Файл: Общая характеристика гарантий безработных граждан.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЧИТИНСКИЙ ИНСТИТУТ

КОЛЛЕДЖ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
ГАРАНТИИ БЕЗРАБОТНЫМ ГРАЖДАНАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Студент группы ПСО 21-3

(дата, подпись)

С.С. Коваленко

Руководитель Преподаватель


(дата, подпись)


Г.А. Ланцева


Чита, 2023

СОДЕРЖАНИЕ




ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...

3

1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГАРАНТИЙ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН…..

4

1.2

Понятие безработных граждан и порядок их признания……………………….

4

2.2

Права и обязанности безработного гражданина…………………………………

8

2.

ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ДЛЯ БЕЗРАБОТНЫХ…………..

10

2.1

Пособие по безработице…………………………………………………………

10

2.2

Выплата стипендии безработным гражданам в период обучения по направлению службы занятости………………………………………………….


13

2.3

Участие безработных граждан в общественных оплачиваемых работах…….

16




ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………

21




БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………….

23



ВВЕДЕНИЕ

Проблема безработицы является одной из важнейших проблем современной экономики.

Актуальность данной работы состоит в том, что, во-первых, обеспечение пол­ной занятости принадлежит к числу важнейших целей национальной экономики, во-вторых, безработица является формой проявления нестабильности экономического развития. Безработица имеет негативные экономические и социальные последствия.

Согласно ст. 37 п. 3 Конституции Российский Федерации: «каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать сферу деятельности, а также на защиту от безработицы». [1]

Реализация социальных гарантий безработным в период поиска работы до обеспечения занятости позволяет снизить остроту социальных проблем в обществе. В связи с этим, одной из приоритетных задач государственной социальной политики становится дальнейшее развитие и повышение эффективности системы социальной поддержки безработных.

Общая численность безработных в РФ к началу 2022 г. составила 5,576 млн. человек, а официально зарегистрированных – 1 595 026 человек.

Целью работы является изучение гарантий безработных граждан в Российской Федерации.

Исходя из цели были выявлены следующие задачи:

  1. Изучить порядок и условия признания граждан безработными;

  2. Охарактеризовать права и обязанности безработного гражданина

  3. Рассмотреть основные социальные гарантии для безработных граждан.

Объектом исследования в данной работе являются общественные отношения, связанные с регулированием социальных гарантий для безработных в Российской Федерации.

Предметом работы является нормы действующего законодательства, касающиеся вопросов правового регулирования гарантий безработным гражданам, юридическая и иная литература.

1.  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГАРАНТИЙ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН

1.2 Понятие безработных граждан и порядок их признания

Порядок и условия признания граждан безработными регулируются ст. 3 За­кона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федера­ции».

В законе указано, что безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занято­сти в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Исходя из данного определения уже можно выделить следующие условия для признания гражданина безработным: трудоспособность, отсутствие работы и зара­ботка, регистрация и готовность приступить к работе.



В качестве трудоспособности оценивается: состояние здоровья и текущий воз­раст.

Однако граждане, не достигшие трудоспособного возраста (16 лет) или дос­тигшие пенсионного возраста, также не принадлежат к категории трудоспособных граждан.

Под гражданами, не имеющими работы и заработка, считаются граждане, не работающие и не имеющие каких либо форм доходов.[3]

Что касается готовности приступить к работе, то такое условие несет субъек­тивный характер и определяет отношение гражданина к труду и его желания тру­диться

Если гражданин обращается в службу занятости не с целью поиска работы, а с одним лишь намерением получить пособие по безработице, то служба занятости вправе отказать в регистрации данному гражданину или же применить соответст­вующие меры.

Одним из основных условий статуса безработного является регистрация граж­данина в службе занятости населения. Регистрация осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2021 № 1909

Порядок регистрации безработных граждан включает в себя постановку на ре­гистрационный учет, ведение регистрационного учета и снятие с регистрационного

учета государственными учреждениями службы занятости населения (далее - цен­тры занятости населения)

Для осуществления регистрации безработным гражданам надлежит предоста­вить такие документы, как:[5]

  1. Паспорт или иной документ, заменяющий паспорт, которым является удосто­верение личности и свидетельство о регистрации по месту житель­ства;

  2. Трудовую книжку и сведения о трудовой деятельности или иной доку­мент, подтверждающий трудовой стаж;

  3. Документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию;

  4. Справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Порядок определения среднего заработка устанавливается Постановлением правительства Министерства труда и социального развития Российской Фе­дерации от 17.05.2000 г. №38 «О порядке исчисления среднего заработка 2000 – 2001 годах» [7]

А для впервые ищущие работу, не имеющих квалификации, предоставляются следующие документы: [5]

  1. Паспорт;

  2. Документ об образовании и (или) о квалификации.

Органы по вопросам занятости в течении 10 дней со дня подачи документов и регистрации должны предложить гражданину два варианта подходящей работы.

Подходящей работой считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с уче­том уровня его подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоро­вья, транспортной доступности рабочего места.


В случае невозможности предоставления органами службы занятости подхо­дящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъяв­ления указанных документов.[3]

Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о при­знании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заклю­чение о рекомендуемом характере и условиях труда.[4]

Безработными не могут быть признаны граждане: [3]

  1. не достигшие 16-летнего возраста;

  2. лица, которым назначены страховая пенсия по старости и накопительная пен­сия, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

  3. отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы за­нятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходя­щей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие ра­боту и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от про­фессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;

  4. не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регист­рации в целях поиска подходящей работы в органы службы занято­сти;

  5. осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказа­нию в виде лишения свободы;

  6. представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсут­ствии работы и заработка, а также представившие другие недостовер­ные данные для признания их безработными;

При этом, граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

В случае признания безработными, укрытие таким гражданином факта своего трудоустройства и соответственно необоснованное получение выплат, влечет уголовную ответственность, предусмотренную ст. 159.2 УК РФ.
Существуют также основания для снятия безработных с регистрационного учета, следствием которого является прекращение у гражданина статуса безработ­ного.


Признание гражданина занятым в соответствии с действующим законодатель­ством Российской Федерации.

По закону занятыми считаются:[3]

  1. граждане, работающие по трудовому договору (контракту);

  2. занимающиеся предпринимательской деятельностью;

  3. занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

  4. выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера;

  5. избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

  6. проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, уч­реждениях и органах уголовно - исполнительной системы;

  7. проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях, включая обучение по направлению органов службы занятости населения;

  8. временно отсутствующие на рабочем месте, когда оно сохраняется за ними; являющиеся учредителями (участниками) организаций, а также являю­щиеся членами производственных кооперативов за исключением учредите­лей (участников) общественных и религиозных организаций (объедине­ний), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц, которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций;

  9. неявка без уважительных причин в течение 10 дней со дня регистрации граж­данина в целях поиска подходящей работы в органы по вопросам заня­тости для предложения ему подходящей работы, а также при неявке в срок, установленный органами по вопросам занятости для регистрации его в ка­честве безработного;

  10. длительная (более месяца) неявка гражданина в органы по вопросам занято­сти без уважительных причин;

  11. переезд в другую местность;



Если при обращении в органы по вопросам занятости со стороны гражда­нина

допущены злоупотребления (сокрытие заработка (дохода), предостав­ление документов, содержащих заведомо ложные сведения, а также пре­доставление других недостоверных данных для признания безработными;

  1. осуждение гражданина к исправительным работам или наказанию в виде ли­шения свободы;

  2. назначение в соответствии с пенсионным законодательством РФ пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет.

Снятие безработных граждан с регистрационного учет осуществляется исклю­чительно на основании решения органа по вопросам занятости.

1.2 Права и обязанности безработных граждан

С момента получения гражданином статуса безработного