Файл: 1. Предмет и методы дисциплины игпзс, её значение для юр образования. Предметом курса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Предмет и методы дисциплины «ИГПЗС», её значение для юр. образования.

Предметом курса является процесс становления и эволюции прав-х и гос. структур, выявление их специфики и своеобразия, с одной стор., и общих закономерностей развития - с др. Важно не только выявить тенденции развития права и гос. строя мира, но и грамотно аргум-ть их. Т. о., курс изучает два важнейших явления соц. истории: гос-во и право в их взаимосвязи.

Под гос-вом в историко-правовой науке понимается совок-ть учрежд-й, принципов, установлений и форм реализации полит. власти. Опр-е права отличается большей пестротой и многообразием. Мы будем исходить из того, что право - это совок-ть правил и норм, санкционированных стереотипами общественного сознания (как, например, обычное право) или гос-вом (например, закон или норм. акт), а также институтов и струк-х обр-ний, в рамках которых реал-ся те или иные прав. нормы и осущ-ся правосудие.

Осн. методами изучения ИГПЗС явл-ся:

  • Структурно-аналит-й, кот. предполагает изучение отдельных эл-в права и гос-ва, выявление их статуса и своеобразия. Применение этого общенаучного метода позволяет выявить взаимосвязи институтов права и гос-ва с др. соц. явлениями.

  • Разновидностью структурного метода является структурно-функцион-й. Его задача закл-ся в том, чтобы помочь исследователю уяснить, каким образом функц-ет та или иная с-ма, каковы осн-е механизмы ее развития. В целом структурно-аналит-й метод позволяет изучить соц. структуру общ-ва, иерархию его соц-х и полит-х институтов, а также отд. Эл-ты и их функции.

  • Культуролог-й м-д предполагает обособленное изучение права и закона. Право в этом случае рассматривается как важнейший эл-т соц. и духовной культуры общ-ва, как императив цивилизационного типа, кот. отражается в морали и религии.

  • Сравнит-но-истор-й м-д основан на том, что выявленные истор. факты полнее раскрывают свое значение при сравнении, сопоставлении их с серией др. сходных фактов.

  • Системно-структурный м-д эффективен при исследовании самоуправ­ляющихся с-м, сост-х из множ-ва взаимод-х эл-в. Их анализ предусматривает: изучение структуры эл-в; их внутр. и внешн. связи; выявление системообразующих эл-в. Вышеназванными методами осущ-ся исслед-я качествен­ных сторон истор. процесса.

  • Формально-юрид. м-д, предпол-й изучение событий и фактов, треб-х объяснения с пом. юр-х терминов, логики и прав-х конструкций. Этот м-д означает владение техникой обработки законод-х предписаний и др. источников права.

2. Гос-й строй в странах Древнего Востока.

Специфика общественного строя изучаемых стран определила возникновение и развитие в них особой государственной формы, которая получила наименование древневосточной деспотии. Концепция этой формы стала складываться в исторической литературе еще со времен Геродота (V в. до н. э).

Характерными чертами древневосточной деспотии как формы государства являлись:

1) сосредоточение всей полноты государственной власти в руках наследственного верховного правителя (деспота), личность которого обожествлена;

2) строгая централизация и бюрократизация громоздкого и разветвленного государственного аппарата, полностью подчиненного верховной власти деспота;

3) жесткий тоталитарный режим, воплощавшийся во всеохватывающем надзоре за подданными, полностью лишенными гражданских и политических свобод.

В древневосточной деспотии особого развития достигли три главные отрасли управления: финансовое ведомство, военное ведомство и ведомство общественных работ.

В отдельных странах Востока существовали такие специфические особенности их государственной организации, которые свидетельствуют о значительной многовариантности институтов, составлявших сущность древневосточной деспотии. Можно даже отметить, что в ряде древневосточных обществ монархическая форма правления вообще не являлась единственно возможной. Так, в состав древнеиндийской империи Маурьев входил целый ряд полуавтономных образований («дана» и «сангха»), характеризовавшихся республиканскими принципами их государственной организации. В Месопотамии и Финикии также встречались элементы республиканских форм, порожденные традициями первобытно-племенной демократии. Однако многообразие специфических черт, свойственных отдельным древневосточным государствам на определенных этапах их развития, не исключает однородных проявлений их исторического бытия, вызванных к жизни общими закономерностями их социально-экономического происхождения.

5.Общая хар-ка осн. Прав. институтов в Законах Ману

В Др. Индии понятие “право” было неизвестно. Жизнь индийцев подчинялась скорее этическим, чем прав. нормам. При этом эти нормы носили явный отпечаток религии. Нормы, опр-е поведение людей в их повседневной жизни (дхармы) содержались в сборниках - дхармашастрах. Наиб. известная дхармашастра – з-ны Ману (Ману - мифический Бог). Эти з-ны появ-сь в п-д 2 в. До н.э. и 2 в. Н.э. З-ны Ману сост. из 2685 статей, напис-х в форме 2-стиший (шлок). Немногие статьи имеют непосред-е прав. сод-е (8-9 главы). Всего 12 глав. Главное в зак-х Ману - закрепление существующего варнового строя. Здесь подробно опис-ся происх-е , согласно религ-му учению варн, указ-ся на наследственно-профес-й хар-р варн, опр-ся назн-е каждой варны , привилегии высших варн. Особ-тью зак-в Ману явл-ся религиозная окраска всех его положений.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ КАСТОВОГО СТРОЯ В ЗАКОНАХ МАНУ.

Кастовый хар-р права усматр-ся в с-ме преступлений и наказаний. Лица высших варн (2-рожденные) несли меньшую ответ-ть за преступления, чаще всего - покаяние, штраф. Тяжесть уголовной репрессии падала на шудр, людей из низших каст, обездоленных. Брахман за убийство нес покаяние - ему брили голову, вор из низшей касты умерщвлялся. Брахман за убийство шудры платил штраф, равный стоимости вороны, собаки.

В п-д создания з-в Ману в И. хорошо понимали разницу м/д собст-тью и владением и охране частной соб-ти уделялось больш. вним-е. Было 7 способов возник-я права собс-ти - наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, зарплата, милостынь. Также был способ “давность владения” - 10 лет, только при законном подтверждении человек из владельца превр-ся в собст-ка. Если у доброс-го приобретателя обнаруж-сь украд. вещь, то она возвр-сь зак-му владельцу. Осн. вид собс-ти - земля (земли - царские, общинные и частные). Царь не был собс-ком всей земли, но он охранял землевладельцев и получал за это налоги. Наиб. важное движимое имущество - рабы, скот, инвентарь (наверное сельскохоз-й). Община стремилась огран-ть частное землевладение.

3.Общественный строй в странах Древнего Востока.

В развитых гос-вах Др. В. Сущ-ло нес-ко форм собс-ти: гос., общинная и частная.

Процесс соц. Дифф-ции в странах Др. В. происходил под влиянием процессов, кот. могут быть сведены в три основных комплекса:

1) процессы, протекавшие внутри этнически однородного общества;

2) пр-сы, вытек-е из принципа неравного прав. статуса «своих» и «чужих»;

3) пр-сы, порожденные фактом имущ-го расслоения, произошедшего как в гомогенных, так и гетерогенных структурах.

В состав господ-х верхов входили след. Осн. прослойки: придворная и служилая аристократия, жречество, военная знать, верхушечные слои землед-х общин. Господ-е верхи осущ. высшую полит. власть, обладая правами верховного собственника. Рабы в странах Др. В. никогда не составляли большинства населения, — в колич-м отн-и они значит. уступали массе своб. мелких произв-й. На ранних этапах развития древневосточных гос-в единственным источ-м рабства служило пленение иноплеменников-чужаков. Своб. мелкие произв-ли занимали промежуточное полож-е в соц. структуре древневосточного общ-ва. Их кардинальное отличие от господ-х верхов сост. в том, что они не являлись эксплуататорами и добывали средства к сущ-ю собст. трудом. С др. стороны, от рабов их отличал статус личной свободы. Мелкие своб. Произв-ли подразд-сь на сельское население общин и гор. Ремесл. население. Гор. ремесленники, особенно редких профессий (оружейники, ткачи, ювелиры), были своб. людьми. Они трудились в гос. мастерских, сдавая в виде налога часть своей продукции.

Отлич. Особ-ть общест. структуры древневосточных гос-в состояла еще и в том, что соц. (классовое) деление общ-ва здесь органически дополнялось сословным делением. При этом, как правило, сословно-правовой статус индивида не совпадал с его социально-экономическим положением.

4. Общая хар-ка осн-х институтов права в Законах Хаммурапи

Соц. состав очень сложен. Особенно трудно его определить внутри 2-х групп - авилум и мушкенум. Общ-во состояло из 2-х осн. классов - рабовладельцев и рабов (пленные о долговые рабы (до 3-х лет). Господствующий класс - царь, его приближенные, жрецы, военачальники, старосты. Авилум “сын мужа” - это полноправный человек. Ему посвящена большая часть законника.

Угнетенный класс - это рабы, рядовые общинники, мушкенум. Мушкенум - свободный человек, но он имел своб. права. пока нах-ся на гос. службе и вып-л свои обяз-ти. По срав. с авилумом у него приниженное полож-е (это прояв-сь в ответ-ти за преступления). Вардум (рабы) - занимали самое низкое полож-е. Их было несколько видов - царские, общинные и частновладельческие. Раб имел небольшое имущ-во (кот. после него переходило к его хозяину),раб мог стать своб-м, мог оспорить свое рабство. Долговое рабство было огранич. 3 годами. Рабов исп-ли для уплаты долга. Кража и укрывательство рабов,а также снимание “рабского знака” и подстрекат-во к этому каралось оч. жестоко.

Древневав. правители создали отлаженный механизм упр-я. Достигнуто это путем личного вним-я ко всем делам своего гос. Поэтому в гос. ценились умелые и опытные чиновники. Все упр - сосредоточено в царском дворце. Дворцовая сист упр отлич тем, что лица, управл царским хоз-ом, занимали высшие должн в гос.; четкого разгранич ф-й м/д ними не было. Среди высших сановников гос. - визирь, дворецкий, нач-ик финансов, кравчий, главный военачальник. высоко ценились писцы. В системе гос. органов различ-сь центр и мест органы упр-ия. Бол городами упр наместники царя. На местах сохран органы общинного самоупр-я, но у них были огранич-е ф-и. Суд. ф-и вып-ли чиновники, назнач. царем. Высшей суд инстанцией был царь. Общинные и храмовые суды пост теряли свое значение. В Вавилоне сущ пост армия .

6.Гос. строй в др. Афинах. Реформы Клисфена, Эфиальта и Перикла

Гос. Уст-во Афин можно охар-ть как полит.организацию своб. граждан, обеспеч. защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демок­рат. республику, в которой афинские граждане-мужчины пользовались рав­ными правами и могли принимать активное участие в политической жизни. Осн. органами власти и управления Афин. Гос-ва являлись: народное собрание; Совет пятисот; гелиэя; коллегия стратегов; коллегия архонтов. Верховным органом властибыло народное собрание – эклессия. Эклессия принимала з-ы, решала вопросы войны и мира, избирала долж-хлиц, заслушивала отчеты магистратов по окончании сро­ков полномочий, решала дела по продов-му снабжению го­рода, обсуждала и утверждала бюджет, осущ-ла контроль за воспитанием юношей.Полис- это полит. Объед-ие, граждане кот. Уч-т в законод. и суд. власти. Полнопр. член такого полиса считал себя ответ-м за все дела гражд- общины, был соц. активным патриотом своего города-гос-ва. Предпол-т, что Эфиальт был представителем высших слоев общ-ва, о чем говорит в частности его избрание на должность стратега. Сущность реформы Эфиальта закл-сь в том, что он, организовав суд. процесс над его коррумп-ми членами, отнял у ареопага право налагать вето на постановления Народ. собрания и передал его народ. суду (гелиэе) в (462 г. до н.э.). После убийства Эфиальта афинскую демократию возглавил Перикл. Реформы: была введена плата судьям, гражданином Афин мог считаться лишь тот, чья мать и отец были афинянами, принцип свободы слова.Тер-но вся Аттика была разбита на навкарии. Назревал конфликт между демосом и аристократией. В 594г. Солон был избран архонтом и првел реформы Солона. Отменялась долговая кабала, ликвид-ь все прежние долги, полит.равенство, по имущ-цензу все были разбиты на 4 разряда - пентакосимедимны, всадники, зевгиты и феты. Создан совет 400 (булэ) и расширены ф-ции народного собрания - они оттеснили от власти ареопаг и архонтов. Клисфен своими реформами продолжил дело Солона. Разделил Аттику на 3 зоны и вместо 4 племенных фил ввел 10 территориальных. Совет 400 стал советом 500 (по 50 ч. От каждой филы). Создана коллегия стратегов (1 ч. От филы), ввел остракизм и суд “черпаков”. Реформы Клисфена завершили формирование афинского полиса.

7.Общест. строй вдр.Афинах. Реформы Тезея, Солона

Полнопр-ми аф-ми гр-ми являлись те лица, у которых и мать, и отец были гр-ми Афин. Гр-ая правоспособность наступала у мужчин с 18 лет и предполагала наличие у гр-на оп­р-ных прав и об-тей. Сов-ть гражд. прав составляла честь гражданина. За пре­ступления он мог быть подвергнут судом бесчестью, то есть ограничен в правах. Богатые граждане несли также повинность в пользу гос-ва - литур­гию, отчасти ограничивавшую безраздельность их частной соб-ти. К метэкам (не гражданам) относились чужеземцы, постоянно проживавшие в Афинах. У каждого метэка должен был быть свой простат - посредник между метэком и правит-ми учр-ми. С метэков взималась осо­бая подать, они привлекались к военной службе, несли и другие повин­ности. В Афинах оч. широко исп-ся раб. труд - в домашних работах, в сельс. Хоз-ве, строит-ве и т. п. Ставший вольноотпущенником раб приравнивался по своему положению к метэкам.К органам исполн-й власти (магистратам)относились коллегия десяти стратегов и кол­легия девяти архонтов. Осн. Ф-ми коллегии стратегов были верховное рук-во и командование всеми вооруженными силами Афин. Высшим суд. органомбыла гелиэя (суд присяжных), действовавшая под рук-вом коллегии архонтов.

Реформы архонта Солона ( 594 г. до н.э.)

1. Прощение долгов; запрет обращать в рабство за долги. 2. Все мужчины - уроженцы Аттики - приобрели статус граждан аф-го гос-ва. 3. Разделение граждан на 4 разряда по имущественному признаку и обязат. несение воен. службы. 4. Регулярный созыв Народ. собранияром участвовали все аф. Гр-не (там решались все важнейшие вопросы и выб-сь должност­ные лица: 9 архонтов, 6000 судей (членов гелиэйи) и др. 5. Судьи (гелиасты) должны были выб-ся из всех афинян старше 30-ти лет независимо от их бо­гатства и знатности.

Реформы Тесея: При нем произошло слияние 12 ранее обособ.племенных поселений в одно целое с центром в Афинах. Все свободные граждане Афин были разделены на 3 группы - евпатриды (знать), геоморы (земледельцы), демиурги (ремесленники). Эвпатриды быстро стали брать власть в свои руки. Они создали ареопаг, коллегии архонтов - как высшие органы власти, упразднив при этом базилей и совет старейшин. Афины стали аристократической республикой.

8.Гос. и общест. Строй др. Спарты

Спартанское гос-о возникло в IX веке до н. э. в рез-е завоевания обширной тер- Леконики, где проживали архейские племена, дорийцами. Установление общест- порядков и госу.строя Спарты связывается с именем Ликурга. Общест- строй С. схранял пережитки первобытнообщинного строя и был построен на военной орг-. Законы Спарты были направлены на недопущения обр-ярезкой имущественной дифференциации среди “спартанцев”. Было три слоя населения: спартиатами, периеками и илотами. Спартиаты пользовались полит.равами, были обеспечены земельными наделами. Пэриеки могли иметь соб-ь, в отношениях обладали правоспособностью, были ограничены лишь в полит.правах. Илоты же имели статус гос.рабов, они не обладали правоспособностью, но могли иметь право соб-и на свои орудия пр-а и свое хозяйство, 50% доходов они обязаны были уплачивать спартиатам. Илоты представляли собой побежденные племена. Спарта была примером рабовладельческой аристократии. Основным органом в Спарте была герусия – совет старейшин, возгл-й все гос.управление. Герусия состояла из 28 виднейших представителей спартиатов, и двух царей. Состоящие в данном органе лица именовались геронтами. Геронтов избирали из наиб.известных граждан, достигших 60-ти лет, пожизненно народным собранием, кот.они были бесподконтрольны. Герусия готовила внешнеполит.решения и руководила деят-ью должностных лиц. Она обсуждала предварительно дела, кот.должны были рассм-я в народном собрании. Герусия располагала неогранич.компетенцией, она заседала ежедневно и рук-ла всеми делами. Она же была судебным органом. Судебной власти герусии подлежали даже цари. Сама герусия считалась неответственной за свои решения. Народное собрание (апелла) решающую роль в полит.жизни страны не играло. Созывалось оно от случая к случаю. Учас-ли в собрании все спартиаты, достигшие 30 лет, прошедшие указанное законом воспитание и сохранившие свои наделы. Собрание было только пассивным властным органом. К ведению народ.собрания относилось избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора о престолонаследии, кому из царей идти в поход в случае войны. Народ.собрание участвовало в законод-е, решало вопросы войны и мира. Во главе гос-ва стояли два царя, которые выполняли ф-ю военных вождей, были верховными жрецами, осущ-ли суд-ю власть. С теч-м времени важнейшим институтом упр-я стала коллегия эфоров. Они занимали исключ-е пол-е в гос-ве. Их было пятеро. Первый из них эфор-эпоним – председательствовал в общих собраниях апеллы и герусии; Эфоры сост-ли единую коллегию и выносили решения по больш-ву голосов. В их руках целиком находились внеш. сношения, внутр. Упр-е страной. Они осущ-ли строгий надзор за нравами и за соблюдением дисциплины, контр-ли деят-ть всех должностных лиц и ежегодно проверяли их отчеты. В руках эфоров нах-сь гражданская юрисдикция. Одной из ф-й эфоров был контроль за деят-тью царей с целью не допустить усиления их власти. Эфоры имели право привлекать царей к суду герусии. В своей деят-ти эфоры давали отчет только своим преемникам. Бесконтрольность эфоров, невозможность привлечения к судебной ответ-ти породила злоупотребление ими своей властью.

9.Общ. хар-ка осн. пав.институтов по древнегреч. праву.

Право др. Греции следует рассмотреть на примере Др. Афин, имевших наиб. развитую по сравнению с др. полисами прав. с-му. Гл-м источником права в Др. Афинах первоначально был неписаный правовой обычай, а в 621 г. до н.э. появилось писаное право - - З-ны Драконта, запись действовавших обычно-правовых норм.Для Аф-го права соб-ти хар-но деление имущества на движимое (земля, рабы, скот) и недвижимое (деньги, драгоценности). Среди вещных прав сущ-т собственность и владение. Личная соб-ть считалась производной от гос.. Пред­ставления о правах соб-кав Др. Греции еще не сложилось. Обязательственные правоотношения могли возникать как из письменного до­говора, так и из устного соглашения, а также из деликта. Брак в Афинах представлял собой договор, котю заключался главой семьи. Афинское право знало наследование по закону и по завещанию. При наследовании по законувыделяли наследников первой очереди -сыновей. При отсутствии сыновей наследство умершего отца могли по­лучить дочери.

Виды преступлений, известные афинскому уголовному праву: Гос. преступления; Прест-я против семьи; преступления против личности; преступления против собственности.

Наказания существовали в виде: смертной казни; продажи в рабство; штрафа; конфискации имущества; бесчестья, то есть лишения гражданских прав. В Афинах суд. процесс нач-ся обычно лишь после получения должностным лицом жалобы. Подать ее могли только полноправные афинские граж­дане. Прав. воззрения др. греков, учения об этике Антифона, Аристотеля, Демосфена оказали большое влияние на процесс становления римского права.








10 Гос. строй Др. Рима в «царский» п-д Реформы Сервия Туллия.

История Др. Рима восходит к VII в. до н.э.1Рим цар периода 2 Рим периода республ 3Рим импер, кот. распадается на период принципата и домината. Царский период С легкой руки америк. истор Моргана общ-во, подобное древнерим - наз. военной дем К тому времени : племена овлад. плужным землед, скотоводством, метлич орудиями рим община неоднородна по своей соц. структуре, выдел. арист - патриции. Из их среды выходят военнач, гор. магистраты. Постепенно арист обзавод рабами, а затем - зависимой клиентеллой. В Риме др периода было 300 родов, по 100 в каждом племени. Главы родов сост совет старейшин или сенат , кот постепенно станов гл правит вл.1 Сенат имел пр предварит обсужд всех тех дел, кот вносились на решение нар собр.2Ведал многими тек делами по управл в Риме. Гл римской общины был РЕКС-царь. Это была выборная должность,подотчетная народу.на терр Рима жили и не - граждане - клиенты и плебеи. вероятно, плебеи - обедневшие сородичи. Они пост на работу к рим знати . получ на определ ус-ях земельные наделы. Клиенты происход из чужаков и также рабатали на питриций.// Важным этапом в становлении Р гос-ти стала реформа 6ого рекса Сервия Тулиия. 1.плебеи введены в состав общ 2.все граждане раздел на 6 имущ разрядов.(имущ признак), насел дел на 193 центурии, (пролетарии, т е лишенные учит имущества сост 1 центурию.) Т .О, при соглас голосовании первых 2х центурий голоса др не учитывались! 3. террит города раздел на 4 округа - трибы. (победа принципа террит деления над родопл.) Реформа Сервия - Тулия - важная уступка плебеям, но она не уровняла их патрициями, особенно в том, что кас земли. В след 2 столетия плебеи добились удовлетвор многих своих требований: 1.учреждения особой плебейской магистратуры нар трибуната, целью кот было защищать плебеев от произвола патрициев. 2Доступа к общ земле наравне с патрициями 3Защиты от произвола патрицианских судей (введ зак XIIтабл) 4Разрешения браков между патрициями и плебеями5.Права занимать гос должности С 287 г. до н.э. решения плебейских сходок стали иметь ту же силу, что и решения центуриат коми-ций, (обязат для всех )Т.О, завершился процесс формирования рабовлад гос.- пережитки родопл отнош ушли в пр.


11.Гос. строй Др. Рима в респуб. период.

Врем. границы данного п-да - с конца 4 века до н. э. до нач. 1 века до н. э. Римская гос-ть опиралась на развитую с-му институтов власти и упр-я, закрепленных в праве и полит. традициях. Смыслом орг-и власти в этот п-д римляне видели обеспечение гражд. прав и гарантию особых, привилегированных свобод полноправного жителя полиса. Глав. опасность гражд. свободе римляне усматривали в единоличной исполнит. власти. Только народ в целом обладает верховной властью, поручая отдельные части этой власти разным учреж-м и лицам. Этот принцип стал основой классической Римской республики.

Народ. собрания: 1. куриатные собрания. Они постепенно теряли свое значение. Их задача- делегирование власти избранным др. собраниями магистратам. 2. центуриатные комиции. Это был осн. вид народовластия в Риме, поскольку охватывал больш-во полнопр. населения, а также обладал сущест-ми полномочиями. Центуриатные комиции имели полномочия троякого рода. 1) в них проходили выборы важнейших магистратов, консулов, преторов, цензоров, - а также назначение диктатора. 2). В комициях проходило утвер-е законов, предлагаемых магистратом. 3). Комициям принадлежала суд. власть. Решение комиций отмене не подлежало. 3. трибутные комиции. В них принимали участие все граждане-собственники. Им принадл., суд. власть по обжалованиям, выборы плебейских магистратур, законод-во. Центр. Учреж-м Рима был Сенат. Он возник при рим. царях в кач-ве строго консультативного органа. Переход к рес-ке усилил влияние Сената. Сенаторов назначали: вначале цари, потом консулы. В Сенат могли входить только главы родов. В период рес-ки Сенат стал гл. правит-м органом. Сенату принадлежало общее финн. Упр-е; он выделял деньги на ведение войны, определял хар-р поступлений в казну. Сенат обеспечивал соблюдение безоп-ти и добрых нравов в городе. Сенат вел дипломат-е и междунар-е отношения Рима. Заседания Сената могли проходить только под председ-м консула, претора или диктатора. Исполнит. власть в рес-ке - в руках магистратов. Они были также представителями народа. Все магистраты избирались народ. СОБР-ми. Исполнение обяз-тей было безотчетным. Они имели право задержать неподчиняющегося гр-на, предать его суду, наложить штраф, арестовать какую-либо вещь, принадл-ю гр-ну. Во главе магистратур - консулы. Консулы рук-ли деят-тью Сената. Консулы рук-ли расходом казны. Они имели право издавать указы (эдикты) по вопросам упр-я и толкования права. Вторым по важности должностным институтом была претура. Изначально претор был младшим помощником консула и осущ-л те же ф-и. В дальнейшем в их руках – угол. и гражд. юрисдикцию. Им же принадлежала полицейская власть в городе. Для осущ. Гл. своих полномочий, претор мог издавать эдикты, а также прибегать к специальным прав. запретам – интердиктам. Особняком стояли цензоры. Их деят-ть была специфической, но влияние было неимоверным. Гл. делом цензоров было составление списков населения по классам. Решения цензоров не подлежали обжалованию и суду. Цензоры уч-ли в фин. Упр-и. Завершали когорту – квесторы. В их руках - заведование гос. казной, ведение расходных и приходных книг, прием и выдача денег. Также они были и хранителями гос. Док-в. В критических усл-х, по решению Сената, на место всех обычных магистратур мог быть избран диктатор, обладающий исключит- полномочиями. Его избирали на 6 месяцев, но срок мог быть продлен. Ему передавалась вся полнота упр-я, в т ч. и военная власть, и право междунар. сношений, уголов. юстиции и любых изменений з-ов. Диктатору вручались особым постановлением верховные должностные полномочия, на которые никто, никакой орган, не мог иметь возражений.

12.Гос. строй Др. Рима в п-д империи. Реформы Диоклетиана и Константина.

П-д Рим. Имп-и подраз-ся на: П-д принципата (27 г. до н.э. - 193 г. н.э.); кризисный п-д (193-284 гг. н.э.); п-д домината (284-476 гг. н.э.). Принципат - форма правления, созданная Гаем Юлием Цезарем и официально уст-я его преемником Октавианом Августом в 27 г. до н.э.

История Др. Рима восходит к VII в. до н.э.1Рим цар периода 2 Рим периода республ 3Рим импер, кот. распадается на период принципата и домината. Царский период С легкой руки америк. истор Моргана общ-во, подобное древнерим - наз. военной дем К тому времени : племена овлад. плужным землед, скотоводством, метлич орудиями рим община неоднородна по своей соц. структуре, выдел. арист - патриции. Из их среды выходят военнач, гор. магистраты. Постепенно арист обзавод рабами, а затем - зависимой клиентеллой. В Риме др периода было 300 родов, по 100 в каждом племени. Главы родов сост совет старейшин или сенат , кот постепенно станов гл правит вл.1 Сенат имел пр предварит обсужд всех тех дел, кот вносились на решение нар собр.2Ведал многими тек делами по управл в Риме. Гл римской общины был РЕКС-царь. Это была выборная должность,подотчетная народу.на терр Рима жили и не - граждане - клиенты и плебеи. вероятно, плебеи - обедневшие сородичи. Они пост на работу к рим знати . получ на определ ус-ях земельные наделы. Доминат. В III в. н.э. (с 284 г.) уст (от доминус - господин). республик учреждения исчезают. Управление сосредоточ в руках нескольких ведомств. Ими руководят сановники, находящиеся в подчинении импер. особое место: гос совет при императоре (обсужд осн вопросов пол, подготовка законопроектов), фин ведомство и военное ведомство. Реформы Диоклетиана. Диоклетиан стал рим императором в 284 г. н.э. 2 гл реформы. 1кас гос. устройства. Она свед к след: 1) верх вл раздел между 4 соправителями. 2е из них, (“августы"), занимали гл полож, каждый упр половиной империи - Зап и Вост. Августы избирали себе соправителей, (“цезарь”); так возникло правление 4 императоров; 2) армия, увелич на треть, подел на 2 части: 1 - на границах империи, 2 мобильная, обеспеч внутр безопасность; 3) адм реформа: укрупнены провинции 4) провинции в свою очередь были объед в диоцезы, кот было 12; 5) ТО Италия в числе др земель империи была теперь уже оконч лишена своего особенного значения Эк пол Диоклетиана -1й пример акт адм вмешательства Диоклетиан ввел ед прямой налог - поземельно-подушный, взыскиваемый в натуре: зерном, мясом, шерстью и пр. Размер увел. Император ввел зол монету наряду с серебряной и медной. Диоклетиан в 301 г. издал эдикт, уст макс цены на пшеницу, рожь, мак. + уст макс размеры зар пл - батраку, парикмахеру, учителю, стенографу, адвокату, архитектору и др. Реформы Константина Миланским эдиктом 313 г. Константин разрешил христианам свободное исповедание своей религии . При Константине завершился процесс закрепощения крестьян-колонов. Согласно импер конст 332 г., колон был лишен пр переходить из одного имения в др. Не подчинившегося заковывали в кандалы и возвращ собств. Лицо, принявшее беглого колона, уплачивало его господину штраф. Та же линия провод и в отнош ремесленников. (эдикт 317 г. предписывал мастерам монетного дела, корабельщикам навсегда ост в своем состоянии). При Конст столица Р империи перенес в с Визангий, назв затем Константинополем Раздел импер на Зап с Римом и Вост со стол в Констант, произошло в 395 г.




13.Эволюция общест-го строя в Др. Риме.

Всё полнопр. население Рима - римский народ, populusromanus - делилось на 3 племени - трибы (объединение десяти курий).Племена делились на роды - генты (по сто в каждом племени, всего 300), и поселялись в курии (место жит-ва десяти родов, всего курий было 30).

Главой рим. общины, ее гражд-м правителем и верховным военачальником был рекс - «царь», кот. избирался на народ. СОБР-х, проходивших по куриям. Участво­вать в них могли только патриции, члены древнейших аристокр. Рим. ро­дов. Первоначально к полнопр. населению относились лишь они.

Др. часть нас-я, стоявшая вне родовой орг-и, наз. плебеями. Плебеи были лично своб. гр-ми Рима, несли воен. службу наряду с патрициями, но получали не равную с ними долю воен. добычи и в «царский» п-д были полностью лишены полит. правоспос-ти. Опр-сь прав. пол-е лиц в рим. праве на основе трех критериев - свободы, граждан­ства и семьи. Статус свободы делил все население Рима на сво­бодных и рабов. В респуб-й п-д рабство прев-ся в основу ан­тичной экономики, поэтому прав. пол-е ра­бов ухудшается. Раб становится объектом права. Он окон-но утрачивает права на семью и имущ-во. Особую категорию своб. населения сост. вольноотпущенники - рабы, получившие свободу закон. Образом. В эпоху империи сформ-сь еще одна катего­рия несвоб. населения - колоны. Первон-но колонат представлял собой земел. аренду. По мере расширения тер-и Рим. Гос-ва выд-сь категория лат. граждан - жи­телей Италии, не вход. в рим. общину. Свободные жители рим. провинций - перегрины - не имели прав римлян или латинов, но сохраня­ли собственное гр-тво.

14.Общая хар-ка осн. Прав. институтов по Законам 12 таблиц.

8 – 3 века до н.э. - Римское право древнейшего периода.

Основные черты римского право древнейшего периода:

1. Тесная связь с религией (первые юристы были жрецы, понтифики – особая жреческая коллегия, формулирующая исковые формулы, знали календарь судебных дней, держались в строгой секретности в отношении основного населения, особая сакральность);

2. Замкнутый кастовый характер;

3. Формализм – господство процедуры над содержанием (малейшая потеря процедуры влекла за собой недействительность);

4. Господство обычаев в системе источников права.

Источники:

Обычаи (обычаи предков, гражданской общины, т.е. самого полиса);

Законы царей (сугубо религиозный характер). Жреческая конституция Нумы Помпилия;

Законы народных собраний;

Сенатус консульты – постановления сената.

Первая запись правовых обычаев – Законы XII таблиц.

Общая характеристика Законов XII таблиц:

· созданы 451-450 гг до н.э. республиканский период. Экстраординарной магистратурой – коллегией 10 децемвиров (патрицианское и плебейское население) под давлением плебеев, т.к. воспользовались правом сецессии (бойкот) - удалились на авентинские священные холмы пока не были приняты законы;

· Текст законов записан на 12 досках: сначала 10 +2; 12 сакральное число, пифагоризм; 3х4 (3 – целостность, 4 –справедливость, целостная справедливость);

· Источник всего публичного и частного права (уголовное, гражданское, конституционное, процессуальное);

· Квиритское (цивильное) право. Квириты – полноправные жители общины. Исконное право Рима. Наиболее разработано частное (гражданское право);

· Носили священный характер, как учебник римского права. Римляне знали текст наизусть. Доски погибли в 4 веке до н.э., передавались в устной форме. Официально никогда не отменялись в Риме. В 6 веке н.э. отменены в ходе систематизации императора Юстиниана. Консерватизм римской юриспруденции;

· Нет отраслей.

· Вводились деньги в форме распространенных в то время медных монет. Номинал получали в соответствии с весом.

15. Гос. И общ. Строй Византии.

Достаточно единым господ. слоем в общ-ве ранней Виз. была греко-римская аристократия (сенаторы). Она же была и самым крупным землевлад-м. Основу этой прослойки сост. старая муниц. Арист-я рим. городов. В целом же он сформ-ся к сер. V в. Вторым привилег. слоем в империи были средние землевладельцы. К низшему слою своб. Нас-я принадлежит и гор. плебс (ордо плебеюс). Он вып. различные повинности, не имел привилегий высших слоев и более жестоко наказывался. В ранней Виз. в его среде сформ-сь устойч. и влият. торгово-ремесл. верхушка. Самая низкая степень общест. структуры занимали рабы. Крупнейшим рабовл-м было гос-во. Труд рабов широко испол-ся в гос. Хоз-вах, мастерских, на приисках. В ранне визан-й п-д несколько укрепилась их имущ. Правосп-ть и было признано их право на брак и семью. Рабы по рождению так и оставались рабами. Из их среды начал выделяться прослойка колонов, который уже в V в. стал господ-м в деревне. Колонны раздел-сь на разряды в завис-ти от размера собст-ти, но оставались соц. Неравнопр-ми, хотя и обладали некоторой имущ. и личному правоспособностью. Значит. Измен-я в соц. Устр-ве империи произ. в VII в. Рабство к этому времени уже утратил свое значение, а вместо колонов на селе появились своб. крестьяне-общинники. Крестьяне стратиоты, служивших в пехоте, коннице и на флоте, освобож-сь от некот. налогов и повинностей. Исчез слой куриалы. Знач. пошатнулось полож. Арист-и, сенаторской знати. С фемного правителей начал созд-ся будущ. Феод. Господ. класс Виз., был связан с армией и гос. службой.

Гос. Строй. Важным фактором полит. жизни Виз.гос-ва было одобрение канд-ры императора "народом Константинополя". Возникли гор. Партии – димы. В VIII в. Полит. Орг-и и учреж., ранее сдерживавшие всевластие виз. императора, приходят в упадок или полностью ликвид-ся. С IX в. даже номинальное провозглашение императора "народом Конст-ля" прекращ.. Полит. роль констан-го сената, упавшая еще в конце VII в., окон-но сводится на нет императорским указом конца IX в., лишившим сенат права участия в закон-ве империи. Для гос. строя Виз. на осн. этапах его развития хар-но наличие огромного бюрокр. аппарата, как центр., так и местного. В его основе лежали начала строгой иерархии. Все виз. чиновничество было разделено на ранги (титулы). Их с-ма была глубоко разработана. В Х в. в виз. "табели о рангах" насчитывалось 60 таких рангов. Центр. Упр-е империей сосред-сь в Гос. совете (консистории, а позднее синклите). Это был высший орган при императоре, руков-й текущими делами гос-ва. Важные ф-и имели и высшие дворцовые чины: магистр – нач-к дворца и квестор – гл. юрист и председатель консистория. Они осуществляли непоср-но упр-е делами империи с помощью разветвленного бюрокр. аппарата. Общая числ-ть виз. чиновников в это время была огромной. Только в ведомствах двух префектов претория служило не менее 10 тыс. гражд. чиновников. Суд. Ф-и были раздел. м/д различ. учреж-ми: судом патриарха, судом гор. префекта (эпарха), особым судом для дворц. служб императора.




16. Источники византийского права.

Виз. право, история кот. насчитывает более тысячи лет, предст. собой уникальное явление для среднев. Европы. Оно хар-ся отн-но высокой степенью стабильности, внутр. цельности, а также спос-тью приспосаб-ся к меняющимся соц.-эконом. и полит. Усл-м. В IV-VI вв. в Виз. Набл-ся выс. Ур-нь развития прав. мысли, складываются самост. Юрид. школы (наиболее известные - в Бейруте и Константинополе). Среди юристов бейрутской школы, кот. Препод. работу сочетали с участием в императорских кодифик-х работах, особенно прославились Домнин, Скилиаций, Кирилл, Патрикий и др. В сер. VI в. под рук-м выдающегося юриста Трибониана была осуществлена всеобъемлющая системат-я рим. права, итогом кот. явился Свод законов Юстиниана. На форм-е виз. правовой с-мы значит. влияние оказали и прав. обычаи, особенно распрост-е в вост. провинциях.

Основные направления переработки класс. Рим. права, нашедшие свое отражение в многочисл-х интерполяциях, в кодификации Юстиниана, получили более полное развитие в последующей истории виз. права.

В виз. судах применение кодификации Юстиниана наталкивалось на большие трудности. Ряд ее положений устаревал, но главное - она была слишком сложной и недоступной для населения империи. В связи с этим в VI-VII вв. для практических целей виз. юристами составлялись упрощенные комментарии к закон-ву Юстиниана на греческом языке в виде парафраз (пересказов), индексов (указателей), схолий (учебных примечаний). Широкую известность получили Парафразы Институций Юстиниана, составленные на греческом языке для студентов-юристов Феофаном, а также Схолии Стефана, включавшие знаменитый Индекс к Дигестам Юстиниана. Византийские юристы на основании извлечений из кодификации Юстиниана составляли и практические сборники, содержавшие перечни и образцы договоров, формуляры исков и т.п.

В это же время в Византии был принят ряд новых императорских законов, где под влиянием развивающихся общинных порядков все чаще воспринимались нормы обычного права. Таким образом проявилась одна из характерных тенденций развития византийской правовой системы, а именно стремление императорской власти консолидировать все право в писаном законе.

17.Государственный строй Франкской монархии.

Франкское гос В Галлии V в. произошли глубокие соц-эк преобр. В этой провинции Рима проявился глубокий кризис. В итоге бол часть страны была захвачена франками и др племенами. Из этих германских племен оказ наиболее сильными франки в к V - н VI в. они захват бол часть страны. Возникнов кл общ-ва у франков ускорилось в процессе завоевания. Каждый нов поход увелич богатства знати. Знать возвыс над ряд франками, но послед еще остав свободными и вначале не испыт усил эк гнета. Они посел сел общинами. Един-ство кл интересов положило начало сближению фран и галло-рим знати, 1ая - домин. Учреждения родопл строя уступ место нов орг-ции во главе с воен вождем - королем и преданной ему дружиной. Король и его приближ решали все вопросы жизни страны, хотя еще сохран нар собр. Утвержд нов публ вл связано с введением терр деления насел. Земли, засел франками, дел на паги (округа), сост из сотен. Упр-ие нас-ем, прожив в пагах и сотнях, поруч доверенным лицам короля. В юж района Галлии, где по числ-и преоблад галло-римляне, на 1х порах сохр рим адм-терр дел. Но и здесь назнач должн лиц завис от короля. Возн-ние гос-ва у франков связано с одним из их военных вождей - Хлодвигом (486-511) из рода Меровингов. Дальновидным пол шагом Хлодвига было принятие христ-ва по катол образцу. Этим он обеспечил себе поддержку галло-римской знати. Становление гос-ва происходило сравнительно быстро. Во многом этому процессу способствовали победные войны и, как следствие, быстрая кл дифференц общ-ва. Общинная собств. на землю, аллод После смерти Хлодвига его сыновья вступили в длительную кров борьбу за верх вл. Лишь в начале VII в. наст успокоение. Знать щедро наделялась землей. Для королей это был ед способ привлечь ее на свою сторону. Подаренная земля становилась наследст, свободно отчуждаемой собств (аллодом). Итогом таких дарений - “оседание дружины на землю”. Особенностью монархии Меровингов: этот процесс приобрел огр размеры. Быстро обогащалась церковь. Важные соц-эк сдвиги наметились в среде кр-ва: утверждается ч собств на землю (аллод) - вначале на приусад, а затем и на пах уч-ки. кл дел общины значит ускорилось. возраст число обезземел кр-н. Чаще всего обезземел закабалялись посредством договора прекария (от лат.- просьба). Обедневший кр-н отдав участок господину, кот возвращ его обратно, но уже в кач-ве держания с обяз выполнять повинности. возникла с-ма патроната (“покровительства”). Отдача себя под “покровительство” (комендация) стала распростр явл. Комендация предусма: 1) передачу господ пр собств на землю с возвращ в виде держания; 2) уст личной зависимости; 3) выполн в пользу патрона повинностей. Все это вело к закрепощ кр-ва. Кровавая распря VI в. оказалась роковой для династии Меровингов. Они раздали все принадлеж им земли.+ росло могущество знатных фамилий. в к VII в. короли были полностью отстранены от дел. Гос вл сосредоточ в руках знати, захватившей все гл должн и прежде всего пост майордома. Первоначально майордом возгл упр-ие корол дворцом. постепенно правомочия его расшир и он становится факт гл гос. Карл Мартелл Майордом стрем укреп центр вл. Для этого прежде всего необх созда хорошо вооруж конное войско, находивш в зависимости от гл гос. Суть реформы: был отменен порядок дарения земель в полн собств. Вместо этого земли, конфиск у непокорных магнатов и монастырей передав в усл пожизн держание - бенефиций (от лат. - благодеяние). Держатель бенефиция обязан нести службу. Объем службы опред-ся размерами бенефиция. Отказ от службы лишал права на бенефиций. Между бенефициарием и лицом, вручившим землю уст догов отнош, гл элементом кот была обязанность военной службы. Помимо гл гос бенефиции стали раздавать и кр феодалы. Так нач фор-ся отнош вассалитета. Рост феод. землевлад сопровожд усил воен, суд и фин вл сеньоров над кр-ми. Это вело к увелич иммунитетных прав: на владения феодала, получ иммун грамоту, не распростр деят-ть гос долж лиц. Реформа Карла Мартелла способствовала усил центр. власти. С помощью реорганизованного войска были отражены нападения внешних Гос. строй при Меровингах и каролингах Усил центр вл повлекло формир органов гос упр-ия. Особенности: 1) должн лица, управл владениями феодалов, осущ и адм-суд вл над населением. Неразделение хоз и гос ф-ций упр-ия -“атрибут зем собственности”; 2) вознаграждением за службу явл зем пожалования; 3) отсутствовало разгранич между отд сферами гос упр. Должн лица, как пр, совмещ ф-ции воен, фин, суд и т.д. По мере того как друж знать превращ в кр зем собств, возраст знач высших должн лиц - министериалов. Сначало они -гл управл кор хоз-ом. наиболее важн министериалы : майордом - наследственные обладатели этой должности сами заняли корол трон; пфальцграф - возглавил дворц суд; тезаурарий - руковод учетом материал ценностей. Фактически это был государственный казначей. маршал - нач-к войска. архика-пеллан - духовник короля. самоуправл было заменено сис-ой назначаемых должн лиц - уполномоч короля. Террит страны разделена на округа - пат. Упр-ие вручалось графу Округа дел на сотни. Первонач их возглавл выборные лица. Но удалось заменить их назнач лицами Они подчин графу Общины сохран самоуправл. На границах были более крупные террит объединения - герцогства. На них была возложена оборона границ. Переворот 753 г. дал нов династию, назв Каролингской по имени самого значит представителя- Карла Вел. Фр держава достиг при нем вершины величия. В рез многочисл завоеват походов были подчин земли саусов, значит часть буд Австрии, Швейц провинции, в 800г римский папа провозгласил Карла "рим. императором "Распад франк гос. В н IX в. Фр гос - в зените могущества. Но созд путем завоеваний, оно предсто собой конгломерат народностей, ничем, кроме военн силы, не связ. В этот период эк фр носила натур хар-р. не было хоз связей между отд районами. В 843 г. раскол гос был юр закреплен в договоре, (верденский договор) заключ в Вердене внуками Карла Великого. Правопреемниками империи стали три королевства: западнофр, вост-фр и срединное (буд Фр, Герм и отчасти Италия).

18.Общест. строй Франкской монархии.

Союз германских племен, имеющих общее название "Франки" сложился в III веке нашей эры на северо-восточных границах Галлии, провинции Римской империи.

Завоевательные войны франков во главе с вождем Хлодвигом (481-511 гг.) ускорили процесс создания франкского государства.

Государство франков было по своей форме раннефеодальной монархией, прошедшую в своем развитии 2 основных периода (с конца V по VII век и с VIII по середину IХ века).

Рубеж, разделяющий эти периоды характеризуется, не только сменой правящих династий, он стал началом перестройки франкского общества, когда началась складываться сеньориальная монархия.

Общественный строй

В V-VI веках у франков сохраняется старая общинная организация, хотя социально-классовые различия проявлялись в правовом положении социальных групп.

На низшей ступени социального достатка находился у франков - раб. Раб в отличие от свободного общинника считался вещью. Кража раба считалась кражей животного. Брак раба со свободным влек потерю последним потерю свободы.

У франков наличествуют социальные группы, четко отграниченные одна от другой - свободные франки, полусвободные литы. Различия между ними были не столько экономическими, сколько были связаны с происхождением и правовым статусом лица, той социальной группы, к которой он принадлежал.

Знать пользовалась полнотой политической, экономической, личной правоспособности.

Лит, представлял собой неравноправного жителя общины франков, находящегося в личной и материальной зависимости от своего хозяина. Литы могли вступать в договорные отношения, отстаивать свои интересы в суде, участвовать в военных походах со своим хозяином. Лит мог быть освобожден своим господином, у которого, однако, оставалось его имущество.

Все вышесказанное свидетельствует о неравном правовом положении древних франков, о неравной юридической ответственности социальных групп.



Реформы Генриха II. В прав-е этого короля (1154-1189) проведены три р-мы — суд., воен. и админист. Суд. Р-ма проводилась прав-вом Г. II постепенно, путем изъятия отд-х исков из сеньориальных судов и передачи их суду корол. курии. Королем в разное время были изданы ассизы (иск, а также распор-е о расследовании иска): Великая ассиза, ассиза о смерти предш-ка, ассиза о новом захвате, ассиза о последнем предст-и на приход. Так, согласно Великой ассизе заинтер-я сторона имела право перенести свой иск отн-но своб. владения (фригольда) из местного суда в королю курию, заплатив за это соотв-ю сумму. Ассизами Г. II из сеньориальной юрисдикции были исключены все угол. дела, а также знач. часть исков о зем. Собств-ти и ленном владении. Воен. Р-ма была проведена во второй пол. XII в. Сущность р-мы сводилась к тому, что для феодалов взамен воен. службы был уст-н налог, взимаемый с рыцарей каждый раз, когда предстояла какая-либо воен. кампания. На эти "щитовые деньги" сод-сь наемное рыцарское войско. Админ-е преобр-я затронули несколько областей. В составе корол. курий (ведомств) были выделены Палата шахматной доски (фин. Упр-е), ведомство канцлера, ведомство высшего суда во главе с юстициарием (знаток обычного, римского и церковного права). След. Напр-е перемен составило утверж-е шерифов главами корол. Админ-и в графствах, наделение их высшими суд., воен., а также фин. и полицейскими полномочиями на территории графства.


Общест. строй в мусульм. империи отличался след. Хар-ми чертами:

1) доминирующее пол-е гос. Собст-ти на землю; 2)широкое испол-е рабского труда в гос-м хозяйстве; 3)гос. эксплуатация крестьян посредством ренты - налога в пользу правящей верхушки; 4)религиозно-гос. регламентация всех сфер общест-й жизни; 5)отсутствие четко выраженных сослов. групп, особого статуса у го-

родов, каких-либо свобод и привилегий. Мусульмане имели более высокий правовой статус, чем зиммии (немусульмане).

Главой нового исламского гос-ва стал Мухаммед, совместивший в

своем лице ф-и религиоз. и полит. лидера: светским и духовным главой уммы, проповедником, законодателем, верховным главнокомандующим. Источником власти Мухаммеда была не племенная традиция, а та абсолютная религиозная прерогатива, которой его

наделил Бог (Аллах) как своего пророка - посланника. После смерти Мухаммеда (632 г.) из среды его ближайших родственников и сподвижников, кот. к тому времени консолидировались в привилег. группу, стали выбирать новых единоличных вождей мусульман - халифов. Халифы считались заместителями Мухаммеда, а начиная с Омейядов - заместителями самого Аллаха на земле. Им принад-ла высшая власть - духовная (имамат) и светская (эмират),неделимая и неограниченная. Гос-во приобрело форму централиз. теократической монархии. Гл. советником и высшим долж-м лицом при халифе был еезир (визирь). В раннем Халифате везиры имели огранич. полно-

мочия и только исполняли приказания халифа, важными сановниками

они стали позже, при Омейядах.Центр. органами гос. управления в мусул. империи были спец. ведомства. При Омейядах и Аббасидах они стали наз-ся диванами (при первом преемнике Мухаммеда Омаре,

правившем в 634 - 644 гг., слово "диван" означало список распределения доходов гос-ми, а также место хранения этих списков). К этим

правит-м канцеляриям относились: 1)воен. диван - диван-ал-джунд, ведавший оснащением и вооружением войска; 2)диван внутр. дел - диван-ал-харадж, налогово-фин. ведомство; 3)диван почтовой службы - диван-ал-барид, кот., кроме своих осн. Ф-й (доставка почты, строит-во и ремонт дорог, караван-сараев и колодцев), исполнял также ф-и тайной полиции. Местное упр-е осущ-сь через эмиров (по-арабски "повелитель", "князь"), наместников, управлявших провинциями, на кот. делилась тер-я Х-та. Эмиры были ответственны только перед халифом и возглавляли местные вооруж. силы, а также местный админист.-фин. и полицейский аппарат. Эмиры имели заместителей -