Файл: Описание контрольных измерительных материалов для проведения в 2021 году проверочной работы по истории 5 класс впр. История. 5 класс 2021 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки 2Описание контрольных измерительных материалов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 6

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВПР. История. 5 класс
© 2021 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Всероссийские проверочные работы
2021 год
Описание
контрольных измерительных материалов для проведения в 2021 году проверочной работы по ИСТОРИИ
5 класс

ВПР. История. 5 класс
© 2021 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
2
Описание контрольных измерительных материалов
для проведения в 2021 году проверочной работы
по ИСТОРИИ
5 класс
1. Назначение всероссийской проверочной работы
Всероссийские проверочные работы (ВПР) проводятся с учетом национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества в целях осуществления мониторинга результатов перехода на ФГОС и направлены на выявление качества подготовки обучающихся.
Назначение КИМ для проведения проверочной работы по истории – оценить качество общеобразовательной подготовки по истории обучающихся
5 классов в соответствии с требованиями ФГОС. КИМ ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов обучения, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике. Результаты ВПР в совокупности с имеющейся в общеобразовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения.
Результаты ВПР могут быть использованы образовательными организациями для совершенствования методики преподавания истории, муниципальными и региональными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, для анализа текущего состояния муниципальных и региональных систем образования и формирования программ их развития.
Не предусмотрено использование результатов ВПР для оценки деятельности образовательных организаций, учителей, муниципальных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
2. Документы, определяющие содержание проверочной работы
Содержание и структура проверочной работы определяются на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15)) и содержания учебников, включённых в Федеральный перечень на
2020/21 учебный год.


ВПР. История. 5 класс
© 2021 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
3
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры проверочной
работы
Всероссийские проверочные работы основаны на системно- деятельностном, компетентностном и уровневом подходах.
В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения учеников основной школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД.
Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.
Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно- следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Проверочная работа нацелена на выявление овладения школьниками базовыми историческими знаниями, опытом применения историко- культурного подхода к оценке социальных явлений, умением применять исторические знания для осмысления сущности общественных явлений, умением искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого.
Проверочная работа также проверяет знание обучающимися истории, культуры родного края.
Проверочная работа для 5 класса посвящена истории Древнего мира
(история зарубежных стран с древнейших времён до 476 г. н.э.) с учётом объёма изученного материала к моменту написания работы и истории родного края.
Тексты заданий в КИМ в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включённых в Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования.


ВПР. История. 5 класс
© 2021 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
4
4. Структура проверочной работы
Работа состоит из 8 заданий. Ответом к каждому из заданий 1 и 2 является цифра или последовательность цифр.
Задания 3–4 и 6–8 предполагают развёрнутый ответ.
Задание 5 предполагает работу с контурной картой.
5. Кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований
к уровню подготовки обучающихся
В табл. 1 приведен кодификатор проверяемых элементов содержания.
Таблица 1
Код
Проверяемые элементы содержания
1
Древний Восток
1.1
Древний Египет
1.2
Шумерские города-государства
1.3
Вавилонское царство
1.4
Финикия
1.5
Ассирийское государство
1.6
Персидская держава
1.7
Древняя Палестина
1.8
Древняя Индия
1.9
Древний Китай
2
Античный мир
2.1
Древняя Греция
2.2
Древний Рим
3
Знание истории родного края
В табл. 2 приведен кодификатор проверяемых требований к уровню подготовки.
Таблица 2
Код
Проверяемые требования к уровню подготовки
Метапредметные
1.1 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации
1.2 умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
1.3 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
1.4 смысловое чтение
1.5 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
1.6 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
1
1.7 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

ВПР. История. 5 класс
© 2021 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
5
Предметные
2.1 овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах
2.2 умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего
2.3 способность определять и аргументировать свое отношение к содержащейся в различных источниках информации о событиях и явлениях прошлого и настоящего
2.4 умение применять исторические знания для осмысления сущности общественных явлений
2.5 опыт историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов
2
2.6 формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося
6. Распределение заданий проверочной работы по позициям
кодификаторов
Распределение заданий по позициям кодификаторов приведено в табл. 3.
Таблица 3

Проверяемые требования
(умения)
Блоки ПООП ООО выпускник научится / получит
возможность научиться
Код
КЭС /
КТ
Уровень сложно- сти
Макси- мальный балл за выполне- ние задания
Примерное время выполнения задания обуча- ющимся
(в минутах)
1 умение создавать, применять и преобразо- вывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач работать с изобразительными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию
1.1-
2.2/2.2
Б 2 3 2 смысловое чтение умение проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках
Древнего мира
1.1-
2.2/2.2
Б 1 3 3 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифици- ровать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классифика- ции; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознан- ного выбора в учебной и познавательной деятельности умение объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов
1.1-
2.2/2.1
Б 3 5


ВПР. История. 5 класс
© 2021 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
6 4 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности умение рассказывать о событиях древней истории
1.1-
2.2/2.1
П 3 7–10 5 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности умение использовать историческую карту как источник информации о расселении общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий
1.1-
2.2/2.2,
2.5
Б 1 3 6 умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности умение описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности
1.1-
2.2/2.1
В 2 7–10 7 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации реализация историко- культурологического подхода, формирующего способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию Родины
3/2.5,
2.6
Б 1 3 8 умение создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; формирование важнейших культурно- исторических реализация историко- культурологического подхода, формирующего способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию Родины
3/2.5,
2.6
П 2 5–7

ВПР. История. 5 класс
© 2021 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
7
ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности
Всего заданий – 8, из них по уровню сложности: Б – 5; П – 2; В – 1.
Время выполнения проверочной работы – 45 мин.
Максимальный первичный балл – 15.
7. Распределение заданий проверочной работы по уровню сложности
Распределение заданий по уровню сложности приведено в табл. 4.
Таблица 4

Уровень сложности
Количество заданий
Макси- мальный первичный балл
Процент от максимального первичного балла
1
Базовый 5 8
54 2
Повышенный 2 5
33 3
Высокий 1 2
13
Итого
8 15 100
8. Типы заданий, сценарии выполнения заданий
Задание 1 нацелено на проверку умения работать с иллюстративным материалом: обучающийся должен соотнести изображения памятников культуры с теми странами, где эти памятники были созданы.
Задание 2 проверяет умения работать с текстовыми историческими источниками. В задании необходимо определить, с какой из представленных в задании стран непосредственно связан данный исторический источник.
Задание 3 является альтернативным. Оно нацелено на проверку знания исторической терминологии и состоит из двух частей. В первой части от обучающегося требуется соотнести выбранную тему (страну) с термином
(понятием), который с ней непосредственно связан. Во второй части задания нужно объяснить значение этого термина (понятия).
Задание 4 является альтернативным. Задание нацелено на проверку знания исторических фактов и умения излагать исторический материал в виде последовательного связного текста. Оно состоит из двух частей. От обучающегося требуется соотнести выбранную тему (страну) с одним из событий (процессов, явлений), данных в списке. Во второй части задания обучающийся должен привести краткий письменный рассказ об этом событии (явлении, процессе).
Задание 5 нацелено на проверку умения работать с исторической картой. В задании требуется заштриховать на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой, в котором полностью или частично располагалась выбранная обучающимся страна (модель 1) или названный в задании объект (модель 2).


ВПР. История. 5 класс
© 2021 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
8
Задние 6 проверяет знание причин и следствий и умение формулировать положения, содержащие причинно-следственные связи.
В задании требуется объяснить, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей страны, указанной в выбранной обучающимся теме (модель 1) или на занятия жителей страны (территории), указанной в самом задании (модель 2).
Задания 7 и 8 проверяют знание истории родного края.
9. Система оценивания выполнения отдельных заданий и проверочной
работы в целом
Задание 1 считается выполненным, если правильно указана последовательность цифр. Правильный ответ на задание 1 оценивается
2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется
1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов. Задание 2 считается выполненным верно, если правильно указана буква. Правильный ответ на задание 2 оценивается 1 баллом.
Задания с развёрнутым ответом и задание на работу с контурной картой оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями оценивания.
Максимальный первичный балл – 15.
Таблица 5
Рекомендации по переводу первичных баллов
в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной
шкале
«2»
«3»
«4»
«5»
Первичные баллы 0–3 4–7 8–11 12–15
10. Время выполнения варианта проверочной работы
На выполнение работы отводится 45 минут.
11. Описание
дополнительных
материалов
и
оборудования,
необходимых для проведения проверочной работы
Дополнительные материалы и оборудование не требуются.
12. Рекомендации по подготовке к работе
Специальная подготовка к проверочной работе не требуется.