ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Хлеб- наше богатство
Подробное изложение
Цель: научить передавать содержание прочитанного близко к тексту; развивать связную речь, внимание; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к хлеборобам.
Оборудование: рисунки в тетради с изображением различных этапов выращивания хлеба, разные виды хлебобулочных изделий.
Ход урока
I.Организация класса.
II.Актуализация чувственного опыта учащихся.
1.Работа в тетради (задание 1).
-Разгадайте ребус.
-Отгадайте загадку.
Хоть и не сладок, Скажет и внучек,
Но вкусен всегда. Скажет и дед,
Дешевый, но стоит Что без него
Большого труда. И обед- не обед. (Хлеб)
-Хлеб- это наше самое главное богатство, без него не обходятся ни в одной семье. Дорогих гостей всегда встречают хлебом-солью. Испокон веков люди прославляли хлеб, поклонялись ему. Во все времена народ бережно относился к хлебу, к каждой его крошке.
2.Чтение в дополнительном материале легенды о хлебе с последующим обсуждением.
Хлеб спасен.
Путник уронил в пустыне крошку хлеба. Он остановил караван и стал искать ее. Хлеб топтать нельзя. Да разве найдешь ее в песке? Дело было к ночи. Путник пометил место и воткнул свой посох. С рассветом вернулся, чтобы найти хлеб. Его посох стоял золотым.
-О чем рассказывает эта легенда?
-Чему она учит?
-Сейчас мы с вами можем наслаждаться хлебом самым вкусным, самым разнообразным.(Демонстрация различных хлебобулочных изделий).
Хлеб русский, рижский, украинский,
Горчичный, тминный, заварной,
Московский, чайный, бородинский,
Пшеничный, серый и ржаной…
-Но не всегда хлеб был таким красивы, белым и румяным. Послушайте еще один рассказ.
Хлеб
Передо мной вспыхивают картины детства. Отец прижимает к груди черную овальную ковригу хлеба. Он медленно и торжественно режет ее. Хлеб моего детства был трудным. Он крошился под ножом, рассыпался на кусочки. В хлеб добавляли картошку, отруби, траву. Но о хлебе мы говорили как о живом существе. Мать крошки бережно собирала и клала в суп. Сейчас хлеба много в нашей семье. Но до сих пор осталось бережное отношение к нему.
-А как вы думаете, почему хлебу такой почет и уважение?
3.Составление устного рассказа «Откуда хлеб приходит»(с помощью иллюстраций и дополнительного материала).
-Расположите рисунки в правильном порядке(пронумеруйте).
-Прочитайте текст «Откуда хлеб пришел»( в дополнительном материале).
Откуда хлеб пришел
В каждом доме любят хлеб, но хлеб сам не растет. Нужно вложить в него много труда.
Люди пашут, удобряют землю, сеют зерна ржи и пшеницы. Чувствуя заботу людей, зернышко превращается в колосок. А в каждом колосе- зерна. Осенью люди собирают урожай, мелют зерно. И вот мука поступает на хлебозавод.
На заводе применяются автоматические линии. Тестомешалки приготовляют из муки тесто. Тесто разливают в формы, и подается оно по конвейеру в печь. Из печи выходит румяный хлеб.
Вот такой трудный и долгий путь проходит маленькое зернышко, прежде чем попасть нам на стол.
III.Сообщение темы и задач урока.
Мотивация учебной деятельности.
-Сегодня на уроке мы с вами будем писать изложение, посвященное хлебу. Вы должны будете передать содержание очень близко к прочитанному тексту.
IV.Работа над изложением.
1.Чтение текста учителем.
Хлеб
Испокон веку хлеб был не просто едой. Он был материалом не только благосостояния, но и человеческой совести. Хлебом- солью встречали друзей. За хлеб бились с врагами насмерть. Хлебом, как именем матери, клялись. Хлеб- продукт, вызывающий особое чувство. Хлеб-это наша жизнь.
2.Лексико-стилистическая работа.
-Объясните лексическое значение слов и проверьте их правописание по словарю: испокон веку, благосостояние, мерило, насмерть, хлебосольный. Составьте с ними словосочетания.
Испокон веку- с давних времен
Благосостояние- достаток, благополучие.
Мерило- признак, свойство, на основе которого можно определить, оценить что-то.
Насмерть-1) так, что наступает смерть; 2) очень сильно.
Хлебосольный- радушный, гостеприимный.
- Найдите в тексте, чем является хлеб.
(Хлеб- не просто еда, мерило благосостояния, мерило человеческой совести, хлеб- продукт, вызывающий особое чувство, хлеб- наша жизнь.)
- Вспомните пословицы и поговорки о хлебе.
(Хлеб- всему голова; хлеб- батюшка, вода- матушка; хлеб на стол- стол престол.)
3.Прочитайте план текста в тетради. ( Исаенко О.В., Москаленко Л.Н., Ларюхина М.Е. «Тетрадь по развитию речи 3 класс». Країна мрій.Харьков 2007р.)
План
1.Хлеб- всему голова.
2.Мерило благосостояния и человеческой совести.
3.Хлебосольство.
4.Хлеб- символ родной земли.
5.Хлеб- наша жизнь.
Физкультминутка
Хомка
Хомка, хомка, хомячок, Подметает хомка хатку
Полосатенький бочок. И выходит на зарядку.
Хомка раненько встает, Раз, два, три, четыре, пять!
Щечки моет, шейку трет. Хомка хочет сильным стать.
4.Повторное чтение текста.
5.Пересказ прочитанного рассказа близко к тексту в парах.
6.Самостоятельная запись текста учащимися.
7.Самопроверка, исправление ошибок.
V.Итог урока.
1.Чтение записанных текстов вслух(2-3 уч.)
2.Беседа.
-Почему хлеб- главное богатство, наша жизнь?
-Чему учат прочитанные вами произведения?
Хлеб- всему голова. Когда хлеба вдоволь, работа идет хорошо, люди живут весело. Вырастить хлеб трудно. Нужно вспахать землю, посеять зерно. Осенью нужно убрать урожай, потом зерно свезти на мельницу.
Вкусно пахнет свежим хлебом утром из булочной!
Берегите хлеб!
VI.Домашнее задание.
Описать любимое хлебобулочное изделие.