Файл: 1 Характеристики снега и применение парафинов в условиях равнины.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Этап шестой .
Вплавление , ответственно от носа к пятке не задерживаясь на одном месте , плавно ведем по
скользяку . Проходов можно делать несколько для лучшего вплавления парафина , чем на более холодный снег Вы
наносите парафин тем больше проходов Вам потребуется . Отставляем лыжу остывать . Тем временем делаем тоже
самое с другой лыжей .
Этап седьмой .
Удаление излишков парафина . Существует два способа .
Способ первый
это циклевание , пластиковой циклей от носа к пятке прилагая усилие острым краем цикли строго под
углом в 5-10 градусов к диагонали лыжи единым или шаговыми движениями снимаете излишки парафина . Процесс
максимально грязный очень много парафиной стружки она очень мелкая и покрывает все вокруг .
Способ второй
на утюг закрепляете Фиберлен в два слоя и от носа к хвосту лыжи ведете по скользяку ( в начале лыжи
чуть чуть задержитесь чтобы материал пропитался парафином затем ведите медленно по скользяку ) излишки
парафина впитаются в материал или будут капать на пол с материала если много парафина на скользяк положили .
Процесс максимально чистый .
Заметьте если кант у Вас остался чистый а середина скользяка все равно имеет большое колво парафина то Ваши лыжи
требуют шлифовки скользящей поверхности .
Никогда не собирайте для повторного использования снятый с лыжи парафин ни для каких целей !
Этап восьмой .
Очистка канта . Можно этого не делать если вы собираетесь использовать лыжу на снегу , если лыжа
будет сразу использоваться на льду то рекомендую очистить тонким кончиком пластиковой цикли кант от носка к пятке .
как правило кант очищается самостоятельно когда вы циклюете лыжу от излишков парафина .
Этап девятый .
Полировка . Осмотрите лыжу не должно быть видимых слоев парафина , если вы видите слой не
снятый то пройдите это место повторно циклей . Берете фибертекс и от носа к пятке несколько раз проведите (
поверхность должна стать матовой ) после этого снимите пыль чистой тряпкой без ворсовой в один проход . Возьмите
пробковый брусок и движениями в перед назад с смещениями все же к хвосту лыжи заполируйте поверхность до
однородного цвета без разводов и помутнений . Не прилагайте усилий на пробку так как в процессе полировки
возникает трение и нагрев нанесенного парафина до этого доводить не следует .
Для этого этапа очень хорошо подходит вариант с жестким ковролином но требует чуть большего времени на

полировку .
Для очень хороших результатов полировки можно на холодных парафинах применять масло полировочное ( можно
применять чистое синтетическое машинное масло , масло с примесью оксида молибдена ) для этого используйте чистую
без ворсовую тряпку несколько капель на скользяк и растереть от носа к хвосту , дать 5 минут постоять вытереть
излишки чистой салфеткой после этого приступить к полировке .
Какие парафины все таки нужны.
Парафинов и всяких мазей великое множество , фирм которые производят так же очень много представлено на рынке
выбор огромен . Но все фирмы производители рассчитывают на подготовку горных лыж со своей спецификой это и
скорости и работа лыжи в поворотах и плотность снега на подготовленных ратраками трассах ну и конечно километраж
между нанесением парафинов , а это не более 10 -20 км у спортсменов и не более 40-50 км у любителей . Наши лыжи
всегда едут по плоскости , средняя скорость у нас не превышает 55 км.час. , лыжа едет очень длительное время на
одном канте , и пробег между обработками у нас может быть от 80 до 150 км это за день .
SWIX
-
норвежская компания, лидер в производстве лыжных мазей и парафинов, инструментов для
обработки и уходу за лыжами.
START
-
финская компания STARTEX Oy , фирма производит полный спектр мазей и парафинов
скольжения, а также сопутствующие аксессуары.
STAR
-
итальянская компания, разработчик и производитель лыжных смазок и аксессуаров поставщик
тестерам многих производителей лыж .
REX
-
финская компания ,один из старейших мировых производителей смазок. Выпускает порошки и
ускорители для профессионального применения ведущими спортсменами .
ТОКО
-
швейцарская компания представляет законченную, полную систему мазей для спортсменов,
участвующих в Кубках Мира и Чемпионатах мира.
HOLMENKOL
-
немецкая компания – производитель мазей, парафинов, ускорителей и аксессуаров ,
разработки на основе Nano-технологий с применением не стандартных химических соединений.
BRIKO
-
итальянская компания , производитель и исследователь лучших смесей парафинов , основанное
на тщательном изучении трения "снег/лыжи".

- 6 -
Все ведущие фирмы выпускают несколько групп парафинов. Главное отличие - это процентное содержание фтористых
добавок.
Парафины любой фирмы можно разделить на три группы: без фтора (
СН
) , с низким содержанием фтора (
LF
) и с
высоким содержанием фтора (
HF
).
Для быстрого увеличения скольжения применяют "ускорители", в большенстве случаев это 100% фторуглерод.
Термин "содержание фтора", строго говоря, не вполне корректен, но он наиболее часто употребляется в лыжной
литературе и в лыжном сообществе, поэтому мы тоже будем его использовать.
В каждую группу входят по 3-5 видов парафинов на весь температурный диапазон.
Кроме того, существуют различного рода добавки для специфических условий, например для грязного снега или для
мокрого падающего снега,
В качестве дополнительной информации скажу, что при применении парафинов со фтором учитывается не только
температура воздуха, но и его влажность, а также тип и структура снега.
В эти группы легко укладывается производственная линейка всех производителей.
Поэтому Вы легко сможете определить к какой группе относится парафин, интересующей Вас фирмы. Это нужно для
того, что бы Вы могли сопоставить цены. В каждой группе разница в цене у разных производителей составляет 3-5
долларов. Разница в цене между группами 10-15.
Например, парафины с низким содержанием фтора стоят 5-8 долларов, со средним 11-13, высоким около 20 за упаковку
весом, как правило, около 60 граммов.
Дорогой парафин не означает гарантированное скольжение в любую погоду! Скорее наоборот - этот парафин рассчитан
на очень сложные погодные условия и применение его крайне редко.
Чем больше в парафине фтор углеродов тем дороже парафин !
Хорошо очищенные от грязи и правильно намазанные лыжи поедут и без дорогих наполнителей!
Нет ни одной компании которая делает парафины и мази для зимнего кайтинга .
Немножко о самих парафинах и их химическом составе .
Каждый производитель держит в секрете состав и компоненты парафинов , а равно и способ его получения в
промышленных масштабах . Но все используют стандартные основные компоненты , вот о них мы немного и поговорим .
Что же такое Парафины?
- это относительно мягкие углеводороды, состоящие из линейных цепочек длиной от 20 до 35 атомов углерода. Они
обеспечивают низкие коэффициенты трения и хорошо скользят по снежным кристаллам. Однако парафины не
обладают достаточной механической прочностью и разрушаются под давлением.
Микрокристаллины
- это ветвистые углеводороды, содержащие от 25 до 50 атомов углерода. Они имеют более высокий коэффициент
трения, чем парафины, но зато более пластичны, упруги и поэтому лучше переносят давление. Парафины и
микрокристаллины получают из нефти. Они являются основными компонентами лыжных мазей -смазок.
Мази-смазки, предназначенные для теплых погодных условий, состоят из смеси мягких парафинов и микрокристаллина.
Они имеют низкий коэффициент трения и легко скользят по округленным снежным кристаллам, отталкивая воду лучше,
чем твердые смазки. Холодный снег, особенно свежевыпавший, состоит из острых кристаллов, которые легко
проникают в мягкую смазку и тормозят лыжу. Поэтому смазки для холодного снега содержат парафины и
микрокристаллины с более длинными цепочками атомов углерода. Они тверже и поэтому лучше сопротивляются
проникновению острых снежных кристаллов.
Что же такое Синтетические мази-смазки?
- это третий тип углеводородов, использующихся в производстве лыжных мазей-смазок. Они представляют собой слегка
ветвистые цепочки атомов углерода, состоящие из 50 и более атомов. Они очень твердые и хрупкие, и используются как
отвердители для парафиновых мазей-смазок.
Мази-смазки для очень холодного снега защищают лыжную базу, отшелушиваясь по мере проникновения в них снега. К
синтетическим мазям-смазкам также относится полиэтиленовая или "пластиковая" смазка.
Мягкие парафины лучше впитываются в поры и смешиваются с аморфным полиэтиленом. Твердые синтетические и
пластиковые смазки поглощаются хуже. Но если многократно нанести мягкий парафин, то после этого твердые смазки
начнут впитываться намного легче, будут оставаться в базе и дольше не снашиваться. Начиная нанесение с нескольких
слоев мягкого парафина, вы обеспечите лучшее проникновение погодных твердых парафинов.
Кроме углеводородных компонентов в состав лыжных смазок включаются различные добавки, улучшающие их
свойства и характеристики .
Графитовые добавки
в смазках увеличивают содержание графита в порах на поверхности базы.
Оксиды металлов
повышают износоустойчивость.
Фторуглероды
снижают трение и прекрасно отталкивают воду и грязь.


- 7 -
Разработки лыжных фторуглеродных смазок начались в 80-х годах. Фторуглероды отличаются от углеводородов тем,
что все атомы водорода замещены в них атомами фтора. Фтор имеет плотный слой электронов вокруг ядра и является
самым электроотрицательным элементом. Атом кислорода в молекуле воды также имеет плотный слой электронов.
Фторуглеродные смазки хорошо работают благодаря взаимному отталкиванию атомов фтора и кислорода. Важно
помнить, что фторуглероды отталкивают только воду, находящуюся в жидком состоянии. Холодный снег содержит
меньшее количество "свободной воды" (жидкости вокруг снежных кристаллов) чем теплый, поэтому фторуглероды
лучше работают на мокром теплом снеге или на холодном снеге при высокой влажности.
Первым фторуглеродом, использовавшимся в лыжных смазках в качестве добавки, был тефлон, (PTFE -
политетрафторэтилен). В дополнение к своим водоотталкивающим свойствам, тефлон известен как превосходная
твердая смазка, имеющая один из самых низких коэффициентов трения среди всех известных. К сожалению, тефлон
имеет малую механическую прочность и не выдерживает воздействия холодного агрессивного снега. К тому же
молекула тефлона состоит из более 500 атомов углерода, и поэтому имеет высокую температуру плавления, намного
выше, чем полиэтиленовые базы лыж. Так что он не может использоваться как традиционные лыжные мази-смазки,
вплавляемые в поры скользящей поверхности лыжи. Он в основном применяется в поверхностных смазках или
используется в гоночных смазках и добавках, опять же оставаясь на поверхности лыжи. Примерами таких смазок могут
служить Maxiglide (жидкая, паста и порошок), Swix F4, Star C2.
В конце 80-х компании, выпускающие лыжные смазки, начали использовать фторорганическую технологию,
первоначально разработанную для покрытия днища лодок и кораблей. Swix Cera-F была первой коммерчески доступной
смазкой такого рода. Технически такие смазки известны как перфторуглероды, то есть углеводороды, в которых все
атомы водорода замещены атомами фтора. Длина молекулы перфторуглерода не превышает 20 атомов углерода, в
отличие от тефлона. Из-за небольшого размера молекул такие смазки имеют невысокую температуру плавления и могут
наноситься с помощью утюга без повреждения базы. (Когда вы видите надпись 100% FLUOR, то это означает, что смазка
состоит из чистых фторуглеродов, а не чистого фтора !).
Преимущество фторорганических смазок в их высокой водоотталкиваемости- гидрофобности, очень низком
коэффициенте трения, и в способности отталкивать частицы грязи, в основном имеющие отрицательный заряд.
К сожалению, производство фторорганических соединений очень сложное и дорогостоящее. В мире есть всего
несколько заводов и лабораторий, производящих эти соединения из исходного сырья.
Компании, производящие лыжные мази-смазки, сами не производят фторорганику, а покупают ее на одних и тех же
заводах.
Как парафины и тефлон, фторуглеродные смазки также не обладают достаточной механической прочностью, холодные
снежные кристаллы легко проникают в них. Поэтому они тормозят при низких температурах и низкой влажности.
Свойства фторуглеродов можно изменять, меняя структуру углеродной цепочки молекул. Кроме того, меняется их
процентное содержание в составе смазки. Это позволяет разрабатывать фторуглеродные добавки для различного снега
и температурных условий, что объясняет наличие на рынке различных типов F-порошков и ускорителей.
За последние годы были разработаны различные структуры фторуглеродных смазок, часто включающие атомы других
элементов для повышения механической прочности и расширения температурного диапазона.
Когда фторуглеродные смазки только появились, их нанесение было непростым делом. Из-за того, что чистые
фторуглероды не смешиваются с углеводородными смазками, приходилось или тщательно втирать их в базу, или
использовать очень горячий утюг. Метод втирания хорошо работал для коротких дистанций, но поскольку
фторуглероды не соединялись с лежащим под ними слоем углеводородной смазки, они сходили с лыжи очень быстро.
А при использовании очень горячего утюга образовывались токсичные испарения. "Блестки", остающиеся после утюга,
означают, что фторуглеродная смазка сублимировалась - частично перешла из твердой формы в газообразную.
Исследования показали, что вдыхание этих паров вызывает кратковременное снижение функции легких на 10 - 20%.
Кроме того, слишком горячий утюг заплавлял поры базы, которую затем необходимо было циклевать, чтобы она
впитывала другие смазки.
В начале 90-х были разработаны новые типы "гибридных" мазей-смазок. Научились химически соединять короткие
фторуглеродные молекулы с молекулами парафинов. Обычно углеводороды, которые электрически нейтральны, не
смешиваются с фторуглеродами, которые имеют сильный электрический заряд на поверхности. Смешивать их - все
равно, что смешивать масло и воду. А у гибридных молекул углеводородный конец хорошо смешивается с парафинами и
синтетическими (полиэтиленовыми) компонентами. Поэтому становится возможным создавать смешанные мази-смазки
(фторуглероды+углеводороды) с содержанием фторуглеродов до 16%, сохраняющие все преимущества
фторуглеродов.
Такие гибриды называют фторированными смазками, они выглядят как обычные парафиновые смазки-бруски, и
наносятся как обычные смазки с помощью утюга. При использовании утюга фторированные смазки не выделяют
вредных паров как чистые фторуглероды. Фторированные смазки имеют меньший коэффициент трения и лучше
отталкивают воду, чем углеводородные. Однако смазка должна содержать, по меньшей мере, 3% фторированных
компонентов, чтобы это преимущество стало заметным, а оптимально должна содержать 10-15%. Некоторые
производители выпускают смазки с низким содержанием фтора (low fluor), в которых менее 1% фторированных
компонентов. Преимущества таких смазок - чисто маркетинговая фантазия. Цена не всегда отражает содержание фтора
в смазке. Термины низкое, среднее и высокое содержание фтора (обычно LF, HF и т.п.) имеют смысл только в рамках
одной марки (производителя). Низкофтористая линия одной компании может содержать фтора больше, чем
среднефтористая линия другой компании, а стоить меньше. Некоторые компании продолжают добавлять тефлон в свои
смазки, а выдают их за фторированные гибридные смазки. К сожалению, такое надувательство существует у компаний
производителей мазей-смазок.
Всегда имейте в виду, что во фторированной мази-смазке даже с самым высоким содержанием фтора содержится, по
меньшей мере, 85% парафинов, микрокристаллинов, синтетических смазок и других добавок. Кроме того, смазки с
высоким содержанием фтора могут быть не лучшим выбором для определенной температуры, влажности и снега.


- 8 -
Не забывайте при покупке или выборе чем обрабатывать лыжи , то что фторуглеродные
парафины смазки работают хорошо только на влажном и мокром снеге, поэтому их
использование на сухом снеге - пустая трата денег!
Познакомимся с линейкой обще доступных парафинов - мазей норвежской компании
Swix
(
http://www.swixsport.com
)
как наиболее распространенная система мазей-смазок в России .
Парафины-мази
Swix
CH
- 100% углеводородные парафины.
1   2   3

CH означает углеводород. В смесях этой категории нет фторосодержащих компонентов. Они полностью состоят из
углеводородных парафинов . Хотя их можно отнести к группе недорогих гоночных мазей, более холодные из них очень
хороши сами по себе, а более теплые могут быть использованы как неплохой грунт под Cera F.
Цвета и температурные диапазоны такие же, как у групп HF и LF. Расфасованы по 60 или 180 грамм. Мази CH
отличаются от LF более темным оттенком цвета.
Swix CH4 Green -10C/-32C
Swix CH6 Blue -6C/-12C
Swix CH7 Violet -2C/-8C
Swix CH8 Red +1C/-4C
Swix CH10 Yellow 0C/+10C
Парафины-мази
Swix
LF
– низкое содержание фторуглерода.
В эту категорию входят мази из фторзамещенных углеводородов с низким содержанием легкоплавкой фторуглеродной
добавки.
Они используются как тренировочные мази, как грунт под Cera F для гонок или самостоятельно в качестве гоночных
мазей для очень низких температур.
Парафины-мази
линии
Swix
LF имеют более светлый цвет брикета, чем
Swix
CH.
Swix LF4 Green -10C/-32C
Swix LF6 Blue -6C/-12C
Swix LF7 Violet -2C/-8C
Swix LF8 Red +1C/-4C
Swix LF10 Yellow 0C/+10C
Парафины-мази
Swix
HF
– высокое содержание фторуглерода.
HF – сокращение от High Fluorocarbon (с высоким содержанием фтороуглеродов). В этой категории 5 основных мазей,
являющихся синтетическими парафинами, содержащими высокий процент легкоплавкой фторорганической добавки –
результат революционной технологии Cera F. Эти мази имеют отличные скользящие свойства, широкие температурные
диапазоны применения, стойки к истиранию и мало собирают грязь.
Фактическое количество красителей в этих мазях сохранено в очень низком проценте, но этого вполне достаточно для
их идентификации и визуализации.
Swix HF4 Green -10C/-32C
Swix HF6 Blue -6C/-12C
Swix HF7 Violet -2C/-8C
Swix HF8 Red +1C/-4C
Swix HF10 Yellow 0C/+10C
Парафины-мази
Swix
HF
– высокое содержание фторуглерода & BW.
HFBW означает: HF – мази скольжения с высоким содержанием фторорганики, BW – со смазочной добавкой Swix Black
Wolf. В этой категории 6 мазей, в состав каждой из которых входит большое количество специальной эксклюзивной
легкоплавкой фторуглеродной добавки и твердая добавка BW. Мази серии BW успешно применяются на искусственном/
трансформированном и загрязненном снегу, сильно сдирающем мазь, а также при очень низких температурах в
условиях «сухого» трения. Добавка BW имеет более низкий коэффициент трения, относительно предыдущих смазочных
компонентов, придает дополнительную устойчивость к истиранию и сохраняет при этом высокие водо- и
грязеотталкивающие свойства.
Swix HF4BW Black Wolf -10C/-32C
Swix HF6BW Black Wolf -6C/-12C
Swix HF7BW Black Wolf -2C/-8C
Swix HF8BW Black Wolf +1C/-4C
Swix HF10BW Black Wolf 0C/+10C
Swix DHF104BW Marathon 0C/+20C