Файл: экологическая токсикология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2021

Просмотров: 1420

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

101 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ  

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА  

УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 

Тема 1. 

1.

 

Что является предметом и объектом экотоксикологии? 

2.

 

Сформулируйте задачи экотоксикологии? 

3.

 

В чем отличие «традиционной» токсикологии и экотоксикологии? 

4.

 

Что называется токсическим действием? 

5.

 

Что понимается под термином «токсикология окружающей среды»? 

6.

 

Когда впервые экотоксикология выделилась  в самостоятельную 

науку? 

7.

 

Почему экологическая токсикология является междисциплинар-

ным научным направлением? 

8.

 

Почему применение терминов «экотоксичность» и «экотоксико-

логия» имеет некоторую неопределенность? 

9.

 

Раскройте понятие «загрязнение». 

10.

 

 Какие факторы определяют тяжесть воздействия загрязняющих 

веществ? 

11.

 

 Приведите классификацию источников загрязнения? 

12.

 

 Какие виды загрязнений Вы знаете? 

Тема 2. 

13.

 

Раскройте  понятия:  «ксенобиотики»,  «ксенобиотический  про-

филь  среды»,  «экополлютант»,  «экотоксикант»,  «экотоксичность», 
«персистирование», «биодоступность». 

14.

 

Какие превращения претерпевают загрязняющие вещества в ок-

ружающей среде? 

15.

 

Охарактеризуйте факторы, влияющие на биоаккумуляцию. 

16.

 

Какие биологические эффекты могут возникнуть в результате био-

аккумуляции токсиканта в организме животных, растениях, человеке? 

17.

 

Какой феномен носит название «биомагнификация»? 

18.

 

В чем заключаются прямое, опосредованное  и смешанное  дей-

ствия экотоксиканта?  

19.

 

Приведите примеры острой и хронической экотоксичности. 

20.

 

Охарактеризуйте механизм экотоксичности. 

21.

 

Сформулируйте принципы оценки токсичности вещества с точ-

ки зрения эпидемиологической токсикологии и экотоксикологии. 

22.

 

Охарактеризуйте зависимость «доза-эффект». 

23.

 

Охарактеризуйте зависимость «доза-эффект» по показателю ле-

тальность. 

24.

 

Раскройте  понятия  «средняя  эффективная  доза»  и  «летальная 

доза». 


background image

 

102 

25.

 

Какое  явление  получило  название  «парадоксальная  токсич-

ность»? 

26.

 

Раскройте понятие «порог вредного действия». 

27.

 

Какой метод широко используется для оценки токсичности хи-

микатов? 

28.

 

Каким требованиям должны отвечать тест-объекты? 

29.

 

В чем заключается метод «рыбной пробы»? 

30.

 

Назовите  тест-функции,  используемые  в  качестве  показателей 

биотестирования для различных объектов? 

31.

 

Что  означает  термин  «опасность»?  Какие  классы  опасности 

вредных веществ выделяют? 

32.

 

Какие понятия относят к показателям потенциальной опасности 

и реальной опасности? 

33.

 

Что  может  быть  нарушено  в  экосистеме  в  результате  постоян-

ного  поступления  в  нее  загрязняющих  веществ  и  энергии  в  различных 
видах? Какими показателями можно оценить степень этого нарушения? 

34.

 

Каков риск появления нарушения в экосистеме? 

35.

 

В  чем  заключаются  общие  положения,  справедливые  при  рас-

смотрении проблемы риска любого типа? 

36.

 

В чем сущность учета «приемлемого экологического риска»? 

37.

 

Какие этапы включает оценка экологического риска? 

Тема 3. 

38.

 

Какие  природные источники потенциально токсичных веществ 

в окружающей среде выделяют? 

39.

 

Охарактеризуйте  антропогенные  источники  поступления  в  ок-

ружающую среду потенциально токсичных веществ. 

40.

 

Назовите  антропогенные  источники  загрязнения  воздушной 

среды, природных вод, почв. 

41.

 

Охарактеризуйте  антропогенные  потоки  вещества,  образую-

щиеся в ходе производственной деятельности городского населения. 

42.

 

Какое  влияние  на  процесс  загрязнения  среды  оказывают  воен-

ные действия? 

Тема 4. 

43.

 

Назовите химические элементы I, II, III, IV класса опасности. 

44.

 

Раскройте понятия «тяжелые металлы», «микроэлементы». 

45.

 

Раскройте понятие «геохимическая миграция». 

46.

 

Чем определяется интенсивность миграции химических элементов? 

47.

 

Раскройте  понятие  «фоновое  содержание»,  «кларк  концентра-

ции», «геохимическая аномалия». 

48.

 

Какова  роль  атмосферы  в  перемещении  техногенных  потоков 

химических элементов? 


background image

 

103 

49.

 

Чем  обусловлены  миграционные  процессы  минеральных  эле-

ментов в почвах? 

50.

 

Какой параметр А.И. Перельман назвал коэффициентом биоло-

гического  поглощения?  Поясните  механизм  поглощения  минеральных 
элементов растениями. 

51.

 

В каких эффектах на уровне организма проявляется биологиче-

ское действие ртути? 

52.

 

Поясните процессы переноса ртути по трофической цепи, како-

вы их последствия? 

53.

 

В каких эффектах на уровне организма проявляется биологиче-

ское действие свинца? 

54.

 

Поясните  процессы  переноса свинца  по трофической  цепи,  ка-

ковы их последствия? 

55.

 

В чем заключается токсичность кадмия для биологических сис-

тем, какова роль этого элемента в техногенезе? 

56.

 

Какова  биологическая  роль  селена,  в  каких  эффектах  проявля-

ется токсичность этого элемента? 

57.

 

Какова биологическая роль  мышьяка, в каких эффектах прояв-

ляется токсичность этого элемента в отношении живых организмов? 

58.

 

Поясните механизм переноса пестицидов по пищевым цепям. В 

чем заключается опасность пестицидов для биологических объектов. 

59.

 

Почему диоксины получили «прозвище» «химический СПИД»? 

60.

 

Как образуются диоксины? 

61.

 

Назовите  источники  поступления  диоксинов  в  организм  чело-

века, животных. 

62.

 

Какая фракция нефти является наиболее  подвижной? Назовите 

ее токсичные составляющие. 

63.

 

Какое  действие  оказывают  разливы  нефти  на  почву  и  почвен-

ные организмы? 

64.

 

В чем заключается опасность  нефтяных разливов в природных 

водах? 

65.

 

Какие  типы  нефтяных  разливов  в  море  с  экологической  точки 

зрения различают? 

66.

 

Опишите  схему  основных  стадий,  биологических  эффектов  и 

последствий нефтяных разливов в море? 

67.

 

Каково воздействие на морские организмы и сообщества разли-

вов нефти в пелагиали и прибрежной зоне на шельфе без контакта с бе-
реговой линией? 

68.

 

Каков  экологический  спектр  реакций  основных  групп  биоты 

при нефтяных разливах в литоральной зоне? 


background image

 

104 

Тема 5. 

69.

 

Раскройте термины «адаптация» и «компенсация».  

70.

 

Какие адаптивные реакции изучает экологическая токсикология? 

71.

 

Что в экотоксикологии подразумевают под  приспособительны-

ми реакциями надорганизменного ранга? 

72.

 

Приведите примеры проявления адаптационных явлений в рас-

тительных популяциях. 

73.

 

Приведите примеры ответных реакций популяций животных на 

внешнее токсическое воздействие. 

74.

 

Является  ли  факт  повышенной  изменчивости  некоторых  пока-

зателей,  возникающей  под  влиянием  техногенного  воздействия  благом 
для популяции? 

Тема 6. 

75.

 

В чем отличие санитарно-гигиенического нормирования от эко-

логического? 

76.

 

Раскройте понятие допустимой антропогенной нагрузки. 

77.

 

Какие экологические критерии и показатели, характеризующие 

качество природной среды, выделяют? 

78.

 

Назовите общие принципы отбора видов-индикаторов. 

79.

 

Что понимают под термином «индикатор устойчивого развития»? 

80.

 

Охарактеризуйте кратко процедуру токсикологического норми-

рования в разных странах. 

81.

 

Сформулируйте подходы к критериальной оценке за рубежом. 


background image

 

105 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

Биология моря. 1995. Т. 21. № 6. 
Биологические  активные  добавки  в  питании  человека  / 

В.А. Тутельян,  Б.П.  Суханов,  А.Н.  Австриевских,  В.М.  Поздняков-
ский. – Томск: Изд-во НТЛ, 1999. – 296 с. 

Бондарев Л.Г. Микроэлементы – благо и зло. – М.: Знание, 1984. – 

144 с.

 

Введение  в  химию  окружающей  среды  /  Дж.  Андруз, 

П. Бримблекумб, Т. Джикелс, П. Лисс. Пер. с  англ.  –  М.: Мир, 1999.  – 
271 с. 

Гадаскина И.Д., Толоконцев Н.А. Яды – вчера и сегодня. – Л.: Нау-

ка, 1998. – 204 с. 

Геохимия окружающей среды / Сает Ю.Е., Ревич Б.А., Янин Е.П. и 

др. – М.: Недра, 1990. – 335 с. 

Говорушко  С.М.  Экологическое  сопровождение  хозяйственной 

деятельности. – Владивосток: Дальнаука, 2003. – 271 с. 

Доклад  о  свинцовом  загрязнении  окружающей  среды  Российской 

Федерации и его влиянии на здоровье населения. Документ Государст-
венного комитета РФ по охране окружающей среды // Спец. выпуск га-
зеты «Зеленый мир». 1997. № 5. С. 4–16. 

Израэль Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. – 

М.: Гидрометеоиздат, 1984. – 559 с. 

Кабата-Пендиас  А., Пендиас  Х. Микроэлементы  в почвах  и расте-

ниях. – М.: Мир, 1989. 439 с. 

Контроль  химических  и  биологических  параметров  окружающей 

среды / Под ред. В.К. Донченко. – СПб.: Эколого-аналитич. информац. 
центр «Союз», 1998. – 896 с. 

Критерии оценки экологической обстановки территорий для выяв-

ления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического 
бедствия  /  Под  ред.  Н.Г.  Рабыльского.  –  М.:  Минприроды  России, 
1992. – 73 с. 

Криштопенко  С.В.,  Тихов  М.С.,  Попова  Е.Б.  Парадоксальная  ток-

сичность. – Нижний Новгород: Изд-во Нижегородской государственной 
медицинской академии, 2001. – 164 с. 

Куценко  С.А.  Основы  токсикологии.  –  СПб.,  2002:  http://www. 

cbsafety.ru/rus/refdata14.asp 

Морозов  Н.П.,  Петухов  С.А.  Микроэлементы  в  промысловой  их-

тиофауне Мирового океана. – М.: Агропромиздат, 1986. – 158 с. 

Огородникова А.А. Эколого-экономическая оценка воздействия бе-

реговых источников загрязнения на природную среду и биоресурсы за-
лива  Петра  Великого.  –  Владивосток:  Изд-во  ТИНРО-центра,  2001.  – 
193 с.