Файл: Реферат по теме Художественная ценность и свойства стекла.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 498
Скачиваний: 18
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Специальность 13.02.11. Техническая экплуатация и обслуживание технического электрического и электромеханического оборудования(по отрослям)
РЕФЕРАТ
ПО ТЕМЕ «Художественная ценность и свойства стекла»
Студент
Группа
Преподаватель
Тольятти 2023 г
Введение.
Предметом моего изучения и исследования является стекло.
Стекло для нас стало уже таким обычным материалом, что его свойств и сложности получения мы почти не осознаем. Мы воспринимаем его только как твердую прозрачную толщу. Между тем оно — результат сложных химических и физических процессов. Для физика стекло представляет собой переохлажденную жидкость с высокой степенью вязкости, что придает ему характер твердой массы; оно поэтому не относится к веществам твердого агрегатного состояния. Для мастера-стекольщика именно это свойство стекла представляет наибольший интерес: оно позволяет придавать изделиям из стекла любую, даже самую замысловатую форму. Просвечиваемость и сильный блеск стекла делают его материалом с единственными в своем роде свойствами, по которым в этом отношении с ним не сравниться ни один другой. Стекло воспевали многие писатели и поэты..Одним из первых о нём написал восторженные строки М. В. Ломоносов:
.
В «Письме о пользе стекла» (1752 г.) он в поэтической форме рассказал о рождении, свойствах и применении стекла –
Из чистого стекла, мы пьём вино и воду
И видим в нем пример бесхитростных сердец.
Кого льзя видеть сквозь, тот подлинно не льстец.
Мною, впервые рассмотрено стекло, с позиции уникального химического вещества, на занятиях факультативного курса «Химия вокруг нас», где мною было подготовлено сообщение по теме: «История стекла», а моими одноклассниками по другим темам, связанным с этим удивительным веществом. Познакомившись с интересными фактами и узнав о возможности получить стекло в условиях школьной лаборатории, выбрал тему для научного общества учащихся. И так тема моего исследования – «Художественная ценность и свойства стекла». Тема актуальна, в связи с широкой областью применения этого вещества, его художественной ценности.
Целью работы является: изучить историю, строение, свойства, классификацию, области применения стекла, его художественную ценность. Получить лёгкоплавкое стекло в лаборатории.
Задачи:
-
изучить литературу по данной теме, обобщить собранные сведения; -
подобрать коллекцию изделий из стекла; -
получить лёгкоплавкое стекло; -
проделать опыты с жидким стеклом; -
сделать вывод;
История развития стеклоделия.
История развития стеклоделия Где изобрели стекло, точно сказать нельзя. Достоверно, однако, что египтяне уже в третьем тысячелетии до нашей эры знали стеклянную глазурь, применяя ее на предметах из глины и камня. Древнейшая сохранившаяся вещь такого рода - чаша Тутмоса III, изготовленная около 1450 года до н. э. (ныне хранится в Мюнхене). Довольно часто в раскопках встречаются бальзамарии (флаконы для благовоний).
Существенный сдвиг в выработке стекла произошел в I веке до н. э., когда в Сирии, тогда важнейшем центре стекольного производства, была изобретена стеклодувная трубка. Появилась техника выдувания стекла.
Позднее важнейшим производителем стекла стала Византийская империя. Возникают новые формы, новые техники. С приходом арабов стекло начинают расписывать эмалевыми красками и золотом.
После падения Константинополя, в 1204 году, Венеция послужила местом убежища для византийских стеклодувов, расширивших ее производство в основном за счет стеклянной мозаики. В середине XIII столетия здесь появляется стеклянная бижутерия и тонкое полое стекло. Незадолго до конца столетия начинается экспорт венецианского стекла, производство оконных стекол и стекол для очков
.
Богемское стекло начинает свою историю в XIII-XIV веках. На территории нынешней Баварии устраиваются так называемые «гуты». Эти заводы, расположенные в лесистых горных местностях, производили так называемое «лесное» стекло, которое из-за содержания в разноокрашенном песке железа и других примесей по преимуществу было зеленым. Возникают новые бытовые формы.
Родина цветной обшивки окон и живописи на стекле — Франция. Самое раннее известие о них касается витражей в монастыре Сен-Реми.
Родиной стеклянной бижутерии считают Древний Египет. Из Византии и римских колоний производство бус пришло в остальную Европу, в частности в Венецию, которая в XVIII веке становится важнейшим центром этой продукции. Затем в Богемии расцветает производство галантерейных изделий из стекла, включая бисер и стеклярус.
Стекло в России
Ранней весной 1630 года, в царствование Михаила Фёдоровича, в Москву приехал швед Юлий Койет. Он должен был научить русских мастеров отливать пушки. Оказалось, что он хорошо знает и стекольное ремесло. Койет взялся построить стекольный завод в России.
В те времена в России почти не знали стекла. Даже в царском дворце окна были слюдяные. Ели из медной или оловянной посуды. Беднота обходилась Деревянными плошками.
Предложение Койета оказалось кстати.
Подходящее место нашли в Московском уезде, недалеко от города Воскресенска. Здесь и построили завод — несколько сосновых изб с плавильными печами и трубами. На заводе стали делать аптекарскую посуду: колбы, банки, реторты, бутылки
Стоила такая посуда очень дорого. За ту цену, какую платили за большую стеклянную банку, можно было купить телёнка.
При Алексее Михайловиче построили второй завод — в селе Измайлове, близ Москвы. Это был уже государственный казённый завод. Выделывал он не аптекарскую посуду, а сулеи (бутылки и графины), оловенники (кувшины), ставцы, кружки, братины, рюмки, стаканы, лампадки и мухоловки.
Гордостью Измайловского завода была отлитая им саженная рюмка. Чудо-рюмка - выше самого высокого человека - была хитро украшена стеклянными нитями. Могла она вместить два ведра вина.
При Петре I и Елизавете построили ещё несколько стекольных заводов. Появились уже русские мастера-стеклодувы. Иностранцы неохотно делились с ними своим опытом, старались не открывать им своих секретов. К счастью, среди русских нашлись изобретатели, которые не только самостоятельно открыли старинные секреты стеклоделия, но и улучшили его.
Первым из этих изобретателей был Ломоносов.
Однажды у графа Шувалова Ломоносов увидел привезённый из Италии мозаичный портрет и Ломоносов решил сам взяться за составление мозаики.
Ему пришлось начать всё сызнова, как будто никто до него мозаики не делал. Современем все секреты были открыты.
Первой мозаикой Ломоносова была икона, сделанная им из четырёх тысяч стеклянных кубиков. Затем он сделал мозаичные портреты Елизаветы и Екатерины II.
После этого он взялся за огромную — в сорок два квадратных метра — мозаичную картину «Полтавская баталия». Этой картиной хотели украсить стену Петропавловского собора.
Почти пять лет, работал Ломоносов над «Полтавской баталией» и закончил её незадолго до своей смерти. А затем картину постигла очень странная участь. В собор её не повезли. Никто о ней не заботился. Огромная картина пропала без вести.
Прошло более полутораста лет. И вот однажды, приводя в порядок подвалы Академии наук, рабочие наткнулись на какие-то большие, очень тяжёлые ящики. Их было много. Открыли один из них,— в нём оказался кусок мозаики, изображавший голову петровского солдата. В остальных ящиках также лежали куски мозаики. Это была разрубленная на куски «Полтавская баталия». Куски мозаики осторожно извлекли из ящиков, соединили их, выпавшие кусочки стекла заменили новыми. Сейчас великолепная стеклянная картина, напоминающая нам о славных боевых делах русской армии, возвращена к жизни.
Талантливых людей в России всегда было много. А вот машин, различных приспособлений, облегчающих и ускоряющих труд, было мало. В России умели до революции делать только посуду, бутылки и оконное стекло. Много зеркального стекла выписывали из-за границы. Об оптическом стекле нечего и говорить; его совсем не умели варить. Нам пришлось много потрудиться для того, чтобы наверстать упущенное.
Стеклоделие было ещё недавно ремеслом. Теперь оно стало настоящей наукой. Но это вовсе не значит, что теперь стекольщику уже не нужно мастерство, не нужен талант. Наоборот, талант, искусство в этом деле теперь ещё нужнее, чем прежде.
Всего труднее, конечно, сделать стёкла для большого телескопа. Это как бы высший, самый строгий экзамен для стекольщиков.
В первые, в нашей стране, удалось отполировать стёкла
сотруднику Оптического института по фамилии Даксутов, для пулковского телескопа.
Специальная комиссия устроила самое строгое испытание даксутовским стёклам: их сравнили с подобными же стёклами, какие делают у Цейса (знаменитая германская оптическая фирма). И каково же было удивление, когда они оказались ничуть не хуже, а даже лучше цейсовских стёкол.
Несмотря на столь древнюю историю, массовый характер производство стекла приобрело лишь в конце прошлого столетия благодаря изобретению печи Сименса-Мартина и заводскому производству соды. А уж листовое стекло - вещь почти современная. Технология его изготовления была разработана в XX веке.
Строение, состав, классификация, свойства и применение стёкол.
Стеклами называются твердые тела, их рассматривают как переохлажденные жидкости с большой вязкостью, которая затрудняет перемещение структурных элементов, мешает образованию правильной кристаллической решетки. В выяснении строения стекол, в частности силикатных, ведущую роль играли советские ученые. Наиболее обоснованной представляется в настоящее время теория, впервые высказанная А.А. Лебедевым, о наличии в твердом стекле очень малых участков с правильным кристаллическим строением - кристаллитов кварца, однако остальная часть стекла является аморфной. Ионы металла без какой-либо четкой последовательности располагаются в пустотах силикатной сетки, поэтому стекло, в противоположность кристаллу, не обладает определенной температурой плавления, а в процессе нагревания размягчается постепенно, превращаясь в подвижную жидкость (теплота затрачивается только на нагревание).
Важнейшие свойства стекла, обусловливающие его применение,— высокая прозрачность для лучей света, значительная механическая прочность, а также стойкость к воздействию химических реагентов наряду с низкой теплопроводностью. Хрупкость стекла может быть устранена термической обработкой.
Свойства стекла зависят от природы и количественного соотношения окислов. Кислотные окислы придают стеклу высокую механическую, термическую и химическую стойкость. Окислы щелочных металлов снижают вязкость расплавленного стекла, механическую и химическую стойкость, твердость; наоборот, окислы щелочноземельных металлов повышают вязкость и химическую стойкость. Наиболее широко применяются стекла, в состав которых входят только окислы натрия, кальция, магния и кремния. Введение окиси калия, вместо окиси натрия, а также окиси свинца вместо окислов кальция и магния придает стеклу блеск и большую прозрачность, увеличивает коэффициент преломления (хрусталь и оптические стекла). В стекле для химической посуды снижают содержание окислов щелочных металлов и заменяют частично двуокись кремния на окись бора и окись алюминия, что повышает химическую и термическую стойкость.