Файл: Перечень вопросов экзамену по курсу Психология развития и возрастная психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перечень вопросов экзамену по курсу

«Психология развития и возрастная психология»

(бакалавриат)


  1. Предмет, задачи возрастной психологии. Связь возрастной психологии с другими науками, изучающими человека.

  2. Проблема возрастной периодизации психического развития.

  3. Категория возраста в психологии. Структура и динамика возраста.

  4. Психическое развитие: понятие, признаки, типы, основные закономерности.

  5. Категория «детство» в возрастной психологии.

  6. Разрыв биологического симбиоза. Кризис новорожденности.

  7. Развитие в младенчестве: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности.

  8. Сенсомоторное развитие в период младенчества.

  9. Особенности протекания кризиса одного года.

  10. Социальная ситуация развития в раннем возрасте.

  11. Предметная деятельность как ведущий вид деятельности в раннем детстве.

  12. Речевое развитие детей раннего возраста

  13. Развитие восприятия в раннем возрасте.

  14. Развитие мышления у детей раннего возраста

  15. Развитие внимания, памяти, воображения у детей раннего возраста

  16. Предпосылки формирования личности в раннем детстве.

  17. Возникновение стремления к самостоятельности. Кризис трех лет.

  18. Сюжетно-ролевая игра - ведущий вид деятельности дошкольников.

  19. Развития ощущения и восприятия у детей дошкольного возраста.

  20. Развитие памяти у детей дошкольного возраста

  21. Развитие внимания в дошкольном возрасте

  22. Развитие мышления в дошкольном возрасте

  23. Развитие речи детей дошкольного возраста

  24. Развитие воображения в дошкольном возрасте

  25. Развитие эмоциональной сферы дошкольника

  26. Мотивационная сфера ребенка дошкольного возраста

  27. Развитие самосознания дошкольника

  28. Кризис семи лет. Внутренние и внешние проявления кризиса.

  29. Проблема психологической готовности к школьному обучению.

  30. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте.

  31. Развитие восприятия младшего школьника.

  32. Развитие внимания и памяти младшего школьника

  33. Развитие мышления младшего школьника

  34. Развитие речи младшего школьника

  35. Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника

  36. Развитие самосознания младшего школьника

  37. Развитие потребностно-мотивационной сферы младшего школьника

  38. Отношения со сверстниками и взрослыми в младшем школьном возрасте

  39. Характеристика пубертатного кризиса.

  40. «Чувство взрослости» как новообразования пубертатного возраста

  41. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте

  42. Проблема ведущей деятельности в подростковом возрасте

  43. Трудности отдаления подростка от семьи

  44. Особенности взаимодействия подростка с педагогами.

  45. Развитие личности подростка в общении со сверстниками

  46. . Развитие познавательной сферы подростка

  47. Проблема периодизации возрастного развития взрослого человека

  48. Развитие в период юности: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, основные новообразования и линии развития.

  49. Развитие человека в период молодости: социальная ситуация развития ведущий вид деятельности, основные новообразования.

  50. Становление субъекта собственной жизнедеятельности - кризис молодости.

  51. Проблема психического развития человека в период взрослости.

  52. Поиск новых ценностных ориентиров жизни - кризис взрослости.

  53. Развитие человека в период зрелости: социальная ситуация развития ведущий вид деятельности, основные новообразования

  54. Психологические особенности кризиса зрелости.

  55. Возрастные изменения в пожилом возрасте.




Литература:

  1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии

  2. Кулагина И.Ю. Колюцкий Возрастная психология

  3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология

  4. Сапогова Е.Е. Психология развития

  5. Слободчиков В.И. Исаев Е.И. Психология развития человека

  6. Хухлаева Психология подростка

Содержание вопросов, т.е. то, что должно быть освещено в вопросе.


  1. Предмет, задачи психологии развития и возрастной психологии (ПР_ВП). Связь возрастной психологии с другими науками, изучающими человека.

Дать определение психологии развития и возвратной психологии как научной дисциплины. Обозначить специфику связи возвратной психологии с философией, педагогикой, генетикой и физиологией, культурной антропологией и с другими отраслями психологии. Четко определить отличие ПР_ВП от других отраслей психологии. Дать определение ПР_ВП по Обуховой Л.Ф., Слободчикову В.И., Шаповаленко И.В., Сапоговой Е.Е. Теоретические и практические задачи ПР_ВП.


  1. Проблема возрастной периодизации психического развития.

Дать определение возрастной периодизации. Обозначить различные подходу к периодизации возрастного развития. Полно охарактеризовать 3 группы периодизаций по Л.С. Выготскому (по внешнему признаку (1гр), по одному внутреннему(2 группа) и группу, где основанием является сам процесс развития(3 гр)


  1. Категория возраста в психологии. Структура и динамика возраста.

Дайте определение «возраст психологический». Охарактеризуйте кризисный период (Выготский). Определение возраста и структуры возраста по Л.С. Выготскому. Раскройте структурные компоненты возраста психологического (центральные линии развития, побочные линии развития). Охарактеризуйте динамику развития (4 основных момента)


  1. Психическое развитие: понятие, признаки, типы, основные закономерности.

Понятие «развитие». Разграничьте со смежным понятием «рост». Закономерности развития (цикличность, неравномерность, метаморфозы, соотношение процессов эволюции и инволюции). Типы развития (преформированный, непреформированный) Факторы развития. Взаимосвязь факторов развития. Связь обучения и развития. Зона ближайшего развития, уровень актуального развития.




  1. Категория «детство» в возрастной психологии.

Определение «детство» (Кулагина, Малкина-Пых, Обухова) Парадоксы детского развития (Д.Б. Эльконин). Социально-историческая природа детства. Исследования Ариеса. Эволюция детской одежды, живописи, помещений и игрушек для детей). Кроскультурные исследования детства (неофрейдизм, социальный бихевиоризм и д.) Стили семейного воспитания (инфантицидный, бросающий, амбивалентный, навязчивый, социализирующий, помагающий). Детство как социокультурный феномен. Структура детства и ее изменения. Кризисы детства.


  1. Разрыв биологического симбиоза. Кризис новорожденности.



  1. Развитие в младенчестве: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности.



  1. Сенсомоторное развитие в период младенчества.



  1. Особенности протекания кризиса одного года.



  1. Социальная ситуация развития в раннем возрасте.

Характеристика ССР с точки зрения становления речи, ходьбы (прямохождение). Противоречие ССР


  1. Предметная деятельность как ведущий вид деятельности в раннем детстве.

Развитие действий с предметами (стадии). Четыре основных постулата развития совместной деятельности (Д.Б. Эльконин). Основные линии развития предметного действия (Д.Б. Эльконин): 1-я: совместности к самостоятельности, 2-я: ориентации в системе свойств и действий. Типы переносов. Развитие орудийных действий. Эволюция предметного действия ( Гальперин П.Я.). Стадии становления предметного действия (Гальперин П.Я.)


  1. Речевое развитие детей раннего возраста

Словарь ребенка. Синтаксис (предложения). Овладение значением слова. Природа ранних обобщений.. Сужение, расширение значения слов и т.д.


  1. Развитие восприятия в раннем возрасте.

Специфика предметного восприятия. Усвоение формы и цвета. Восприятие предметов по их признаку. Роль внешних ориентировочных действий в восприятии предметов.



  1. Развитие мышления у детей раннего возраста




  1. Развитие внимания, памяти, воображения у детей раннего возраста

  2. Предпосылки формирования личности в раннем детстве.

  3. Возникновение стремления к самостоятельности. Кризис трех лет.

  4. Сюжетно-ролевая игра - ведущий вид деятельности дошкольников.

  5. Развития ощущения и восприятия у детей дошкольного возраста.

  6. Развитие памяти у детей дошкольного возраста

  7. Развитие внимания в дошкольном возрасте

  8. Развитие мышления в дошкольном возрасте

  9. Развитие речи детей дошкольного возраста

  10. Развитие воображения в дошкольном возрасте

  11. Развитие эмоциональной сферы дошкольника

  12. Мотивационная сфера ребенка дошкольного возраста

  13. Развитие самосознания дошкольника

  14. Кризис семи лет. Внутренние и внешние проявления кризиса.

  15. Проблема психологической готовности к школьному обучению.

  16. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте.

  17. Развитие личности младшего школьника.

  18. Развитие восприятия младшего школьника.

  19. Развитие внимания и памяти младшего школьника

  20. Развитие мышления младшего школьника

  21. Развитие речи младшего школьника

  22. Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника

  23. Развитие самосознания младшего школьника

  24. Развитие потребностно-мотивационной сферы младшего школьника

  25. Отношения со сверстниками и взрослыми в младшем школьном возрасте

  26. Характеристика пубертатного кризиса.

  27. «Чувство взрослости» как новообразования пубертатного возраста

  28. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте

  29. Проблема ведущей деятельности в подростковом возрасте

  30. Трудности отдаления подростка от семьи

  31. Особенности взаимодействия подростка с педагогами.

  32. Развитие личности подростка в общении со сверстниками

  33. . Развитие познавательной сферы подростка

  34. Проблема периодизации возрастного развития взрослого человека

  35. Развитие в период юности: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, основные новообразования и линии развития.

  36. Развитие человека в период молодости: социальная ситуация развития ведущий вид деятельности, основные новообразования.

  37. Становление субъекта собственной жизнедеятельности - кризис молодости.

  38. Проблема психического развития человека в период взрослости.

  39. Поиск новых ценностных ориентиров жизни - кризис взрослости.

  40. Развитие человека в период зрелости: социальная ситуация развития ведущий вид деятельности, основные новообразования

  41. Психологические особенности кризиса зрелости.

  42. Возрастные изменения в пожилом возрасте.