Файл: 1. Межгосударственная система и международное право. Понятие, предмет и метод международного права. Международная межгосударственная система.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 414

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основания утраты государственной территории обратны осно­ваниям ее приобретения. К их числу можно отнести: отказ (дериликция); утрата в силу давности; утрата вследствие есте­ственных процессов (исчезновение косы Тузла в Керченском проливе в результате ее размыва в 1925 г.); уступка другому го­сударству; завоевание другим государством.
Утрата государст­венной территории может также произойти в результате сецессии, т.е. отделения части государственной территории и обра­зования нового государства. Некоторые границы в Африке и других регионах установлены без учета расселения этносов, в соответствии с бывшим колониальным делением, что мо­жет стимулировать процессы, имеющие своим результатом сецессию.
79.Государственные границы, их виды и этапы установления.

Государственная граница - это линия на земной и водной поверхности, а также проходящая по ним воображаемая вертикальная плоскость, которая определяет пределы суверенитета государства над его сухопутными и водными территориями, воздушным пространством и недрами земли.

В зависимости от места прохождения государственные границы подразделяются на сухопутные, водные (речные, озерные, морские), воздушные и границы недр.

В процессе установления границы обычно различают два этапа:

делимитация – определение в договорном порядке общего направления прохождения линии государственной границы с обозначением ее на картах, схемах и планах;

демаркация – проведение линии государственной границы на местности с обозначением ее специальными пограничными знаками.

В случае возникновения необходимости уточнения территориальных границ сопредельных государств проводится редемаркация,которая осуществляется путем проверки ранее демаркированной границы с восстановлением, ремонтом (заменой) ранее выставленных пограничных знаков.

РЕКТИФИКАЦИЯ ГРАНИЦЫ- незначительные изменения или уточнения в положении границы на местности относительно линии государственной границы, ранее установленной международным договором.

Режим Государственной границы включает правила:
а) содержания Государственной границы;

б) пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами;

в) перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных;


г) пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;

д) ведения на Государственной границе либо вблизи нее хозяйственной, промысловой и иной деятельности;

е) разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

80.Правовой режим международных рек.

Международные реки – это реки, протекающие по территории двух или более государств, они неизбежно являются предметом международно-правовых отношений прибрежных государств.
Международная река, пересекающая или разделяющая территории нескольких государств, создает взаимосвязь интересов прибрежных государств, что и обусловливает их взаимные права и обязанности относительно данной реки. Каждое прибрежное государство должно использовать воды международной реки таким образом, чтобы при этом не наносить существенного ущерба правам какого-либо другого прибрежного государства на использование вод этой же реки. Все государства, в принципе, имеют равные права на использование вод международной реки.
Международные реки подразделяются на открытые для международного судоходства и пограничные реки, которые разделяют территории нескольких государств.
Режим судоходства по международной реке должен устанавливаться самими прибрежными государствами. Только прибрежное государство имеет право на проход своих судов через речные воды, входящие в состав территории другого государства. Однако прибрежные государства часто предоставляют свободу судоходства для торговых судов всех стран. Барселонская конвенция и Статут о режиме навигационных водных путей международного значения 1921 г. содержат положения относительно судоходства по международным рекам. На Хельсинкской конференции в 1966 г. некоторые статьи Барселонской конвенции были изменены. Так, «каждому прибрежному государству принадлежит право свободного судоходства на всем протяжении международной реки. Прибрежные государства могут предоставлять такое право и неприбрежным государствам».
В настоящее время условия и правила прохода иностранных судов по международным рекам определяются в каждом конкретном случае соответствующими соглашениями прибрежных государств.
В несудоходное использование международных рек входят строительство плотин для гидроэлектростанций и ирригации, сброс промышленных вод, рыболовство, лесосплав. Все вопросы несудоходного использования решаются на основе соглашения между прибрежными государствами.


Общие правила относительно урегулирования вопросов, возникающих при строительстве гидроэлектростанций на международных реках, содержатся в Женевской конвенции о гидроэнергии водных потоков, имеющих значение для нескольких государств, 1923 г. В соответствии с принципом справедливого использования вод прибрежное государство должно предотвращать любые формы загрязнения или увеличение степени существующего загрязнения, которое причинило бы существенный ущерб другому государству. Существует большое количество соглашений, которые основаны на этом принципе.
81.Правовой режим Арктики и Антарктики.

Международно-правовой режим Антарктики определяется Договором об Антарктике от 1 декабря 1959 г. Необходимость заключения договора об Антарктике была вызвана притязанием на данный материк Аргентины и Чили. В этой связи договор закрепил мораторий на притязания на земли материка и признал данную территорию как территорию с международным режимом. Статья 1 Договора провозгласила использование Антарктики только в мирных целях (демилитаризованная территория). В Антарктике провозглашается свобода всем заинтересованным государствам в осуществлении научных исследований. Статья 7 Договора допускает проведение любых инспекций со стороны Договаривающихся сторон на предмет исполнения положений договора.
Помимо самого Договора в его систему входят: Конвенция о сохранения морских живых ресурсов Антарктики (1980 г.), Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики (1988 г.), которая вызывает много возражений со стороны государств, и Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике (1991 г.), который определил Антарктику в качестве природного заповедника, установил ответственность за всеобъемлющую охрану живой среды Антарктики и зависящих от нее и связанных с ней экосистем, а также закрепил любую деятельность, связанную с минеральными ресурсами, за исключением научных исследований.
По своему правовому режиму Арктика является государственной территорией. Арктика представляет собой территорию, включающую в себя окраины Евразии, Северной Америки и Северный Ледовитый океан. Территория Арктики поделена между США, Канадой, Данией, Норвегией и Россией. В основу ее деления положена «секторальная теория», предложенная США в 1924 г. В соответствии с указанной теорией сектор представляет собой морское пространство, основанием которого является сухопутная территория государства, а верхняя точка Северный полюс. Указанный сектор принадлежит пяти приарктическим государствам. Российский арктический сектор был провозглашен в 1926 г. постановлением Президиума ЦИК СССР, по которому все земли в секторе признавались территорией СССР.

82.Правовой режим внутренних вод.

Внутренние воды — часть водной территории государства.
Согласно международно-правовым источникам в состав территории каждого государства, имеющего морское побережье, входят внутренние воды. Международные соглашения и национальные законы стран относят к ним воды, «находящиеся между берегом государства и прямыми исходными линиями, принятыми для отсчета ширины территориального моря».
Для прибрежного государства внутренними водами считаются:
а) акватории портов, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений портов;

б) море, полностью окруженное сушей одного и того же государства, а также море, все побережье которого и оба берега естественного входа в него принадлежат одному и тому же государству;

в) морские бухты, губы, лиманы и заливы, берега которых принадлежат одному и тому же государству, и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль. Имеется исключение - когда ширина входа в залив (бухту, губу, лиман) больше 24 морских миль, для отсчета внутренних морских вод внутри залива (бухты, губы, лимана) проводится от берега к берегу прямая исходная линия в 24 морских миль таким образом, чтобы этой линией было ограничено возможно большее водное пространство.
Другим исключением является правило, применяемое к «историческим заливам»: независимо от ширины входа в них, считаются внутренними водами прибрежного государства в силу исторической традиции.
В международно-правовых документах закреплено, что правовой режим внутренних вод устанавливается прибрежным государством по его усмотрению, то есть внутренние морские воды находятся под исключительным суверенитетом прибрежного государства (в Российской Федерации, в частности, действует Федеральный закон 1998 г. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»). Исключение составляют случаи вынужденного захода судов ввиду стихийного бедствия, а также воды открытых портов.
В международной практике прибрежные государства часто в интересах развития международных отношений открывают многие из своих торговых портов для свободного захода иностранных судов. Обычно для этого государства заключают между собой договоры, которые регламентируют рядок захода и правовой режим пребывания в портах торговых судов договаривающихся государств. В Российской Федерации, например, такой порядок определен «Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним» 1993 г.

В силу международного обычая и практики государств, во внутренних водах на иностранных судах внутренний распорядок (в частности, отношения между капитаном и экипажем судна) регулируется законами и правилами страны, флаг которой несет судно.
83.Правовой режим территориального моря и прилежащей̆ зоны.

Территориальное море - полоса морского пространства определенной ширины, начинающаяся у берега суши или у границы внутренних морских вод, на которую распространяется суверенитет государства.
Источниками являются: Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г.
Территориальное море (территориальные воды) - часть государственной территории.
Ширина территориального моря исчисляется от прямых исходных линий, между выступами берега.
Ширина территориального моря — 12 морских миль. Если расстояние между берегами противолежащих государств менее 24 миль, то территориальное море разграничивается равностоящей линией.

Все иностранные гражданские суда пользуются правом свободного прохода через территориальное море. При этом проход должен быть мирным, непрерывным и быстрым. Военные суда вправе пересечь территориальное море с предварительного уведомления, при этом подлодки следуют на поверхности и с поднятым своим флагом. При проходе суда должны соблюдал, правила прохода, установленные прибрежным государством.
Прибрежное государство вправе осуществлять свою уголовную юрисдикцию в отношении иностранного невоенного и дегосударственного судна - правонарушителя лишь в том случае, если:
1. Последствия преступления распространяются на прибрежное государство;

2. Совершенное преступление нарушает спокойствие в стране «ли добрый порядок в территориальном море;

3. Капитан судна или консул страны флага судна обратился к местным властям с просьбой об оказании помощи в задержании лиц, свершивших преступление;

4. Принимаемые меры направлены против пиратства, торговли рабами или наркобизнесом.
От территориального моря следует отличать прилежащую зону -полосу открытого моря, прилегающую к территориальному морю, в которой государство осуществляет специализированную юрисдикцию. Эта юрисдикция распространяется на необходимость государства осуществлять таможенный, фискальный, эмиграционный и санитарный контроль. Ввиду быстроходности современных судов, которая не дает порой возможность застать и подвергнуть их контролю в пределах территориального моря, и установлена прилежащая зона. Ширина