Файл: Инструкция по выполнению практической работы выберите класс, тему урока в соответствии с прп и заполните представленную ниже таблицу..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа: разработка технологической карты урока
Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните представленную ниже таблицу. Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Горбунова Л.А.

Место работы

МБОУ «СОШ №71 п.Кедровый Красноярского края»



2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

10 класс

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Морфология. Морфологические нормы. Основные нормы употребления местоимений: формы 3-го
лица личных местоимений, возвратного местоимения себя.

Тема урока

Употребление местоимений в речи.





Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

☐ урок освоения новых знаний и умений

☐ урок-закрепление

☐урок-повторение

☐урок систематизации знаний и умений: Для уроков данного тира лучше всего подходят графики, сводные таблицы, алгоритмы, инфографические материалы, дающие наиболее общее и детализированное представление обо всей теме. Содержательные: выявление уровня знаний учеников по теме (циклу, разделу)

☐ урок развивающего контроля

* комбинированный урок

☐ другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные: способность ощущать эмоциональное воздействие искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по русскому языку; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; готовность осуществлять учебно-исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.


Метапредметные: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне; владеть навыками учебно-исследовательской деятельности; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность: уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности; владеть навыками получения информации.



Предметные: выявление уровня знаний учеников по теме, повторение и обобщение ранее усвоенного материала по теме «Местоимение»; расширение представлений о роли местоимений в речи и о правилах их употребления в соответствии с литературными нормами; совершенствование навыка употребления местоимений в речи; основные нормы употребления местоимений: формы 3-го лица личных местоимений, возвратного местоимения себя.



Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): нормы употребления местоимений, орфоэпические нормы,

Краткое описание: УМК Богдановой Г.А., Виноградовой Е.Мучебник (Богданова Г.А., Виноградова Е.М. «Русский язык» 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и углубленный уровни). – М.: Русское слово), ПК, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку, задания для индивидуальной работы, видеоролик с физкультминуткой.

Основные виды деятельности обучающихся (ФРП СОО РЯ) на уроке:

Различать морфологические нормы русского литературного языка, приводить соответствующие примеры.

Анализировать и характеризовать устный и письменный текст с точки зрения уместности, точности, ясности, выразительности речи, с точки зрения соблюдения этических норм.

Использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи. Осуществлять выбор наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.

(введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)



3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Слайд 1. «УПОТРЕБЛЕНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ В РЕЧИ»

Формы организации учебной деятельности: фронтальная. Беседа.

Ребята,сегодня у нас второй урок по теме «Местоимение». Что мы узнали на предыдущих уроках? Сегодня я рада видеть вас на таком уроке, где каждый имеет возможность выдвигать свои идеи, высказывать какое-либо мнение, с лучшей стороны показывать себя. Кто готов к сотрудничеству? Только никакого уныния и скуки! (последние три предложения написаны на доске).
-Слова какой части речи преобладают в этих предложениях? (Местоимения).

- Почему я начала именно с таких предложений? (Привлечь внимание к этой части речи, показать, что они распространены в речи).

- Где могут пригодиться знания местоимений?( и при выполнении заданий ЕГЭ, и в ежедневной речевой практике).

- Какова же цель нашего урока?(Повторить, закрепить знания о местоимениях, узнать, как правильно употреблять их в речи, т.е. нормы.).

2. Формы организации учебной деятельности: групповая, в парах.

2.1Работа с учебником, справочником, словарем : учащиеся анализируют определение нормы

НО́РМА, -ы, жен.

1. Узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-либо.

Нормы литературного языка.

Войти (прийти) в норму (прийти в порядок, в обычное состояние).

2. Установленная мера, средняя величина чего-либо.

Норма выработки. Норма высева семян. Норма выпадения осадков.

- Какие нормы языка мы знаем?(орфоэпические, лексические, грамматические, нормы орфографии).
Слайд 2. «ПРОВЕРЬ СЕБЯ».

2.2. Орфоэпический марафон. Выполнить тестовые задания по орфоэпии.

1.В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). агЕнт

2). бАлованный

3). дозировАть

4). вербА

2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). донизУ

2). алфАвит

3). баловАть

4). дОнельзя

3.В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). дОкрасна

2). вклЮчен

3). зАвидно

4). аэропОрты

4. каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). жалюзИ

2). дОсуг

3). клеИть

4).вероисповедАние

5.В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). ждАла

2). молЯщий

3). докУмент

4). брАла
Планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено: закрепить знания об орфоэпической норме.


Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового.

Формы организации учебной деятельности: Фронтальная работа. Записать высказывание А. Реформатского в тетрадях и на доске: «Местоимения, как запасные игроки на футбольном поле или дублеры в театре, выходят на арену, когда освобождают место знаменательные слова». Ответить на вопрос: В чем смысл высказывания .?

Формы организации учебной деятельности : Индивидуальная работа ( 2 ученика самостоятельно выполняют задания на доске в едином для всех темпе)

1.Составить план ответа по теме «Местоимение».

2.Заполнить таблицу разрядов местоимений примерами.( в том числе из предложения в начале урока).

Беседа с учащимися по изученному материалу учебника §43, §44.
– Какое место по частоте употребления в речи занимают местоимения?
(учебник: с.223) Третье после существительных и глаголов.
– Чем вы можете это объяснить? Они употребляются вместо именных частей речи, заменяя их и позволяя избегать в речи повторов, а также служат средством связи предложений в тексте.

–Местоимения – это грамматический класс, включающий небольшое количество слов. Подскажите, какое? Не более 75(учебник: с. 223).

Планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено: Повторить теоретическое сведения о местоимениях, их разрядах, употреблении местоимений в речи.


Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься


Формы организации учебной деятельности: Фронтальная (беседа).

  • Заинтересовались ли вы темой урока, считаете ли ее изучение актуальным для себя лично? Почему?

  • Исходя из темы урока, определите цели, которые мы можем поставить на урок. Выберите из списка глаголыи сформулируйте цель.

Ты узнаешь Определить, назвать, объяснить, привести пример

Ты научишься Распределить, найти, объяснить, показать, применить, выбрать, анализировать, выделять, выяснить, объяснить, упорядочить, придумать, выстроить, противопоставить, разделить, сделать вывод


БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.


Слайд 3. «УПОТРЕБЛЕНИЕ ЛИЧНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ С ПРЕДЛОГАМИ»

Местоимения – это грамматический класс, включающий небольшое количество слов. Подскажите, какое? Не более 75(учебник: с. 223).

  1. Формы организации учебной деятельности: групповая (работа в парах).

Учитель в парах предлагает учащимся работу с учебником: Что вы можете рассказать об особенностях личных местоимений, их правописании и употреблении? (учебник: с.229). Составьте тезисы или план статьи учебника.

Планируемые результаты, на достижение которых эти задания направлены: составить тезисы(план) к теме по правописанию местоимений 3 лица с примерами.

(В косвенных падежах с предлогом к местоимениям 3-го лица прибавляется н: у него, к ним, от неё. Прибавления не происхо­дит при производных предлогах благодаря, согласно, вопреки и др.: благодаря ей, согласно ему (неправильно: «вопреки нему», «перед ими»). В родительном падеже местоимение она имеет фор­му неё: у неё сегодня гости (неправильно: «у ней», «у ей»).
Глагол тосковать (и др. глаголы чувства) управляет зависимыми существительными и местоимениями 3-его лица с помощью предлога по; зависимые существи­тельные и большинство местоимений при этом употребляются в дательном падеже: По кому тоскуешь? Тоскую по брату, по сестре, по родным, по ней, по нему, по ним... Однако местоимения мы и вы употребляются в таком значении и в форме предложного падежа: тоскует по нас, по вас (допустимо: по нам, по вам).)

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Слайд 4. «ИСПРАВЬ ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОШИБКУ!»

  1. Формы организации учебной деятельности: Самостоятельна работа. Рассмотрите материал слайда, найдите примеры неправильного употребления местоимений, исправьте грамматическую ошибку. Проверка идет по эталону.

Внутри их, между ими, согласна с ним, ради их, возле него, в отличие от его, сквозь неё, после его, ради него, скучает по нам, за ними, навстречу ему, мимо её, вслед ей, для её, про них, по поводу них, через него, у ней, в отличие от него, вопреки нему, печалиться по ней.

-Учитель спрашивает, как ученики понимают термин «правильность речи». Ученики дают точное определение (соблюдение норм русского литературного языка). 

Работая с материалом слайда, мы столкнулись с языковым явлением. Как оно называется? Что такое СУППЛЕТИВИЗМ? (учебник: с. 232-233) (Образование падежных форм личных местоимений с помощью другой основы: я – меня, мне; ты – тобой, о тебе).


БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Слайд 5. «ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ?»

Формы организации учебной деятельности: работа в мини группах.

Прочитайте текст. В каком предложении выражена его основная мысль? Какие факты её доказывают? Объясните, в каких словах можно увидеть возвратное местоимение себя в усеченном виде.

Знаете ли вы, что...
...система местоимений в древнерусском языке отличалась от современной, но язык сохраняет память о своём прошлом. Личное местоимение 1-го лица единственного числа я имеет индоевропей­ское происхождение. В современном русском языке оно получи­лось из древнерусского язъ, которое отличалось от старославянского азъ наличием начального звука [й]. Так называлась и первая буква старославянского алфавита. Современное слово азбука хранит память об этой форме местоимения.

В русском языке есть следы и других местоимений. Так, в древне­русском языке была более развитая система указательных местоиме­ний, в которую входили и местоимения и, я, е, память о которых сохранилась в окончаниях полных форм прилагательных. Сравним: красна красна-я (красная), красно красно-е (красное). Современный постфикс -ся по своему происхождению является краткой формой возвратного местоимения себя: собе си, собя ся. Личные местоимения 3-го лица он, дна, дно изменили свой разряд. По проис­хождению они тоже являются указательными: он, она, оно исполь­зовались для указания на отдалённый предмет, тогда как местоимения съ, ся, се указывали на близкий предмет. Образованные от них местоимения сей, сия, сие сегодня имеют устаревший характер.


– Следы каких фактов истории местоимений есть в словах: причесаться, умыться, доброе, оная, сейчас, восвояси, ни то ни сё? Аргументируйте ваше мнение.

Планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено: формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами.


Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа. Обсуждение.

– Сложно ли, на ваш взгляд, употреблять местоимение «себя»? Приведите 5 примеров из реальной жизни.

1) Я плохо себя чувствую.
2) Ты думаешь только о себе!
3) А вспомни себя, когда ты был маленьким!
4) Я горжусь собой.
5) Лучше бы я не спрашивал - себе дороже!

Планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено: анализировать речевые высказывания с точки зрения коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, выразительности, соответствия нормам современного русского литературного языка.

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Слайд 6. «ПРАКТИКУМ»

Формы организации учебной деятельности: Индивидуальная работа. Обсуждение. Работа по исправлению речевых и грамматических ошибок, связанная с употреблением местоимений в речи, при подготовке к ЕГЭ.

1.Сестра поступила в артистическую труппу, и она отправляется на гастроли.

2.Мать попросила дочь отнести покупку к себе.

2.Директор попросил Светлану кратко записать свое выступление.

4.Задание, которое получил коллектив, они выполнили успешно.

5.Клавка грозилась матёринцам, что я подожгу всю деревню и страдать из-за вас не собираюсь.

Планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено: анализировать речевые высказывания с точки зрения коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, выразительности, соответствия нормам современного русского литературного языка.

Динамическая пауза. Включить видеоролик с физкультминуткой.


Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания


Слайд 7. «РАБОТА С ТЕКСТОМ»

Формы организации учебной деятельности: групповая (работа в парах)
Не понятая и брошенная далее мужем своим Матрена, схоронившая шесть детей, но на нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, — она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы... Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша. (А. Солженицын.).

Задания:

1.Выписать из Толкового словаря значение слова «праведник». Что хотел сказать Солженицын о героине?

2.Почему автор называет Матрену «тот самый праведник»?

а) она была не понята обществом, одинока, готова помочь каждому бесплатно и без таких, как она, не стояла бы наша земля.

б) она была смешная, общительная и весёлая, похожая на колченогую кошку или фикус.

в) потому что она схоронила шестерых детей

г) она была глупая и непонятливая

3.В каком стиле написан текст? Доказать.

4.Как вы думаете, какова роль местоимений в этом тексте?
Планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено: Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте, находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста, понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение).


Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Формы организации учебной деятельности: работа в группах.

СЛАЙД 8. «ВСЕ ЛЮДИ ХОТЯТ, ЧТОБЫ БЫЛО ПО ИХНЕМУ. НО ПО ИХНЕМУ НЕ БУДЕТ, ПОТОМУ ЧТО НЕТ ТАКОГО СЛОВА»

Задание: Говори правильно!

- ГРУЩУ ПО ВАС ( по ком? П.п)

- СКУЧАЕТ ПО ВАС( по ком? П.п)

-ТОСКУЕШЬ ПО ВАС(по ком? П.п)

- У НЕЁ

- ИХ( кого? Чье?)

- ОБ ЭТОМ – О ТОМ

Составьте предложения: 1 группа с местоимениями: у ее, около их, позади его, к ее

2 группа с местоимениями: у нее, около них, позади него, к ней

Планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено: определять основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические), нормы русского литературного языка.


БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания


БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

  1. Оцените уровень своих знаний о языковых нормах в начале и в конце урока. Определите, какие цели, которые вы поставили в начале урока, удалось достичь.

  2. Выберите из списка глаголы и сформулируйте, каких результатов удалось добиться

Оценивать. Аргументировать. Защитить. Изложить. Измерить. Обсудить. Проверить. Обосновать. Подтвердить. Спрогнозировать


Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Исправьте речевые ошибки в образовании и употреблении местоимений.

1. Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел с него снять шкуру. 2. А.П.Чехов, он родился в Таганроге. 3. Гусь среди их был самый старый и степенный. 4. Мой любимый уголок у стола возле окна, за которым я делаю уроки. 5. Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии. 6. Мы прошли мимо их. 7. При помощи него я смог выучить правило. 8. Я попросил брата отнести книги к себе. 9. Отец велел мне показать свой дневник. 10. В соседнем доме кое-кто играл на рояле. 11. Послышались чьи-либо шаги. 12. Она стала бояться себя самую. 13. Она не придёт: у ней сегодня экзамен. 14. В комнате было много народу. Они громко разговаривали, смеялись. 15. Пёс тоскует по нам. 16. Ничего его уже не интересует.