ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРИЛОЖЕНИЕ К АООП ООО
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новинская средняя общеобразовательная школа
| «Утверждаю» Директор МОУ Новинской СОШ _________________М.А.Подполова Приказ № от «»г. |
Рабочая программа
Предмет: | Биология |
Класс: | 9 М (ОВЗ) |
Учитель, категория: | Кострикин Дмитрий Андреевич 1 категория |
Всего часов на учебный год: | 68 ч |
Всего часов в неделю: | 2 ч |
Уровень программы: | Адаптированный |
| Принята на заседании педагогического совета МОУ Новинской СОШ Протокол № от «» г. |
2022-2023 учебный год
-
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
- применение приобретенных знаний о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;
- соблюдение санитарно-гигиенических правил
Предметные результаты освоения основной образовательной программы:
- называть строение и расположение основных органов организма человека;
- овладеть элементарным представлением о функциях основных органов и их систем;
- определить влияние физических нагрузок на организм;
- видеть вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;
- определять основные санитарно-гигиенические правила.
Метапредметные результаты освоения образовательной программы:
С помощью учителя обнаруживать и формулировать учебную проблему,
Выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять с помощью учителя план решения проблемы.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
Работать по самостоятельно составленному плану, исправлять ошибки
Учащийся научится называть:
- основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение);
- особенности строения и жизнедеятельности клетки;
- особенности строения и функции основных тканей, органов и систем органов;
- биологический смысл разделения функций и органов;
- как обеспечивается целостность организма;
- интегрирующую функцию кровеносной, нервной и эндокринной систем органов;
- о внутренней среде организма и способах поддержания ее постоянства (гомеостаза);
- как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире и какую роль в этом играют высшая нервная деятельность и органы чувств;
- о биологическом смысле размножения и причинах естественной смерти;
- о строении и функциях органов размножения;
- элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека;
- элементарные сведения о соотношении физиологического и психологического в природе человека;
о темпераменте, эмоциях, их биологическом источнике и социальном смысле;
- основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;
- приемы первой помощи при травмах, тепловом и солнечном ударах, обморожениях, кровотечениях.
Учащийся получит возможность:
- находить взаимосвязи тканей, органов и систем органов при выполнении ими разнообразных функций;
- соблюдать правила гигиены, объяснять влияние физического труда и спорта на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия,
соблюдать режим труда и отдыха, правила рационального питания,
объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков;
- оказывать первую помощь при кровотечениях и травмах;
- пользоваться медицинским термометром;
- объяснять наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения и т.п.;
- готовить краткие сообщения на заданную тему с использованием дополнительной литературы.
-
названия, строение и расположение основных органов организма человека -
элементарное представление о функциях основных органов и их систем -
влияние физических нагрузок на организм -
вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм -
основные санитарно-гигиенические правила
-
применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья
-
соблюдать санитарно-гигиенические правила -
оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах.
2. Содержание учебного предмета
1.Введение. Общее знакомство с организмом человека. (1 ч)
Общее знакомство с организмом человека. Органы опоры и движения, дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, размножения, нервная система, органы чувств. Расположение внутренних органов в теле человека.
2. Общий обзор организма человека (2 часа)
Краткие сведения о клетке и тканях человека. Основные системы органов человека.
3.Опорно - двигательная система (14 ч)
Значение опорно-двигательной системы в жизни живых организмов: растений, животных, человека. Значение скелета человека. Состав и строение костей. Основные части скелета: череп, скелет туловища (позвоночник, грудная клетка), кости верхних и нижних конечностей. Череп. Строение позвоночника. Роль правильной посадки и осанки человека. Меры предупреждения искривления позвоночника. Грудная клетка и ее значение. Кости верхних и нижних конечностей. Соединения костей: подвижные, полуподвижные, неподвижные. Сустав, его строение. Связки и их значение. Растяжение связок, вывих сустава, перелом костей. Первая доврачебная помощь при этих травмах. Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Практические работы Определение правильной осанки. Изучение внешнего вида позвонков и отдельных костей (ребра, кости черепа, рук, ног). Наложение шин, повязок. Движение — важнейшая особенность живых организмов (двигательные реакции растений, движение животных и человека). Основные группы мышц в теле человека: мышцы конечностей, мышцы шеи и спины, мышцы груди и живота, мышцы головы и лица. Работа мышц: сгибание, разгибание, удерживание. Утомление мышц. Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц.
Наблюдения и практическая работа Определение при внешнем осмотре местоположения отдельных мышц. Сокращение мышц при сгибании и разгибании рук в локте. Утомление мышц при удерживании груза на вытянутой руке.
4.Кровь и кровообращение. Сердечно - сосудистая система (8 ч)
Кровь, ее состав и значение. Кровеносные сосуды. Состав крови. Сердце, его строение, работа. Положение сердца в грудной клетке. Пульс. Кровяное давление. Движение крови по сосудам. Группы крови. Заболевания сердца (инфаркт, ишемическая болезнь, сердечная недостаточность). Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца. Сердце тренированного и нетренированного человека. Правила тренировки сердца, постепенное увеличение нагрузки. Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на сердечно-сосудистую систему. Первая помощь при кровотечении. Донорство — это почетно. Наблюдения и практические работы Подсчет частоты пульса и измерение кровяного давления в спокойном состоянии и после дозированных гимнастических упражнений. Демонстрация примеров первой доврачебной помощи при кровотечении.
Лабораторная работа № 1. Микроскопическое строение крови.
Лабораторная работа № 2. Подсчет частоты пульса
5.Дыхательная система (5 ч).
Значение дыхания. Органы дыхания человека: носовая и ротовая полости, гортань, трахея, бронхи, легкие. Газообмен в легких и тканях. Гигиена дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Передача болезней через воздух (пыль, кашель, чихание). Болезни органов дыхания и их предупреждение (ОРЗ, гайморит, тонзиллит, бронхит, туберкулез и др.). Влияние никотина на органы дыхания.
Гигиенические требования к составу воздуха в жилых помещениях. Загрязнение атмосферы. Запыленность и загазованность воздуха, их вредное влияние. Озеленение городов, значение зеленых насаждений, комнатных растений для здоровья человека. Демонстрация опыта Обнаружение в составе выдыхаемого воздуха углекислого газа.
Демонстрация доврачебной помощи при нарушении дыхания (искусственное дыхание, кислородная подушка и т. п.).
6.Пищеварительная система (13 ч)
Значение пищеварения. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли. Витамины. Значение овощей и фруктов для здоровья человека. Авитаминоз. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа, печень, кишечник. Здоровые зубы — здоровое тело (строение и значение зубов, уход, лечение). Значение пережевывания пищи. Отделение слюны. Изменение пищи во рту под действием слюны. Глотание. Изменение пищи в желудке. Пищеварение в кишечнике. Гигиена питания. Заболевания пищеварительной системы и их профилактика (аппендицит, дизентерия, холера, гастрит). Причины и признаки пищевых отравлений. Влияние вредных привычек на пищеварительную систему. Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения.
Демонстрация опытов. Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие слюны на крахмал.
7. Мочевыделительная система. (2 ч)
Органы мочевыделительной системы, их значение (почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал). Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение выделения мочи. Предупреждение почечных заболеваний.
8. Кожа (7 ч.)
Кожа и ее роль в жизни человека. Значение кожи для защиты, осязания, выделения пота и жира, терморегуляции. Производные кожи: волосы, ногти.
Закаливание организма (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, влажные обтирания). Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термических и химических ожогах, обморожении, поражении электрическим током. Кожные заболевания и их профилактика (педикулез, чесотка, лишай, экзема и др.). Гигиена кожи. Угри и причины их появления. Гигиеническая и декоративная косметика. Уход за волосами и ногтями. Гигиенические требования к одежде и обуви.
9.Нервная система (7 ч)
Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного и физического труда. Режим дня. Сон и его значение. Сновидения. Гигиена сна. Предупреждение перегрузок, чередование труда и отдыха. Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную систему. Заболевания нервной системы (менингит, энцефалит, радикулит, невралгия).
10.Органы чувств (7 ч)
Значение органов чувств. Строение, функции и значение органов зрения человека. Болезни органов зрения, их профилактика. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз. Строение и значение органа слуха. Заболевания органа слуха, предупреждение нарушений слуха. Гигиена. Органы осязания, обоняния, вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа, кожная чувствительность: болевая, температурная и тактильная). Расположение и значение этих органов.
Демонстрация муляжей глаза и уха.
11. Повторение (1 ч.)
Итоговая контрольная работа за курс 9 класса по биологии
12.Охрана здоровья человека в Российской Федерации (1ч)
Система здравоохранения в РФ. Медицинская помощь. Здоровье человека и современное общество. Болезни цивилизации. Меры профилактики.
3. Тематическое планирование
№ | Тема раздела | Количество часов | В том числе контрольные работы |
1. | Введение. Общее знакомство с организмом человека. | 1 | |
2. | Общий обзор организма человека | 2 | |
3. | Опорно-двигательная система | 14 | 1 |
4. | Кровь и кровообращение. Сердечно - сосудистая система | 8 | |
5. | Дыхательная система | 5 | |
6. | Пищеварительная система | 13 | 1 |
7. | Мочевыделительная система | 2 | |
8. | Кожа | 7 | |
9. | Нервная система | 6 | |
10. | Органы чувств | 7 | |
11. | Повторение | 1 | 1 |
12. | Охрана здоровья человека в Российской Федерации | 2 | |
Итого: | 68 ч | |