Файл: Практическое задание 3, Модуль Недоразвитие речи слушатель Пика Надежда Викторовна Преподаватель Лещенко Светлана Геннадьевна.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО "Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения"
Программа профессиональной переподготовки
Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы по устранению различных нарушений речевой деятельности (1080 ч)
Дисциплина: Развитие речи в норме и недоразвитие речи
Практическое задание 3, Модуль 3. Недоразвитие речи
Выполнил:
слушатель Пика Надежда Викторовна
Преподаватель:
Лещенко Светлана Геннадьевна
г. Москва – 2023
Задание 1. Охарактеризуйте основные признаки фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Приведите примеры из литературы и/или из собственных наблюдений за детьми.
Самые основные признаки ФФНР у детей – это:
-
искажение не6которых звуков; -
замена сложных для артикуляции звуков на простые («р» на «л» и т.д.) -
нечёткое, размытое произношение определённых фонем, вплоть до слияния их в один неразборчивый звук; -
отсутствие разницы между твёрдыми и мягкими, глухими и звонкими звуками.
Логопеды выделяют три основных степени ФФНР:
Легкая. На раннем этапе нарушено распознавание только некоторых звуков, которые ребенок произносит с дефектом. В целом речь ребенка мало чем отличается от сверстников, поэтому родители не всегда обращают внимание на особенности произношения.
Средняя. Дети не различают достаточно много звуков из разных фонетических групп (шипящие, глухие, звонкие). При этом устная речевая функция сформирована нормально.
Тяжелая. На этом этапе у малыша наблюдаются серьезные проблемы с речью. Ребенок не может различать звуки на слух, воспроизводить их, выделять их в слове отдельно, определять их очередность.
Задание 2. Дайте развернутую характеристику уровней речевого развития. Ответ занесите в таблицу.
Уровень речевого развития | Автор, выделивший уровень | Характеристика |
1 уровень | Р. Е. Левина | Дети этого уровня для общения пользуют лепетные слова, звукоподражания, отдельные существительные и глаголы, обрывки лепетных предложений, звуковое оформление которых смазано. Зачастую, в свои «высказывания» ребенок добавляет мимику и жесты. Пассивный словарь значительно превышает активный. малость словарного запаса проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием ребенок обозначает несколько разных понятий («биби» — машина, самосвал, пароход; «бобо» — болит, делать укол). Отмечается также замена названий действий названиями предметов и наоборот («тяпти» — тапки, сандали, обувь;) В речи детей преобладают в основном 1 — 2-сложные слова. При попытке воспроизвести более сложную слоговую структуру количество слогов сокращается до 2 — 3 («ават» — кроватка, «амида» — пирамида, «тика» — электричка). Фонематическое восприятие грубо нарушено, возникают трудности даже при отборе сходных по названию, но разных по значению слов (молоток — молоко, копает — катает — купает). Задания по звуковому анализу слов детям данного уровня непонятны. |
2 уровень | Р. Е. Левина | Кроме жестов и лепетных слов, появляются общеупотребительные слова. Высказывания детей обычно скудны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий. Рассказ по картинке, по вопросам строится примитивно, на коротких фразах, чем у детей первого уровня. При этом недостаточная сформированность грамматического строя речи легко обнаруживается при усложнении речевого материала или при возникновении необходимости употребить такие слова и словосочетания, которыми ребенок в быту пользуется редко. Формы числа, рода и падежа для таких детей не несут смыслоразличительной функции. Словоизменение носит случайный характер, и потому при использовании его допускается много разнообразных ошибок Слова нередко употребляются в узком значении, уровень словесного обобщения очень низкий. Одним и тем же словом могут быть названы многие предметы, имеющие сходство по форме, назначению или другим признакам слов). Ограниченность словарного запаса подтверждается незнанием многих слов, отставание в использовании слов-признаков предметов, обозначающих форму, цвет, материал. Часто появляются замены названий слов, обусловленные общностью ситуаций. При специальном обследовании отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических форм. Много ошибок дети допускают при пользовании предложными конструкциями: часто предлоги опускаются вообще, при этом существительное употребляется в исходной форме . Союзы и частицы в речи употребляются редко. Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы: наблюдаются нарушение в произношении мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, сонорных, звонких и глухих п.); грубые нарушения в передаче слов разного слогового состава. Наиболее типично сокращение количества слогов («таеики» — тарелки). При воспроизведении слов грубо нарушается звуконаполняемость: отмечаются перестановки слогов, звуков, замена и уподобления слогов, сокращения звуков при стечении согласных («ровотник» — воротник, «тена» — стена). Углубленное обследование детей позволяет легко выявить недостаточность фонематического слуха, их неподготовленность к освоению навыков звукового анализа и синтеза (ребенку трудно правильно выбрать картинку с заданным звуком, определить позицию звука в слове и т. д.). |
3 уровень | Р. Е. Левина | Уже сформированная фразовая речь с немногочисленными элементами лексико- грамматического и фонетико- фонематического недоразвития. Свободное же общение крайне затруднено. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в их самостоятельной речи звучат недостаточно четко. |
4 уровень | Т. Б. Филичева | Отсутствие нарушений звукопроизношения, ап имеет место лишь недостаточно чёткое различие звуков в речи. Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют впечатление общей смазанной речи. Незаконченность формирования звуковой структуры, смешение звуков характеризуют недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем. Эта особенность является важным показателем еще не закончившегося до конца процесса фонемообразования. |
Задание 3. Раскройте задачи логопедической работы с детьми с ОНР при разных уровнях речевого развития. Ответ представьте в виде таблицы.
Уровень речевого развития | Задачи логопедической работы |
1 уровень | Развивать понимание обращённой речи, активизировать самостоятельную речевую активность детей и неречевых процессов (внимания, памяти, мышления). |
2 уровень | Развивать речевую активность и понимания речи, лексико-грамматических средств языка, фразовой речи и уточнением звукопроизношения и вызыванием отсутствующих звуков. |
3 уровень | Развивать связную речь, совершенствовать лексико – грамматические стороны речи, закреплять правильное звукопроизношение и фонематическое восприятие. Обращать внимание на подготовку детей к усвоению грамоты. |
4 уровень | Совершенствовать и закреплять произносительные умения, фонематические процессы, лексико-грамматическую сторону речи, развёрнутую фразовую речь; развивать графо-моторные навыки и первичные навыки чтения и письма. |