Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
хозяйственная ситуация - развитость инфраструктуры рынка, состояние хозяйственного, налогового, бухгалтерского законодательства, благоприятность инвестиционного климата.
Учетная политика является элементом четвертого - организационного уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, и регламентируется посредством соответствующего приказа об учетной политике, утверждаемого руководителем организации на очередной финансовый год.
В системе формирования учетной политики основополагающими документами являются ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», в системе налогообложения - глава 25 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ).
На основании краткого анализа отдельных правовых норм, определяющих правила ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, можно сделать вывод, что не только бухгалтерское, но и налоговое законодательство влияют на финансово-хозяйственную деятельность. В соответствии с этим, они должны присутствовать в определении учетной политики деятельность организации.
В условиях существования совершенно самостоятельного по отношению к бухгалтерскому учету налогового учета и совершенно самостоятельной по отношению к учетной политике налоговой политики организации роль бухгалтерской учетной политики как инструмента снижения налоговых платежей полностью прекращает свое существование.
В этой ситуации учетная политика получает совершенно новую для российских условий роль - влияние на показатели внешней бухгалтерской отчетности.
В случае, когда методы бухгалтерского учета определяют и величины налогооблагаемых баз, предприятия, формируя учетную политику, всегда должны выбирать одну из двух ее целей: либо меньше платить налогов, и тогда предприятия должны выбрать такие методы учета, которые позволяют дать минимальную оценку активам, прибыли и доходам; либо показать пользователям бухгалтерской отчетности фантастические успехи своей деятельности, и тогда, наоборот, предприятия должны стремиться максимизировать оценку активов, прибыли и доходов.
Однако всегда хочется и поменьше платить налогов, и привлекательно выглядеть перед инвесторами и кредиторами. И если бухгалтерский и налоговый учет объединены, то это становится невозможным.
Если же отдельно формировать учетную и налоговую политику как совершенно независимые друг от друга: первая - для бухгалтерского учета; вторая - для налогового, то одновременное достижение этих целей становится возможным.
Именно в этой связи, то есть как возможность влияния на показатели бухгалтерской отчетности, предприятия должны воспринимать учетную политику и составлять приказ об учетной политике организации, формирование которого представляет не простую задачу, особенно в условиях разделения бухгалтерского учета на три вида: управленческий, финансовый и налоговый.
2. Процедура формирования учетной политики
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.
Учетная политика формируется путем выбора способов ведения бухгалтерского учета из нескольких допускаемых общепризнанными стандартами. Если последними не установлены способы ведения учета тех или иных объектов, организация сама разрабатывает соответствующие процедуры исходя из общих требований к учетной политике.
В такой ситуации возможно использовать три варианта определения учетной политики: 1) по аналогии со сходными операциями; 2)исходя из общих определений и критериев; 3) на основе признанной практики. В первом случае речь идет об ориентации на требования, принятые для учета сходных операций, и общие принципы системы бухгалтерского учета. При этом рассматриваются правила, которые непосредственно не регулируют конкретный вопрос. Сходство операций устанавливается на основе профессионального суждения. Во втором случае источником учетной политики организации по неурегулированному вопросу выступают общие определения и критерии признания, описания, в частности, в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России и бухгалтерском законодательстве. Эти определения и критерии могут быть использованы, например. При установлении того, капитализировать (и в какой момент) объект либо списать его в расход. Третий предложенный вариант ориентирует на общепризнанную практику разрешения конкретных вопросов, однако он допустим лишь в том случае и в той степени, в каких отраслевая практика не противоречит духу и логике нормативных актов по бухгалтерскому учету.
Во всех случаях должно быть выдержанно одно важнейшее условие – единство учетной политики в организации, т.е., другими словами, выбор способов ведения учета должен осуществляться на единых основах. Это означает, во-первых, применение избранных способов
всеми структурными подразделениями организации, включая выделенные на отдельный баланс, не зависимо от места их расположения. В противном случае формируемая разными подразделениями учетная информация будет несопоставимой и несводимой. Во-вторых, в отношении какого-то одного конкретного вопроса организация должна использовать, как правило, один выбранный способ, хотя в отдельных случаях допустимо и целесообразно параллельное применение нескольких способов в зависимости, например, от условий заключенных хозяйственных договоров.
В рамках группы взаимосвязанных (родственных) организаций каждый участник, являющийся юридическим лицом, вырабатывает собственную учетную политику. Вместе с тем учетная политика членов группы должна согласовываться. Координирующим органом в процессе согласования выступает головная (материнская, холдинговая) организация.
Процесс формирования учетной политики состоит из следующих последовательных этапов:
-
определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика; -
выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится отбор способов ведения бухгалтерского учета; -
обоснование исходных положений построения учетной политики; -
идентификация потенциально пригодных для применения организацией способов ведения бухгалтерского учета для каждого объекта; -
выбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения организацией; -
оформление избранной учетной политики.
Последовательность этапов формирования учетной политики может быть только такой, поскольку каждый предыдущий этап обеспечивает осуществление последующего. На первом этапе устанавливается предмет учетной политики, ибо конкретная организация имеет присущую только ей совокупность объектов бухгалтерского учета (фактов хозяйственной жизни). В зависимости от состава объектов учета на втором этапе выявляются конкретные условия, явления и процессы, которые оказывают влияние на разработку учетной политики. Третий этап подразумевает анализ общепризнанных допущений (требований, принципов) в построении учетной политики с точки зрения выявленной на предыдущем этапе совокупности факторов, при адекватности которых эти допущения закладываются в основу учетной политики. Четвертый этап заключается в отборе потенциально пригодных к использованию организацией способов ведения бухгалтерского учета (отбор ведется из множества теоретически возможных способов, исходя из принятых на третьем этапе допущений и выявленных на втором этапе факторов выбора). Пятый этап состоит непосредственно в выборе способов ведения учета для организации посредством проверки каждого отобранного на предыдущем этапе способа системой соответствующих критериев. На шестом, заключительном, этапе избранная учетная политика получает соответствующее оформление, с тем чтобы она удовлетворяла формальным требованиям к ней.
3. Нормативная база по созданию учетной политики в РФ
Нормативное регулирование бухгалтерского учета представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета состоит из документов четырех уровней: законодательных, нормативных, методических и организационных.
Первый уровень – законодательные документы (федеральные законы, указы Президента РФ, постановления правительства РФ), которые прямо или косвенно регулируют бухгалтерский учет в России. В документах данного уровня закрепляются основные задачи, принципы, правила ведения бухгалтерского учета, обязательные для выполнения всеми хозяйствующими субъектами (организациями) на всей территории страны. Такими документами, влияющими на учетную политику предприятия, являются Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете», закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», Налоговый кодекс РФ и другие.
Второй уровень – положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Министерством Финансов РФ как методологическим центром. Это в первую очередь, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов России от 29 июля 1998г. №34н (с изменениями и дополнениями). Документы этого уровня определяют принципы и базовые правила ведения бухгалтерского учета по отдельным участкам учета, видам хозяйственных операций без раскрытия механизма их применения к определенному виду деятельности организаций. Разрабатываются эти положения исходя из принципов, предусмотренных документами первого уровня, например, Федеральный закон «О бухгалтерском учете».
Третий уровень – методические документы: инструкции, рекомендации, методические указания и т.п., разрабатываемые Министерством финансов и другими органами в соответствии с действующим законодательством. Документы этого уровня, раскрывают механизм применения документов первого уровня. Они предлагают возможные варианты бухгалтерского учета непосредственно на предприятии с учетом его особенностей. В их основе заложены общие правила ведения бухгалтерского учета, конкретизированные с учетом отраслевых, размерных, временных и других характеристик организаций.