Файл: Приложение к аооп ооо.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРИЛОЖЕНИЕ К АООП ООО

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Новинская средняя общеобразовательная школа




«Утверждаю»

Директор МОУ Новинской СОШ

_________________М.А.Подполова

Приказ № от «»г.


Рабочая программа

Предмет:

Биология

Класс:

9 М (ОВЗ)


Учитель, категория:

Кострикин Дмитрий Андреевич

1 категория

Всего часов на учебный год:

68 ч

Всего часов в неделю:

2 ч

Уровень программы:

Адаптированный






Принята на заседании

педагогического совета

МОУ Новинской СОШ

Протокол №

от «» г.



2022-2023 учебный год

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

- применение приобретенных знаний о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;

- соблюдение санитарно-гигиенических правил

Предметные результаты освоения основной образовательной программы:

- называть строение и расположение основных органов организма человека;

- овладеть элементарным представлением о функциях основных органов и их систем;

- определить влияние физических нагрузок на организм;

- видеть вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;

- определять основные санитарно-гигиенические правила.

Метапредметные результаты освоения образовательной программы:

С помощью учителя обнаруживать и формулировать учебную проблему,

Выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять с помощью учителя план решения проблемы.


Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

Работать по самостоятельно составленному плану, исправлять ошибки

Учащийся научится называть:

- основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение);

- особенности строения и жизнедеятельности клетки;

- особенности строения и функции основных тканей, органов и систем органов;

- биологический смысл разделения функций и органов;

- как обеспечивается целостность организма;

- интегрирующую функцию кровеносной, нервной и эндокринной систем органов;

- о внутренней среде организма и способах поддержания ее постоянства (гомеостаза);

- как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире и какую роль в этом играют высшая нервная деятельность и органы чувств;

- о биологическом смысле размножения и причинах естественной смерти;

- о строении и функциях органов размножения;

- элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека;

- элементарные сведения о соотношении физиологического и психологического в природе человека;

о темпераменте, эмоциях, их биологическом источнике и социальном смысле;

- основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;

- приемы первой помощи при травмах, тепловом и солнечном ударах, обморожениях, кровотечениях.

Учащийся получит возможность:

- находить взаимосвязи тканей, органов и систем органов при выполнении ими разнообразных функций;



- соблюдать правила гигиены, объяснять влияние физического труда и спорта на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия,

соблюдать режим труда и отдыха, правила рационального питания,

объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков;

- оказывать первую помощь при кровотечениях и травмах;

- пользоваться медицинским термометром;

- объяснять наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения и т.п.;

- готовить краткие сообщения на заданную тему с использованием дополнительной литературы.

  • названия, строение и расположение основных органов организма человека

  • элементарное представление о функциях основных органов и их систем

  • влияние физических нагрузок на организм

  • вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм

  • основные санитарно-гигиенические правила

  • применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья

  • соблюдать санитарно-гигиенические правила

  • оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах.


2. Содержание учебного предмета
1.Введение. Общее знакомство с организмом человека. (1 ч)

Общее знакомство с организмом человека. Органы опоры и движения, дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, размножения, нервная система, органы чувств. Расположение внутренних органов в теле человека.

2. Общий обзор организма человека (2 часа)

Краткие сведения о клетке и тканях человека. Основные системы органов человека.

3.Опорно - двигательная система (14 ч)

Значение опорно-двигательной системы в жизни живых организмов: растений, животных, человека. Значение скелета человека. Состав и строение костей. Основные части скелета: череп, скелет туловища (позвоночник, грудная клетка), кости верхних и нижних конечностей. Череп. Строение позвоночника. Роль правильной посадки и осанки человека. Меры предупреждения искривления позвоночника. Грудная клетка и ее значение. Кости верхних и нижних конечностей. Соединения костей: подвижные, полуподвижные, неподвижные. Сустав, его строение. Связки и их значение. Растяжение связок, вывих сустава, перелом костей. Первая доврачебная помощь при этих травмах. Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Практические работы Определение правильной осанки. Изучение внешнего вида позвонков и отдельных костей (ребра, кости черепа, рук, ног). Наложение шин, повязок. Движение — важнейшая особенность живых организмов (двигательные реакции растений, движение животных и человека). Основные группы мышц в теле человека: мышцы конечностей, мышцы шеи и спины, мышцы груди и живота, мышцы головы и лица. Работа мышц: сгибание, разгибание, удерживание. Утомление мышц. Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц.


Наблюдения и практическая работа Определение при внешнем осмотре местоположения отдельных мышц. Сокращение мышц при сгибании и разгибании рук в локте. Утомление мышц при удерживании груза на вытянутой руке.

4.Кровь и кровообращение. Сердечно - сосудистая система (8 ч)

Кровь, ее состав и значение. Кровеносные сосуды. Состав крови. Сердце, его строение, работа. Положение сердца в грудной клетке. Пульс. Кровяное давление. Движение крови по сосудам. Группы крови. Заболевания сердца (инфаркт, ишемическая болезнь, сердечная недостаточность). Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца. Сердце тренированного и нетренированного человека. Правила тренировки сердца, постепенное увеличение нагрузки. Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на сердечно-сосудистую систему. Первая помощь при кровотечении. Донорство — это почетно. Наблюдения и практические работы Подсчет частоты пульса и измерение кровяного давления в спокойном состоянии и после дозированных гимнастических упражнений. Демонстрация примеров первой доврачебной помощи при кровотечении.

Лабораторная работа № 1. Микроскопическое строение крови.

Лабораторная работа № 2. Подсчет частоты пульса

5.Дыхательная система (5 ч).

Значение дыхания. Органы дыхания человека: носовая и ротовая полости, гортань, трахея, бронхи, легкие. Газообмен в легких и тканях. Гигиена дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Передача болезней через воздух (пыль, кашель, чихание). Болезни органов дыхания и их предупреждение (ОРЗ, гайморит, тонзиллит, бронхит, туберкулез и др.). Влияние никотина на органы дыхания.

Гигиенические требования к составу воздуха в жилых помещениях. Загрязнение атмосферы. Запыленность и загазованность воздуха, их вредное влияние. Озеленение городов, значение зеленых насаждений, комнатных растений для здоровья человека. Демонстрация опыта Обнаружение в составе выдыхаемого воздуха углекислого газа.

Демонстрация доврачебной помощи при нарушении дыхания (искусственное дыхание, кислородная подушка и т. п.).

6.Пищеварительная система (13 ч)

Значение пищеварения. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли. Витамины. Значение овощей и фруктов для здоровья человека. Авитаминоз. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа, печень, кишечник. Здоровые зубы — здоровое тело (строение и значение зубов, уход, лечение). Значение пережевывания пищи. Отделение слюны. Изменение пищи во рту под действием слюны. Глотание. Изменение пищи в желудке. Пищеварение в кишечнике. Гигиена питания. Заболевания пищеварительной системы и их профилактика (аппендицит, дизентерия, холера, гастрит). Причины и признаки пищевых отравлений. Влияние вредных привычек на пищеварительную систему. Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения.


Демонстрация опытов. Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие слюны на крахмал.

7. Мочевыделительная система. (2 ч)

Органы мочевыделительной системы, их значение (почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал). Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение выделения мочи. Предупреждение почечных заболеваний.

8. Кожа (7 ч.)

Кожа и ее роль в жизни человека. Значение кожи для защиты, осязания, выделения пота и жира, терморегуляции. Производные кожи: волосы, ногти.

Закаливание организма (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, влажные обтирания). Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термических и химических ожогах, обморожении, поражении электрическим током. Кожные заболевания и их профилактика (педикулез, чесотка, лишай, экзема и др.). Гигиена кожи. Угри и причины их появления. Гигиеническая и декоративная косметика. Уход за волосами и ногтями. Гигиенические требования к одежде и обуви.

9.Нервная система (7 ч)

Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного и физического труда. Режим дня. Сон и его значение. Сновидения. Гигиена сна. Предупреждение перегрузок, чередование труда и отдыха. Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную систему. Заболевания нервной системы (менингит, энцефалит, радикулит, невралгия).

10.Органы чувств (7 ч)

Значение органов чувств. Строение, функции и значение органов зрения человека. Болезни органов зрения, их профилактика. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз. Строение и значение органа слуха. Заболевания органа слуха, предупреждение нарушений слуха. Гигиена. Органы осязания, обоняния, вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа, кожная чувствительность: болевая, температурная и тактильная). Расположение и значение этих органов.

Демонстрация муляжей глаза и уха.

11. Повторение (1 ч.)

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса по биологии

12.Охрана здоровья человека в Российской Федерации (1ч)

Система здравоохранения в РФ. Медицинская помощь. Здоровье человека и современное общество. Болезни цивилизации. Меры профилактики.
3. Тематическое планирование




Тема раздела

Количество часов

В том числе контрольные работы

1.

Введение. Общее знакомство с организмом человека.

1




2.

Общий обзор организма человека

2




3.

Опорно-двигательная система

14

1

4.

Кровь и кровообращение. Сердечно - сосудистая система

8




5.

Дыхательная система

5




6.

Пищеварительная система

13

1

7.

Мочевыделительная система

2




8.

Кожа

7




9.

Нервная система

6




10.

Органы чувств

7




11.

Повторение

1

1

12.

Охрана здоровья человека в Российской Федерации

2




Итого:

68 ч