Файл: Исследование формирования экологических представлений старших дошкольников в процессе ознакомления с сезонными явлениями.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Глава II. Экспериментальное исследование формирования экологических представлений старших дошкольников в процессе ознакомления с сезонными явлениями
2.1. Методику констатирующего эксперимента и анализ его результатов
Работа проводилась на базе ДОУ № 9 «Теремок» г. Абакана. В исследовании принимали участие две группы детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) в количестве 16 человек в каждой.

Цель констатирующего этапа экспериментальной работы: выявить уровень формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о взаимосвязях в природе в процессе ознакомления с сезонными явлениями.

Для достижения вышеназванной цели автор данной работы использовал следующие методики: изучение уровня представлений о явлениях в неживой природе и растительном мире, (Приложение 1), изучение уровня развития знаний о живой природе и человеке (Приложение 2).

При проведении методик констатирующего этапа экспериментальной работы дети обоих групп (контрольной и экспериментальной) показали скудные представления о явлениях неживой природы, растительном и животном мире, жизни человека в связи с изменением времён года. Большинство детей (10 человек в контрольной и 11 человек в экспериментальной группах) различают и называют большое число животных и растений, вычленяют их особенности. Но не могут найти общие признаки между этими растениями и животными. По их мнению, многообразие внешнего строения конкретных живых существ, растений не является обязательным для природы. Знают лишь потребность растений и животных во влаге и пище. Плохо понимают взаимосвязь состояния объекта и среды: часто путают причины и следствие. Например, считают, что ветер дует, потому что деревья шатаются, а дождь идёт, потому что небо серое. Считают, что сезонная одежда людей не защищает от холода, а служит способом принуждения, т. е. одеваться заставляют без причины, а не из-за наступления осени или зимы. Могут установить лишь частные связи и сравнивать объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков даже с помощью воспитателя испытывают затруднение. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями. Например, при наблюдении грозы и выпадения осадков в виде града заинтересовались, почему это произошло.


Четверо детей из контрольной группы и трое из экспериментальной показали средний уровень сформированных представлений, содержащих в себе следующие характеристики. Дети различают большое число объектов природы, вычленяют характерные признаки. Под руководством педагога могут выделить также и существенные признаки. Знают признаки живого, т. е. отличают растения от животных и человека. Устанавливают частные связи. Однако при установлении общих связей испытывают затруднения и могут выделить лишь некоторые общие связи. Например, не всегда называют общим признаком изменения жизнедеятельности живых организмов и растений сезонные изменения (наступление зимы, осени). Умеют при помощи воспитателя сравнивать объекты по признакам различия и сходства. (Например, береза, фасоль, бальзамин и другие растения получают питание из почвы с помощью корней; по стеблю питательные вещества поступают к листьям, цветкам, плодам; растение дышит всеми частями поворачивает листья и цветки к свету. Белка, скворец, гуппи и др. находят пишу сами, для этого у них есть хорошее зрение, слух, обоняние; есть ноги, крылья, плавники и др.) Используют известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладели общими понятиями и общими связями.

Практически незначительное количество старших дошкольников из контрольной и экспериментальной групп показали средний уровень сфомированности знаний и представлений о неживой природе, сезонных явлениях в ней, в растительном и животном мире, в жизни человека (по два человека в контрольной и экспериментальной группах). Эти дети знают основные признаки живого, устанавливают связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Владеют предметными понятиями, которые возможно усвоить в старшем дошкольном возрасте. Самостоятельно устанавливают частные и общие связи. Пользуются наблюдением для познания природы, а также задают вопросы взрослым. Также самостоятельно моделируют признаки объектов и связи. Например, например, у рыбки есть плавники, с помощью которых она плавает, жабры помогают ей дышать в воде; у птицы — ноги и крылья, так как она летает и передвигается по земле, воде, веткам деревьев; клюв нужен, чтобы добыть пищу и питаться, и пр. Показывают взаимосвязь основных функций и их необходимость для существования живых существ. Имеют представления о потребностях конкретных растений и животных в усло­виях среды (свете, воздухе, благоприятной температуре, пище, месте для обитания, защите от врагов). Могут раскрыть связи между средой обитания конкретных живых существ и особенностями их строения, образа жизни. Бережно, заботливо, гуманно относятся к природе, нетерпимо относятся к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Познавательное отношение устойчиво. Эмоционально отзывчивы на красоту природы. Имеют конкретные представления о труде человека по выращиванию растений и животных в городских и сельских условиях в летнее время года, об уборке урожая в осенний период. Знают о труде овощевода, садовника, хлебороба, лесника. У них более конкретизированы представления о различных средах обитания растений, животных: наземной, воздушно-наземной, водной; об основных факторах каждой среды. представления об основных группах растений и животных обобщены, сформированы соответствующие предметные понятия. (Например, рыбы — это животные, которые приспособились жить в воде. У них

обтекаемая форма тела, тело покрыто чешуей и слизью, есть плавники. Это помогает им быстро плавать. Есть жабры, так как рыба дышит воздухом, содер­жащимся в воде. Питаются рыбы разнообразной нищей, которую добывают в воде. Мечут икру или рождают живых маленьких рыбок). При помощи воспитателя могут установить зависимость способов существования конкретных животных, растений, человека от условий окружающей среды и степени удовлетворения их потребностей в разные сезоны. (Например, осенью дни становятся короче, меньше света, снижается температура воздуха, часто выпадают холодные дожди; бывают заморозки, почва промерзает; дуют холодные ветры, иногда идет снег. Растения приспособились к осенним переменам: сбросили листья деревья и кустарники, завяли травы. Плоды и семена продолжат жизнь растений в следующем благоприятном сезоне. В земле остались корни травянистых растений, из которых вырастут новые растения. Животные приспособились к жизни осенью по-разному: насекомые спрятались под кору деревьев, под опавшие листья, в землю; перелетные птицы улетели, так как они питаются насекомыми; звери. — лось, лиса, волк, заяц линяют, у них вырастает теплая шерсть, изменяется ее окраска; это спасает их от холода и от врагов. Белка, еж запасают корм впрок, медведь, еж и другие звери залезают в берлоги, норы и засыпают.)

Итак, проведение констатирующего этапа экспериментального исследования и анализ его результатов позволяют автору данной работы утверждать, что дети старшего дошкольного возраста имеют элементарные знания об изменениях окружающей природной среды, жизни человека в разное время года, существовании растений и животных в сезонный период. Однако у них практически отсутствуют общие связи между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных, человека. Представления о роли человека в природе также достаточно слабы. Кроме того, большинство детей не просто не могут установить причинно-следственные связи с помощью воспитателя
, но и зачастую путают причину и следствия различных природных сезонных явлений.

Результаты проведения обоих методик сведены в таблицу (табл. 2).

Таблица 2

УРОВНИ СФОРМИРОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЗАИМОСВЯЗЯХ В ПРИРОДЕ И СЕЗОННЫХ ЯВЛЕНИЯХ




Уровни формирования представлений

низкий

средний

Высокий

Количество детей

%

Количество детей

%

Количество детей

%

Контрольная группа



















Экспериментальная группа





















Уровни освоения экологических представлений

Низкий. Дети различают и называют большое число животных и растений, вычленяют их особенности. Знают некоторые потребности (во влаге, в пище). Понимают состояние объекта и среды. Устанавливают частные связи, сравнивают объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывают затруднение. Трудовые процессы выполняют не самостоятельно, качество труда низкое. Проявления гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.

Средний. Дети различают большое число объектов природы, вычленяют характерные и под руководством педагога — существенные признаки. Знают признаки живого. Устанавливают частице и некоторые общие связи. Умеют сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Используют известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладели общими понятиями и общими связями. Трудовые процессы выполняют самостоятельно, достигают хороших результатов. Гуманное отношение проявляют, к проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивны.

Высокий. Дети знают основные признаки живого, устанавливают связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Владеют предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливают под руководством педагога и самостоятельно частные и общие связи. Пользуются наблюдением для познания природы. Моделируют признаки объектов и связи. Владеют трудовыми умениями, достигая хороших результатов. Бережно, заботливо, гуманно относятся к природе, нетерпимо относятся к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готовы оказать помощь в случае необходимости. Познавательное отношение устойчиво. Эмоционально отзывчивы на красоту природы.


Приложения

Приложение 1

Методика изучения представлений в неживой природе и растительном мире



Подготовка исследования. Подобрать 4 картинки размером 11,5x8,0 см с изображением явлений природы в четырех временах года; по 4 картинки размером 6x4 см на каждое время года с изображениями явлений, происходящих в неживой природе, в растительном мире (всего 16 картинок). Например, осень: гроздь рябины; желтый лист; кочан капусты; деревья с желтыми, красными и оранжевыми листьями; астра.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 5-7 лет.

Предварительно проводится беседа с детьми по заранее подготовленным вопросам, с помощью которых выясняют представления ребенка о временах года и явлениях в неживой природе и растительном мире:

Когда бывает снег?

Когда опадают листья с деревьев?

Когда появляются подснежники?

Когда

Через 1-2 дня ребенку последовательно показывают 4 большие картинки с изображением времен года, просят назвать, какое время года изображено, и объяснить, почему он так думает. Затем он раскладывает 16 маленьких картинок по временам года.

Через 1-2 дня перед ребенком выкладывают 4 большие картинки и предлагают подобрать маленькие картинки к большим; обращают внимание на объяснения ребенка и на те случаи, когда он относит какую-либо картинку сразу к двум временам года.

Обработка данных. Анализируют полноту представлений ребенка о явлениях неживой природы и временах года. Результаты оформляют в таблицу (табл. 1).

Таблица 1

ПРАВИЛЬНОСТЬ ОТНЕСЕНИЯ КАРТИНОК ПО ВРЕМЕНАМ ГОДА

Возраст детей,

Ф. И. О.


Времена года


Зима


Весна


Лето


Осень


5 — 6 лет






















Приложение 2

Методика изучения развития знаний о живой природе и человеке