общении и избегать их в сходных речевых ситуациях | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: пословицы, эпиграф к уроку |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Постановка учебной задачи | – Ребята, на прошлом уроке мы говорили о той роли, которую играет русский язык в мире. А как же появился язык? Обращает внимание на пословицу: Язык мой – враг мой: прежде ума глаголет. – Как вы думаете, ребята, о какой форме языка говорится в пословице? Побуждает к обсуждению. – Правильно, о речи. Сегодня мы с вами попробуем выяснить, как язык и речь связаны друг с другом, какую роль в жизни человека играет общение | Внимательно слушают, высказывают гипотезы о появлении языка. Принимают участие в обсуждении. Делятся на рабочие группы | Принимают и сохраняют учебные задачи |
II. Работа по теме урока. 1. Работа с эпиграфом | – Обратите внимание на эпиграф к уроку: «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения». Эти слова принадлежат французскому писателю Антуану де Сент-Экзюпери. Вдумаемся в их смысл. А поможет нам в этом материал учебника на с. 5–6. – Докажите справедливость утверждения А. де Сент-Экзюпери, пользуясь справочным материалом учебника. – Обсудите в группе ответ на поставленный вопрос. Кратко запишите его в тетрадь | Внимательно слушают. Выполняют задание. Участвуют в обсуждении. Представители каждой группы зачитывают свои ответы | Владеют способами конструктивного взаимодействия. Применяют навыки работы со справочной литературой |
2. Игра «Кто быстрее?» | – В народе сложились свои неписаные правила поведения. Сейчас мы попробуем себя в роли знатоков фольклора. Предложенные вам пословицы разделены пополам.(См. Ресурсный материал.) Нужно совместить «поло- винки», получить целое высказывание, понять его смысл и подумать, какое правило общения можно сформулировать | Внимательно слушают. Работают с ресурсным материалом, разбитым на блоки. Выполняют задание, отвечают на вопрос. Ответы: По блоку 1: Слова, особенно добрые, хорошие, обладают большой силой. Нужно почаще говорить их друг другу. По блоку 2: Необдуманные, обидные слова могут навредить, обидеть другого человека | Владеют навыками работы с дидактическим материалом. Формулируют ответы на вопросы |
3. Систематизация и обобщение знаний по теме урока. Выполнение упражнений 4–6 | – Обратите внимание на задание упражнения 5. О каких видах речи говорится в стихотворении? Как содержание стихотворения перекликается с нашими выводами о правилах общения? – Спишите стихотворение, подчеркивая сравнения, позволяющие автору более точно выразить свою мысль. Организует выполнение упражнений 4, 6. По итогам работы подводит обучающихся к выводу о том, что речь бывает устной и письменной, служит для передачи как точной информации, так и эмоционального отношения к событию. В этом случае в речи появляются средства художественной выразительности, позволяющие образно и ярко передать мысль рассказчика слушателям | Отвечают на вопросы. Выполняют задания. При необходимости советуются с членами группы, учителем. Участвуют в обсуждении итогов работы. Выполняют задания. При необходимости советуются с членами группы, учителем. Участвуют в обсуждении итогов работы, выдвигают гипотезы | Владеют способами конструктивного взаимодействия. Применяют навыки групповой работы. Формулируют ответы на вопросы. Владеют логическими действиями |
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Авторы учебника говорят нам о том, что чем лучше мы владеем языком, тем лучше общаемся. Как вы считаете, смогли ли мы нашей работой на уроке обосновать справедливость этого утверждения? – Считаете ли вы, что сведения, полученные на уроке, являются важными для вас? Где вам могут пригодиться эти сведения? – Оцените свою работу на уроке. Домашнее задание: составить диалог «Встреча друзей» с использованием правил общения | Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения. Проводят самоанализ своей деятельности на уроке. Записывают задание, задают уточняющие вопросы | Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. Владеют навыками самоанализа учебной деятельности |
Ресурсный материал
Пословицы
Блок 1 | | | Блок 2 | ||
1. Доброе слово 2. Доброе слово 3. Ветры горы разрушают, 4. От доброго слова | язык не усохнет. железные ворота откроет. и кошке приятно. слово народы подымает. | | | 1. Слово – не воробей, 2. От одного слова 4. Слово – не стрела, 5. Долго думал | да хорошо сказал. а пуще стрелы ранит. да навек ссора. вылетит – не поймаешь. |
Уроки 3–4. СИТУАЦИЯ ОБЩЕНИЯ (с. 7–11)
Тип урока: постановка и решение учебных задач | ||
Педагогические задачи: создать условия для формирования навыков культуры общения у обучающихся; дать представление о простом анализе речевых ситуаций; способствовать развитию умения выбирать интонацию в устной речи, навыков работы с учебником и справочной литературой; содействовать воспитанию уважительного отношения к родному языку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: эпиграф к уроку, высказывания-эпиграфы |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 30