ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Методика обучения иностранному языку»
Тема «Методические принципы обучения иностранным языкам»
«Методические принципы обучения иностранным языкам»
К методическим принципам, характеризующим современное обучение иностранным языкам и действующим независимо от изучаемого языка, относится прежде всего принцип коммуникативной направленности обучения. Его содержательная сущность может быть сведена к следующему: обучение иностранным языкам должно быть ориентировано на формирование у обучающегося черт поликультурной языковой личности, делающих его способным равноправно и автономно участвовать в межкультурном общении.
Как известно, в методике обучения иностранным языкам основной смысл принципа коммуникативной направленности заключается в понимании того, что главным объектом обучения является речевая деятельность на изучаемом языке, или общение на этом языке в различных видах речевой деятельности, хотя и в ограниченных пределах.
Методические принципы обучения иностранным языкам неоднородны:
-
общие принципы носят обобщенный характер и обуславливают обучение иностранным языкам в самом общем плане, -
частные принципы различают, конкретизируют более частные вопросы общих принципов обучения, -
специальные принципы относятся к исключительно узкой области обучения иностранным языкам, например, к какому-либо отдельному аспекту системы языка, одному виду речевой деятельности или специфическим средствам обучения иностранным языкам.
К общим принципам обучения иностранным языкам относятся:
1. Коммуникативная направленность обучения иностранным языкам. Учебно-воспитательный процесс должен быть так организован, целенаправлен и реализован, что в результате обучения учащиеся овладели необходимым минимумом знаний ,умений и навыков для пользования иностранным языком как средством общения в рамках тематической программы. Для достижения такой цели необходима практическая деятельность на изучаемом языке как в устной речи, так и при чтении иностранного текста. На каждой стадии обучения учебно – воспитательный процесс должен быть насыщен речевыми упражнениями (решающий фактор практического овладения иностранного языка ). Работа по овладению языковым материалом должна завершаться показом, как материал используется для достижения активного общения на иностранном языке . Языковой материал – не основной объект и цель в обучении иностранного языка , это этап, который завершается использованием на практике. Этот принцип должен осуществляться также в процессе чтения и письма.
2. Учет особенностей родного языка, опора на родной язык. Только опираясь на родной язык , можно добиться понимания структур иностранного языка . В тех случаях, когда осознание изучаемого явления невозможно беспереводным путем, необходимо обращаться к родному языку . Учебный материал нужно строить так, чтобы, с одной стороны, достигался положительный перенос из родного языка в иностранный язык , а с другой, ставился бы больший акцент на тренировочной работе с теми явлениями в иностранных языках , которые резко отличаются от соответствующих явлений в родном языке или в нем отсутствуют.
3.Доминирующая роль упражнений на всех уровнях и во всех сферах овладения иностранного языка. Любое объяснение нового языкового материала необходимо завершать выполнением упражнений, которые демонстрируют как изучаемое явление функционирует в речи, как оно используется в решении актуальной для учащегося задачи. Упражнения в устной речи не должны быть повторением одного и того же языкового материала. Изучаемые модели, структуры и образцы становятся не целью учебной работы, а средством построения высказываний, которые обеспечивают достижения взаимопонимания между учениками учебно – воспитательного процесса .
К частным принципам относятся:
1. Принцип обучения иностранного языка на РО и моделях . В основе – тщательный отбор и моделирование самого учебного материала, в результате чего учащимся предлагается в концентрированном виде наиболее употребительный лексический, фонетический и грамматический материал, наиболее употребительное РО, овладение которыми дает учащимся возможность осуществлять коммуникативную практику.
2. Принцип сочетания языковых тренировок с языковой практикой. Подчеркивает необходимость овладения языковым материалом как средством достижения подлинного общения на иностранном языке в рамках школьной программы.
Главной задачей является речевая практика, а речевые упражнения – завершающий этап любой работы над материалом иностранного языка.
3. Принцип взаимодействия основных видов речевой деятельности. Требует от учителя иностранных языков такой продуманной и четкой организации учебно-воспитательного, которая обеспечивала бы гармоничное формирование и развитие умений и навыков на ИЯ. Все виды речевой деятельности связаны тесно друг с другом.
4. Принцип устного опережения в обучении чтению и письму. Дает возможность организовать обучение таким образом, что овладение устной иноязычной речью наряду с чтением становится основной задачей школьного курса. Правильная реализация данного принципа дает возможность общаться на иностранном языке , развивает язык учащегося.
5. Принцип акроксимации учебной иноязычной деятельности. Дает учителю возможность осуществлять организацию и контроль учебно – воспитательного процесса , что служит его эффективности. Учитель может игнорировать те ошибки в языке и речи, которые не нарушают коммуникативного акта. Это повышает речевую активность учащихся, устраняет боязнь ошибок учащиеся становятся более активными в устной речи и при чтении.
6. Принцип интенсивности обучения на начальном этапе. Формирование умений и навыков требует именно на первой фазе овладения иностранного языка , значительного количества тренировок и повторений как языкового материала, так и моделей речи ,начальная стадия обучения должна быть интенсифицирована.
К основным методическим принципам относят следующие принципы:
1. Принцип коммуникативности – согласно этому принципу обучение организуется в естественных для общения условиях или максимально приближенных к ним; ведущей целью обучения является обучение языку как средству общения или формирование коммуникативной компетенции учащихся; данный принцип предполагает использование на занятиях по языку ситуаций реального общения, организацию активной творческой деятельности, применение коллективных форм работы.
2. Принцип учета родного языка – предусматривает организацию учебного процесса с учетом опыта в родном языке учащихся; при сходных явлениях родного и иностранного языков учащийся переносит по аналогии навыки и умения словообразования, конструирования и трансформации предложений родного языка в новые условия общения; учет родного языка реализуется в продуманной системе упражнений по темам и явлениям, наиболее трудным для учащихся.
3. Принцип взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности – в основе данного принципа лежит требование такой организации учебно–воспитательного процесса, которая обеспечивала бы гармоничное формирование умений и навыков основных видов речевой деятельности.
4. Принцип комплексности и дифференцированности – предполагает комплексное овладение видами речевой деятельности и их структурными компонентами и отражает, с одной стороны, тесную взаимосвязь фонетики, лексики, грамматики и аудирования, говорения, чтения, письма, а с другой стороны – специфику каждого аспекта языка и вида речевой деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Настольная книга преподавателя иностранного языка. - Минск: Высшая школа, 1997.
2.Сластёнин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений. 3-е издание - М.: Школа - Пресс, 2000 г.
3.Пидкасистый П.И. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей: Педагогическое общество России, 1998.
4.Социальная сеть работников образования .Статья на тему «Методика обучения иностранному языку».
[электронный ресурс ] – Режим доступа:
https://studbooks.net/2024457/pedagogika/metodicheskie_printsipy_obucheniyainostrannomu_yazyku (01.11.2018).
5. Открытая библиотека учебной информации «Open Library» . Статья на тему « Методические принципы обучения иностранным языкам».
[электронный ресурс ] – Режим доступа:
http://oplib.ru/random/view/293588 (03.11.2018).