Файл: Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 1 Вопросы Классическая теория эволюционизма и общественного прогресса Г. Спенсера. Сам термин социология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

_______________СОЦИОЛОГИЯ_ __________



Группа 22П175в
Студент
В.А. Косякова


МОСКВА 2023

Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию №1

Вопросы:

2. Классическая теория эволюционизма и общественного прогресса Г.Спенсера.

Сам термин «социология» благодаря Спенсеру был «реабилитирован» и получил второе рождение. Если раньше он был неразрывно связан с политико-религиозно-утопической доктриной его изобретателя, то начиная со Спенсера он стал рассматриваться как обозначающий науку об обществе независимо от того, каково социальное, политическое, религиозное мировоззрение социального ученого.

Эволюционизм — система взглядов в изучении истории жизни, подразумевающая всеобщее постепенное (упорядоченное) и закономерное (последовательное) развитие. Основной принцип — развитие сложных организмов из предшествующих более простых с течением времени — предполагает описание динамики происходящих во времени изменений и определение ведущих к этому причин.

Эволюционизм (эволюционная школа) — направление в социальной антропологии, этнологии и этнографии, культурологии, сторонники которого предполагали существование универсального закона общественного развития, заключающегося в эволюции культуры от низших форм к высшим, от дикости к цивилизации и т.д. Главная идея эволюционистов заключалась в убеждении о полном тождестве исторических путей разных народов. А историю эволюционисты рассматривали как сумму независимых эволюций единичных элементов культуры и социальной структуры.


Герберт Спенсер (англ. Herbert Spencer; 27 апреля 1820, Дерби — 8 декабря 1903, Брайтон) — английский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма. Его социологические взгляды являются продолжением социологических воззрений Сен-Симона и Конта, определённое влияние на развитие идеи эволюции оказали Ламарк и К.Бэр, Смит и Мальтус.

Ключом к его системе объединённой науки является работа «Основные начала» (First Principles, 1862), в первых главах которой утверждается, что мы ничего не можем знать о последней реальности. Это «непознаваемое» выходит за пределы научного исследования, а религия просто пользуется метафорой, чтобы хоть как-то его представить и иметь возможность поклоняться этой «вещи в себе». Во второй части труда излагается космическая теория эволюции (теория прогресса), которую Спенсер считает универсальным принципом, лежащим в основе всех областей знания и их суммирующим.

Следствием концепции о космической силе эволюции Спенсер считал социальную философию laissez-faire. Лежащий в основе этой философии принцип индивидуализма ясно изложен в «Принципах этики»:

«Каждый человек волен делать то, что желает, если не нарушает при этом равную свободу любого другого человека».
4. Теории психологии народов и поведения толпы (масс, элиты).

В XX в. в противовес теориям революционного переустройства общества появляются теории, стремящиеся принизить пафос революционного переустройства общества, переосмыслить роль народных масс и личности в истории. Таковыми и стали теории психологии народов и поведения толпы.

Теория психологии народов имеет очевидный психологический и социальный смысл. В рамках философской традиции Германии отчетливо проступает стремление искать духовные элементы бытия не только в природе человека, но и мира в целом. Неудивительно поэтому, что именно в Германии формируются идеи о "духе истории", "духе культуры", "духе цивилизации", "духе времени", "духе нации" и т.д. Одним из вариантов такого "одушевления" общества стала попытка говорить не толь­ко психологии личности, но и о коллективном носителе психического, т.е. о психологии народа.



Основоположниками этой теории являются немецкие исследователи М. Лацарус (1824-1903) и X. Штейнталь (1823-1899), которые в ряде статей, опубликованных в основанном ими жур­нале "Психология народов и языкознание" (1859-1890), развивали идею о народе как главной силе истории и о "духе целого" как особом выражении коллективной психологии или коллективном сознании, реализующихся в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях, традициях и обрядах. Индивидуальное сознание полностью увязывалось с этим коллективным духом, выступая в качестве его элементарной ячейки. Придавая духовности всеобщую историческую значимость, основоположники теории не сомневались в том, что существуют и особые законы ее развития, поэтому осмысление этих законов определялось в качестве главной задачи науки (философии, истории, социологии и психологии).
5. Теория устройства общества и его развития Э.Дюркгейма.

Концепция социологизма Дюркгейма основывалась на идее о том, что социальная реальность не просто существует независимо, но и доминирует над индивидуальной реальностью. В социологии Э.Дюркгейма можно выделить три раздела: – социальную морфологию;

– социальную физиологию;

– общую социологию.

Дюркгейм рассматривал солидарность как высший моральный принцип, высшую универсальную ценность. Отсюда, согласно Дюркгейму, морально и само разделение труда. Антагонизм труда и капитала, моральный и экономический кризисы капиталистического общества Дюркгейм считал отклонением от нормы, результатом недостаточной отрегулированности отношений между главными классами общества.

Важную роль в социологии Дюркгейма играла трактовка общества как преимущественно нравственной реальности. Социальный вопрос для него был не столько экономико-политическим, сколько нравственно-религиозным. Мораль Эмиль Дюркгейм понимал, как практическую, действенную, реальную силу; все, что не имеет серьезного нравственного основания, носит непрочный характер. Поэтому он считал, что политические революции – это кровавые театральные действа, которые мало что изменяют в социальных системах. Для того чтобы политические преобразования вызвали социальные изменения, они должны выразить и затронуть глубинные нравственные ценности и устремления общества. Эмиль Дюркгейм внес важнейший вклад в понимание общества как ценностно-нормативной системы. Он подчеркивал, что социальное поведение всегда регулируется некоторым набором правил, которые являются одновременно обязательными и привлекательными, должными и желательными. Э. Дюркгейм недооценивал тот факт, что различные социальные группы зачастую по-разному интерпретируют одни и те же нормы и ценности. Но он прекрасно выразил значение кризисов, нарушений и пустот в ценностно-нормативной системе общества, введя в социологию очень важное понятие социальной аномии (буквально – беззакония). Эмиль Дюркгейм заложил основы функционального подхода к изучению общества. Введенный им в научный оборот термин «аномия» позволяет дать объяснение причин отклоняющегося (девиантного) поведения.

6. Понимающая социология М.Вебера.

Базовым элементом для социологического анализа должно выступить социальное действие (поведение индивида, или группы индивидов). Социальное поведение по Веберу – это отношение человека, иначе говоря, внутренняя или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него. Поведение считается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других индивидов. Оно представляет интерес, поскольку индивид вкладывает в свои действия определенный смысл, понимание и объяснение которого в рамках социальных факторов составляет предмет социологии. Понимание смысла социального действия достигается через изучение системы социальных мотивов, лежащих в его основе. Именно поэтому социологическая концепция Вебера получила название понимающей социологии.
7. Концепция действия, взаимодействия, социального пространства и социокультурной динамики в интегральной социологии П.Сорокина.

Развивая идеи своего учителя М. М. Ковалевского об эклектизме и плюрализме социологии, П. А. Сорокин особенность социологии как науки видел в ее интегрирующей способности. "Интегрализм" социологии, по его представлению, проявляется в следующем:

- интегральная социология - "это генерализирующая наука о социокультурных явлениях", которая обобщает в методологии основные социологические направления, а в ее содержании отражаются открытия других социальных наук;

- интегральная социология, в отличие от других общественных наук, которые изучают лишь одну из сфер социокультурного пространства, имеет дело "со всеми сферами этого пространства", исследуя их общие элементы;

- интегральная социология, используя "последовательный социологический плюрализм", учитывает множество самых разнообразных факторов и интегрирует их в целостное объяснение социальной реальности;

- интегральная социология, исследуя статику и динамику общественной жизни, создает единую "интегральную" социальную теорию.

В интегральной социологии П. А. Сорокин выделил пять ведущих направлений:

1) "космосоциологическое", которое объясняет социальные процессы и явления географическими факторами;


2) "биосоциологическое", изучающее общество как биологический организм;
3) "социомеханическое", которое представляет общество как механический агрегат, а законами его функционирования считает законы неорганического мира;

4) "социопсихологическое", обусловливающее социальные процессы и явления состоянием психики человека;

5) "социокультурное", которое рассматривает функционирование и развитие общества как процесс "цикличности" или "круговорота" различных типов культуры.