Файл: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 452

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет

имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения

и социального развития Российской Федерации

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1

на 2010 -2011 учебный год

по дисциплине «Биология с экологией»

для специальности 060101 Лечебное дело

шифр специальности название специальности
«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

д.м.н., проф. С.Ю. Никулина

_________________________

«___» ______________2011 г.

1. Биосфера и человек. Антропогенные факторы. Учение В.И Вернадского о биосфере. Ноосфера - высший этап эволюции биосферы. Медико-биологические аспекты ноосферы.

ОТВЕТ: 1) Современный человек сформировался около 30-40 тыс. лет назад. С этого времени в эволюции биосферы стал действовать новый фактор – антропогенный.

Первая созданная человеком культура – палеолит (каменный век) продолжалась примерно 20-30- тыс. лет; она совпала с длительным периодом оледенения. Экономической основой жизни человеческого общества была охота на крупных животных: благородного и северного оленя, шерстистого носорога, осла, лошадь, мамонта, тура. На стоянках человека каменного века находят многочисленные кости диких животных – свидетельство успешной охоты. Интенсивное истребление крупных травоядных животных привело к сравнительно быстрому сокращению их численности и исчезновению многих видов.

Если мелкие травоядные могли восполнять потери от преследования охотниками благодаря высокой рождаемости, то крупные животные в силу эволюционной истории были лишены этой возможности. Дополнительные трудности для травоядных возникли вследствие изменения природных условий в конце палеолита. 10-13 тыс. лет назад наступило резкое потепление, отступил ледник, леса распространились в Европе , вымерли крупные животные. Это создало новые условия жизни, разрушило сложившуюся экономическую базу человеческого общества. Закончился период его развития, характеризовавшийся только использованием пищи, т.е. чисто потребительским отношением к окружающей среде. В следующую эпоху – неолита - наряду с охотой (на лошадь, дикую овцу, благородного оленя, кабана, зубра, и т.д.), рыбной ловлей и собирательством (моллюски, орехи, ягоды, плоды) все большее значение приобретает процесс производства пищи. Делаются первые попытки одомашнивания животных и разведения растений, зарождается производство керамики. Уже 9-10 тыс. лет назад существовали поселения, среди остатков которых обнаруживают пшеницу, ячмень, чечевицу, кости домашних животных – коз, овец, свиней. В разных местах Передней и Средней Азии, Кавказа, Южной Европы развиваются зачатки земледельческого и скотоводческого хозяйства. Широко используется огонь – и для уничтожения растительности в условиях подсечного земледелия, и как средство охоты. Начинается освоение минеральных ресурсов, зарождается металлургия.


Рост населения, качественный скачок в развитии науки и техники за последние два столетия, особенно в наши дни, привели к тому, что деятельность человека стала фактором планетарного масштаба, направляющей силой дальнейшей эволюции биосферы.

В.И. Вернадский считал, что влияние научной мысли и человеческого труда обусловило переход биосферы в новое состояние – ноосферу (сферу разума).

2)Антропогенные факторы – влияние человека на окружающий мир. Наиболее наглядными примерами влияния человека на процесс эволюции видов являются одомашнивание животных и выведение сортов культурных растений. Этот процесс продолжается целенаправленно не менее 70 тыс. лет. Предковые формы многих культур исчезли с лица Земли. Многие из сегодняшних видов так сильно отличаются от исходных, что их можно уже считать новыми видами антропогенного происхождения. Такова, например, кукуруза, которая в процессе эволюции под контролем человека в естественных условиях утратила способность к самостоятельному размножению: перед прорастанием ее семена обязательно должны быть освобождены от початка.

Таким образом, рассмотренные примеры свидетельствуют о том, что как целенаправленная, так и непланируемая преобразовательная деятельность человека не только приводит к исчезновению отдельных видов животных и растений, но и является фактором эволюции популяций, видов и целых экологических систем практически во всех регионах, затронутых его хозяйственной деятельностью.

3) Учение В. И. Вернадского было основано на исследованиях В.В. Докучаева о широком влиянии живых существ на протекающие в природе процессы, где было указанно зависимость процесса почвообразования не только от климата, но и от совокупного влияния растительных и животных организмов.

В. И Вернадский развил это направление и разработал учение о биосфере как глобальной системе нашей планеты, в которой основной ход геохимических и энергетических превращений определяется живым веществом. Он распространил понятие биосферы не только на сами организмы, но и на среду их обитания, чем придал концепции биосферы биогеохимический смысл. Также создал учение о геологической роли живых организмов и показал, что деятельность последних представляет собой важнейший фактор преобразования минеральных оболочек планеты.

С именем В.И. Вернадского связано также формирование социально-экономической концепции биосферы, отражающей ее превращение на определенном этапе эволюции в ноосферу (см. гл. 25) вследствие деятельности человека, которая приобретает роль самостоятельной геологической силы.



4) Эволюция органического мира прошла несколько этапов.

Первый из них — возникновение первичной биосферы с биотическим круговоротом.

Второй — усложнение структуры биотического компонента биосферы в результате появления многоклеточных организмов. Эти два этапа, осуществлявшиеся в связи с чисто биологическими закономерностями жизнедеятельности и развития, могут быть объединены в период биогенеза.

Третий этап связан с возникновением человеческого общества. Разумная по своим намерениям деятельность людей в масштабе биосферы способствует превращению последней в ноосферу. Ноосфера формируется в процессе производственной (трудовой) деятельности людей.

5) Понятие «ноосфера» было введено в науку французским философом Э. Леруа (1927). Ноосферой Леруа назвал оболочку Земли, включающую человеческое общество с его языком, индустрией, культурой и прочими атрибутами разумной деятельности.

Ноосфера, по мнению Э. Леруа, представляет собой «мыслящий пласт», который, зародившись в конце третичного периода, разворачивается с тех пор над миром растений и животных вне биосферы и над ней.

Со временем появилась специальная наука - ноогеника. Основная цель которой является:

- планирование настоящего во имя будущего,

- а также её главная задача — исправление нарушений в отношениях человека и природы, вызванных прогрессом техники.

Таким образом, ноогеника не ставит целью достижение какого-то постоянного равновесия между человеком и природой, которое в принципе неосуществимо.
2. В больницу скорой медицинской помощи доставлен больной с симптомами: сильная лихорадка, температура тела 40-410, сильная головная боль, боли во всем теле, тошнота, одышка, обильное потоотделение. При сборе анамнеза врач установил, что подобный приступ наблюдался два дня назад. Больной две недели назад вернулся из командировки в Узбекистан.

1.Укажите, какое заболевание можно предположить.

2. Обоснуйте необходимость, каких анализов необходимо сделать для подтверждения диагнcоза.

3. Перечислите, какие жизненные формы паразита могут быть обнаружены при лабораторной диагностике.

ОТВЕТ : 1) Малярия

2) Необходимо взять кровь

3) В крови могут быть обнаружены шизонты и гамонты малярийного плазмодия.


3. Ангидрозная эктодермальная дисплазия у людей передается как рецессивный, сцепленный с X - хромосомой признак. Нормальная женщина выходит замуж за мужчину, больного ангидрозной эктодермальной дисплазией. У них рождаются больная девочка и здоровый сын. Определите вероятность рождения следующего ребенка без аномалии.

Утверждено на заседании кафедры биологии с экологией и курсом фармакогнозии протокол № от « « 2011г.
Зав. кафедрой биологии с экологией

и курсом фармакогнозии /Т.Я.Орлянская /

название кафедры подпись ФИО

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет

имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения

и социального развития Российской Федерации

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 2

на 2010-2011 учебный год

по дисциплине «Биология с экологией»

для специальности 060101 Лечебное дело

шифр специальности название специальности
«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

д.м.н., проф. С.Ю. Никулина

_________________________

«___» ______________2011 г.

1. Биосинтез белка. Трансляция и посттрансляционные процессы и их регуляция. Виды РНК, их структура. Роль РНК в процессе реализации наследственной информации.

Ответ: Биосинтез белка — сложный многостадийный процесс синтеза полипептидной цепи из аминокислот, происходящий на рибосомах с участием молекул мРНК и тРНК. Процесс биосинтеза белка требует значительных затрат энергии.

Трансляция-  процесс сборки пептидной цепи, происходящей в цитоплазме на рибосомах на основании программы, содержащейся в иРНК. Основные фазы трансляции: 1) инициация; 2) элонгация; 3) терминация.

инициацию — узнавание рибосомой стартового кодона и начало синтеза.(АУГ)

элонгацию — собственно синтез белка.

терминацию — узнавание терминирующего кодона (стоп-кодона) и отделение продукта.(УАА)

Пострансляционные процесс-  
это ковалентная химическая модификация белка после его синтеза на рибосоме. Образование вторичных, третичных, четвертичных структур.

Матричная (информационная) РНК — РНК, которая служит посредником при передаче информации, закодированной в ДНК к рибосомам, молекулярным машинам, синтезирующим белки живого организма.

Транспортные (тРНК— малые, состоящие из приблизительно 80 нуклеотидов, молекулы с консервативной третичной структурой. Они переносят специфические аминокислоты в место синтеза пептидной связи в рибосоме.

Рибосомальные РНК (рРНК) — каталитическая составляющая рибосом.
2. К врачу обратился мужчина, употребивший в пищу печень крупного рогатого скота. В остатках приготовленной печени в протоках был обнаружен паразит листовидной формы размером более 2-х сантиметров. Укажите систематическое положение этого паразита, исходя из имеющегося его морфологического описания. Дайте обоснованный ответ возможных последствий для человека, съевшего зараженную печень.

ОТВЕТ Это печеночный сосальщик. Паразит вызывает хронические желудочно-кишечные расстройства, сильно истощающие больных. Последствий не будет. Либо бычий цепень тениаринхус сагинатус

3. Ретинобластома - злокачественная опухоль нервных элементов сетчатки, передается аутосомно-доминантно с пенетрантностью 60 % . Старческая катаракта может передаваться по аутосомно-рецессивному типу. Определите вероятность рождения здорового ребенка и ребенка больного с двумя патологиями в семье, где жена была прооперированна по поводу ретинобластомы, у ее матери была старческая катаракта, а у мужа отец был здоров, а мать была больна катарактой.

Утверждено на заседании кафедры биологии с экологией и курсом фармакогнозии протокол № от « « 2011г.
Зав. кафедрой биологии с экологией

и курсом фармакогнозии /Т.Я.Орлянская /

название кафедры подпись ФИО

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет

имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения

и социального развития Российской Федерации

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 3

на 2010-2011 учебный год

по дисциплине «Биология с экологией»