Файл: 1. Предмет и методы дисциплины игпзс, её значение для юр образования. Предметом курса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конституция КНР,согласно которой высшая власть была предоставлена Всекитайскому собранию народных представителей (ВСНП), а исполнительным органом стал Государственный совет КНР. В течение 1966-1976 гг. в КНР проводилась так называемая «культурная революция». В 1975 г. принимается маоистская Конституция, более напоминавшая политическое декларативное завещание, чем нормативный акт. Через несколько лет после смерти бессменного лидера китайских коммунистов Мао Цзэдуна, в 1978 г. была принята еще одна Конституция КНР, в которой были восстановлены судебные органы и органы прокуратуры, а также был достаточно чётко определен статус органов государственной власти и управления. Закон о браке 1980 г. установил преимущества для семей с одним ребенком, а также нормативно закрепил планирование деторождения в Китае.

Ныне действующая Конституция КНР вступила в силу в 1982 г.

91. Государственный строй и правовая система Японии в Новейшее время. Конституция 1947 г.

Послевоенное положение

Оккупация Японии американскими войсками во главе с генералом Дугласом Маккартуром.

Мероприятия оккупационных сил:

  • демобилизация японской армии, роспуск милитарист­ских организаций - - демилитаризация Японии;

  • установление демократических порядков;

  • разработка новой Конституции Японии

1946 г. - - первые парламентские выборы. Парламент принял Конституцию, которая вступила в силу в мае 1947 г. В 1946- -1949 гг. была проведена аграрная реформа, в основном ликвидировавшая крупное помещичье землевладение. В промышленности и банковском деле проводилась декартелизация. Парламентом Японии была принята в октябре 1946 г. и 3 мая 1947 г. вступила в силу новая Конституция, действующая и в наши дни и утвердившая либерально-демократические преобразования в области государственного строя. В соответствии с действующей Конституцией Япония - - либерально-де­мократическая парламентарная монархия. Наследственный император Японии является "символом государства и единства народа". По представлению парламента он назначает премьер-министра; по представлению кабинета министров назначает главного судью Верховного суда. Высший орган законодательной власти - - парламент, состоящий из двух палат:

  1. палаты представителей - - избирается на 4 года;

  2. палаты советников - - избирается на 6 лет с переизбранием половины советников через каждые 3 года.

Правительство (кабинет мини­стров) является высшим органом исполнительной власти. Верховный суд возглавляет судебную систему Японии. Он состоит из глав­ного судьи и 14 судей. Характерно, что этот суд как высшая судебная инстанция выполняет также функции суда конституционного




92. Развитие государства и права СССР в конце 50–70-х гг. XX в. Вторая советская кодификация 60-х гг. ХХ в.

Развитие права в период замедления темпов общественного развития условно можно разделить на два периода:* первый - начиная с середины 50-х годов до принятия Конституции 1977 г.;

* второй - начиная со времени принятия Конституции СССР 1977 года по 90-е годы.

В середине 50-х были предприняты меры, направленные на приостановление правового беспредела, продолжавшегося с середины 30-х годов.Развитие права шло по двум основным направлениям:* по линии восстановления законности и ликвидации ее нарушений во всех областях государственной и хозяйственной жизни; * по линии дальнейшего развития основных принципов и положений Советского права. Восстановление и укрепление законности потребовали ликвидации некоторых государственно-правовых институтов и отмены отдельных правовых норм. Если смотреть в общем плане, то о развитии права свидетельствуют:* некоторые меры по развитию советской демократии и расширение прав союзных республик;

* попытка восстановить коллективные формы руководства, возрождение т.н. ленинских норм в партийной и государственной жизни; * попытка перестройки управления промышленностью, строительством и с/х; * изменение политики заготовки с/х продуктов.

В середине 60-х годов была начета работа по новой кодификации советского законодательства. В ходе общего упорядочения советского законодательства были разработаны и изданы:

* основы законодательства СССР и союзных республик и общесоюзные законы;

* республиканские кодексы и законы в соответствии с общесоюзными;

* хронологические собрания законодательства и систематические собрания действующего законодательства.

Начата работа по созданию Свода Законов СССР и Сводов законов союзных республик. Приняты Конституции 1977 и 1992 годов.Вопросы кодификации советского законодательства занимали большое место в работе Верховного Совета СССР 7 созыва (1966-1970 гг.).В июне 1968 г. были приняты Основы Законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье. В декабре 1968 г. - Основы земельного законодательства СССР. В 1969 г. Всесоюзный съезд колхозников принял примерный устав колхоза, который затем был утвержден ЦК КПСС и СМ СССР.В 1976 году был принят Закон об охране и использовании памятников истории и культуры.В 1978-1985 гг. появились законодательные акты, существенно обновившие советское законодательство. Отдельно следует сказать о создании Свода законов СССР. ЦК КПСС, Президиум ВС СССР и СМ СССР 2 сентября 1976 г. приняли постановление о создании комиссии по разработке Свода Законов СССР. Его издание планировалось в 1981-1985 гг. в качестве официального издания Президиума ВС СССР и СМ СССР.В 1986 г. была завершена работа по изданию Свода законов Союза ССР, в который вошли 1367 законодательных актов и постановлений Правительства СССР, из них 350, изданных после принятия Конституции 1977 г. Наиболее важным событием в уголовно-правовом законодательстве было издание в 1958 г. Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Основы заменили действовавшие с 1924 г. Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик. Вместе с тем уголовная ответственность за опасные преступления была усилена.

93. Историко-правовое значение Конституции СССР 1977 г. и характеристика основных положений.

25 апреля 1962 года ВС СССР принял постановление "О выработке проекта новой Конституции СССР" и образовал Конституционную комиссию. Подготовка Конституции шла под непосредственным руководством и контролем партийных органов. Проект Конституции прошел всенародное обсуждение, в результате которого ВС СССР в содержание 118 статей были внесены изменения и добавлена новая статья о наказах избирателей. 7 октября 1977 г. новая Конституция СССР была единогласно принята. Конституция СССР 1977 года состоит из преамбулы, 9 разделов, 21 главы, которые содержат 174 статьи. Первая глава Конституции посвящена политической системе современного советского общества. Во второй главе формулируется экономическая система СССР, Третья глава отражает происшедшие изменения в социальной сфере, определяет основные направления социального развития и культуры СССР. Четвертая глава закрепляет важнейшие положения внешней политики советского государства. Конституция СССР 1977 года сохранила систему органов государственной власти и управления (рассматриваются в разделах IV-VI) Срок полномочий ВС СССР был увеличен с 4 до 5 лет, а местных Советов - с 2 до 2,5 лет, что обеспечило связь их деятельности с народнохозяйственным планом.Возрастной ценз для избрания депутатами в ВС СССР был снижен с 23 до 21 года, в ВС ССР и АССР - с 21 года до 18 лет. Предусматривалось равное число депутатов в обеих палатах ВС СССР - по 750 человек. Впервые была сделана попытка регулирования правового положения народного депутата. Конституция закрепила правовое положение и органов народного контроля.Новая Конституция СССР значительное внимание уделяет вопросам правосудия, арбитража, прокурорского надзора (раздел VII, главы 20-21).

Она впервые устанавливает конституционные основы деятельности адвокатуры, арбитража, участие представителей общественности в судопроизводстве по уголовным и гражданским делам.Раздел VIII определяет герб, флаг, гимн и столицу СССР. При этом порядок утверждения Государственного гимна устанавливается впервые.В разделе IХ "Действие Конституции СССР и порядок ее изменения" подчеркивается, что Конституция СССР обладает высшей юридической силой. Изменение в Конституции производится решением ВС СССР, принятым квалифицированным большинством (не менее 2/3 от общего числа) голосов каждой из его палат.

94. Изменения в государственном строе СССР в период перестройки. Реорганизация СССР.

В марте 1985 года после смерти К.У.Черненко Генеральным секретарём ЦК КПСС стал М.С.Горбачёв. Закончилась пятилетка, прозванная в народе «пятилеткой пышных похорон». 1985 – 1986 г.г : Н.И.Рыжков возглавил правительство; Б.Н.Ельцин – Московским горком партии; начинается крупнейшая антиалкогольная компания; новые руководители приходят на телевидение; оживляется художественная интеллигенция. 1987 – 1988 г.г : читательский бум. 1989 – 1990 г.г : партия признаёт ошибочной вторжение в Чехословакию и Афганистан; страна читает «Архипелаг ГУЛАК» и хоронит Сахарова; рушится Берлинская стена; В 1987 г. решено было сменить провалившуюся «концепцию ускорения» на «концепцию перестройки». В 1987-1988 г.г. перестройка сводилась к «радикальной экономической реформе». Был принят Закон о государственном предприятии, дававший большие права предприятиям и трудовым коллективам. Затем последовали Закон о кооперации и Закон об индивидуальной трудовой деятельности. Впервые термин «гласность» прозвучал в выступлении Горбачева на XXVII съезде КПСС в 1986 г. На XIX Всесоюзной партконференции Горбачёв предложил создать новый высший орган власти – Съезд народных депутатов. Важнейшим внешнеполитическим актом СССР стал вывод советских войск из Афганистана (май 1988 – февраль 1989 г.г.). В 1989 г. всплеск антикоммунистических настроений перерос в серию восточноевропейских революций, в ходе которых компартии были отстранены от власти. 8 декабря 1991 г. три республики – РСФСР, УССР и БССР – подписали «Беловежское соглашение» о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ).21 декабря ещё восемь республик поддержали это соглашение. 25 декабря Президент СССР сложил свои полномочия, а 26 декабря 1991 года Верховный Совет СССР официально признал роспуск СССР и самоликвидировался. Распад СССР привел к возникновению независимых суверенных государств; коренным образом изменилась геополитическая ситуация в Европе и во всем мире; разрыв хозяйственных связей стал одной из главных причин глубокого экономического кризиса в России и других странах - наследниках СССР; возникли серьезные проблемы, связанные с судьбой русских, оставшихся за пределами России, национальных меньшинств в целом.




95. Государство и право Российской Федерации в Новейшее время. Конституция Российской Федерации 1993 г.

Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Проект этой Конституции — результат длительной совместной работы российских депутатов, представителей федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации. Конституция 1993 года не носит учредительного характера, она не создает новое государство. Это государство существовало — в разных границах и при разных формах правления — многие столетия. Идея сохранения исторически сложившегося государственного единства подчеркивается в самой Конституции. России все настоятельней нужна была новая Конституция, отвечающая целям и задачам ее возрождения закрепляющая кардинальные реформы, проводимые в стране. В июне-июле 1993 года Конституционное совещание подготовило свой проект. 12 декабря 1993 г окончательный проект был вынесен на общероссийский референдум, по результатам которого нынешняя Конституция вступила в силу. Ее положения являются первичными. Конституция выступает как юридическая база для развития всех. отраслей права. Конституция 1993 года — основной закон прежде всего государства. Конституция РФ 1978 относилась к «мягкой», т.е. вносятся поправки. Нынешняя Конституция является "жесткой". "Жесткость" Конституции не означает, разумеется, что ее текст останется неизменным. Рассматривая Конституцию как "закон законов", следует вместе с тем подчеркнуть, что сама она действует прямо, непосредственно. Этот принцип особо выделен в отношении прав и свобод человека и гражданина. Главным, определяющим критерием истинного демократизма и гуманизма любой конституции является закрепляемая ею мера свободы личности, ее защищенности от произвола и беззакония. Конституция Российской Федерации 1993 года отражает кардинальные перемены, происшедшие в жизни российского общества, в его экономике, политике, идеологии. В принципе задача конституционного регулирования состоит в том, чтобы: 1. максимально полно и последовательно закрепить основные права и свободы человека и гражданина;2. органически включить их во все остальные конституционные институты, обеспечить их взаимосвязь с принципами хозяйствования, управления государством, федеральным устройством;3. создать структуры, процедуры и нормы — все механизмы, необходимые для осуществления конституционных прав и свобод человека. Права и свободы человека и гражданина в России являются непосредственно действующими. Права и свободы человека, закрепленные в Конституции 1993 года, могут быть условно подразделены на три большие группы:1. личные права и свободы;2. гражданские и политические права и свободы;3. экономические, социальные и культурные права и свободы. Новая российская Конституция не только отдает дань "классике", но и отражает современные подходы к концепции правового статуса человека и гражданина. В связи с этим обращает на себя внимание статья 7 Конституции, устанавливающая, что Российская Федерация — социальное государство. Конституция 1993 года отличается от своих советских предшественниц тем, что основы экономической системы определяются как непосредственно, так и через права человека и гражданина. Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила разделение властей в главе об основах конституционного строя (статья 10). Конституция 1993 года закрепила избрание российского Президента непосредственно населением. Исполнительную власть в Российской Федерации представляет Правительство. Это — самостоятельный институт, существующий наряду с институтом президента. Конституция 1993 года закрепляет за Президентом важные полномочия по отношению к Правительству. Свои постановления и распоряжения Правительство издает на основе и во исполнение не только Конституции и федеральных законов, но и нормативных актов Президента.

96. Государственный строй и правовая система Польши в Новейшее время.

Из второй мировой войны Польша вышла принципиально новым государством. Польша начала под советским давлением движение к социализму. Первоначально признавалось, что в стране восстанавливается действие Мартовской конституции 1921 г., за некоторыми. В феврале 1947 г. были приняты Декларация прав и свобод и вторая так называемая Малая конституция - Конституционный закон о структуре и компетенции высших органов Польской Республики. Законодательная власть по этому закону принадлежала однопалатному Законодательному сейму. Он образовывал из своего состава постоянно действующий орган - Государственный совет, председатель которого являлся Президентом Республики. Безраздельно правящей партией стала партия коммунистов - Польская объединенная рабочая партия. Свое политическое господство ПОРП оформила юридически, организовав принятие Законодательным сеймом 22 июля 1952 г. новой Конституции Польского государства, получившего название Польская Народная Республика (ПНР). Законодательный сейм был переименован в Сейм, большинство его полномочий осуществлялось Государственным советом, который избирался Сеймом из своего состава. В соответствии с Конституцией 1997 г. Польша является по форме правления полупрезидентской (парламентско-президентской) республикой. Политический режим - демократический. Действующая Конституция принята Национальным собранием 2 апреля 1997. Законодательная власть в Польше принадлежит Сейму и Сенату - двум палатам польского парламента. Нижняя палата - Сейм осуществляет контроль за деятельностью правительства в объеме, определенном предписаниями Конституции и законов. Главой государства является Президент Республики, считающийся ее верховным представителем и гарантом непрерывности государственной власти. Президент избирается непосредственно гражданами на 5-летний срок и может быть избран повторно только один раз. Исполнительная власть принадлежит правительству - Совету министров, который, согласно Конституции, проводит внутреннюю и внешнюю политику Республики.

Правовая система: Новый ГК был принят только в 1964 г., а новые УК и УПК - в 1969 г. Торговый кодекс 1934 г. и вовсе не был отменен. новые Конституция, УК и УПК в Польше приняты только в 1997 г. Польша относится к числу стран с дуалистической системой частного права, т.е. разделением его на гражданское и торговое. В отличие от СССР в Польше периода социализма сохранялся институт частной собственности, а также некоторая свобода частного торгового оборота. Источником польского уголовного права является только закон. Однако уголовное право Польши (в отличие, например, от государств СНГ) кодифицировано не полностью: УК Польши не содержит исчерпывающего перечня преступлений. Помимо него источником уголовного права служит множество специальных законов, не инкорпорированных в УК.

97. Государственный строй и правовая система Чехословакии в Новейшее время.

Созданное в 1918, в основном по инициативе чехов, новое государство объединяло людей различных национальностей. После немецкой оккупации (1938-1945) парламентская республика была восстановлена в измененном виде и просуществовала до 1948. Сильная президентская власть была связана с авторитетом Томаша Гаррига Масарика, занимавшего этот пост в 1918-1935. В результате Мюнхенского соглашения 1938 Чехословакия лишилась значительной части своей территории и оказалась в сфере влияния нацистской Германии. В марте 1939 под давлением Германии Словакия была объявлена независимым государством, но фактически стала сателлитом Германии. Закарпатскую Украину захватила Венгрия. Немцы оккупировали чешские земли, которые стали частью Третьего рейха под названием "Протекторат Богемия и Моравия". Созданное в июле 1940 в Лондоне временное правительство объявило себя законным представителем Чехословацкой республики. Его послевоенная программа, дополненная коммунистами и принятая с небольшими изменениями другими группами, представленными в правительстве, была опубликована в апреле 1945 в освобожденном от немцев городе Кошице. Кошицкая программа формально придерживалась конституции 1920, но предусматривала важные изменения в политическом процессе. Упразднялся сенат, по требованию левых уменьшалось число политических партий; был введен закон против "коллаборационистов" при национализации крупной собственности (принадлежавшей в первую очередь немцам и венграм), ограничивалась свобода слова. Поправка к конституции предоставляла Словакии лишь ограниченную автономию. Руководящая роль КПЧ была закреплена в конституциях 1949, а затем 1960. Национальное собрание сохранило законодательную власть, но почти все законы принимались единогласно, по указке КПЧ, располагавшей большинством мест. Исполнительная власть, как и в прежних конституциях, осуществлялась президентом и кабинетом министров. Однако функции президента значительно ограничивались. Согласно конституции 1960, Чехословакия являлась социалистическим государством и называлась Чехословацкой Социалистической Республикой (ЧССР). Несмотря на вторжение советских войск в августе 1968, Чехословакия была преобразована в федеративное государство. Закон о создании федерации, действующий с 1969, предусматривал образование двух республик со своими органами законодательной и исполнительной власти - Чешской Социалистической Республики и Словацкой Социалистической Республики. Учреждалось также федеральное национальное собрание, состоявшее из двух палат - палаты депутатов, которые избирались от населения по территориальному принципу, и палаты национальностей, в которой чехи и словаки имели равное представительство. Судебные органы Чехословакии после создания в 1948 коммунистического правительства подверглись чистке и были пополнены "народными судьями"; особенно возросла роль государственных обвинителей. В 1990–1992 – Чешская и Словацкая Федеративная Республика (ЧСФР). В полночь 31 декабря 1992 государствами-преемниками ЧСФР стали Чешская Республика (ЧР) и Словацкая Республика (СР).




98. Государственный строй и правовая система Болгарии в Новейшее время.

Согласно Конституции (1991) Б. — республика с парламентским управлением, единое государство с местным самоуправлением. В Б. недопустимы автономные территориальные образования. Её территориальная целостность неприкосновенна. Политическая жизнь основана на принципе политического плюрализма. В административном отношении Б. делится на 28 областей. Высший орган законодательной власти — однопалатное Народное собрание (парламент). Парламент избирает председателя, временные и постоянные комиссии. Председатель Народного собрания (2002) — Огнян Герджиков. Главный орган исполнительной власти — Совет министров (правительство), который возглавляет премьер-министр. Правительство избирается парламентом по предложению премьер-министра, которому в установленном порядке поручает сформировать правительство президент. 24 июля 2001 Народное собрание утвердило премьер-министром Симеона Сакскобургготского, представителя наиболее многочисленной парламентской группы НДСВ. Главой государства является президент. Он главнокомандующий Вооружёнными силами, олицетворяет единство нации и представляет страну в международных отношениях. Президент избирается прямым голосованием сроком на 5 лет и не более чем на два мандата. Первым всенародно избранным президентом был Желю Желев (1992), которого сменил Пётр Стоянов (1996). Они были избраны как кандидаты Союза демократических сил. На президентских выборах в ноябре 2001 президентом избран Георгий Пырванов, бывший лидер Болгарской социалистической партии. Основная административно-территориальная единица — община с органом самоуправления общин-ским советом. Он принимает годовые бюджеты и планы развития общины. Функции исполнительной власти в общине осуществляются кметом. Область — более крупная административно-территориальная единица. В Б. до 2001 была в основном двухполюсная модель политического пространства, где противоборствовали два наиболее крупных формирования: Болгарская социалистическая партия (БСП) (преемница Болгарской коммунистической партии) и Союз демократических сил (СДС). В выборах 17 июня 2001 в парламенте оказались следующие наиболее влиятельные политические силы. Одержавшее победу НДСВ, созданное незадолго до выборов. В ноябре 2002 Б. получила приглашение к вступлению в НАТО (2004). Б. уделяет большое внимание Балканскому региональному сотрудничеству в рамках проекта «Пакта стабильности в Юго-Восточной Европе».Республика Б. имеет дипломатические отношения с РФ (установлены с СССР в июле 1934). В 2002—03 наметились оживление и перспективы углубления дружественных отношений и партнёрства между Российской Федерацией и Б., расширение торгово-экономического сотрудничества между ними.

99. Государственный строй и правовая система Югославии в Новейшее время.

Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ) - президентская федеративная республика, в которую входило шесть равноправных союзных республик. Конституционные изменения 1968 г. распространили самоуправленческие принципы на федеративные отношения, то есть полнее и четче были сформулированы конституционные начала статуса республики, автономного края и федерации. Изменения в Конституции явились реакцией на обострившийся национальный вопрос в Югославии. Принцип самоуправления республик и автономных краев, способствовал росту националистических настроений и амбиций местных элит. С середины 1980-х гг. республики все чаще упрекали друг друга в национализме и шовинизме. Мусульмане Боснии и Герцеговины пытались создать свое этнически чистое государство. Албанцы в Косово и Македонии готовы были создать свое государство или объединиться с Албанией. Хорваты, словенцы, сербы стремились войти в состав одноименных республик. В 1991 г. после поспешного признания Ватиканом и Германией независимости Словении и Хорватии и попыток народной армии удержать их силой в составе Югославии началась война между славянскими республиками. Вероятно, югославское федеративное государство просуществовало бы дольше. Югославия являлась своеобразным связующим звеном между двумя находящимися в конфликте системами. Но поражение социализма в «холодной войне», привело к распаду социалистического блока и объективно поставило под вопрос геополитическую необходимость существования объединенного югославянского государства. Контроль над Косово Сербия получила в 1912 г. После Второй мировой войны Й.Б. Тито, надеясь на вхождение в состав Югославии Албании, в обмен на передачу ей Косово принял четыреста тысяч беженцев из Албании и переселил из края в другие регионы Югославии двести тысяч сербов. Сепаратистская деятельность радикальной части албанцев в Косово началась сразу после войны. Менялись средства и тактика, но цель была неизменной – отделение от Сербии. Косовары действовали по этапам: пропаганда национализма – в пятидесятые, демонстрации и провокации – в шестидесятые, вооруженная борьба – в семидесятые, восстание – в начале восьмидесятых, война за независимость – в конце девяностых. Подпольные организации поддерживались албанцами по всему миру. Суть проблемы в Косово, состояла в столкновении интересов большинства албанского населения края, которые выражались в стремлении отделиться от Югославии, создать свое национальное государство на Балканах, объединившись с Албанией, и интересов Республики Сербии и Югославии, отстаивавших целостность своей территории. С началом движения в Косове в 1998 г. в движении стали формироваться три течения: 1 – политическое, которое стало действовать через Демократическую лигу Косово во главе с Ибрагимом Руговой. Выступая за независимость Косово, он не отрицал возможности переговоров с руководством республики. 2- было связано с деятельностью «правительства в подполье» и именем Буяра Букоши. Буяр Букоши имел большое влияние на албанцев, находящихся на работе или эмиграции за пределами Косово. 3 – экстремистское, действовавшее террористическими методами в рамках Освободительной армии Косово. 24 марта 1999 г. НАТО попирая все нормы международного права и суверенитет независимого государства начала бомбовые атаки на военные, промышленные, культурные объекты, но самое главное на мирных граждан Югославии. Эта агрессия длилась 78 дней. Албанские сепаратисты в Косово при посреднической поддержке НАТО, посольств зарубежных государств и некоторых международных организаций, довели ситуацию в крае до критической отметки и подготовили почву для вторжения на территорию суверенного государства иностранных войск и введения международного протектората практически в центре Юго-Восточной Европы. По существу, конфликт в Югославии был предопределен сложным комплексом экономических, национальных, религиозных, исторических, военно-политических и внешних причин, которые рельефно проявились в условиях развала биполярного международного порядка, сложившегося после Второй мировой войны, связанного с распадом СССР. миссией ООН было сделано немало положительного, особенно в деле организационного строительства, создания судебной системы, организации выборов, в создании жизнеспособной рыночной экономики. Но все эти шаги предпринимались только в интересах одно группы – косовских албанцев, и практически игнорировались интересы других национальностей. с 2009 г. ООН понимая, что не сможет выполнить все поставленные задачи начинает самоустраняться и передавать свои полномочия с декабря 2008 г. самой большой гражданской миссии ЕС. Ее главная задача явствует из самого ее названия – EULEX, то есть обеспечить соблюдение законов в самопровозглашенной республике.








73. Государственный строй и правовая система Польши и Чехословакии в Новое время.

Огромную роль в Польше, Чехословакии, Румынии и Югославии играла Римско-католическая церковь. Она открывала университеты, материально поддерживала прессу. Таким образом создавались ниши для тех, кто по каким-то причинам не мог найти общего языка с властями. Важным событием стало избрание в 1978 году Папой Римским кардинала Кароля Войтылы, поляка, принявшего имя Иоанна Павла II. При нем политика Ватикана по отношению с системе мирового социализма принял яко выраженный антикоммунистический характер.

Во второй половине 80-х гг. Государственные и общественные лидеры восточноевропейских стран следили за событиями происходящими в СССР. Перестройка постепенно изменяла основы политического устройства в самом мощном социалистическом государстве планеты. Советский Союз, настоящий «хозяин» Восточной Европы, отказывался от своей власти. Советский лидер Михаил Горбачев заявил, что новое руководство СССР не будет вмешиваться во внутренние дела других социалистических стран. Это позволило восточноевропейским государствам в 1987-1989 гг. Перейти к серьезным политическим и экономическим преобразованиям.

Демократическая революция в Польше.

Предыстория польской революции уходит корнями в начало 80х гг. В то время рост внешнего долга Польского государства привел к резкому снижению иностранных финансовых вложений в экономику страны. Правительство попыталось выправить ситуацию, для чего резко увеличило ввоз товаров из-за рубежа. 1 июля 1980 г. поднялись цены на мясо и мясные изделия. В ответ 12 июля 1980 г. начались забастовки на предприятиях в городе Люблин. 14 августа остановилась судоверфь В.И. Ленина в Гданьске. На другой день забастовка охватила все предприятия Гданьска и Гдыни. Межзаводской забастовочный комитет, в который вступило 304 предприятия, огласил документ под названием «21 пункт». Это были требования, касающиеся создания независимых профсоюзов, предоставления права на забастовки, свободы слова, печати и публикаций, освобождения политических заключенных и др.

Начались переговоры. 30 августа в Щецине и 31 августа в Гданьске рабочие комитеты и правительство подписали соглашение. С 1 сентября 1980 г. польское общество получало самоуправление профсоюзов, право на забастовку, ограничения цензуры.

В Гданьске 17 сентября состоялся Всепольский съезд представителей заводских рабочих комитетов. Также было принято постановление о создании независимого самоуправляемого профессионального союза «Солидарность», который возглавил Лех Валенса. Тем временем международное положение страны резко ухудшалось. Л.И. Брежнев бросил угрожающую фразу: «Мы не оставим братскую Польшу в беде и не дадим ее в обиду». Однако СССР не решился на военную операцию. Советская армия вела в те годы тяжелые и кровопролитные сражения на территории Афганистана. Сил и средств на подавление волнений в Польше просто не хватало.

В январе 1981 года напряженность в польском обществе усиливалась. Бешено росли цены, с прилавков магазинов исчезли остатки товаров. В различных районах проходили «голодные марши».

Коммунисты попытались спасти положение, избрав нового энергичного лидера партии – генерала Войцеха Ярузельского. Но 28 ноября началась всеобщая забастовка. Тогда Ярузельский как глава Совета министров в ночь с 12 на 13 декабря ввел военное положение, запретил деятельность «Солидарности» и арестовал 6647 ее активных участников.

22 апреля 1982 г. была создана нелегальная временная координационная комиссия «Солидарности». Шло время. Обстановка в СССР менялась. Быстро набирала обороты перестройка и наиболее дальновидные политики обеих сторон сознавали, что события в СССР непременно повлияют на ситуацию в Польше. 17 сентября 1986 г. польский министр внутренних дел Чеслав Кищак заявил об освобождении из тюрем всех политических заключенных. А 29 ноября Валенса создал Временный совет «Солидарности», который функционировал легально.

В феврале и апреле 1988 г. правительство резко повысило цены, что вызвало резкий взрыв недовольства населения. Тогда администрация ряда предприятий значительно увеличила заработную плату сотрудникам. В результате к маю денежная единица Польши – злотый обесценилась, установились баснословные цены на продукты, из магазинов снова исчезли самые необходимые товары.

В конце концов польские коммунисты решились «поделиться властью». Была создана Комиссия по вопросам реформы государства, подготовившая проект коренных политических преобразований. Летом оппозиция и власть пошли на переговоры, в ходе которых возникла идея «круглого стола» как учреждения, способствующего легальному переходу власти к демократически избранным органам.

Обсудив перспективы сотрудничества, коммунисты приняли предложение оппозиции. «Круглый стол» проходил с 6 февраля по 5 апреля 1989 г. В нем участвовали 452 человека. Совместно выработанные соглашения предусматривали несколько масштабных политических реформ.

Парламентские выборы состоялись в июне. Они принесли успех оппозиции, которая получила в сейме 160 мест из 161. В сенате команде Валенсы досталось 92 мест из 100.

Поэтому, хотя 19 июля поляки и избрали президентом Ярузельского, началось формирование многопартийного правительства. 21 августа президент предложил на пост премьер-министра кандидатуру советника лидера «Солидарности» Тадеуша Мазовецкого. Управление страной перешло в руки антикоммунистических сил, которые и возглавили процесс перемен. Социалистическое Польское государство прекратило свое существование. В декабре 1990 года были проведены досрочные всеобщие президентские выборы, на которых победил Валенса.

В Чехословакии движение протеста против коммунистического режима было достаточно сильным. Существовали разного рода оппозиционные и диссидентские группы, например «Хартия-77», «Комитет защиты невинно осужденных».

В марте 1988 г. в Братиславе разогнали мирную демонстрацию в защиту права на свободный выбор религии.

«Хартии-77» и другие диссидентские группы начали действовать активнее, в них вступали новые люди, особенно молодежь. Движения протеста разворачивались под лозунгами демократии, независимости и сближения с Европой.

28 октября 1989 г. массовое выступление молодежи на Вацлавской площади в Праге было подавлено полицией. События повторились 17 ноября. Обстановка в государстве грозила выйти из-под контроля, и власть впервые сделала шаг навстречу оппозиции. 19 ноября в Праге возникли массовые организации Гражданский форум, а в Братиславе – «Общественность против насилия». Они объявили своей целью мирный переход от коммунистического режима к демократии.

Глава правительства Ладислав Адамец 21 ноября 1989 г. встретился с лидерами оппозиции, а 24 ноября Якеш и другие руководители Коммунистической партии Чехословакии подали в отставку. Но их преемники продолжали цепляться за власть, и оппозиция решила перейти в наступление. 26 ноября в центре Праги состоялся грандиозный митинг. Через день началась всеобщая забастовка. Коммунистическому правительству пришлось капитулировать. Уже 29 ноября парламент отменил статью конституции о руководящей роли коммунистической партии. Мирную революцию в Чехословакии назвали «бархатной» т.к. за время митингов и демонстраций не произошло ни единого вооруженного столкновения.

В конце декабря реорганизованный парламент избрал своим председателем Александра Дубчека, а президентом – главу Гражданского форума Вацлава Гавела.

В апреле 1990 г. после внесения изменений в конституцию страна стала называться Чешской и Словацкой Федеративной Республикой. 1 июля 1991 г. главы государств Варшавского договора подписали в Праге протокол о роспуске ОВД. А 1 января 1993 г. Чехословакия престала существовать, и на ее месте возникли 2 новых государства. Через несколько лет Чехия, Польша и Венгрия вступили в НАТО.

60. Уголовный Кодекс Наполеона 1810 г.: история создания, структура, основные институты.

Работа над Кодексом продолжалась в течение 10 лет. Он был утвержден без прений Госсоветом в январе 1810 г. и введен в силу в 1811 г. вместе с Уголовно-процессуальным кодексом.

Кодекс начинается с предварительных положений, в которых преступные деяния подразделяются на виды, причем в основу деления положен характер наказания: преступное деяние, которое законы карают полицейскими наказаниями, является нарушением; преступное деяние, которое законы карают исправительными наказаниями, являются проступком; преступное деяние, которое законы карают мучительными или позорящими наказаниями, является преступлением. Таким образом, Кодекс устанавливает традиционную трехчленную классификацию преступных действий:

1) преступления – наиболее тяжкие преступные деяния,

2) проступки,

3)полицейские нарушения.

Кодекс состоит из четырех книг, включающих две части, одна из которых излагала принципы различения деяний и лиц, подлежащих наказанию по закону, а вторая содержала нормы для оценки наказуемых законом деяний. Первую часть составляют краткие предварительные положения из первых двух книг: (они напоминают общую часть современных кодексов). Третья и четвертая книги образуют так называемую особенную часть Кодекса. Дефиниция преступления очень проста – преступлениями являются деяния, которые законы наказывают мучительным или позорящим наказанием.

Уголовный кодекс Франции 1810г. состоит из Общей и Особенной частей. Общую часть кодекса образуют первые две книги, посвященные общим вопросам наказаний, их видам, уголовной ответственности. Особенную часть составляют третья и четвертая книги - в них содержится перечень преступных деяний.

Первая книга кодекса посвящена наказаниям уголовным (мучительным и позорящим) и исправительным.

Кодекс подробно описывает порядок применения каждого наказания. Мучительными и позорящими наказаниями были: смерть, каторжные работы, депортация, смирительный дом. В некоторых случаях одновременно с применением одного из указанных наказаний допускалось клеймение. Такие меры, как клеймение, выставление у позорного столба, Кодекс заимствовал из феодального уголовного права, что обусловило его архаичность в области наказаний.

Уголовный кодекс Франции, утвержденный в 1810 году, структурно состоит из: Общей части, которая включает предварительные положения, и 2 книги, посвященные общим вопросам наказаний, их видам, уголовной ответственности; 3-я и 4-я книги представляют собой особенную часть кодекса. В них содержится перечень преступных деяний.

Как показало исследование, Кодекс устанавливает традиционную классификацию преступных деяний:

- Преступления - наиболее тяжкие преступные деяния;

- Проступки.

- Полицейские нарушения.

Проведя анализ норм Кодекса 1810 года, следует сказать, что он так же как и предыдущий (Кодекс 1791года) ввел жестокие устрашающие наказания за малейшее посягательство на частную собственность и за преступления против существующего государственного строя. При этом пренебрегали провозглашенным революцией принципом пропорциональности тяжести наказания совершенному преступлению.

Мучительными и позорящими наказаниями были:

- смертная казнь (путем отсечения головы);

- каторжные работы пожизненные и срочные;

- депортация (ссылка за пределы империи);

- смирительный дом.

В некоторых случаях одновременно с применением одного из указанных наказаний допускалось клеймение.

К позорящим наказаниям относились:

- выставление у позорного столба в ошейнике;

- изгнание;

- гражданская деградация (заключалась в лишении избирательских прав и запрещении занимать должности).

Среди исправительных наказаний Кодекс называет:

- срочное тюремное заключение в исправительном заведении;

- временное лишение некоторых прав - политических, гражданских или семейных,

- штраф.

Публичное осуществление жестоких наказаний свидетельствует о том, что основной целью наказаний по-прежнему оставалось устрашение.

Книга вторая УК устанавливает основания ответственности и освобождения от ответственности (безумие и принуждение к совершению преступления силой). Подробно описываются различные формы соучастия: подстрекательство, пособничество.

Кодекс не устанавливал минимального возраста уголовной ответственности. Однако к лицам, не достигшим 16 лет, применялось более мягкое наказание.

Необходимо отметить, что уголовный кодекс 1810 года существует и по сей день. Конечно, его затронули реформы, одна из них относится к 1832 году, когда были упразднены такие средневековые наказания как отсечение кисти правой руки и др. В последствии происходили те изменения которые были необходимы в данный период времени и соответствовали режиму власти.

Характер развития уголовного законодательства Франции (основу которого составляет уголовный кодекс) показывает, что, наиболее существенным изменениям оно подвергалось в период обострения классовых отношений и в стремлении правящих слоёв к безграничной власти.

В заключение следует сказать, что Французский Кодекс оказал заметное влияние на карательное законодательство многих стран мира -- Испании, Бразилии, Швейцарии, Бельгии, отдельных германских государств и даже Японии, в которой в 1882 году вступил в силу уголовный закон, почти дословно переписанный с французского.

59. Гражданский Кодекс Наполеона 1804 г.: история создания, структура, основные институты.

Гражданский кодекс Наполеона 1804 г. Как отмечалось выше, уже в ходе революции 1789-1794 гг. были упразднены многие чисто средневековые гражданско-правовые институты и заложены основы современного права. Но только в начале XIX в., в период правления Наполеона Бонапарта, сформировались, наконец, необходимые условия для принятия единого и стабильного гражданского кодекса.

Несмотря на отдельные консервативные отступления, именно в Кодексе Наполеона гражданское право Франции нашло свое классическое выражение. Поэтому и сам Кодекс имел для своей эпохи революционное значение, сыграл исключительно важную роль в разработке и утверждении многих принципов нового гражданского права.

Кодекс отличался стройностью изложения, сжатостью юридических формулировок и дефиниций, определенностью и четкостью трактовки основных понятий и институтов гражданского права. ГК Наполеона насчитывал 2281 статью и состоял из вводного титула и 3 книг. Его структура отразила схему построения институций римского права: лица, вещи, наследование и обязательства. Данная структура Кодекса получила в гражданском праве название институционной.

Первая книга ("О лицах") переводила такие общие идеи своей эпохи, как равенство и свобода, на конкретный язык гражданско-правовых норм. Согласно ст. 8 ГК, "всякий француз пользуется гражданским правом". Таким образом, принцип равенства лиц в частноправовой сфере проводился законодателем с наибольшей последовательностью. В ст. 7 специально подчеркивалось, что осуществление гражданских прав не зависит от "качества гражданина", которое может изменяться в конституционном законодательстве. Гражданское право, предусмотренное Кодексом, не распространялось лишь на иностранцев.

Характерной чертой ГК Наполеона было то, что в нем отсутствовало понятие юридического лица. Это объяснялось тем, что в начале XIX в. капитализм еще не вышел за рамки индивидуалистических представлений, а потому любой гражданин выступал в имущественном обороте, как правило, самостоятельно (в качестве физического лица). Более того, сам законодатель испытывал определенное недоверие ко всякого рода объединениям, опасаясь, что под их видом возродятся цеховые и иные феодальные корпорации. Эта позиция нашла свое отражение еще в законе Ле Шапелье 1791 г.

Делая шаг назад по сравнению с революционным законодательством, ГК восстановил "гражданскую смерть" как меру уголовного наказания (в соответствии с этим наказанием осужденный терял собственность на все имущество, "как если бы он умер естественным образом"), установил ряд ограничений в гражданских правах для женщин (так, женщины не могли быть свидетелями при составлении актов гражданского состояния).

В первой книге закреплялись также основные принципы семейного права. В этой сфере Кодекс заметно отличался от ряда положений революционного периода, когда декларировалось равенство личных и имущественных прав женщин и мужчин, была ослаблена отцовская власть над детьми и т.д.

Хотя отдельные статьи ГК Наполеона подчеркивали равенство мужа и жены, например: "Супруги обязаны к взаимной верности, помощи, поддержке" (ст. 212 и др.), в целом мужчина занимал в семье господствующее положение. Согласно ст. 213, "муж обязан оказывать покровительство своей жене, жена - послушание мужу". Муж имел право определять место жительства для семьи, жена была обязана следовать за своим мужем.

Весьма характерны статьи Кодекса, касающиеся развода по причине неверности одного из супругов. По ст. 229 прелюбодеяния жены было достаточно, чтобы муж мог требовать развода. Статья 230 иначе определяла право жены на развод в случае неверности мужа: "Жена может требовать развода по причине прелюбодеяния мужа, если он держал свою сожительницу в общем доме". Это унизительное для женщины условие было отменено только в 1884 г.

Неравноправие женщины проявилось также в ее имущественном положении в семье. По общему правилу предусматривался режим общности для имущества мужа и жены. При таком режиме распоряжение семейным имуществом полностью предоставлялось мужу, который мог действовать без участия и согласия жены. Кодекс предусмотрел возможность и иных имущественных отношений супругов, в частности режим раздельного владения. Но даже в этом случае жена, пользуясь своим имуществом и доходами от него, не могла отчуждать без согласия мужа свою недвижимость.

ГК устанавливал неравные права мужа и жены и в отношении детей. Родительская власть, о которой говорилось в первой книге, по существу была сведена к отцовской власти. Отец, имевший "серьезные поводы к недовольству поведением ребенка, не достигшего 16 лет", мог лишить его свободы на срок до одного месяца.

Сыновья, не достигшие 25 лет, и дочери до 21 года не имели права вступать в брак без согласия их отца и матери, но в случае разногласия между родителями принималось во внимание мнение отца.

Кодекс в принципе допускал возможность признания отцом своих внебрачных детей, но ст. 340 запретила отыскание отцовства. Это реально ухудшило положение детей, родившихся вне брака, даже по сравнению с дореволюционным законодательством.

Но в целом нормы семейного права в ГК Наполеона имели для своего времени прогрессивное значение. Кодекс секуляризовал брак, развивая тем самым положения Конституции 1791 г. о том, что брак - гражданский договор; подтвердил введенный в период революции развод, что означало разрыв с требованиями канонического права. Правда, в 1816 г., после реставрации Бурбонов, в условиях усиления влияния католической церкви гражданский развод был отменен и восстановлен лишь в 1884 г.

Вторая книга ("Об имуществах и различных видоизменениях собственности") посвящена регламентации вещных прав и также исходила из классической римской классификации: право собственности, узуфрукт, узус и др.

В Кодексе ликвидировалось дореволюционное деление имущества на родовое и благоприобретенное и на первый план было выдвинуто деление вещей на движимые и недвижимые.

Центральное место во второй книге ГК занял институт собственности. В трактовке права собственности, воспринятой Кодексом, виден отказ от феодальных представлений об условности, расщепленности и родовом характере вещных прав. ГК использовал римскую трактовку понятия собственности как абстрактного и абсолютного права. Статья 544 гласила: "Собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом, с тем чтобы пользование не являлось таким, которое запрещено законами или регламентами".

В этом определении законодатель подчеркивает универсальный индивидуалистический характер права собственности. Развивая революционные представления о незыблемости и "неприкосновенности" права частной собственности, Кодекс предусматривал, что собственник "не может быть принуждаем к уступке своей собственности, если это не делается по причине общественной пользы и за справедливое и предварительное возмещение".

Индивидуалистический подход к праву собственности в ГК Наполеона проявился также в широкой трактовке правомочий земельного собственника. Статья 522 предусматривала: "Собственность на землю включает в себя собственность на то, что находится сверху, и на то, что находится снизу".

Практически это означало, что собственник земли становился полным и абсолютным хозяином всех природных богатств, обнаруженных на его участке. Такая редакция статьи оказалась нереальной и весьма невыгодной для промышленников. Она не учитывала и интересы государства в целом. Уже в 1810 г. она была пересмотрена специальным законом, предусмотревшим, что рудники могут эксплуатироваться лишь на основании концессии, предоставленной государством.

В третьей, наиболее значительной по объему книге ГК ("О различных способах, которыми приобретается собственность") указывалось, что собственность на имущество приобретается и передается путем наследования, путем дарения, по завещанию или в силу обязательств (ст. 711).

ГК подтвердил произведенную еще в период революции отмену феодальных принципов наследования. Наследниками умершего становились в определенной, указанной в законе последовательности дети и иные нисходящие, а также восходящие и боковые родственники до 12-й степени родства.

Наследственные права внебрачных детей по Кодексу были значительно сужены по сравнению с правом эпохи революции. Такие дети могли наследовать лишь в том случае, если были признаны в законном порядке, причем только имущество отца и матери, но не иных родственников.

Кодекс расширил свободу завещаний и дарений, которые нередко использовались для обхода законного порядка наследования. Однако французский законодатель занял в этом вопросе компромиссную позицию, не последовав примеру английского права, признавшего полную свободу завещания.

Дарение или завещание не могло превышать половины имущества, если после смерти лица, совершавшего завещательное распоряжение, оставался один законный ребенок, 1/3 имущества - если оставалось двое, 1/4 - трое и более детей. При таком порядке наследования за законными детьми резервировалась большая часть имущества, которое делилось между ними поровну вне зависимости от возраста и пола. Таким образом, статьи ГК о наследовании способствовали дроблению семейных имуществ.

Основное место в третьей книге законодатель отводит обязательственным, прежде всего договорным, отношениям. В точных и ясных положениях договорного права ГК можно видеть много определений, восходящих к известным суждениям римских юристов. Так, договор рассматривался как соглашение, посредством которого одно из нескольких лиц обязывается "дать что-либо, сделать что-либо или не делать чего-либо".

Французский законодатель позаимствовал из римского права и развил в Кодексе идею о равенстве сторон в договоре, о его добровольности и непреложности. Согласие сторон являлось необходимым условием действительности договора. По ст. 1109 "нет действительного согласия, если согласие было дано лишь вследствие заблуждения или если оно было исторгнуто насилием или достигнуто обманом".

Законодатель не устанавливал каких-либо условий, относящихся к содержанию договоров, их выгоде или невыгоде. Характерна в этом отношении ст. 1118, согласно которой по общему правилу убыточность соглашения не может опорочить договор. "Соглашения, законно заключенные, - гласила ст. 1134,- занимают место закона для тех, кто их заключил".

В случае неисполнения договора, в котором предусматривается обязательство должника предоставить вещь кредитору, последний мог требовать через суд передачи ему этой вещи. По ст. 1142 "всякое обязательство сделать или не делать приводит к возмещению убытков в случае неисполнения со стороны должника".

В Кодексе содержались общие указания, относящиеся к условиям заключения и содержанию отдельных договоров: купли-продажи, мены, хранения, найма, товарищества и т.д. Но примечательно, что в нем почти не было статей, регламентирующих отношения между хозяевами и рабочими, хотя для капиталистического общества Франции трудовой договор имел огромное значение.

Сами предприниматели, считавшие в то время за норму интенсивную эксплуатацию наемного труда, рассматривали государственное вмешательство в трудовой договор как явно нежелательное явление. Те отдельные положения, которые имелись в Кодексе по трудовым отношениям, свидетельствовали об открытой поддержке интересов хозяев. Так, в ст. 1781 (она была отменена при Наполеоне III в 1868 г.) говорилось: "Хозяину верят в отношении его утверждений: о размере жалования, об оплате вознаграждения за истекший год и о платежах, произведенных в счет вознаграждения за текущий год".

При соблюдении указанных в ГК общих условий договора любому лицу предоставлялась полная свобода деятельности, свобода выбора контрагентов и определения содержания договоров. Кодекс, таким образом, юридически закрепил в имущественном обороте свободу личности, свободу предпринимательской деятельности.

В период господства свободной конкуренции каждый французский предприниматель стремился сохранить за собой в области договора максимальную свободу, возможность действовать по своему усмотрению, без мелочной государственной опеки и регламентации. Поэтому свобода договора в то время находила свое выражение не только в свободе волеизъявления сторон, но и в автономии личности, в государственном невмешательстве в договорные отношения по принципу либерализма laissez faire, laissez passer.

Нормы ГК Наполеона были посвящены самым общим вопросам имущественного оборота. Они не регламентировали целый ряд специфических сторон торговой деятельности предпринимателей (коммерсантов). В 1807 г. после серии скандальных банкротств был принят специальный Торговый кодекс (ТК), дополнивший ГК Наполеона положениями о юридических действиях, совершаемых коммерсантами. Этот кодекс закрепил во французской правовой системе, а затем и в праве других стран континентальной системы дуализм частного права, т.е. деление его на гражданское и торговое.

По объему (648 статей), а главное, по юридической технике ТК значительно уступал Гражданскому кодексу. Он состоял из 4 книг, в первой из которых содержались общие положения, относящиеся к коммерсантам, торговым книгам, товариществам, разделу имуществ, торговым биржам, биржевым агентам и маклерам, комиссионным сделкам, векселю и т.д.

В ст. 1 коммерсант определялся как "лицо, которое совершает торговые акты в порядке осуществления своих обычных занятий". Далее указывалось, что жена не может быть коммерсанткой без согласия своего мужа. ТК возложил на коммерсантов, а равно и на торговые товарищества (полные, коммандитные) обязанность "день за днем" вести торговую отчетность (ст. 8).

Вторая книга ТК была посвящена вопросам международной и морской торговли. Она устанавливала правовой статус морского судна, содержала ряд правил, относящихся к морской перевозке и страхованию, к морским деликтам и к аварии. Третья книга регулировала порядок банкротства, четвертая была связана с торговой юрисдикцией, с особыми торговыми судами и с процессом.

Торговый кодекс во многих отношениях был составлен менее удачно, чем ГК. Он в большей степени опирался на нормы дореволюционного права, в частности на знаменитые ордонансы Кольбера "О торговле" ('1673 г.) и "О мореплавании" (1681 г.). В нем были и внутренние противоречия, и очевидные пробелы. Так, столь важной торговой сделке, как купля-продажа, в ТК посвящалась лишь одна статья, и судам при рассмотрении споров между коммерсантами приходилось руководствоваться общими положениями ГК о купле-продаже.

Вовсе отсутствовали в ТК общие положения, касающиеся банковских и страховых операций. Текст ТК начал перерабатываться буквально с момента его принятия, а нередко просто дополнялся самостоятельным торгово-промышленным законодательством.