Файл: Учебнополевая практика по инженерной геодезии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1295

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

69
высоту инструмента
i
. Далее вычисляют тот отсчет (
p
b
), который должен быть на рейке в точке В при соблюдении условия поверки:
ср
p
h
i
b
+
=
(49)
При покачивании рейки на точке В и при положении пузырька цилиндрического уровня на середине берут отсчет. Если разность между вычисленным отсчетом и взятым будет меньше или равна 4 мм, то считают,
что условие поверки выполнено. В противном случае выполняют юстировку цилиндрического уровня, для чего, действуя элевационным винтом,
горизонтальную нить сетки наводят на отсчет равный
p
b
, а отошедший пузырек цилиндрического уровня выводят на середину вертикальными исправительными винтами уровня, которые находятся в колодке уровня со стороны окуляра и закрыты круглой крышкой.
Следует помнить, что всякий раз, когда не хватает резьбы элевационного винта, можно работать подъемными винтами,
расположенными под объективом или окуляром наведенной на рейку трубы. Для этого целесообразно нивелир закреплять на штативе так, чтобы пара подъемных винтов располагалась на линии перпендикулярной визирному лучу.
ЧЕТВЕРТАЯ ПОВЕРКА: Ось цилиндрического уровня и визирная ось
зрительной трубы должны быть расположены в вертикальных
параллельных плоскостях.
При помощи круглого уровня приводят ось вращения нивелира в отвесное положение, а трубу устанавливают по направлению одного из подъемных винтов и закрепляют. Элевационным винтом пузырек цилиндрического уровня выводят на середину. В направлении трубы, в 30 –
40 м от нивелира на закрепленной колышком точке ставят рейку и, сохраняя пузырек цилиндрического уровня на середине, берут отсчет по рейке.
Действуя одним из подъемных винтов (2 – 3 оборота), расположенных перпендикулярно линии визирования, придают нивелиру боковой наклон.

70
При этом следят, чтобы отсчет по рейке не изменился, и замечают положение пузырька цилиндрического уровня. Приводят инструмент тем же боковым подъемным винтом в исходное положение, проверяют отсчет по рейке и, действуя боковым подъемным винтом (2 – 3 оборота), наклоняют нивелир в другую сторону, сохраняя неизменным отсчет по рейке. Если при наклонах нивелира пузырек оставался на середине или в обоих случаях отходил от середины в одну сторону, то условие поверки выполнено. При отклонении пузырька от середины в разные стороны его положение исправляют боковыми исправительными винтами, вращая их до тех пор,
пока при наклонах нивелира пузырек не будет оставаться на середине или отходить от нее в одну сторону.
Все поверки нивелира фиксируют в акте (приложение 1).
V.2. Рекогносцировка и закрепление оси трассы.
Отправляясь на рекогносцировку и закрепление оси трассы, бригада берет с собой:
1)
теодолит со штативом;
2)
рейки нивелирные, 2 шт.;
3)
мерную ленту с комплектом шпилек;
4)
колышки, 30 шт.;
5)
рулетку;
6)
рабочую тетрадь в клетку или нивелирный журнал с разграфленной в клетку свободной страницей на развороте.
7)
журнал измерения горизонтальных углов;
8)
карандаш и ножик для затачивания;
9)
таблицы тригонометрических функций или калькулятор;
10) полевую сумку.
Рекогносцировка заключается в ознакомлении с участком работ,
направлением трассы и опорными знаками (реперами) для привязки. Во время рекогносцировки бригада знакомится с общими установками производства работ и производит закрепление оси трассы на местности.


71
При закреплении оси трассы забивают колышки в начале трассы, на углах поворота, в местах перегиба рельефа и в конце трассы. На участках трассы, имеющих наклон более
0 2
, с помощью эклиметра или теодолита измеряют угол наклона. На прямых отрезках трассы с помощью буссоли определяют магнитный румб направления каждого отрезка. В местах поворота трассы теодолитом измеряют горизонтальный угол между направлениями прилегающих отрезков трассы.
V.3. Разбивка пикетажа
Разбивка пикетажа является подготовкой трассы для нивелирования и заключается в закреплении 100-метровых горизонтальных интервалов
(пикетов), углов поворота трассы, характерных точек ситуации и рельефа на ее линии и в расчете пикетажных обозначений. В процессе разбивки пикетажа все закрепляемые на линии трассы колышками точки для их быстрого обнаружения обозначают сторожками – выступающими из земли и растительности другими колышками с соответствующими надписями. На рис. 15 изображен план трассы из 12 пикетов с двумя поворотами.
Применительно к изображенной трассе покажем работу бригады по разбивке пикетажа для нивелирования.
Рис.15
В начале трассы бригада забивает колышек до уровня с землей, а рядом с ним другой – сторожок, на уровне 10 – 12 см над землей
(растительностью). На сторожке делают надпись «ГК0», через дробь показывают номер бригады. В направлении трассы от ГКО закрепляют колышком и сторожком угол поворота, эклиметром измеряют угол наклона,
на сторожке делают надпись «Уг1 правый», через дробь – номер бригады.
После этого бригада разбивается на две группы. Первая группа в

72
направлении на Уг1 от ГКО отмеряет 100-метровые горизонтальные интервалы и закрепляет их так же, как и указанные выше точки, делая на сторожках надписи, указывающие номер пикета и номер бригады.
Рис.16
Если пикетная точка оказывается в таком месте, где закрепить ее не представляется возможным, пикет делают произвольной длины, которую фиксируют в пикетажной книжке. В процессе разбивки пикетов группа закрепляет колышками и сторожками характерные точки трассы. К числу

73
характерных точек относят: точки максимального возвышения и опускания поверхности, точки пересечения линии трассы с путями сообщения,
проездами, оврагами и т.д. Закрепленные характерные точки называют плюсовыми. На сторожках этих точек делают надпись номера пикета,
заднего по ходу, и расстояния от него до данной точки. Например, если характерная точка находится от ГК3 вперед по трассе на расстоянии 53
метра, то она получает на сторожке обозначение:«ГК2 + 53».
По ходу разбивки пикетажа группа производит съемку подробностей,
находящихся на расстоянии 20 метров вправо и влево от трассы, способом перпендикуляров и заносит их в пикетажную книжку. Пример пикетажной книжки приведён на рисунке 16.
Вторая группа с теодолитом направляется на Уг1 и над колышком,
закрепляющим его, устанавливает, центрирует и приводит в рабочее положение теодолит. На расстоянии от Уг1 в направлении трассы группа закрепляет точку следующего поворота и на сторожке ее делает надпись :
«Уг2 – левый».
Выставив на ГК0 и Уг2 рейки (вехи), группа измеряет полным приемом горизонтальный угол. По буссоли, прикрепленной к теодолиту, измеряют магнитный азимут первого прямого отрезка трассы. По измеренному горизонтальному углу группа вычисляет угол поворота b
и заносит его в пикетажную книжку.
После этого по заданному преподавателем радиусу закругления
(рисунок 17) и углу поворота b
определяют основные элементы кривой по следующим формулам:
2
b
tg
R
T
´
=
,
(48)
)
1 2
(
-
=
b
Sec
R
Б
, (49)
0 180
b pR
K
=
, (50)


74
K
T
D
-
= 2
. (51)
В данных формулах: Т – величина тангенса (рис.16);
Б – биссектриса;
К – длина кривой;
Д – домер.
Рис.17
Затем вычисляют пикетажные обозначения начала и конца кривой. Все вычисления сводят в специальную ведомость (приложение 17).
Далее обе группы работают вместе по разбивке кривой в главных точках. От Уг1 отмеряют назад и вперед по трассе отрезок Т. Полученные точки обозначают на местности начало кривой и конец кривой – НК и КК.
Точки НК и КК закрепляют колышками, а на сторожках отмечают пикетажные обозначения (приложение 17). От любой из сторон измеренного угла, биссектриса которого направлена в сторону центра,
теодолитом откладывают угол, равный (
2 180 0
b
-
) и в направлении визирного луча, в сторону центра отмеряют отрезок Б. Полученную точку,
обозначаемую также буквой Б, закрепляют колышком и сторожком с надписью «Уг1Б».

75
Имея пикетажное обозначение точки КК, отмеряют от нее вперед по новому направлению трассы недостающее количество метров до следующего пикета, который закрепляют, как и предыдущие пикеты. Так,
например, если пикетажное обозначение точки КК получено ГК 5 + 92,25,
нужно отмерить вперед по направлению трассы 7,75 метра, чтобы получить
ГК 6. От полученного таким образом пикета разбивка пикетажа производится по прямой так же, как до кривой.
Вторая группа переходит с теодолитом на Уг2 и т.д.
V.4. Съемка ситуации. Пикетажная книжка
Одновременно с разбивкой пикетажа снимается полоса местности по
20 м в обе стороны от линии трассы. Съемке подлежат границы угодий:
лугов, пашен, лесов. Снимаются дороги, отдельные строения, линии электропередачи и связи и т.д. Съемку выполняют преимущественно способом створов и перпендикуляров. Применяют также угловые и линейные засечки. Результаты промеров заносят в пикетажную книжку.
Обычно пикетажные книжки изготовляют из миллиметровой бумаги или из бумаги в клетку. В учебных нивелирных журналах иногда отводят свободную вторую половину разворота для пикетажной книжки и разграфляют ее в клетку, придавая каждой клетке произвольный, но удобный масштаб, например в одной клеточке 5, 10 или 20 метров.
Прежде всего в книжке изображают в виде прямой линии трассу. Углы поворота изображают стрелками, направленными в соответствующие стороны (рис.16). На линию трассы наносят пикетные и плюсовые точки,
справа подписывают их цифровые обозначения. Рядом с углами поворота показывают элементы кривой и пикетажные обозначения главных точек
НК, Б и КК. Отмечают пересечения трассы дорогами, реками и т.д.
Записывают румб первого прямого отрезка трассы. Вдоль линии трассы стрелками показывают направление водостока. Зарисовывают ситуацию и заносят результаты всех промеров при ее съемке, схему привязки к постоянным предметам, дают зарисовку внешнего вида этих предметов.


76
V.5. Расчет детальной разбивки кривой и вынос кривой в натуру.
Занимаясь разбивкой пикетажа и не допуская накопления большого количества необработанного материала, бригада в конце рабочего дня производит расчет детальной разбивки кривых. Исходными данными для расчета служат: угол поворота - b
; длина кривой - К; расстояния точек,
задающих кривую, -
l
; радиус закругления - R. Значения
l
и R бригаде сообщает преподаватель. Расчет заключается в определении координат
i
X
и
i
Y
для точек с названными расстояниями
l
. Ведомость вычислений и формулы показаны в приложении 18. Расчет ведут для одной половины кривой от НК до Б включительно.
Для детальной разбивки кривой требуются:
1.
мерная лента со шпильками;
2.
экер;
3.
колышки (10 шт.);
4.
топорик;
5.
рулетка.
Разбивку выполняют следующим образом:
В колышек, обозначающий НК, втыкают шпильку, за которую зацепляют конец мерной ленты. Придерживая за зацепленный конец, ленту разматывают, протягивают в направлении на Уг1 и закрепляют шпилькой другой ее конец. Вдоль ленты шпильками отмечают заданные интервалы
l
Так, например, если расстояние между точками, обозначающими кривую,
задано 5 метров, то интервалы
l
между НК и точками будут 5, 10, 15, 20
метров.
От шпилек откладывают назад по трассе соответствующие значения
i
X
l
- (приложение 18). От полученных точек по перпендикуляру откладывают соответствующие значения
i
Y
. Вновь полученные точки закрепляют колышками. Закрепив таким образом точки кривой со значениями
l
, умещающимися в длину ленты, ленту протягивают дальше

77
по направлению на Уг1. Задний конец ленты зацепляют за шпильку, за которую был ранее зацеплен передний конец, а передний конец зацепляют за новую шпильку. Продолжают откладывать значения
l
следующих точек,
которые находят уже описанным способом, и т.д. Разбивку данной половины кривой заканчивают определением положения точки Б, которая была найдена другим способом. Совпадение результатов двух определений является контролем правильности и точности выполненной работы.
Аналогичным способом производят разбивку и другой половины кривой.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

V.6. Общие замечания по нивелированию трассы.
Порядок работы на станции.
Очередной работой после разбивки пикетажа и кривых является нивелирование трассы. Для этой работы бригаде необходимо иметь:
1)
нивелир со штативом;
2)
нивелирные рейки, 2 шт.;
3)
топорик;
4)
рулетку для продолжения съемки подробностей;
5)
нивелирный журнал;
6)
пикетажную книжку;
7)
карандаш с ножиком для затачивания;
8)
линейку;
9)
полевую сумку.
Если при разбивке пикетажа было допущено отставание съемки подробностей, то ее можно продолжать в процессе нивелирования трассы.
Если при разбивке пикетажа принято различать две группы точек –
пикетные и плюсовые, то при производстве нивелирования различают связующие точки и промежуточные. Принципы деления точек при разбивке трассы и при нивелировании различны. Поэтому как пикетные точки, так и плюсовые, могут при нивелировании стать связующими или промежуточными. Однако, стремятся к тому, чтобы пикетные точки при нивелировании были связующими, а плюсовые – промежуточными. При

78
прокладке нивелирного хода на каждой установке нивелира (станции)
нивелируют две точки – заднюю и переднюю. С переходом на следующую станцию, передняя точка старой станции становится задней точкой новой станции. Точки, которые при переходе с одной станции на другую из передних становятся задними, называют связующими. К связующим точкам также относят начальную и конечную точки хода. Связующим точкам уделяют особое внимание, так как ошибка, допущенная при нивелировании любой пары этих точек, передается по всему ходу. Все остальные закрепленные на трассе точки, располагающиеся между связующими,
называют промежуточными. В нивелирных ходах для передачи отметок все точки являются связующими. В ходах технического нивелирования промежуточные точки почти неизбежны. Их нивелирование производят с тех же станций, что и связующих, но отсчеты берут по одной стороне рейки.
Нивелирные трассы производят способом из середины. Это же означает, что нивелир устанавливают точно на середине между связующими точками. Середину между связующими точками определяют на глаз, а отклонение от створа допускают до 5 метров.
На участках трассы с большими уклонами приходится выставлять
«иксовые» точки, получившие свое название за их неизвестное
(неизмеренное) положение. Необходимость выставления «иксовых» точек диктуется невозможностью поставлять между связующими точками нивелир так, чтобы обеспечить визирование на рейки в этих точках (рис.
18). «Иксовые точки» являются связующими.