Файл: Реферат по теме Художественная ценность и свойства стекла.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 498

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 
 

 

 

 

Специальность  13.02.11.                Техническая экплуатация и обслуживание технического электрического и электромеханического оборудования(по отрослям)
                                                       

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ 

 

ПО  ТЕМЕ «Художественная ценность и свойства стекла» 

 

 

 

 

                                                            

                      

 

Студент                                                            

Группа                                                         

  Преподаватель                                             

 

 

 

 

 

                                                      Тольятти 2023 г


Введение.

Предметом моего изучения и исследования является стекло.

Стекло для нас стало уже таким обычным материалом, что его свойств и сложности получения мы почти не осознаем. Мы воспри­нимаем его только как твердую прозрачную толщу. Между тем оно — результат сложных химических и физических процессов. Для фи­зика стекло представляет собой переохлажденную жидкость с высо­кой степенью вязкости, что придает ему характер твердой массы; оно поэтому не относится к веществам твердого агрегатного состоя­ния. Для мастера-стекольщика именно это свойство стекла пред­ставляет наибольший интерес: оно позволяет придавать изделиям из стекла любую, даже самую замысловатую форму. Просвечиваемость и сильный блеск стекла делают его материалом с единственными в своем роде свойствами, по которым в этом отношении с ним не сравниться ни один другой. Стекло воспевали многие писатели и поэты..Одним из первых о нём написал восторженные строки М. В. Ломоносов:
.

В «Письме о пользе стекла» (1752 г.) он в поэтической форме рассказал о рождении, свойствах и применении стекла –

Из чистого стекла, мы пьём вино и воду

И видим в нем пример бесхитростных сердец.

Кого льзя видеть сквозь, тот подлинно не льстец.

Мною, впервые рассмотрено стекло, с позиции уникального химического вещества, на занятиях факультативного курса «Химия вокруг нас», где мною было подготовлено сообщение по теме: «История стекла», а моими одноклассниками по другим темам, связанным с этим удивительным веществом. Познакомившись с интересными фактами и узнав о возможности получить стекло в условиях школьной лаборатории, выбрал тему для научного общества учащихся. И так тема моего исследования – «Художественная ценность и свойства стекла». Тема актуальна, в связи с широкой областью применения этого вещества, его художественной ценности.

Целью работы является: изучить историю, строение, свойства, классификацию, области применения стекла, его художественную ценность. Получить лёгкоплавкое стекло в лаборатории.

Задачи:

  • изучить литературу по данной теме, обобщить собранные сведения;

  • подобрать коллекцию изделий из стекла;

  • получить лёгкоплавкое стекло;

  • проделать опыты с жидким стеклом;

  • сделать вывод;



История развития стеклоделия.

История развития стеклоделия Где изобрели стекло, точно сказать нельзя. Достоверно, одна­ко, что египтяне уже в третьем тысячелетии до нашей эры знали стеклянную глазурь, применяя ее на предметах из глины и камня. Древнейшая сохранившаяся вещь такого рода - чаша Тутмоса III, изготовленная около 1450 года до н. э. (ныне хранится в Мюнхене). Довольно часто в раскопках встречаются бальзамарии (флаконы для благовоний).

Существенный сдвиг в выработке стекла произошел в I веке до н. э., когда в Сирии, тогда важнейшем центре стекольного произ­водства, была изобретена стеклодувная трубка. Появилась техника выдувания стекла.

Позднее важнейшим производителем стекла стала Византийская империя. Воз­никают новые формы, новые техники. С приходом арабов стекло начинают расписывать эмалевыми красками и золотом.

После падения Константинополя, в 1204 году, Венеция послужи­ла местом убежища для византийских стеклодувов, расширивших ее производство в основном за счет стеклянной мозаики. В середине XIII столетия здесь появляется стеклянная бижутерия и тонкое по­лое стекло. Незадолго до конца столетия начинается экспорт вене­цианского стекла, производство оконных стекол и стекол для очков

.

Богемское стекло начинает свою историю в XIII-XIV веках. На территории нынешней Баварии устраиваются так называемые «гуты». Эти заводы, расположенные в леси­стых горных местностях, производили так называемое «лесное» стекло, которое из-за содержания в разноокрашенном песке железа и других примесей по преимуществу было зеленым. Возникают новые бытовые формы.

Родина цветной обшивки окон и живописи на стекле — Фран­ция. Самое раннее известие о них касается витражей в монастыре Сен-Реми.

Родиной стеклянной бижутерии считают Древний Еги­пет. Из Византии и римских колоний производство бус пришло в остальную Европу, в частности в Венецию, которая в XVIII веке становится важнейшим центром этой продукции. Затем в Богемии расцветает производство галантерейных изделий из стекла, включая бисер и стеклярус.
Стекло в России

Ранней весной 1630 года, в царствование Михаила Фёдоровича, в Москву приехал швед Юлий Койет. Он должен был научить рус­ских мастеров отливать пушки. Оказалось, что он хорошо знает и стекольное ремесло. Койет взялся построить стекольный завод в России.

В те времена в России почти не знали стекла. Даже в царском дворце окна были слюдяные. Ели из медной или оловянной по­суды. Беднота обходилась Деревянными плошками.

Предложение Койета оказалось кстати.

Подходящее место нашли в Московском уезде, недалеко от города Воскресенска. Здесь и построили завод — несколько со­сновых изб с плавильными печами и трубами. На заводе стали де­лать аптекарскую посуду: колбы, банки, реторты, бутылки

Стоила такая посуда очень дорого. За ту цену, какую платили за большую стеклянную банку, можно было купить телёнка.

При Алексее Михайловиче построили второй завод — в селе Измайлове, близ Москвы. Это был уже государственный казённый завод. Выделывал он не аптекарскую посуду, а сулеи (бутылки и графины), оловенники (кувшины), ставцы, кружки, братины, рюмки, стаканы, лампадки и мухоловки.

Гордостью Измайловского завода была отлитая им саженная рюмка. Чудо-рюмка - выше самого высокого человека - была хитро украшена стеклянными нитями. Могла она вместить два ведра вина.

При Петре I и Елизавете построили ещё несколько стекольных заводов. Появились уже русские мастера-стеклодувы. Иностран­цы неохотно делились с ними своим опытом, старались не откры­вать им своих секретов. К счастью, среди русских нашлись изобретатели, которые не только самостоятельно открыли старинные секреты стеклоделия, но и улучшили его.


Первым из этих изобретателей был Ломоносов.

Однажды у графа Шувалова Ломоносов увидел привезённый из Италии мозаичный портрет и Ломоносов решил сам взяться за составление мозаики.

Ему пришлось начать всё сызнова, как будто никто до него мо­заики не делал. Современем все секреты были открыты.

Первой мозаикой Ломоносова была икона, сделанная им из четырёх тысяч стеклянных кубиков. Затем он сделал мозаичные портреты Елизаветы и Екатерины II.

После этого он взялся за огромную — в сорок два квадратных метра — мозаичную картину «Полтавская баталия». Этой карти­ной хотели украсить стену Петропавловского собора.

Почти пять лет, работал Ломоносов над «Полтавской баталией» и закончил её незадолго до своей смерти. А затем картину постигла очень странная участь. В собор её не повезли. Никто о ней не заботился. Огромная картина пропала без вести.

Прошло более полутораста лет. И вот однажды, приводя в порядок подвалы Ака­демии наук, рабочие наткнулись на какие-то большие, очень тя­жёлые ящики. Их было много. Открыли один из них,— в нём ока­зался кусок мозаики, изображавший голову петровского солдата. В остальных ящиках также лежали куски мозаики. Это была разрубленная на куски «Полтавская баталия». Куски мозаики осторожно извлекли из ящиков, со­единили их, выпавшие кусочки стекла заменили новыми. Сейчас великолепная стеклянная картина, напоминающая нам о славных боевых делах русской армии, возвращена к жизни.

Талантливых людей в России всегда было много. А вот машин, различных приспособлений, облегчающих и ускоряющих труд, было мало. В России умели до революции делать только посуду, бутылки и оконное стекло. Много зеркального стекла выписывали из-за границы. Об оптическом стекле нечего и говорить; его совсем не умели варить. Нам пришлось много потрудиться для того, чтобы наверстать упущенное.

Стеклоделие было ещё недавно ремеслом. Теперь оно стало на­стоящей наукой. Но это вовсе не значит, что теперь стекольщику уже не нужно мастерство, не нужен талант. Наоборот, талант, ис­кусство в этом деле теперь ещё нужнее, чем прежде.

Всего труднее, конечно, сделать стёкла для большого телеско­па. Это как бы высший, самый строгий экзамен для стекольщиков.

В первые, в нашей стране, удалось отполировать стёкла
сотруд­нику Оптического института по фамилии Даксутов, для пул­ковского телескопа.

Специальная комиссия устроила самое строгое испытание даксутовским стёклам: их сравнили с подобными же стёклами, какие делают у Цейса (знаменитая германская оп­тическая фирма). И каково же было удивление, когда они оказались ничуть не хуже, а даже лучше цейсовских стёкол.

Несмотря на столь древнюю историю, массовый характер производство стекла приобрело лишь в конце прошлого столетия благодаря изобретению печи Сименса-Мартина и заводскому производству соды. А уж листовое стекло - вещь почти современная. Технология его изготовления была разработана в XX веке.

Строение, состав, классификация, свойства и применение стёкол.

Стеклами называются твердые тела, их рассматривают как переохлажденные жидкости с большой вязкостью, которая затрудняет перемещение структурных элементов, мешает образованию правиль­ной кристаллической решетки. В выяснении строения стекол, в частности силикатных, ведущую роль играли советские ученые. Наиболее обоснованной представляется в настоящее время теория, впервые высказанная А.А. Лебедевым, о наличии в твердом стекле очень малых участков с правильным кристаллическим строением - кристаллитов кварца, однако остальная часть стекла является аморфной. Ионы металла без какой-либо четкой последовательности располагаются в пустотах силикатной сетки, поэтому стекло, в противоположность кристаллу, не обладает определенной температурой плавления, а в процессе нагревания размягчается постепенно, превращаясь в подвижную жидкость (теплота затрачивается только на нагревание).

Важнейшие свойства стекла, обусловливаю­щие его применение,— высокая прозрачность для лучей света, зна­чительная механическая прочность, а также стойкость к воздействию химических реагентов наряду с низкой теплопроводностью. Хруп­кость стекла может быть устранена термической обработкой.

Свойства стекла зависят от природы и количественного соотношения окислов. Кислотные окислы придают стеклу высокую меха­ническую, термическую и химическую стойкость. Окислы щелочных металлов снижают вязкость расплавленного стекла, механическую и химическую стойкость, твердость; наоборот, окислы щелочнозе­мельных металлов повышают вязкость и химическую стойкость. Наиболее широко применяются стекла, в состав которых входят только окислы натрия, кальция, магния и кремния. Введение окиси калия, вместо окиси натрия, а также окиси свинца вместо окислов кальция и магния придает стеклу блеск и большую прозрачность, увеличивает коэффициент преломления (хрусталь и оптические стекла). В стекле для химической посуды снижают содержание окислов щелочных металлов и заменяют частично двуокись кремния на окись бора и окись алюминия, что повышает химическую и тер­мическую стойкость.