Файл: 31. Охарактеризуйте советскую форму казахской государственности. 26 августа 1920 года Советское правительство издало декрет Об образовании Киргизской Автономной Советской Социалистической Республики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

31.Охарактеризуйте советскую форму казахской государственности.26 августа 1920 года Советское правительство – издало декрет «Об образовании Киргизской Автономной Советской Социалистической Республики» в составе РСФСР. Декрет определил территорию Казахстана, установив, что органами управления являются местные Советы депутатов. С 4 по 12 октября в Оренбурге состоялся Учредительный съезд Советов Казахской АССР. На съезде принята «Декларация прав трудящихся КазАССР». Декларация служила в качестве Конституции республики до 1937 года, когда впервые была принята Конституция Казахской Советской Социалистической Республики. Город Оренбург стал первой столицей автономной республики. В 1925г.столица была перенесена из Оренбурга в г.Ак-мечеть. 15-19 апреля 1925 года в г.Ак-мечеть состоялся 5 съезд Советов Казахской АССР, на котором впервые присутствовали все представители. На съезде было восстановлено название народа-казахи. Вследствие чего Киргизская ССР переименована в Казахскую АССР, город Ак-Мечеть стал называться Кызыл-Орда. Столица республики была перенесена из Оренбурга в Кызыл-Орду. Таким образом, объединение всех казахских земель имело огромное историческое значение

32.Охарактеризуйте особенности образовательных учебных заведений, действовавших на территории Казахстана в XIX - начале ХХ века. Образовательные учебные заведения Казахстана в 19 веке— начало 20 веках делилось на 3 этапа: 1)традиционный;2)новометодный;3)светские школы. До середины 19 века казахские дети обучались в традиционных школах которые делились на 2 этапа: Первый мектебы-это мусульманское начальная школа. Учились с 6 до 17 лет. обучали детей чтению, письму, грамматике и исламу. Второй медресе- учились с 17 лет -это учебное заведение дающее среднее мусульманское образование. преподавали астрономию, философию, математику и историю. функцию учителя выполнял мулла. обучение велось за счет финансовых средств родителей. мусульманские мектебы в основном посещали мальчики. С 1870г.в медресе обязательно преподавались основы русского языка. в начале 20 века произошли изменения в мусульманском образовании под влиянием джадистов, появляются новометодные школы. джадисты предлагали заменить буквослогательный метод обучения звуковым. если раньше по слогам обучали чтению до 3 лет, то теперь по звукам всего за 2-3 месяца. В новометодных школах был лучший состав учителей. Первый мектеб был открыт в Туркестане в 1900г.

33.Охарактеризуйте особенности Ботайской культуры. Батайская культура существовала в 30700— 3100 годах до нашей эры на севере Казахстана. На поселении Ботай за весь основной период его существования, древними людьми было построено не менее 250 жилищ. Они располагались группами, часто примыкали друг к другу. Все постройки разделяются на жилые и хозяйственные. в каждом жилище был один очаг, расположенный на полу, в центре. Не исключено, что в таких жилищах жили родственные общины. Она могла насчитывать от 40 до 50 человек. Коллективные разнополые захоронения подтверждают вероятную возможность существования семейно-хозяйственных общин. Многочисленную группу составляют изделия из сланцев, известняка, гранита. Широко использовалась разнообразная керамическая посуда. Примечателен набор костяных орудий: серпы и косы из костей нижних челюстей лошадей, землеройные орудия, инструменты по обработке дерева, иглы, шилья и другие ткацкие инструменты, штампы, гарпуны. Это свидетельствует о наличии земледельческих навыков и развитой системе домашних промыслов. Многие орудия и предметы имеют на своей поверхности орнаментальные рисунки, загадочные знаки и линии. Но основной примечательной особенностью находок на поселении Ботай является огромное количество костных остатков. Они находятся везде - и на поверхности земли, и в земле, и в заполнении стен жилищ, и на полу жилищ, и в хозяйственных ямах. лишь сотая часть остатков - это кости зубра, лося, косули, сайги, тура (мелкого), медведя, лисицы, корсака, бобра, сурка, зайца, кабана. Основная же, подавляющая масса костей принадлежит останкам лошади, что является одним из главных признаков одомашнивания. В становлении Ботайской культуры сыграли большую роль племена, населявшие территории между реками Жайык и Иртыш.

34.Определите, в чем заключается историческая преемственность Ак Орды и Казахского ханства.Улус Орда Ежжена, старшего сына Джучи, носил название Белой Орды – Ак Орда. Золотоордынские правители практически не вмешивались в дела Ак Орды и она, по сути, была независима. Возвышение Ак Орды произошло при Урус хане.Он объединил все земли левого крыла джучидов, вернул Ак Орде присырдарьинские города и, прежде всего, столичный город Сыгнак. Затем он присоединил бывшую Кок Орду шибанидой – Западный Казахстан. После смерти Урус хана объединил весь улус Джучи под своей властью –Токтамыш, а потомки Урус хана стали бороться за восстановление своей власти в Ак Орде. Бараку, потомку Урус хана, удалось на пять – шесть лет объединить Восточный Дешт – и – Кыпчак, но после его гибели в 1428 году Ак Орда распалась. Огромная территория, объединенная Урус ханом, была и этнической территорией казахов, и государственной территорией будущего Казахского ханства. Именно поэтому Ак Орда Урус хана считается первым казахским государством. Казахская государственность была основана на единстве территории, власти и народа , объединенного родоплеменной системой . Казахское общество управлялось с помощью институтов политической власти- хана, биев, курултая, улусов. Наблюдается преемственность форм государственного устройства, которая связана с характером степной кочевой цивилизации.

35.Охарактеризуйте сакральные памятники Казахстана. Сакральный — значит особо почитаемый священный. Почитание сакральных памятников является народной традицией, сохранение которой важно идентичности. В качестве сакральных памятников выступают природно-ландшафтные объекты, такие как «священные» горы, пещеры, реки, урочища, древние городища, места необычных природных явлений, родовые святилища, курганы и захоронения, объекты религиозного культа, места памятных битв и подвигов, места жизни великих людей, святых, мавзолеи, храмы и иные памятники природного культурного и исторического наследия, где поклонение составляет одно из оснований духовных традиций нашего народа.Особо почитаемые памятники природного наследия (природно-ландшафтные):Гора Улытау.Пик Хан Тенгри.Гора Мұзтау.Гора Казыгурт.Археологические и архитектурные памятники: Боралдайские сакские курганы. Иссыкские сакские курганы. Поселение Ботай. Религиозные и культовые объекты, являющиеся местами поклонения: Мавзолей Х.А. Яссави,Мавзолей Гауhар ана, Мавзолей Арыстан баб.Сакральные места, связанные с историческими личностями:Мемориальный комплекс Кобыланды батыра.Мавзолей Есим хана. Пещера Кенесары.Сакральные места, связанные с историческими и политическими событиями:Место Орбулакского сражения.Место Булантинской битвы. Место Анракайской битвы. На сегодняшний день в Казахстане насчитывается около 35 тысяч архитектурных, археологических и исторических памятников.

36.Охарактеризуйте особенности устройства юрты кочевника. Объясните, почему у казахов получил распространение не конический а полусферический тип юрты? Юрта – жилище казаха, удобный и практичный дом, который легко собрать и транспортировать во время кочевых переходов от пастбища к пастбищу. Это символ культуры Казахстана. Само слово «юрта» можно перевести как родина, отечество, или даже народ. Юрты, известные сегодня, сформировались около тысячи лет назад, о чем свидетельствуют различные рисунки и рукописи путешественников. Данный тип жилища был широко распространен не только в Казахстане, но и в Кыргызстане, Туркменистане, Монголии. В Казахстане юрты более приземистые из-за сильных степных ветров. По сравнению с другими типами такого рода жилищ она имеет более высокое куполообразное очертание крыши, позволяющее выдержать ураганные ветры, дождь и снежные наносы. Если отвечать на этот вопрос с точки зрения физики и архитектуры, то сооружение круглой формы более устойчив к ветру и другим неблагоприятным погодным условиям. В духовном смысле округлая форма юрты олицетворяет важные божественные элементы, которым поклонялись древние тюрки. Это Небо, Солнце, Земля.

37.Охарактеризуйте первый этап национально-освободительной борьбы казахского народа (конец XVIII века – первая половина XIX века). В истории национально-освободительной борьбы казахского народа важное место занимают восстания Сырыма Датова и Исатая Тайманова-Махамбета Утемисова. Национально-освободительная война под предводительством Кенесары Касымова была самым крупным и длительным по времени восстанием казахов в XIX в., поднявшим на борьбу за независимость все три жуза. Она показала огромные силы сопротивления, имеющиеся у казахского народа. Восстания конца ХѴІІІ – первой половине XIX в. Носили антиколониальный характер. Они вынуждали царское правительство идти на определенные уступки. Восстания терпели поражение из-за раздробленности казахских жузов, разрозненности действий, нерешительности и отсутствия программы

39.Охарактеризуйте Алашскую и Туркестанскую (Кокандскую) автономии как попытку восстановления государственного суверенитета. Казахская интеллигенция предприняла попытку создания автономии — новой формы казахской государственности. и Создали в 1917 г. Во главе с Букейхановым. В прграмме провозглашались либерально-демократические ценности, право частной собственности, равноправие, неприкосновенность, свобода, слова, печати и союзов. Лидеры Алаш Орды отрицательно отнеслись к Октябрьской революции. На национальных окраинах революция носила колониальный характер: она делалась людьми, зараженными шовинизмом и, как правило, игнорировавшими существование мусульманского населения. С начала гражданской войны Алаш Орла встала на сторону белого движения, создав свои военные формирования. Они сражались с Красной Армией, в том числе с ее казахскими частями (А. Иманов., А. Джангильдин). Весной 1919 г, во время наступления армии Колчака, алашордынцы подняли восстание в Тургайской степи. Поражение Колчака, раскол в казахском обществе на “белых” и “красных” и наступление Красной Армии вынудили Алаш Орду вступить в переговоры с Советской властью. Алашордынцы получили амнистии, но автономия Алаш была ликвидирована. Туркестанская (Кокандская) автономия. В ноябре 1917 г. на Туркестанском мусульманском съезде в Коканде была создана Туркестанская (Кокандская) автономия. Во главе ее стояли М. Тыньшпаев и М. Чокаев. В отичие от лидеров Алаш, развивавших идеи национальной автономии, М. Чокаев был сторонником территориальной автономии: автономия должна была объединить все мусульманские народы Центральной Азии. Кокандская автономия была разгромлена отрядами Красной Армии в феврале 1918 г Антисоветское “басмаческое” движение Ферганы не поддержало Кокандскую автономию, так как его лидеры были нацелены не на модернизацию, а на восстановление Кокандского ханства со всеми его архаическими чертами. Лилеры “Алаш” боролись за объединение казахского этноса в нацию и воссоздание казахской государственности в форме автономии в составе демократической России. Основной причиной поражения Кокандской автономии стала утопичность ее либерально-демократической и пантюркистской программы в условиях господства традиционного мировоззрения среди населения Туркестана. Иден “Алаш’” были более реалистичными и повлияли на национальную политику Советской власти.

40.Охарактеризуйте основные этнические группы в процессе изменения этнического состава населения Казахстана в XVIII – начале XX вв. До 20-х годов XIX века почти все население Казахстана составляли казахи. То есть население было моноэтничным. В результате переселения политики Российской импери в Казахстане сложилась полиэтническое население. до 1870 г. большая часть переселенцев состояла составляли казаки, а после этого времени крестьяне. Выделяют несколько этапов переселения славянского населения в казахскую степь до Октябрьской революции 1917 года: 1)вольная переселение 2) казачьи переселение 3) крестьянской переселения. Более активное переселение крестьян на территорию Казахстана произошло после отмены крепостного права в 1861 г. проживало около 60 этнических групп. по переписи в 1897 году в Казахстане проживали более 4 миллионов человек из них 80% составляли казахи. Первыми русскими переселенцами в Казахстане стали казаки и представители военного сословия. Иногда крестьянство пополнялось за счет беглого населения. Украинцы. Первые группы украинцев появились на территории Казахстана во второй половине XVIII века. Это были в основном участники национально-освободительных движений, сосланные в край на рубеже XIX–XX веков, в период массового переселения крестьян из европейской части империи. С развитием торговли между Россией и Казахской степью активизировалось татарское купечество. Благодаря знанию языка, обычаев и обрядов казахов они играли роль посредников в торговых операциях.Первые немцы,появились в Казахстане в XVIII веке в составе военных соединений.Первое переселение дунган на территорию Казахстана состоялось в 1877 году, и часть дунган, спасаясь от преследований китайских властей, добралась до Жетысу. Второе переселение дунган и части уйгуров произошло в 1884 году. В целом в начале ХХ века колониальная политика Российской империи привела к тому, что на территории Казахстана оказались представители различных народов, заметно изменившие национальный состав населения.

41.Охарактеризуйте концептуальные основы национальной идеи «Алаш». В самом начале ХХ века в крае возникло мощное национально-освободительное движение Алаш, призванное объединить казахский народ и восстановить в перспективе традиции государственности. Идея Алаш, выдвинутая Алиханом Бокейхановым, сфокусировалось вокруг ряда положений, которые был изложены в трудах алашских лидеров. Во-первых, земля должна оставаться в введении казахского народа, и не могло идти речи о передачи или продаже ее в частную собственность. Во-вторых, все богатства на земле и под землей должны служить идее казахской государственности. В-третьих, Казахстан должен был обрести полную экономическую самостоятельность, перейдя от сырьевой экономики к производящей, когда из местного сырья изготавливаются готовые на продажу изделия. В-четвертых, в государстве должно быть верховенство казахского языка, культуры, традиционной религии и обычаев. В-пятых, создать национальное государство с опорой на науку, передовые достижения развитых стран.Более подробно алашская идея была изложена в полных версиях Каркаралинской петиции и проекте партии «Алаш», принятой в 1917 г. В Оренбурге.Лидерами партии была разработана программа, состоящая из 10 параграфов. Цель партии – создание Казахской автономии в составе Российской федеративной демократической республики. В программе было объявлено, сто члены федерации «автономны и управляются сами собой на одинаковых правах и интересах». Провозглашались-таки демократические ценности: равноправие, неприкосновенность личности, свобода слова, печати ит.д. Религия отделялась от государства. При этом национальный суд должен был исходить из традиционных обычаев. В проекте партии подчеркивалась принадлежность земли казахскому народу и категорический отказ от ее продажи. Идеи Алаш получили широкую поддержку своего народа и не потеряли своей актуальности и по сей день.

42.Охарактеризуйте родоплеменную организацию казахского общества. Родоплеменная организация –характерная черта кочевого общества. Каждый казах был членом определенного рода, входившего в племя , объединявшее несколько родов. Существовала иерархия жузов, отразившаяся в их названиях. В Старший жуз входили племена: жалаир, ошакты, канглы, шанышклы, дулат, албан, суан, шапрашты, сарыуй-сын, ергели, ысты. Средний жуз составляли племена: аргын, найман, кыпчак, керей, конрад. Казахи Младшего жуза подразделялись на три крупных объединения: алимулы, байулы и жетыру. Сильные(старшие) роды и племена выступали в качестве ядра казахских государств. В случае военной опасности жузы объединялись под руководством одного хана. Таким образом Родоплеменная организация казахов играла важную стабилизирующую роль, поскольку регулировала порядок организации и совместной деятельности казахов как этноса. Она поддерживала порядок в Степи и само существование казахской государственности.Казахи объединялись в роды и племена, объединенных в три жуза. Старший, Средний и Младший жузы с помощью общей генеалогической традиции объединяли казахский народ.

43.Охарактеризуйте экономическую политику большевиков в первые годы Советской власти. Экономическую политику большевиков первых лет советской власти, 1918–1921 годов, называют военным коммунизмом. Её суть заключалась в максимальной национализации промышленности и сельского хозяйства одновременно с запретом частной торговли и сворачиванием товарно-денежных отношений. Такая политика преследовала несколько целей, в том числе идеологических, то есть строительство социализма и укрепление власти большевиков. Начало военного коммунизма.Сразу после Октябрьской революции большевики сделали ставку на национализацию и проведённый ими комплекс мероприятий получил название «красногвардейская атака на капитал». Декрет от 14 декабря привёл к тому, что банковское дело было объявлено государственной монополией. Власти провели конфискацию денежных средств и сбережений у жителей — золота, серебра, банкнот. Для малых вкладов были установлены снятия денег со счетов, хотя их и так съедала инфляция.Политика военного коммунизма объяснялась и борьбой с контрреволюцией, источником которой считали буржуазное руководство фабрик и заводов. Первым национализированным предприятием стала Ликинская мануфактура во Владимирской губернии 17 ноября 1917 года.К марту 1918 года было национализировано 836 предприятий. Декрет о национализации сахарной промышленности был издан 2 мая 1918 года, а нефтяной — 20 июня. К осени 1918 года большевики установили контроль над 9500 предприятиями. От военного коммунизма к НЭПу Большевики ставили целью национализировать собственность капиталистов на средства производства. Таким образом, к апрелю 1919 года были национализированы почти все предприятия, где было более 30 рабочих. Национализация средней промышленности была завершена к началу 1920 года, и это совпало с разгромом основных сил Белого движения.Для контроля над внешней торговлей в декабре 1917 года был создан Наркомат торговли и промышленности, а с апреля 1918 года она стала государственной монополией. Одновременно с этим власти национализировали торговый флот акционерных обществ и торговых домов. Сама внешняя торговля в годы Гражданской войны пришла в упадок и заново потоки экспорта и импорта восстанавливали в 1920-е.

44.Охарактеризуйте развитие материальной культуры казахского народа. Материальная культура казахского народа связана со скотоводством и земледелием, производством предметов быта, орудий труда, конской упряжи и прикладным искусством. Практически все необходимое для кочевой и оседлой жизни производилось внутри казахского общества народными мастерами-умельцами. .У казахского народа было очень развито прикладное искусство: ткачество, изготовление войлока и напольных и настенных войлочных ковров из него. Из кости, рогов и копыт животных умельцы делали различные поделки и использовали их для украшения домашней мебели, музыкальных инструментов, а из металла и дерева – домашнюю утварь, посуду, мебель. После присоединения к России казахи частично стали переходить на оседлый образ жизни. К женским видам ремесла относились обработка овечьей и верблюжьей шерсти и прядение из нее ниток, а затем ткание напольных ковров – алашей, изготовление войлочных ковров. Мужчины обычно занимались изготовлением различных бытовых изделий из кожи, серебра и другого сырья, которые отличались практичностью и высоким качеством. Из меха и шкур животных шили разнообразные шубы. Из козьих шкур выделывали замшу и шили из нее халаты. Из верблюжьей шерсти скатывали плащей. Изготовление войлока было важной частью жизни кочевника, так как он широко использовался в быту. К примеру, из него создавали текеметы. В казахском обществе издревле было развито кузнечное дело. Кузнецы были уважаемыми людьми, они знали секреты плавки и ковки металла и могли делать самые разнообразные предметы. Оружейники изготавливали сабли, кинжалы, мечи, наконечники стрел и пик, даже фитильные ружья.Гончары производили различную керамическую посуду, такую как кувшины, большие и маленькие чашки и др. Их украшали разными геометрическими узорами. Такие мастера очень ценились и были уважаемы в обществе. Как правило, этим ремеслом занимались мужчины. 45.Охарактеризуйте процесс формирования Тюрского каганата. Тюрские империй и государства продолжили традиции кочевой государственности, начатые саками, кангюями,усунями и гуннами, создав классические образцы кочевых государств.После распада Гуннской империй на территорий Центральной Азии начался политогенез у преемников гуннов-тюркских племен.Их консолидация(объединение) в середине 1 тысяч.привела к появлению в Великой Степи новых кочевых империй-тюрских каганатов. Тюркские каганаты были кочевыми империями, объединившими не только тюркские племена, но и другие племена и оседлые народы. Центробежным тенденциям племен тюркские империи противопоставляли общеимперскую структуру, идеологию, единый язык и единую письменность. Тюрскии каганат 552-603. Объединение) тюрков произошла под руководством рода ашина, их вождем стал Бумын, носивщий титул Великий ябгу.552 г. Бумын был поднят на белой кошме и провозглашен каганом.

46.Бумынктеризуйте этапы этногенеза на территории Казахстана. Этапы формирования казахского народа можно разделить на два больших этапа: индоевропейский и тюркский. Первый этап этногенеза на территории Казахстана охватывает эпоху бронзы и железа. В эпоху бронзы (2 тысячелетие до н. э.) жили андроновцы европеоидного типа и индоевропейской языковой семьи. В период железа расселяются саки, сарматы и уйсуны и, по мнению ученого-антрополога О. Исмагулова, их черты лица схожи с обликом андроновцев. Однако с вторжением на территорию Казахстана с востока гуннских племен и смешением их с местными племенами появляются монголоидные признаки. Второй, основной, этап связан с образованием тюркских государственных объединений в VI–XIII вв. Тюркские племена, смешиваясь с потомками древних саков, сарматов, уйсунов, кангюев, изменили лингвистическую и антропологическую обстановку: увеличили долю монголоидных черт в облике населения и распространили тюркский язык как основной. Монгольское нашествие в начале XIII века нарушило процесс формирования казахской народности. На казахской земле появились новые племена конратов, мангытов и барласов, которые впоследствии стали тюркоязычными. Из-за нашествия было разрушено хозяйство, сопровождалось опустошением земель, массовым истреблением и угоном населения, гибелью городов и оседлых поселений, очагов земледелия и ремесленного производства, разграблением и уничтожением материальных и культурных ценностей. У тюркских родов и племен после монгольского нашествия усилилась монголоидность антропологического облика. И такая ситуация привела к замедлению процесса сложения казахов как народности, оно было отброшено на 150–200 лет вперед. Третий, завершающий, этап связан с историей образования и укрепления государств послемонгольского периода: Ак Орда, ханство Абулхаира, Ногайская Орда и Могулистан. В этническом формировании казахского народа главную роль сыграли племена Ак Орды, в составе ее населения преобладали кыпчаки, и вокруг них группировались родственные племена, их называли узбеками. Жителей Ногайской Орды называли мангытами или ногаями. В письменных источниках население Могулистана называли могулами, и среди племен наиболее многочисленными были племена уйсунов, часто вместо названия «уйсуны» в письменных источниках употребляли «дулаты». Таким образом, существовавшие в XV веке на территории Казахстана ханства по этническому составу, языку, хозяйству, обычаям и традициям были схожими друг с другом. Все условия и предпосылки формирования казахской народности сложились в XIV–XV вв. Процесс завершается с образованием Казахского ханства. На основе схожести языков этих племен формируется единый казахский язык, и население приобретает единый монголоидный антропологический тип.

47.Охарактеризуйте концептуальные основы национальной идеи «Алаш»В самом начале ХХ века в крае возникло мощное национально-освободительное движение Алаш, призванное объединить казахский народ и восстановить в перспективе традиции государственности. Идея Алаш, выдвинутая Алиханом Бокейхановым, сфокусировалось вокруг ряда положений, которые был изложены в трудах алашских лидеров. Во-первых, земля должна оставаться в введении казахского народа, и не могло идти речи о передачи или продаже ее в частную собственность. Во-вторых, все богатства на земле и под землей должны служить идее казахской государственности. В-третьих, Казахстан должен был обрести полную экономическую самостоятельность, перейдя от сырьевой экономики к производящей, когда из местного сырья изготавливаются готовые на продажу изделия. В-четвертых, в государстве должно быть верховенство казахского языка, культуры, традиционной религии и обычаев. В-пятых, создать национальное государство с опорой на науку, передовые достижения развитых стран.Идеи Алаш получили широкую поддержку своего народа и не потеряли своей актуальности и по сей день

49.Охарактеризуйте роль Великого Шёлкового пути в развитии городской культуры на территории Казахстана. Значительную роль в налаживании торговли между народами и странами, сближении культур, развитии городов в Казахстане сыграл Великий Шелковый путь, который проходил и по его территории. Крупнейшая караванная дорога начала функционировать во II веке до н. э., когда из Китая были проложены торговые пути в сторону Средиземноморья. Часть Великого Шелкового пути проходила по территории Южного Казахстана и Жетысу. Из Жетысу Великий Шелковый путь пролегал на Восток, а из Южного Казахстана – на Запад, поэтому Казахстан стал связующим звеном на пути взаимовлияния и взаимообогащения культур Востока и Запада. Развитие торговли привело к появлению своих монетных систем, обмену монетами разных стран. В XI–XIII веках свои монетные дворы появились в Отраре, Испиджабе, Таразе, Женте, Коялыке и других городах. В них чеканили пулы (медные монеты), дирхемы (серебряные) и динары (золотые). Великий Шелковый путь, проходивший по территории Казахстана, способствовал по- явлению и развитию ряда небольших и крупных городов.
51.Охарактеризуйте политические институты Казахского ханства. Казахское общество управлялось с помощью институтов политической власти- хана, биев, курултая, улусов. Провозгласить ханом можно было только султана- прямого потомка Чингисхана. Огромные права хана вытекали из его функций верховного правителя, главнокомандующего и верховного судьи: право распоряжаться территорией ханства, право объявления войны и мира, право ведения переговоров с иностранными государствами, право казнить и миловать, право издавать законы и приказы. Султаны участвовали в управлении государством и управляли выделенными им улусами. Правление в улусах давало султанам право распоряжения территорией. Чингизиды участвовали в государственных делах, приезжая на ежегодные курултаи.Курултай был общим собранием знати, на котором решались все важные общественные дела.Вся власть на местах принадлежала биям. Наиболее влиятельные бии составляли совет при ханах, и, таким образом, они не только участвовали в управлении государством, но и подчас имели решающий голос. Представители родов и племен- бии – были своего рода «национальным правительством», отстаивающим интересы народа. Бии были и важным элементом власти, и своего рода буфером между верховной властью и народом.

52.Объясните основные задачи перехода к рыночной экономике в первые годы независимости Казахстана. Экономическое реформирование Казахстана началось до обретения независимости. С этого периода в Казахстане стала осуществляться масштабная экономическая модернизация (адаптация). В то время необходимо было быстро развивать экономику и обеспечивать стабильность. В ходе осуществления экономической модернизации в республике были поставлены следующие задачи:-либерализация экономики.-приватизация; развитие предпринимательства.-формирование экономических свободных зон.-привлечение иностранных инвестиций;-создание развитой инфраструктуры;-реформирование финансово-кредитной ссистем.

53.Объясните основные изменения в области образования и науки Казахстана с 1917 года.Одной из самых важных задач в 20—30-е годы было распространение среди населения грамотности и введение всеобщего обязательного начального обучения. Преодоление массовой неграмотности и развитие системы народного образования в Казахстане после октября 1917 г. становились главным направлением культурных преобразований. В 20-е годы были изданы учебники для начальных и средних школ Казахстана, авторами которых были А. Букейханов, К. Сатпаев, Ж. Аймауытов, М. Дулатов, М. Жумабаев и др. Ликвидация неграмотности происходила в условиях острой нехватки средств, дефицита учебников, пособий, школьных помещений. Принципы образования в СССР:1.Обязательность образования для всех детей и подростков4.Свобода выбора языка обучения; обучение на родном языке или на языке другого народа СССР.5.Бесплатность всех видов образования, содержание части учащихся за счет государства.6.Единство системы народного образования и преемственность всех типов учебных заведений, обеспечивающих возможность перехода от низших ступеней обучения к высшим.7.Единство обучения и коммунистического воспитания.9.Научный характер образования, постоянное совершенствование его содержания на основе новейших достижений науки, техники, культуры; обеспечение гуманистического и нравственного характера образования и воспитания; светский характер образования, исключающий влияние религии

54.Объясните очаги древних культур «Великой степи» и их взаимосвязь друг с другом. . Основными очагами древних культур "Великой степи" являются племена: -саков,- уйсуны,- андроновцы,кангюи,гунны. -саков (I тысячелетии до н.э.) Свойственный сакам тип вооружения и конского убора, характерная одежда, «звериный стиль» в искусстве, преобладание скотоводства сформировал особенную “кочевую” культуру. - уйсуны (с III в. до. н. э) Их культура имела генеалогические связи с культурами Китая. - андроновцы (конец III тыс. до. н. э) - носители степных скотоводческих культур эпохи бронзы. - кангюи (III в. до. н. э) у них было развито керамическое производство. Также своя письменность (по обнаруженным памятникам письменности) - гунны (IV в. до. н. э) преобладал также кочевой образ жизни .Археологические исследования позволили установить, что все племена вели приблизительно одинаковый образ жизни (а именно кочевой и полукочевой), имели общий уклад (свои обычаи и традиции) и верования (культ солнца, культ Тенгри.

56.Проанализируйте роль Великого Шелкового пути в возникновении и развитии городов в Казахстане. Великий Шелковый путь сыграл огромную роль в развитии политических отношений, а также способствовал налаживанию экономических и дипломатических контактов государств Азии и Европы. Значительную роль в налаживании торговли между народами и странами, сближении культур, развитии городов в Казахстане сыграл Великий Шелковый путь, который проходили по его территории.Крупнейшая караванная дорога начала функционировать во II веке до н.э. из Китая проложены торговые пути в сторону Средиземноморья.Великий Шелковый путь, проходивший по территории Казахстана,способствовал появлению и развитию ряда небольших и крупных городов как Тараз, Суяб, Испиджаб, Отрар, Туркестан, Сауран. Великий Шелковый путь оказал большое влияние на развитие городов, построенных тюркоязычными племенами вдоль караванной дороги, на состав казахского народа. Торговые взаимоотношения, развитие экономических связей позволили вести взаимовыгодный диалог, обмениваться достижениями культуры и искусства, учиться друг у друга тонкостям ведения хозяйства. Полукочевые тюркоязычные племена стали переходить к оседлости, выращивать, по примеру согдийцев, зерновые, перенимать их традиции и обычаи. Такие виды деятельности, появившиеся в раннем средневековье, до XIII—XIV вв. взаимно дополнили друг друга.

57.Используя карту охарактеризуйте направления и трассы Великого Шелкового пути на территории Казахстана. Значительную роль в налаживании торговли между народами и странами, сближении культур, развитии городов в Казахстане сыграл Великий Шелковый путь, который проходил и по его территории.Крупнейшая караванная дорога начала функционировать во II веке до н. э., когда из Китая были проложены торговые пути в сторону Средиземноморья. Часть Великого Шелкового пути проходила по территории Южного Казахстана и Жетысу. Из Жетысу Великий Шелковый путь пролегал на Восток, а из Южного Казахстана – на Запад, поэтому Казахстан стал связующим звеном на пути взаимовлияния и взаимообогащения культур Востока и Запада. В VI–XШ веках наиболее оживленной трассой стал путь, который проходил следующим образом: Сирия – Персия – Центральная Азия (Средняя Азия) – Южный Казахстан – Таласская долина – Шуйская долина – Иссык-Кульская котловина – Восточный Туркестан. Еще один путь шел из Византии через Дербент в Прикаспийские степи – Мангыстау – Приаралье – Южный Казахстан и далее. Отдельные ответвления пути направлялись через Центральный Казахстан в сторону Западной Сибири, а также в Восточный Казахстан. Маршруты Великого Шелкового пути направлялись вдоль Аральского моря, затем по берегам рек Сырдарьи, Шу, через Жетысу до Джунгарских ворот.Проследив по карте направления и основные трассы, можно сделать вывод: наблюдается как внутренняя разветвленность пути, так и внешняя, поэтому Великий Шелковый путь сыграл огромную роль в развитии политических отношений, а также способствовал налаживанию экономических и дипломатических контактов государств Азии и Европы.

58.Охарактеризуйте успешно развитые отрасли науки Казахстана 1950- 1980 гг. Развитие науки в Казахстане в 50–80-е годы ХХ века. В эти годы все научные учреждения Казахстана делились на две группы: казахстанские и центрального подчинения. Последние подчинялись оборонному ведомству СССР.В Казахстане успешно развивались геологическая, химическая, географическая, медицинская, сельскохозяйственная науки. Благодаря ученым Казахстана удалось построить водоканал Иртыш–Караганда. Ученые-агрономы вывели новые сорта пшеницы. Заметных успехов достигли и в области общественных наук. В 1945 году Постановлением Совета Министров КазССР был образован Институт истории, археологии и этнографии АН КазССР, впоследствии ему было присвоено имя Ч.Ч. Валиханова. В 1957–1959 годах была опубликована «История Казахской ССР» в двух томах. В 1958 году был создан Институт философии и права, в 1961 году – Институт литературы и искусства и Институт языкознания, которому впоследствии было присвоено имя А. Байтурсынова. К концу 50-х годов ХХ века в структуре АН КазССР действовало 50 научно-исследовательских учреждений. К 1985 году Казахская ССР имела более 40 тыс. научных сотрудников.

59.Охарактеризуйте возможности международной программы «Болашак» для молодежи. Компания АО «Центр международных программ» была открыта благодаря Президенту Республики Казахстан Нурсултану Абишевичу Назарбаеву 05.11.93г. Целью данной организации является подготовка высококвалифицированных специалистов узкого профиля для разного сектора экономики страны в целом. Организация создало особую стипендию называемую «Болашак». Для получения которой необходимо пройти академическое обучение и научно-производственные стажировки в различных компаниях и университетах мира.Основными принципами программы «Болашак» являются:• высокий уровень подготовки претендентов;• сохранение положительного имиджа программы в стране и за рубежом;• проведение конкурсного отбора по принципу открытости и справедливости;• направление обладателей стипендии на обучение в лучшие университеты мира.Этот проект стал эффективным механизмом формирования новой национальной интеллектуальной элиты ККазахстана

60.Расскажите о реформах в сфере образования и культуры, проведенных в годы независимости.После получения независимости вследствие глубокого кризиса в экономике наука, культура, система образования республики столкнулись со многими трудностями.В последние годы Национальная академия наук Республики Казахстан по существу потеряла свой статус. Резко сократился штат многих его институтов, и в резуль¬тате сузился круг проводимых научных исследований. Появилась опасность закрытия некоторых научных учреждений. По Указу Президента РК Н.Назарбаева от 24 октября 2003 г. Национальная Академия наук Республики Казахстан была реорганизована в обществен¬ное объединение.С 1997 г. велась политика так называемой «оптими¬зации» бюджетных организаций, в результате которой в 1997—1998 гг. было закрыто множество школ, дошколь¬ных учреждений, библиотек, медицинских объектов. Эти же причины привели в плачевное состояние филармонии и концертно-гастрольные организации, дома культуры, клубы. Был закрыт несколько лет на ремонт Государствен¬ный Академический театр оперы и балета.В годы независимости стало развиваться издательское дело. Ежегодно выходили в свет новые тома энциклопеди¬ческих изданий, которые содержали обширные сведения о родной земле, ее истории и культуре. Среди них — Национальная энциклопедия «Казахстан» (к 2004 г. вышло 5 томов), многотомная "История Казахстана” и "Антология казахского фольклора”. К 10-летию незави¬симости Казахстана вышел энциклопедический справочник "Республика Казахстан”.Народный писатель О.Сулейменов опубликовал произведение «Язык письма», являющееся итогом его многолетнего труда, где исследуются закономерности развития языка на примере распространенных мировых и национальных языков.Книга видного поэта М.Шаханова «Заблуждение цивилизации» стала известна далеко за пределами родины. В романе в стихах автор с глубоким сожалением говорит о деградации человеческой души, потере ценностей, замене их мнимыми, о том, как люди отошли от гуманистических принципов во всех сферах деятельности, вследствие чего цивилизация приходит к духовному банкротству. В рамках мероприятий, связанных с проведением Года Казахстана в России (2003 г.) и Года России в Казахстане (2004 г.), популярные произведения казахских писателей были опубликованы на русском языке в России. Библиотеки Казахстана пополнились новыми произведе¬ниями российских авторов.Наибольший интерес у читателей вызвали роман А.Нурпеисова о трагическом положении Аральского моря и судьбах жителей этого региона «Последний долг», последние две книги тетралогии «Кызыл жебе» («Красная стрела») Ш.Муртазы, философское эссе М.Магауина «Мен», роман-дилогия «Дарабоз» К.Жумадилова, поэтические произведения К.Мырза-Али, Т.Медетбекова, И.Оразбаева и др.Новая опера композитора Е. Рахмадиева «Абылай хан», написанная на либретто А. Кекилбаева, была признана как достижение данного жанра. В области классической музыки А.Мусаходжаева, М.Мухамедкызы, Н.Усенбаева и другие достигли значительных творческих успехов.Однако за период независимого развития республики национальная культура в целом, и художественная литература в частности, не смогли выйти из кризиса, в основном выражающегося в тематической ограниченности. Жизнь и деятельность человека в условиях новых рыночных отношений так и остались вне поля зрения писателей. Грандиозные политические события и явления, связанные с демократическими преобразованиями в обществе, также остались не выраженными через художественные образы наших современников.Реформы в области образования.Основной целью образовательной политики в области дошкольного образования является обеспечение населения доступным и качественным образованием.В 1991 году в республике действовали 8 тысяч детских учреждений; в 1999 году более тысячи. Кардинально ситуация стала меняться в 2010 году с принятием программы «Балапан». В ближайшие годы было введено в действие более 4 тысяч детских садов и мини-центров; в 2018 году действовало уже более 10 тыс. дошкольных учреждений. При поддержке государства получают развитие частные дошкольные учреждения.Среднее образование. (Общеобразовательные школы)В 1997 году была принята программа информатизации, предусматривалось обеспечение школ Республики компьютерными классами. В 1999 г. парламент республики принял в новой редакции «Закон об образо¬вании». Этот документ несколько отличался от прежнего закона, принятого в 1992 г. По новому закону основная школа заканчивается в 9 классе, а 10—11 — являются профильными классами.К началу 2004—2005 учебного года 1—8 классы всех школ республики были обеспечены отечественными учебниками и учебно-методическими комплексами. В 2004 г. была принята Концепция развития образования в Республике Казахстан до 2015 г., где предусматривается введение 12-летнего среднего образования, которое будет реализовываться на трех ступенях по формуле: 4+6+2.С 2003/2004 года выпускники школ стали проходить ЕНТ. Значительно увеличилось количество школ с казахским языком обучения, около 75% выпускников оканчивают школу и сдают ЕНТ на государственном языке.По всей республике стали открываться НИШ, где обучение ведётся по зарубежным аналогам. Открыты казахско-турецкие лицеи, школы для одарённых детей «Зерде». В рамках государственной программы «Дарын» образован республиканский НПЦ «Дарын», имеющий во многих областях республики специальные школы и школы-интернаты для одарённых детейСреднее профессиональное образование.В техническом и профессиональном образовании основным направлением деятельности является создание необходимых условий для обеспечения квалифицирован¬ной профессиональной подготовки обучающихся на уровне требований новейших технологий и в соответствии с развитием рынка труда. Важное место имеет дуальное обучение – один из видов обучения на рабочем месте. В Казахстане внедрено с 2012 года.В 2015 году созданы центры подготовки кадров совместно с Германией, Сингапуром, Канадой, Австрией.В 2017 году началась реализация проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех»В 2019 году около 490 тыс. учащихся проходили обучение в колледжах и техникумах страны.Высшее образованиеПредусматривается коренное структурное изменение и в звене высшего образования. Основная задача – создание сети ВУЗов, обеспечивающих независимость в подготовке кадров, обеспечивающих потребности рынка. 1993 год принят «Закон о высшем образовании», 1994 год- утверждён Государственный Стандарт высшего образования.В 1996 году создан Университет евразийского типа – ЕНУ им. Л. Гумилёва.Основан МКТУ им. Яссауи в Туркестане, первый ВУЗ в Казахстане, получивший международный статус.После присоединения Казахстана в 2010 году к Болонскому процессу отечественное высшее образование приблизилось к европейским стандартам; осуществлён переход на трёхуровневую подготовку специалистов – бакалавр – магистр – доктор.Расширилась сеть военных учебных заведений.В 1993 году учреждена международная стипендия «Болашак».Таким образом, можно сделать вывод, что осуществляемые программы реформирования образования нацелены на улучшение качества образования в стране, поднятие престижа образования, соответствия его международным стандартам. На это нацелена «Государственная программа развития образования и науки на 2020-2025 гг»