ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 371
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5.Ремонт обмоток полюсов.
При ремонте обмоток полюсов их, как правило, снимают с полюсов. Для этого отворачивают болты, крепящие полюса к корпусу, отнимают полюса от корпуса и снимают с них обмотки. При ремонте обмоток добавочных полюсов находят место повреждения и, если этот пробой на корпус, очищают его от повреждённой изоляции и наносят новую. Если не повреждённая изоляция служила достаточно долго, то необходимо её заменить. При витковом замыкании с катушки снимают корпусную изоляцию. Как правило, изоляцию промазывают клеящими лаками и высушивают. Изолированную обмотку несколько раз покрывают эмалью и сушат.
Катушки главных полюсов, как правило, наматывают круглым проводом. При пробое изоляции на корпус поврежденное место можно изолировать новой изоляцией, промазать лаком, а с верху эмалью. При витковом замыкании не всегда удаётся размотать катушку и изолировать витки, замкнутые накоротко. При размотке катушки, которая пропитана лаками, повреждается целая витковая изоляция, и намотать этим же проводом катушку не всегда удаётся. Поэтому часто изготовляют новую катушку.
Катушки, наматываемые на шаблон, называют бескаркасными. Шаблон служит только для намотки. Катушки, наматываемые на каркас, называются каркасными. Одновременно с каркасом они проходят все дальнейшие операции и вместе с каркасом их надевают на полюс машины.
Наибольшее применение находят бескаркасные катушки. Намотку таких катушек проводят на станках различной конструкции, но они должны иметь механизм раскладки провода. При отсутствии на станке механизма раскладки намотку выполняют на невысоких оборотах, а раскладку – вручную.
Если катушке необходимо придать определённый радиус для плотного её прилегания к корпусу индуктора после сборки, то изготовляют специальный шаблон, имитирующий часть индуктора, и закрепляют в нём катушку. В таком виде катушку пропитывают лаком. После пропитки клинья выбивают из неостывшей катушки, на катушку накладывают остальные слои наружной изоляции и повторяю пропитку. Повторная пропитка, предназначенная для заполнения пор наружной изоляции и воздушных промежутков между слоями.
6.Бандажирование обмоток якорей и пайка коллектора.
При вращении якорей и фазных роторов, асинхронных электродвигатей развиваются центробежные силы, которые стремятся выбросить обмотку из пазов и отогнуть лобовые части. Центробежные силы увеличиваются пропорционально квадрату скорости и во много раз превышают массу обмотки. Лобовые части всех вращающих обмоток удерживаются от отгибания намотанными бандажами. Бандажи якоря 4 и 6 показаны 21-10. Обмотки в пазовых частях можно укрепить бандажами или клиньями.
Наложение бандажа из стальной проволоки проводят следующим образом. Установив якорь в станок, вручную накладывают первый виток по окружности сердечника и закрепляют его петлей. Затем включают станок и в разбег в два-три оборота выводят проволоку на то место, где должен начинаться бандаж. Обычно бандаж устанавливают на лобовой части на обмоткодержателями. Под проволоку подкладывают изоляцию из композиционных материалов, которая должна выступать за пределы бандажа не менее чем на5 мм с каждой стороны.
В результате термической обработки бандаж приобретает монолитность, прочность и имеет хороший товарный вид, По сравнению с бандажами из стальной проволоки бандажи из стеклянной ленты более экономичны и имеют ряд преимуществ при эксплуатации. После бандажирования проводят припайку проводов обмотки к коллекторным пластинам.
После ремонта обмотки, забивки клиньев, наложения бандажей, ремонта коллектора, припайки обмотки к коллектору, пропитки необходимо выполнить следующие операции: заделать выступающий край миканитовой манжеты коллектора; покрыть якорь эмалью; обточить, продорожить, отшлифовать и отполировать рабочую поверхность коллектора. Эти операции объединяют под общим названием - отделка якоря.
7. Ремонт обмотки статора.
Укладка обмотки статора содержит следующие операции: нарезку изоляции; намотку провода на шаблон; изолирование пазов; всыпание проводников в пазы; забивку клиньев; сборку схемы; пайку схемы и выводных концов; увязку (бандажирование) лобовых частей. Все операции выполняет один работник.
Сначала нарезают пазовую изоляцию и межслойную она должна быть на 4-6мм больше длины сердечника. Изоляцию нарезают на ручных или механических ножницах.
Намотку провода выполняют на шаблоны на станках с ручным или механическим приводом. Следующая операция всыпание витков в пазы. Статор устанавливают на стол, в пазы устанавливают пазовую изоляцию и технологические прокладки и начинают всыпать нижний слой обмотки, уплотняя подбойкой витки. При укладке катушек между лобовыми частями устанавливаются прокладки. После укладки катушек выполняют соединение и пайку схемы и выводных проводников. Увязку лобовых частей выполняют шнуром или киперной лентой, которую протягивают между катушками проволочной иглой. При ремонте всыпных обмоток их испытывают напряжением 2кВ.
8.Ремонт обмоток фазных роторов.
Ремонт всыпных обмоток роторов в некоторых приемах работы подобен ремонту всыпных обмоток статоров. Перед началом укладки ротор осматривают и производят изолировку нажимных шайб, обмоткодержателей и пазов. На шайбы накладывают два слоя изоляции в виде полосок, а обмоткодержатели обертывают несколькими слоями ленты. В пазы укладывают пазовую изоляцию в виде простынок.
Намотку катушечных групп производят на шаблоны. Порядок укладки катушек и заведение проводов в пазы такой же, как и у статоров. После укладки забивают клинья. Лобовые части роторов банджируют, и ротор отправляют на пропитку.
Ремонт стержневой обмотки отличается от ремонта всыпной обмотки. Если стержневая обмотка на торцах сварена, то разобрать ее так, чтобы сохранить стержни для ремонта, нельзя. При сварке стержни на концах расплавляются и теряют свою форму. При ремонте таких роторов требуется новый комплект обмоток. Если стержневая обмотка на торцах пропаяна мягким припоем, то ее можно распаять, извлечь стержни и восстановить их.
Ротор с запаянными, стержнями разбирают в следующем порядке. Горячим паяльником нагревают хомутики на концах на концах стержней и снимают их. Таким образом, распаивают ротор с двух сторон. Затем начинают выпрямлять стержни с одной стороны ротора, пользуясь двумя ключами. Ключ надевают на прямую часть стержня и удерживают его, а ключ надевают на лобовую часть и разгибают ее.
Восстановление стержней состоит из операций снятия старой изоляции, зачистки концов от припоя, отжига, рихтовки, наложение изоляции. Отжиг необходим для снятия наклепа. Его проводят пи температуре 3500С и затем охлаждают стержни в воде.
На прямолинейную часть стержней наносят изоляцию в виде промазанной клеем простынки, которой туго обворачивают прямолинейную часть, а затем запекают. Лобовые части изолируют лентами. Необходимо ленты накладывать так, чтобы обеспечить хороший стык между простынкой и лентой.
Укладку стержней начинают с изоляции сердечника. На нажимные шайбы и накладывают в два слоя полоски изоляции, а в обмоткодержатели и обертывают двумя слоями изоляции в виде полосок и закрепляют лентой.
После гибки временный бандаж снимают, устанавливают изоляцию, между слоями помещают прокладку.
9. Пропитка обмоток статоров и роторов
Статоры, роторы, катушки аппаратов подвергают пропитке. Пропиткой принято называть процесс заполнения обмотки и ее изолировки специальными лаками или составами с последующей запечкой. В процессе пропитки воздушные включения и пустоты в обмотках и изоляции заполняются лаками, что приближает ее конструкцию к монолиту. Пропитку выполняют составами без растворителей или лаками на основе растворителей с содержанием пленкообразующих веществ от 30 до 70% в зависимости от лака и технологии пропитки. При этом повышается электрическая прочность изоляции вследствие заполнения пор и капилляров обмотки лаками, имеющими более высокую электрическую прочность, чем воздух. При выборе пропиточного лака учитывают класс нагревостойкости изоляции машины и применяемые электроизоляционные материалы для витковой и корпусной изоляции. В промышленности выбору лака для пропитки предшествует комплекс длительных исследований и испытаний систем «изоляция-лак». При пропитке обмоток из эмалированных проводов используют лаки марок МЛ-92,
МГМ-8, КО-916к, КО-964Н, компаунды (составы без растворителей) КП-34, КП-103. Провода с волокнистой изоляцией допускают более широкий выбор пропиточного состава. Для них не представляет опасность высокая цементирующая способность пропиточного лака. Обмотки вращающихся частей при использовании проводов с волокнистой изоляцией пропитывают в компаундах, которые обеспечивают высокую цементацию, например компаунды типа КП, Б-ИД-9127. В промышленности используют несколько способов пропитки и сушки. В ремонтном деле на промышленных предприятиях находит применение в основном способ погружения, а в крупных ремонтных цехах способ вакуума и давления. Затем изделие извлекают из ванны и после стекания излишнего лака растворителем замывают места, где нахождение лака недопустимо; затем проводят сушку. Сушку осуществляют в печах конвекционного подогрева. Пропитке всегда предшествует сушка и нагрев изоляции. Длительность режима сушки для пропитки зависит от химического состава и физических свойств изоляционных материалов, степени увлажнения изоляции, температуры печи, скорости циркуляции воздуха и массы изделия, но не превышает 2-3 ч при температуре 120ºС. После сушки изделия охлаждают до температуры 60-70ºС и их погружают в ванну. Обычно при пропитке погружением используют маловязкие лаки с вязкостью 40-45 с (вязкость определяется по вискозиметру ВЗ-4 при температуре лака 20ºС) и содержанием пленкообразующих веществ 51-58%. Для того чтобы внести в обмотку необходимое количество лака, выполняют несколько пропиток. После каждой пропитке узел сушат в течении 8-17 ч. При первой пропитке время нахождения изделия в лаке от 20 мин до 1 ч, а при следующих – от 10 до 20 мин. Сущность способа вакуума и давления состоит в том, что изделие помещают в автоклав, создают вакуум и, сохраняя его, подают в автоклав лак. Когда уровень лака станет выше изделий, создают давление на поверхность лака. Использование более вязкого лака требует меньшего времени для сушки. Время пропитки и сушки сокращается в 4-6 раз по сравнению со способом погружения. Особенно эффективен способ вакуума и давления для многовитковых катушек из тонкого провода.
Контрольные вопросы
1. Каким способом размягчают изоляцию обмоток электродвигателей, какие у каждого способа недостатки?
2. Какой формы паз в сердечнике статора у машин малой, средней и большой мощности?
3. Что обозначает в обмоточных данных знак- q, p, y?
4. От чего зависит размер, вид и толщина пазовой изоляции электродвигателей?
5. Какой вид обмотки статора и ротора машин малой и большой мощности?
6. Каким прибором производиться проверка сопротивления изоляции обмоток, правильности сборки схемы, отсутствие витковых замыканий?
7. Какой марки лак используют для пропитки обмоток из эмалированного провода и провода с волокнистой изоляцией, при какой температуре производят сушку лака?
8. Каким способ выполняют соединение и присоединение проводников в обмотке?
9.Сколько время производится размягчение изоляции обмоток, пропитка лаком, сушка изоляции?
10. Какие операции по ремонту коллектора производят при замыкании на вал, между пластинами, при неровной поверхности?