Файл: Общая характеристика гарантий безработных граждан.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В случаях, когда у безработных гражданин, проходящих профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости, находятся на его содержании какие-либо лица, размер выплачи­ваемой им в период обучения стипендии повышается на 10 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в уста­новленном порядке.

При этом максимальный размер повышения стипендии не может превышать 30 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Россий­ской Федерации в установленном порядке.

Прохождение профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости безработными гражда­нами, проживающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местно­стях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, ха­рактеризуется тем, что стипендия в период их обучения выплачивается с учетом данного районного коэффициента. При этом гражданам, уволенным с предприятий, из организаций и учреждений в течение двенадцати месяцев, предшествовавших на­чалу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 ка­лендарных недель, средняя заработная плата для начисления стипендии рассчитыва­ется с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в таких районах и местностях.

Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, стипендия в период профессиональной подготовки, повышения ква­лификации или переподготовки по направлению органов службы занятости выплата выпла­чивается:

  1. постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным соци­ально - экономическим статусом при условии обучения на территории зоны - в по­вышенном на 20 процентов размере;

  2. постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отсе­ление при условии обучения на территории зоны - в повышенном на 50 процентов размере;

  3. постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие рай­оны при условии обучения на территории зоны - в повышенном на 100 процентов размере.

Финансирование расходов, связанных с выплатой стипендий в повышенном размере, осуществляется за счет средств федерального бюджета.


Во всех рассмотренных случаях стипендия начисляется обучающимся безра­ботным гражданам с первого дня их обучения.

Если органы службы занятости направляют на такое обучение гражданина в другую местность, то они имеют право возместить обучающемуся расходы, связан­ные с проживанием, а также при необходимости оплачивать также и стоимость про­езда до места обучения и обратно.

    1. Участие безработных граждан в общественных оплачиваемых работах

В целях обеспечения временной занятости населения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости организуют проведение оп­лачиваемых общественных работ в организациях, находящихся в их собственности, и по договорам – в других организациях.[5]

Порядок организации оплачиваемых общественных работ и условия участия в этих работах граждан регламентируются Положением об организации обществен­ных работ, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997г. № 875 (в ред. от 12.11.2019г.).

Под оплачиваемыми общественными работами понимаются общедоступные виды трудовой деятельности, как правило не требующие предварительной профес­сиональной подготовки работников, имеющие социально полезную направленность и организуемые для обеспечения временной занятости граждан, ищущих работу.

Рекомендуются оплачиваемые общественные работы как средство обеспече­ния временной занятости населения, для чего следует разрабатывать специальные государственные программы, в которых уделять особое внимание созданию воз­можностей занятости для групп, находящихся в неблагоприятных условиях:

  1. обеспечивать, чтобы набор трудящихся осуществлялся на добровольной ос­нове;

  2. предлагать условия занятости, соответствующие национальным законода­тельству и практике, в частности положениям законодательства, регули­рующего получение работы, продолжительность рабочего времени, зара­ботную плату, оплачиваемые отпуска, безопасность и гигиену труда, а также компенсацию в случае трудового увечья профессионального заболе­вания.

Особенность общественных работ в том, что они способны занять работников и смягчить ситуацию на рынке труда достаточно быстро.



Кроме того, организация и проведение общественных работ создают условия для материальной поддержки граждан, ищущих работу, и безработных граждан в период поиска постоянной работы, а также способствуют сохранению мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта. Обще­ственные работы организуются на предприятиях, в организациях и учреждениях не­зависимо от их форм собственности и организационно-правовых форм.

Общественные работы направлены на удовлетворение потребностей террито­рий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный харак­тер, и работ по выполнению федеральных целевых и региональных программ соци­ально - экономического развития, исходя из необходимости и целесообразности ор­ганизации таких работ.

Общественные работы могут быть организованы для выполнения подсобных, вспомогательных и других неквалифицированных работ.

К общественным работам не могут быть отнесены работы, связанные с необ­ходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катаст­роф и других чрезвычайных ситуаций, требующих специальной подготовки работ­ников.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости ежегодно принимают решения об организации общественных работ, определяют их виды и объемы, исходя при этом из необходимости развития социальной инфра­структуры конкретных территорий с учетом количества и состава незанятого насе­ления, проводят работу по информированию незанятого населения о порядке орга­низации общественных работ и условиях участия в этих работах.

В случаях массового высвобождения работников и роста безработицы разра­батываются и утверждаются региональные и территориальные (районные, город­ские) программы развития общественных работ, на базе которых формируется сис­тема организации временных рабочих мест.

Отношения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами службы занятости с предприятиями и организациями регулируются договорами о совместной деятель­ности по организации и проведению общественных работ.

В договорах определяются взаимные права и обязанности сторон по вопросам организации и проведения общественных работ.

Условия договоров должны, учитывая производственные возможности орга­низации и потребность в рабочих местах, определять количество создаваемых рабо­чих мест и численность занятых на них граждан, место проведения и вид работ, сроки их начала и окончания; объемы работ в стоимостном выражении; размеры и порядок их финансирования органами исполнительной власти, службами занятости; требования по охране труда.


В договорах может также предусматриваться создание особых условий для граждан, крайне нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. На органы службы занятости возлагаются обязанности по направле­нию граждан в организации для выполнения общественных работ, информирование зарегистрированных в них граждан о видах и содержании организуемых обществен­ных работ, порядке их проведения, условиях, режиме и оплате труда, а также о льго­тах, предоставляемых организациями работникам при выполнении этих работ.

С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор.

Преимущественным правом на заключение такого договора пользуются без­работные граждане, не получающие пособия по безработице; безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев.

В общественных работах также могут принимать участие и граждане, зареги­стрированные в органах службы занятости, но не признанные безработными, если они длительное время испытывают затруднения с трудоустройством.

Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, воз­растные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан.

Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу. На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законода­тельство Российской Федерации о труде и социальном страховании.[15]

Время, в течение которого гражданин принимает участие в общественных ра­ботах, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж. В пе­риод участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице.

Если при организации общественной работы учитываются возрастные и иные особенности граждан, требования законодательства Российской Федерации о труде, в том числе об условиях и нормах по охране труда, и эта работа не связана с пере­меной места жительства без согласия гражданина, то она считается подходящей для следующих категорий граждан: [3]

  1. впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющие профессии (спе­циальности);

  2. уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего на­чалу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие винов­ные действия, предусмотренные законодательством РФ;

  3. ранее занимавшихся предпринимательской деятельностью; стремящихся во­зобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;

  4. направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за ви­новные действия;

  5. отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профес­сии (специальности), получить смежную профессию или пройти пе­реподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы;

  6. состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также бо­лее трех лет не работающие;

  7. обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных ра­бот.


Финансирование общественных работ производится за счет средств организа­ций, в которых организуются эти работы, и привлечения при необходимости средств субъектов Российской Федерации и средств федерального бюджета.

Контроль за организацией общественных работ осуществляется органами ис­полнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления с уча­стием органов службы занятости. [3]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По итогам работы можно сделать следующие выводы:

В курсовой работе были максимально полно разобрано и изучено законодательство Российской Федерации в области гарантий безработным гражданам.

Безработным может быть признан только гражданин, который не является занятым. Закон о занятости в достаточной мере устанавливает перечень занятых граждан. Поэтому признание гражданина занятым лишает его возможности получить статус безработного.

Также был изучен порядок регистрации безработных граждан, который определяется правительством РФ.

Правовой статус безработного определяет не только положение безработного гражданина в обществе, но и наделяет его определенным набором прав и обязанностей, ответственностью за ненадлежащее выполнение или невыполнение обязанностей, а так же гарантиями материальной и социальной поддержки безработного.

Во второй главе курсовой работы нами были изучены гарантии социальной поддержки безработных, в число которых входят:

  1. Пособие по безработице;

  2. Выплата стипендии безработным гражданам в период обучения по направлению службы занятости;

  3. Участие безработных граждан в общественных оплачиваемых работах.

Основной формой материальной поддержки безработных граждан является выплата пособия по безработице, которое выплачивается из средств федерального бюджета. Активные формы защиты безработных направлены на обеспечение занятости этих граждан и повышение их конкурентоспособности на рынке труда.

К ним относятся такие меры со стороны государства, как: бесплатная профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации, организация общественных работ, содействие в поиске подходящей работы и самозанятости населения.

Российское законодательство в области гарантий безработным гражданам основано на конституционном праве каждого гражданина на труд и защиту от безработицы.

Основным нормативным источником в области социально-правовой защиты безработных является закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Данный закон содержит нормы, предъявляемые к безработным, определяет комплекс социальных гарантий и компенсаций, установленных государством. К тому же данный документ определяет полномочия Федеральных органов службы занятости, их структуру и характер деятельности.