Файл: Перечень вопросов экзамену по курсу Психология развития и возрастная психология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Перечень вопросов экзамену по курсу
«Психология развития и возрастная психология»
(бакалавриат)
-
Предмет, задачи возрастной психологии. Связь возрастной психологии с другими науками, изучающими человека. -
Проблема возрастной периодизации психического развития. -
Категория возраста в психологии. Структура и динамика возраста. -
Психическое развитие: понятие, признаки, типы, основные закономерности. -
Категория «детство» в возрастной психологии. -
Разрыв биологического симбиоза. Кризис новорожденности. -
Развитие в младенчестве: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности. -
Сенсомоторное развитие в период младенчества. -
Особенности протекания кризиса одного года. -
Социальная ситуация развития в раннем возрасте. -
Предметная деятельность как ведущий вид деятельности в раннем детстве. -
Речевое развитие детей раннего возраста -
Развитие восприятия в раннем возрасте. -
Развитие мышления у детей раннего возраста -
Развитие внимания, памяти, воображения у детей раннего возраста -
Предпосылки формирования личности в раннем детстве. -
Возникновение стремления к самостоятельности. Кризис трех лет. -
Сюжетно-ролевая игра - ведущий вид деятельности дошкольников. -
Развития ощущения и восприятия у детей дошкольного возраста. -
Развитие памяти у детей дошкольного возраста -
Развитие внимания в дошкольном возрасте -
Развитие мышления в дошкольном возрасте -
Развитие речи детей дошкольного возраста -
Развитие воображения в дошкольном возрасте -
Развитие эмоциональной сферы дошкольника -
Мотивационная сфера ребенка дошкольного возраста -
Развитие самосознания дошкольника -
Кризис семи лет. Внутренние и внешние проявления кризиса. -
Проблема психологической готовности к школьному обучению. -
Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте. -
Развитие восприятия младшего школьника. -
Развитие внимания и памяти младшего школьника -
Развитие мышления младшего школьника -
Развитие речи младшего школьника -
Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника -
Развитие самосознания младшего школьника -
Развитие потребностно-мотивационной сферы младшего школьника -
Отношения со сверстниками и взрослыми в младшем школьном возрасте -
Характеристика пубертатного кризиса. -
«Чувство взрослости» как новообразования пубертатного возраста -
Социальная ситуация развития в подростковом возрасте -
Проблема ведущей деятельности в подростковом возрасте -
Трудности отдаления подростка от семьи -
Особенности взаимодействия подростка с педагогами. -
Развитие личности подростка в общении со сверстниками -
. Развитие познавательной сферы подростка -
Проблема периодизации возрастного развития взрослого человека -
Развитие в период юности: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, основные новообразования и линии развития. -
Развитие человека в период молодости: социальная ситуация развития ведущий вид деятельности, основные новообразования. -
Становление субъекта собственной жизнедеятельности - кризис молодости. -
Проблема психического развития человека в период взрослости. -
Поиск новых ценностных ориентиров жизни - кризис взрослости. -
Развитие человека в период зрелости: социальная ситуация развития ведущий вид деятельности, основные новообразования -
Психологические особенности кризиса зрелости. -
Возрастные изменения в пожилом возрасте.
Литература:
-
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии -
Кулагина И.Ю. Колюцкий Возрастная психология -
Обухова Л.Ф. Возрастная психология -
Сапогова Е.Е. Психология развития -
Слободчиков В.И. Исаев Е.И. Психология развития человека -
Хухлаева Психология подростка
Содержание вопросов, т.е. то, что должно быть освещено в вопросе.
-
Предмет, задачи психологии развития и возрастной психологии (ПР_ВП). Связь возрастной психологии с другими науками, изучающими человека.
Дать определение психологии развития и возвратной психологии как научной дисциплины. Обозначить специфику связи возвратной психологии с философией, педагогикой, генетикой и физиологией, культурной антропологией и с другими отраслями психологии. Четко определить отличие ПР_ВП от других отраслей психологии. Дать определение ПР_ВП по Обуховой Л.Ф., Слободчикову В.И., Шаповаленко И.В., Сапоговой Е.Е. Теоретические и практические задачи ПР_ВП.
-
Проблема возрастной периодизации психического развития.
Дать определение возрастной периодизации. Обозначить различные подходу к периодизации возрастного развития. Полно охарактеризовать 3 группы периодизаций по Л.С. Выготскому (по внешнему признаку (1гр), по одному внутреннему(2 группа) и группу, где основанием является сам процесс развития(3 гр)
-
Категория возраста в психологии. Структура и динамика возраста.
Дайте определение «возраст психологический». Охарактеризуйте кризисный период (Выготский). Определение возраста и структуры возраста по Л.С. Выготскому. Раскройте структурные компоненты возраста психологического (центральные линии развития, побочные линии развития). Охарактеризуйте динамику развития (4 основных момента)
-
Психическое развитие: понятие, признаки, типы, основные закономерности.
Понятие «развитие». Разграничьте со смежным понятием «рост». Закономерности развития (цикличность, неравномерность, метаморфозы, соотношение процессов эволюции и инволюции). Типы развития (преформированный, непреформированный) Факторы развития. Взаимосвязь факторов развития. Связь обучения и развития. Зона ближайшего развития, уровень актуального развития.
-
Категория «детство» в возрастной психологии.
Определение «детство» (Кулагина, Малкина-Пых, Обухова) Парадоксы детского развития (Д.Б. Эльконин). Социально-историческая природа детства. Исследования Ариеса. Эволюция детской одежды, живописи, помещений и игрушек для детей). Кроскультурные исследования детства (неофрейдизм, социальный бихевиоризм и д.) Стили семейного воспитания (инфантицидный, бросающий, амбивалентный, навязчивый, социализирующий, помагающий). Детство как социокультурный феномен. Структура детства и ее изменения. Кризисы детства.
-
Разрыв биологического симбиоза. Кризис новорожденности.
-
Развитие в младенчестве: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности.
-
Сенсомоторное развитие в период младенчества.
-
Особенности протекания кризиса одного года.
-
Социальная ситуация развития в раннем возрасте.
Характеристика ССР с точки зрения становления речи, ходьбы (прямохождение). Противоречие ССР
-
Предметная деятельность как ведущий вид деятельности в раннем детстве.
Развитие действий с предметами (стадии). Четыре основных постулата развития совместной деятельности (Д.Б. Эльконин). Основные линии развития предметного действия (Д.Б. Эльконин): 1-я: совместности к самостоятельности, 2-я: ориентации в системе свойств и действий. Типы переносов. Развитие орудийных действий. Эволюция предметного действия ( Гальперин П.Я.). Стадии становления предметного действия (Гальперин П.Я.)
-
Речевое развитие детей раннего возраста
Словарь ребенка. Синтаксис (предложения). Овладение значением слова. Природа ранних обобщений.. Сужение, расширение значения слов и т.д.
-
Развитие восприятия в раннем возрасте.
Специфика предметного восприятия. Усвоение формы и цвета. Восприятие предметов по их признаку. Роль внешних ориентировочных действий в восприятии предметов.
-
Развитие мышления у детей раннего возраста
-
Развитие внимания, памяти, воображения у детей раннего возраста -
Предпосылки формирования личности в раннем детстве. -
Возникновение стремления к самостоятельности. Кризис трех лет. -
Сюжетно-ролевая игра - ведущий вид деятельности дошкольников. -
Развития ощущения и восприятия у детей дошкольного возраста. -
Развитие памяти у детей дошкольного возраста -
Развитие внимания в дошкольном возрасте -
Развитие мышления в дошкольном возрасте -
Развитие речи детей дошкольного возраста -
Развитие воображения в дошкольном возрасте -
Развитие эмоциональной сферы дошкольника -
Мотивационная сфера ребенка дошкольного возраста -
Развитие самосознания дошкольника -
Кризис семи лет. Внутренние и внешние проявления кризиса. -
Проблема психологической готовности к школьному обучению. -
Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте. -
Развитие личности младшего школьника. -
Развитие восприятия младшего школьника. -
Развитие внимания и памяти младшего школьника -
Развитие мышления младшего школьника -
Развитие речи младшего школьника -
Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника -
Развитие самосознания младшего школьника -
Развитие потребностно-мотивационной сферы младшего школьника -
Отношения со сверстниками и взрослыми в младшем школьном возрасте -
Характеристика пубертатного кризиса. -
«Чувство взрослости» как новообразования пубертатного возраста -
Социальная ситуация развития в подростковом возрасте -
Проблема ведущей деятельности в подростковом возрасте -
Трудности отдаления подростка от семьи -
Особенности взаимодействия подростка с педагогами. -
Развитие личности подростка в общении со сверстниками -
. Развитие познавательной сферы подростка -
Проблема периодизации возрастного развития взрослого человека -
Развитие в период юности: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, основные новообразования и линии развития. -
Развитие человека в период молодости: социальная ситуация развития ведущий вид деятельности, основные новообразования. -
Становление субъекта собственной жизнедеятельности - кризис молодости. -
Проблема психического развития человека в период взрослости. -
Поиск новых ценностных ориентиров жизни - кризис взрослости. -
Развитие человека в период зрелости: социальная ситуация развития ведущий вид деятельности, основные новообразования -
Психологические особенности кризиса зрелости. -
Возрастные изменения в пожилом возрасте.