Файл: Решение учебных задач.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 332

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Урок 1. РУССКИЙ ЯЗЫК – ОДИН ИЗ РАЗВИТЫХ ЯЗЫКОВ МИРА (с. 4–5)

Тип урока: постановка и решение учебных задач

Педагогические задачи: создать условия для обобщения и систематизации знаний обучающихся по фонетике, морфемике и словообразованию, лексике, морфологии и синтаксису, полученных в 5 классе; способствовать развитию познавательных психических процессов, навыков работы с учебником и справочной литературой; содействовать воспитанию уважительного отношения к родному языку

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц

Метапредметные:

познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Личностные: понимают, что рус-

ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей

русского народа, осознают определя-

ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ-

ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения

школьного образования; осознают
эстетическую ценность русского язы-

ка, проявляют уважительное отноше-

ние к родному языку, гордость за него,

стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: в 2 ч. Ч. 1 / М. Т. Баранов [и др.]; науч. ред.
Н. М. Шанский. М.: Просвещение, 2016; Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5–9 классы: проект. М.: Просвещение, 2011; Русский язык. 6 класс: поурочные планы по учебнику М. Т. Баранова [и др.] / авт.-сост. С. С. Колчанова. Волгоград: Учитель, 2013*; карточки для фронтальной работы по морфемике и словообразованию


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые
способы деятельности

I. Организация начала урока**

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Проводит работу по эмоциональному и психологическому настрою учащихся на урок

Приветствуют учителя. Готовят рабочее место, проверяют наличие необходимого оборудования. Психологически и эмоционально настраиваются
на урок

Владеют навыками организации рабочего места

II. Постановка учебной задачи

– Тема урока – «Русский язык – один из развитых языков мира». Я не ошиблась, поставив ударение в слове развитой на последний слог. Сегодня нам предстоит выяснить значение этого слова и узнать, почему его можно применять при характеристике нашего языка. Итак, урок только начался, а мы уже столкнулись с одной из многочисленных загадок русского языка. Так как урок будет носить форму обсуждения, мы проведем его в форме заседания круглых столов

Внимательно слушают.

Делятся на три группы. Каждая группа сидит в кругу

Принимают и сохраняют учебные задачи

III. Работа
по теме урока.


1. Работа
с эпиграфом

– Прочитайте эпиграф на с. 4. Чтобы лучше понять смысл этого высказывания, давайте обсудим его. Для этого каждое предложение будем считать тезисом.

– Что такое тезис?

Предложения распределяются между тремя «круглыми столами» – по одному предложению каждой группе
обучающихся.

– Определите тип предложения по цели высказывания.

– Что нужно сделать, чтобы перестроить повествовательное предложение в вопросительное?

– Перестройте повествовательное предложение На улице идет дождь в вопросительное.

– Выберите вопрос, который нужно задать к исследуемым предложениям так, чтобы ответ на него можно было бы начать словами потому что или так как: когда? что? почему? где? куда? зачем?

– Перестройте предложение в вопросительное, задав
к нему вопрос почему? Запишите его.

Оказывает помощь третьему «круглому столу», если у учащихся возникнут затруднения в замене местоимения существительным.

– Обсудите в группе ответ на поставленный вопрос.
Кратко запишите его в тетрадь

Выполняют задание.

При затруднении обращаются к толковому словарю.

Отвечают на вопросы.

– Задать вопрос.
Выполняют задания.

Представители каждого «круглого стола» зачитывают свои ответы в той же последовательности, как расположены предложения в эпиграфе

Владеют способами конструктивного взаимодействия
со взрослым и сверстниками, а также навыками работы со справочной литературой.

Владеют навыками групповой работы.

Формулируют ответы на вопросы

2. Игра «Кто быстрее?»

– Итак, мы, носители русского языка, должны гордиться тем, что наш язык – один из развитых языков мира. Что означает слово развитой? Давайте обратимся за объяснениями к толковому словарю, нашему верному помощнику. Та группа, которая быстрее найдет слово развитой в словаре, зачитывает его значение.

– Прочитайте упражнение 1 на с. 4 и ответьте на вопрос:

в чем наш язык достиг высокой степени развития?

Внимательно слушают. Работают со словарной статьей.

Выполняют задание, отвечают на вопрос

Владеют навыками работы со справочной литературой.

Формулируют ответы на вопросы

3. Систематизация и обобщение знаний о разделах языкознания.

– Назовите известные вам разделы языкознания. Внимание! Подсказку можно найти в учебнике: в содержании или на обложке.

– В упражнении 1 доказательства того, что русский язык – развитой, мы только что прочитали. Но слово нужно подтверждать делом. Поэтому далее нам предстоит разгадать загадки каждого раздела языкознания: фонетики, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса.

Отвечают на вопросы, выполняют задания.


Владеют способами конструктивного взаимодействия
со взрослым и сверстниками.

Используют навыки групповой работы.

1) Фонетика.

– Что изучает фонетика?

Задания, представленные для обсуждения каждому «круглому столу»:

– Почему в тексте упражнения 1 говорится о таком количестве звуков, ведь в алфавите только 33 буквы?

– Ученику дали задачу написать слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. Он выполнил это задание так: тот, дед, шалаш. Правильно ли выполнено задание? Докажите свой ответ, сделав фонетический разбор этих слов.

Отвечают на вопросы.

Формулируют ответы на вопросы.

Владеют логическими действиями: анализом, синтезом, обобщением, классификацией

2) Морфемика
и словообразование.

– Что изучают морфемика и словообразование?

– Наверное, вам не раз встречались слова, в которых было трудно вычленить морфемный состав. Попробуйте, например, найти корень в слове обуть. Эта проблема возникла из-за того, что со временем стыки между отдельными частями слов стали невидимыми, потерялась какая-либо буква или откуда-то появилась другая. Восстановите исторический процесс возникновения слов, собрав их в группы по три карточки. (См. Ресурсный материал.)

Выполняют задание.

Ответы: 1) не есть, слияние в «несть», нет;

2) доблии, «храбрые», доблесть; 3) ряхая, опрятная, неряха; 4) сей день, слияние в одно слово, сегодня; 5) бул, шишка, «ком», булыжник; 6) горн, исчезновение буквы р, гончар.




3) Лексика.

– Что изучает лексика?

– Из текста упражнения 1 мы узнали, что в русском языке очень много синонимов. В рамочке приведены два словосочетания: развитый ребенок и развитой язык. Составьте синонимический ряд с каждым прилагательным.

Отвечают на вопросы, выполняют задание




4) Морфология
и синтаксис

– Что изучает морфология? Синтаксис?

– Найдите третье « лишнее»:

а) существительное, подлежащее, прилагательное;

б) глагол, обстоятельство, сказуемое;

в) дополнение, определение, существительное.

– Какими частями речи являются эти слова: светило,
пекло
?







IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

– Как вы понимаете значение слова развитой?

– Почему русский язык – один из развитых языков мира?

– Почему каждый человек должен любить, беречь свой родной язык?

– Считаете ли вы, что сведения, полученные на уроке,
являются важными для вас? Где вам могут пригодиться эти сведения?

– Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание: выполнить упражнения 2, 3

Отвечают на вопросы.

Делают выводы и обобщения.

Проводят самоанализ своей деятельности на уроке

Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

Владеют навыками самоанализа учебной деятельности



Ресурсный материал

Карточки




Урок 2. ЯЗЫК, РЕЧЬ, ОБЩЕНИЕ (с. 5–7)

Тип урока: постановка и решение учебных задач

Педагогические задачи: актуализировать знания о языке и речи; создать условия для обобщения и систематизации знаний обучающихся по культуре речи, полученных в 5 классе; способствовать развитию коммуникативных навыков, навыков работы с учебником и справочной литературой; содействовать совершенствованию умения определять ошибки в общении и избегать их в сходных речевых ситуациях

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц

Метапредметные:

познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Личностные: понимают, что рус-

ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей

русского народа, осознают определя-

ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ-

ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения

школьного образования; осознают
эстетическую ценность русского язы-

ка, проявляют уважительное отноше-

ние к родному языку, гордость за него,

стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: пословицы, эпиграф к уроку


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Постановка учебной задачи

– Ребята, на прошлом уроке мы говорили о той роли,
которую играет русский язык в мире. А как же появился язык?

Обращает внимание на пословицу: Язык мой – враг мой: прежде ума глаголет.

– Как вы думаете, ребята, о какой форме языка говорится в пословице?

Побуждает к обсуждению.

Правильно, о речи. Сегодня мы с вами попробуем выяснить, как язык и речь связаны друг с другом, какую роль в жизни человека играет общение

Внимательно слушают, высказывают гипотезы
о появлении языка.


Принимают участие в обсуждении.

Делятся на рабочие группы

Принимают и сохраняют учебные задачи

II. Работа по теме урока.

1. Работа с эпиграфом

– Обратите внимание на эпиграф к уроку: «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения».
Эти слова принадлежат французскому писателю Антуану де Сент-Экзюпери. Вдумаемся в их смысл. А поможет нам в этом материал учебника на с. 5–6.

– Докажите справедливость утверждения А. де Сент-Экзюпери, пользуясь справочным материалом учебника.

– Обсудите в группе ответ на поставленный вопрос.

Кратко запишите его в тетрадь

Внимательно слушают.
Выполняют задание. Участвуют в обсуждении.
Представители каждой группы зачитывают свои
ответы

Владеют способами конструктивного взаимодействия.

Применяют навыки работы со справочной литературой

2. Игра «Кто быстрее?»

– В народе сложились свои неписаные правила поведения. Сейчас мы попробуем себя в роли знатоков фольклора. Предложенные вам пословицы разделены пополам.(См. Ресурсный материал.) Нужно совместить «поло-

винки», получить целое высказывание, понять его смысл и подумать, какое правило общения можно сформулировать

Внимательно слушают. Работают с ресурсным материалом, разбитым на блоки.

Выполняют задание, отвечают на вопрос.

Ответы:

По блоку 1:

Слова, особенно добрые, хорошие, обладают большой силой.

Нужно почаще говорить их друг другу.

По блоку 2:

Необдуманные, обидные слова могут навредить, обидеть другого человека

Владеют навыками работы с дидактическим материалом.

Формулируют ответы на вопросы

3. Систематизация и обобщение знаний по теме урока.

Выполнение упражнений 4–6

– Обратите внимание на задание упражнения 5. О каких видах речи говорится в стихотворении? Как содержание стихотворения перекликается с нашими выводами о правилах общения?

– Спишите стихотворение, подчеркивая сравнения, позволяющие автору более точно выразить свою мысль.

Организует выполнение упражнений 4, 6. По итогам
работы подводит обучающихся к выводу о том, что речь бывает устной и письменной, служит для передачи как точной информации, так и эмоционального отношения к событию. В этом случае в речи появляются средства художественной выразительности, позволяющие образно и ярко передать мысль рассказчика слушателям

Отвечают на вопросы.


Выполняют задания. При необходимости советуются с членами группы, учителем.

Участвуют в обсуждении итогов работы.

Выполняют задания. При необходимости советуются с членами группы, учителем.

Участвуют в обсуждении итогов работы, выдвигают гипотезы

Владеют способами конструктивного взаимодействия.

Применяют навыки групповой работы.

Формулируют ответы на вопросы.

Владеют логическими действиями

III. Итог урока.
Рефлексия
учебной деятельности


– Авторы учебника говорят нам о том, что чем лучше мы владеем языком, тем лучше общаемся. Как вы считаете, смогли ли мы нашей работой на уроке обосновать справедливость этого утверждения?

– Считаете ли вы, что сведения, полученные на уроке,
являются важными для вас? Где вам могут пригодиться эти сведения?

– Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание: составить диалог «Встреча друзей» с использованием правил общения

Отвечают на вопросы.

Делают выводы и обобщения.
Проводят самоанализ своей деятельности на уроке.

Записывают задание, задают уточняющие вопросы

Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

Владеют навыками самоанализа учебной деятельности




Ресурсный материал

Пословицы

Блок 1







Блок 2

1. Доброе слово

2. Доброе слово

3. Ветры горы разрушают,

4. От доброго слова

язык не усохнет.

железные ворота откроет.

и кошке приятно.

слово народы подымает.







1. Слово – не воробей,

2. От одного слова

4. Слово – не стрела,

5. Долго думал

да хорошо сказал.

а пуще стрелы ранит.

да навек ссора.

вылетит – не поймаешь.


Уроки 3–4. СИТУАЦИЯ ОБЩЕНИЯ (с. 7–11)

Тип урока: постановка и решение учебных задач

Педагогические задачи: создать условия для формирования навыков культуры общения у обучающихся; дать представление о простом анализе
речевых ситуаций; способствовать развитию умения выбирать интонацию в устной речи, навыков работы с учебником и справочной литературой;
содействовать воспитанию уважительного отношения к родному языку

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц

Метапредметные:

познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Личностные: понимают, что рус-

ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей

русского народа, осознают определя-

ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ-

ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения

школьного образования; осознают
эстетическую ценность русского язы-

ка, проявляют уважительное отноше-

ние к родному языку, гордость за него,

стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: эпиграф к уроку, высказывания-эпиграфы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30